Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как пользоваться словарем справочником 4 страница






графические ошибки учащихся. Графика – совокупность всех средств письменности данного языка: буквы; отношения между звуками речи (точнее, фонемами) и обозначающими их буквами; знаки препинания и выделения, абзац, условные подчеркивания и шрифтовые выделения. Графика как отдельная тема курса в программе не выделена, но средства и правила графики усваиваются школьниками в I и последующих классах. Усвоение графики в связи с законами фонетики, умение во всех случаях правильно соотносить звук и букву служат основой развития орфографических умений и навыков. Графическими называются ошибки, допускаемые учащимися в письменных работах и обусловленные незнанием или неточным знанием графики. Ошибка типа «мойя» (вместо моя) может быть объяснена неумением употреблять правило обозначения звука [j] в русском языке. Нередко школьники не умеют пользоваться кавычками как средством выделения цитат и пр. К числу графических ошибок относят неправильные начертания букв, их пропуски, перестановки, замены, что нередко является следствием невнимательности, поспешности, а не незнания правил графики.

Лит.: Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1960; Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М., 1961; Иванова В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. – М.. 1978.

 

45 Дедукции в обучении русскому языку

группировка – упражнение, широко применялось в методике русского языка в XIX в. В современной школе используется в I классе наряду с классификацией. Состоит в распределении данных слов по группам на основе каких-либо определенных признаков: например, Г. данных слов по частям речи; по назначению или принадлежности (тарелка, кастрюля – в одну группу; сосна, береза, дуб – в другую). Рекомендуется группировать слова также по типу орфограмм: слова с безударными гласными в корне, слова с приставками.

 

Д

 

двуязычие (билингвизм) – овладение и пользование двумя языками одновременно, например казахско-русское Д., русско-французское Д. Владение литературным языком и диалектом также признается Д. Виды Д.: близкородственное, например украинско-русское, и неблизкородственное, например узбекско-русское; прямое и косвенное; полное и неполное. Исследования Д. составляют основу методики обучения второму языку: русскому языку в национальной школе, иностранному языку. Как правило, при Д. один из языков усваивается ранее и полнее второго, что позволяет первый язык называть родным. При усвоении второго языка преодолевается перенесение особенностей родного языка на изучаемый (интерференция). Д. в СССР весьма распространено, особенно в союзных и автономных республиках, и имеет тенденцию усиления. Все чаще встречается трехъязычна, особенно на территории Дагестана, Грузии. Знание второго и третьего языков способствует более глубокому усвоению родного, а также пониманию общих закономерностей языка и речи и общему умственному развитию человека.

Лит.: Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). – М., 1969; Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР. – М., 1979.

дедукция (дедуктивный метод) в обучении русскому языку – использование в учебной деятельности учащихся умозаключений, в которых новое знание выводится не путем обобщения наблюдавшихся фактов (см. «Индукция»), а на основании более общих закономерностей, моделей, относящихся к данному классу явлений. Процесс усвоения нового материала или решения какой-либо познавательной задачи начинается с общих положений и заканчивается приложением их к частным случаям. Так, еще в начальных классах школьники усваивают общий способ правописания гласных и согласных корня, находящихся в слабых позициях и поэтому звучащих неясно, путем подбора родственных слов, где проверяемые гласные или согласные стоят в сильных

 

Декламация

 

позициях. В дальнейшем учащиеся применяют эту модель к другим случаям: к проверке непроизносимых согласных, безударных гласных в приставках, в окончаниях и пр. Д. лежит в основе грамматического разбора и других упражнений, требующих приложения общей теории к частным случаям. В некоторых дидактических системах изучение тем и разделов курса начинается с формирования общего представления или понятия, общей модели, а дальнейшее изучение темы протекает дедуктивно: учащиеся идут от общего положения к частным выводам, проявлениям. Д. в обучении неотделима от индукции, следовательно, речь может идти не о полностью дедуктивном обучении, а о различных соотношениях Д. и индукции, о преобладании Д.; Д. преобладает в старших классах.

Лит.: Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972; Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. – М., 1982.

декламация – выразительное чтение художественного произведения, один из эффективных приемов обучения орфоэпии, интонациям, логическим ударениям, паузам и пр., развития дикции. Способствует общему повышению культуры речи, формирует чутье языка, развивает фонематический слух.

деловая речь в курсе русского языка – один из видов связной письменной речи в школе, формирующий стилистические умения и приобщающий школьников к составлению документов. Д. р. – это официальные документы: объявление, расписка, заявление, телеграмма, деловое (не интимное!) письмо, адрес, удостоверение, справка, акт, автобиография, протокол, план работы, отчет, доверенность и т. п. Д. р. подготавливает учащихся к жизни, к трудовой и общественной деятельности. Учащиеся овладевают, во-первых, пониманием назначения деловых бумаг, знакомятся с ситуациями, в которых эти бумаги необходимы; во-вторых, овладевают формой, принятой для данных документов; в-третьих, овладевают официально-деловым стилем, обычно противопоставляемым художественному стилю.

Лит.: Барлас Л. Г. Русский язык. Стилистика. – М., 1978; Щепина К. П. Обучение деловому письму на уроках русского языка. – М., 1980.

демонстрация на уроках русского языка – методический прием, показ на уроке всем учащимся одновременно таблиц, схем, моделей, картин, диапозитивов, кино- и диафильмов, телепередач, изображений, проецируемых на экран с помощью графопроектора (кодоскопа). Для уроков русского языка специфической является Д. образцов текста, Д. речи. Такая Д. позволяет учащимся наблюдать правильное произношение, соблюдение требований орфоэпии, интонаций, средств выразительности речи, внутренние

 

47 Диалектизмы

связи текста, построение предложений, использование лексики и грамматических форм. Д. служит исходным этапом многих видов познавательной работы учащихся: языкового анализа, бесед, решения грамматических и орфографических задач и пр.

дефектология – педагогическая наука, изучающая закономерности развития, обучения и воспитания детей, имеющих физические или психические недостатки: умственно отсталых, глухих, слепых, имеющих дефекты речи. Разрабатывает методы изучения детей, определяет пути и средства компенсации дефектов, разрабатывает методику обучения и воспитания, включения детей в полноценную производственную деятельность. Отрасли Д.: «Сурдопедагогика» (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), «Олигофренопедагогика» (обучение и воспитание умственно отсталых детей), «Тифлопедагогика» (обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей), «Логопедия» (исправление дефектов речи). В педагогических институтах имеются дефектологические факультеты, в АПН СССР – НИИ дефектологии. Все отрасли Д. имеют прямую связь с методикой русского языка, так как указанные дефекты в первую очередь захватывают речь – говорение, аудирование, письмо, чтение.

Лит.: Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. – М., 1969; Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого ребенка. – М., 1970; Волкова К. А. Произношение. Учебник. – М., 1984. См. также статью Логопедия.

диагностика в обучении русскому языку – научно обоснованное определение причин тех или иных недочетов, ошибок, пробелов в знаниях, например: Д. орфографических ошибок того или иного типа. Д. ошибок помогает их предупреждать, устраняя причины, их вызывающие, а также позволяет прогнозировать возможные недостатки или положительные явления. Так, на основании Д., например, орфоэпических ошибок может быть определен тот уровень орфоэпических умений и навыков учащихся, который будет достигнут за указанный срок, например за два года.

диалектизмы – слова, словоформы, словосочетания, фонетические особенности слов, употребляемые в говорах, диалектах. В художественной литературе используются для реалистического изображения быта, создания «местного колорита», для речевой характеристики действующих лиц (например, в «Поднятой целине» М. А. Шолохова). Д. в речи учащихся, если они используются неоправданно, рассматриваются как речевые ошибки, возникающие под влиянием местного диалекта, говора. Встречаются преимущественно в устной речи, но проникают и в речь письменную,

 

Диалектные условия обучения 48

в частности приводят к орфографическим ошибкам. Виды Д.: 1) фонетические – аканье, оканье, фрикативное [7] и пр.; 2) лексико-фонетические – «вострый», т. е. острый, «лаука», т. е. лавка, и пр.; 3) лексико-словообразовательные – «блюдка» вместо блюдце и т. п.; 4) собственно лексические – «векша» вместо белка, «пимы» – валенки и пр.; 5) лексико-семантические – «обратно» в значении опять, «веснушка» – лихорадка и пр.; 6) грамматические – «у сестре» вместо у сестры, «он хотит» вместо он хочет и пр. Устраняются Д. в результате создания правильной речевой среды, чтения книг, овладения нормами русского Литературного языка, изучения лексики, фонетики, грамматики, стилистики, орфоэпии. Разрабатываются также специальные методики обучения литературному языку в диалектной среде. Диалектные ошибки речи очень стойки, трудно поддаются исправлению, особенно – произносительные.

Лит.: Текучев А. В. Методика орфографии в условиях местного диалекта. – М., 1974; Оссовецкий И. А. Лексика современных русских народных говоров. – М., 1982.

диалектные условия обучения. Во многих регионах России сохранились и оказывают сильное влияние на формирующиеся речевые умения учащихся особенности территориальных диалектов, говоров. Наиболее сильны произносительные влияния диалектов, несколько меньше – лексические и грамматические. Влиянию диалектов подвержены не только учащиеся, но в какой-то степени и учителя. В методике разрабатываются как общие рекомендации к работе в диалектных условиях, так и частные, местные. К числу общих рекомендаций относятся: усиленное внимание к приемам борьбы за культуру речи, широкое использование образцовых текстов и звукозаписей, самостоятельная работа учащихся в лингафонных кабинетах – отработка литературного произношения, ознакомление учащихся с понятием диалекта, с особенностями местного говора и на этой основе – сопоставление литературных и диалектных вариантов и пр. Для правильного выбора методов и приемов учителю необходимо хорошо изучить местный диалект и в тактичной форме постоянно разъяснять учащимся необходимость придерживаться литературной нормы. Частные рекомендации связаны с изучением отдельных тем, например в южных говорах, где окончание глаголов настоящего времени произносится мягко («они идуть»), возникает повышенная опасность ошибок на -ться, и их предупреждению должно быть уделено большое внимание. Создание региональных методик, учитывающих диалект, пока находится в начальной стадии.

Лит.: Текучее А. В. Основы методики орфографии в условиях местного диалекта – М., 1953; Захарова К. Ф., Орлова В. Г. Диалектно

 

49 Дидактика

членение русского языка. – М., 1970; Текучев А. В. Преподавание русского языка в диалектных условиях. – М., 1974; Барашков В. Ф. А как у вас говорят? – М., 1986.

диалог – вид устной речи (реже – письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин полилог) говорящих лиц. Реплики (высказывания) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вместе единое целое, поэтому диалог – вид связной речи, или текста. В Д. важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация; для Д. характерны некоторые стилистические особенности: вопросы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и частицы, обращения и пр. Развитие диалогической речи в школе происходит в процессе бесед, в старших классах – обсуждений, реже – диспутов. Методика Д. пока мало разработана, поэтому Д. формируется в основном в быту; беседа как форма Д. носит искусственный характер, так как в школьной беседе учащийся выполняет пассивную роль, отвечая на вопросы, заданные учителем. Существенное внимание Д. уделяется в методике русского языка как неродного (в национальной школе).

Лит.: Кодухов В. И. Прямая и косвенная речь в современном русском языке. – Л., 1957; Одинцов В. В. О языке художественной прозы. Повествование и диалог. – М., 1973.

диапозитивы (слайды), диафильмы – вид наглядных пособий, представляют собой изображения на стекле или пленке, проецируемые на экран с помощью аппаратуры. Могут быть черно-белыми или цветными, изображают схемы, графики, слова или текст, портреты, различные картины и пр.; бывают как единичные изображения, так и серии, передающие сюжет или материал целой темы. Используются в качестве наглядных пособий по теме, для бесед и рассказов, сочинений.

Лит.: Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. – М., 1984.

дидактика – теория обучения, отрасль педагогики. Изучает цели и задачи обучения, вопросы содержания образования, принципы обучения, процесс обучения (его организацию), методы обучения, проблемы урока и пр. Изучает общие закономерности обучения в отличие от методики, изучающей частные закономерности обучения конкретному предмету, например русскому языку. Опираясь на Д., методика русского языка решает собственные вопросы: воспитание в процессе обучения русскому языку, интерпретация принципов обучения применительно к преподаванию русского языка, построение урока русского языка в соответствии с обще-Дидактическими требованиями, обоснование методов, сложив-

 

Дидактический материал по русскому языку 50

шихся в методике русского языка, их связь с методами в дидактике и пр. Но методика решает свои задачи, опираясь не только на законы и принципы Д.: она опирается на законы преподаваемого предмета – языка. Поэтому на стыке трех наук – языкознания, дидактики и методики возникает теоретическая часть методики, называемая дидактикой языка (лингводидактикой).

Лит.: Данилов М. А. Дидактика Ушинского. – М., 1940; Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. – М., 1967; Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. – М., 1982; Бабанский Ю. К., Сорокин Н. А., Ильина Т. А. Дидактика // Педагогика. – М., 1983. – С. 91 – 267.

дидактический материал по русскому языку. 1.Вид учебных материалов – отдельные слова, звуки, вычленяемые из потока речи и рассматриваемые как фонетические единицы языка, словосочетания, предложения, отрывки текстов, которые используются для языкового анализа, для обучения правописанию и т. п. Д. м. называют также задания, раздаваемые учащимся для выполнения, нередко дифференцированного или индивидуализированного характера: наборы карточек с упражнениями по грамматике, орфографии, пунктуации, карточки с вопросами и заданиями разного рода, карточки с текстом для лингвистического анализа и комментирования, для изложения или перестройки текста, иллюстрации и репродукции картин для бесед и сочинений и пр. Учитель накапливает Д. м. по темам курса, например: Д. м. к теме «Состав слова».

2. Вид методического пособия (учебного пособия) для учителя. Д. м. систематически издаются издательством «Просвещение» для каждого класса. К сборникам Д. м. прилагаются методические указания по их использованию для учителя. Пример Д. м.: Дидактический материал к учебнику русского языка. 7 класс (М., 1988).

диктант – одно из наиболее употребительных письменных грамматико-орфографических аналитико-синтетических упражнений, состоящее в воспроизведении услышанного, т. е. воспринятого на слух текста или отдельных его элементов (слуховые Д.), а также зрительно воспринятого и, в отличие от списывания, фиксируемого по памяти (зрительные Д.). Письмо Д. сопровождается различными дополнительными грамматическими и орфографическими заданиями. Различаются слуховые Д., зрительные Д., свободные Д., творческие, выборочные, самодиктанты, или Д. «Проверяю се0я», комбинированные Д. По используемому материалу – текстовые Д., состоящие из отдельных предложений, и лексические (словарные) Д. См. статьи, посвященные отдельным видам Д.: Контрольный Д., Слуховой Д., Объяснительный Д., Предупредительный Д., Выборочный Д., Зрительный Д. и др.

 

51 Диспут

Лит.: Ушаков М. В. О видах диктанта в семилетней школе. – М., 1957; Ладыженская Т. А. Творческие диктанты. – М., 1963; Чеснокова А. А., Блюмберг Р. А. Сборник диктантов с подготовительными упражнениями по русскому языку. – М., 1978; Блинов Г. И., Антохина В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. – М., 1986; Кастроль И. С., Скороход Л. К. Сборник диктантов по пунктуации. 7 – 8 классы. – М., 1987.

диктант «Проверяю себя» – вид контрольно-обучающего диктанта, отличается высоким уровнем самоконтроля учащихся: разрешается спрашивать учителя, пользоваться словарем, справочниками и пр. Вопросы и другие способы самопроверки поощряются (если вопросы задаются не ради показной активности), исправления – тоже. Д. «П. с.» способствует выработке орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту. Вызывает у учащихся интерес.

Лит.: Кобызев А. И. Новый вид диктанта «Проверяю себя». – М., 1962.

дикция – произношение; умение ясно, отчетливо произносить звуки, слоги, слова в процессе речи, чтения, декламации. Хорошая Д. достигается путем упражнений в артикулировании звуков, в чтении скороговорок, трудных звукосочетаний, в изменении громкости и быстроты произнесения и пр. Работа над Д. проводится в I классе, усложняется в последующих классах; проводится по мере необходимости.

динамические (подвижные) таблицы, в отличие от готовых, статичных, – таблицы, составляемые самим учителем на небольшом стенде, имеющем горизонтальные рейки-подставки. Удобство Д. т. в том, что они быстро обновляются, позволяют изменять ситуацию и языковое окружение слова, словоформы, словосочетания и пр. Используются Д. т. не только при сообщении нового материала, но и при закреплении, при проверке знаний и умений. Подвижные элементы Д. т., которые могут сниматься и заменяться другими, называются демонстрационными карточками; последние накапливаются в кабинете русского языка по всем темам курса.

Лит.: Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. – М., 1984.

диспут – публичный спор, обычно – между двумя лицами, стоящими на противоположных позициях по одному вопросу. Проводится с целью установления истины. В учебных целях в современной школе используется редко, однако широко применялся в прошлом как средство развития мышления и речи, полемических умений, готовности речи и быстрых речевых реакций. Возможные темы дискуссий в старших классах: «Прав ли Писарев в оценке

 

Дифференцированный подход в обучении русскому языку 52

Пушкина?», «Нужна ли категория рода в русском языке?», «Язык будущего» и т. п.

дифференцированный подход в обучении русскому языку – форма организации учебного труда учащихся (по мнению некоторых авторов, метод) на основе объединения их в рамках классного коллектива в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных по национальному составу классах – по степени владения русским языком. Каждая группа получает задания разного характера, неодинаковой степени трудности. Д. п. позволяет в рамках класса подтянуть отстающих, дать пищу для развития каждой группы учащихся. Деление на группы не является постоянным; для разных видов работы могут создаваться разные по составу группы. Д. п. не отменяет единства требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

дневник. Методику русского языка интересуют три вида Д.

1. Д. развития ребенка, ведомые, как правило, родителями. Известны изданные «Д. матери» психологов Н. А. Менчинской, В. С. Мухиной, Д. научных наблюдений известного советского лингвиста А. Н. Гвоздева за развитием познавательной деятельности сына «От первых слов до первого класса». В этих Д. значительное место принадлежит записям о речевом развитии ребенка: отражено обогащение словаря, появление новых грамматических форм и пр.

2. Учебные Д. учащихся, которые в методике русского языка рассматриваются как средство развития самостоятельной письменной речи: Д. наблюдений природы, погоды; Д. кружка; Д. экспедиции, похода; Д. пионерских дел и пр. Издаются Д. с печатной основой, например «Дневник наблюдений природы» для II – III классов. На основе учебных Д. подготавливаются доклады, сочинения, например «Наш поход по местам боевой славы нашего района». Учебные Д. ведутся индивидуально или коллективно, по заданию учителя, по графику.

3. Личные (интимные) Д. Ведутся обычно в юношеском возрасте, без заданий учителя и без какого-либо контроля. Ведение Д. не только развивает речь юношей, девушек, но и формирует личность, учит самоанализу и самооценке. Всю жизнь, с перерывами, вел Д. Л. Н. Толстой. Личные Д. вели З. Космодемьянская, Н. Костерина, О. Кошевой. Учитель-словесник поощряетведение Д., хотя и не стремится с ним ознакомиться.

догматические методы в обучении русскому языку – методы, не требующие осознания изучаемого материала, основанные на его заучивании (предполагалось, что понимание придет позже). Д. м. широко использовались в XVIII – первой половине XIX в.: заучивание старославянских текстов, риторических фигур и пр. К числу Д. м. принадлежал буквослагательный метод обучения

 

53 Доклад

грамоте (см.). На смену Д. м. пришли методы, требующие осознанного усвоения материала (середина XIX в.) и самостоятельной познавательной деятельности учащихся (середина XX в.). Однако элементы догматизма имеют место и в современной методике: без обоснования, объяснения школьники усваивают правописание большинства слов, не проверяемых правилами; почти всю русскую графику; многие формы склонения и пр. Преодоление остатков догматизма – важная задача методики русского языка. В частности, даже заучивание материала можно проводить не догматически. Так, не проверяемые правилами слова запоминаются в связи с какими-то умственными операциями: классификацией слов по значению, с составлением предложения и пр.

Лит.: Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения – М., 1971.

дозировка материала на урок. При составлении учебников, при поурочном планировании очень важно измерять насыщенность каждого урока: это могло бы предупредить перегрузку учащихся, обеспечило бы оптимальные условия усвоения. Обычно авторы и учителя, планирующие уроки, опираются на свой опыт, здравый смысл, интуицию, эксперимент, а также на подсчет новых понятий, терминов, правил, орфограмм, выносимых на данный урок. Делались попытки применения объективных критериев оценки насыщенности урока: Э. В. Старинина вычисляла информационную насыщенность страниц букваря в единицах информации («Советская педагогика», 1972); А. П. Маноил вычисляла коэффициенты трудности усвоения русских фонетических единиц детьми молдавской национальности (кандидатская диссертация). Количественные измерения материала, выносимого на урок, с целью его Д. пока находятся на стадии поиска.

доказательство при изучении русского языка – методический прием, развивающий мышление и речь и состоящий в обосновании какого-либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже доказанных или принимаемых без доказательства (очевидных или недоказуемых). В обучении русскому языку Д. широко применяются в процессе грамматического разбора, словообразовательного анализа, при решении орфографических задач. Так, школьники доказывают, что в слове разрушенный следует писать е, а не а; что слово старинный должно писаться с нн и т. п. Задания «докажи» широко используются на уроке и в домашних заданиях учащимся.

доклад – публичное сообщение на определенную тему. В школе Д. используются в обучении разным предметам: истории, физике, литературе, русскому языку и пр. – на внеклассных занятиях.

 

Документация школьная 54

Д. – эффективное средство развития научного стиля речи учащихся. Подготовка к Д.: определение темы, сбор материала, составление плана и (или) тезисов, написание текста Д., выступление с Д., обсуждение Д. Работа над Д. обеспечивает высокий уровень мотивации, заинтересованности учащихся. Примеры тем Д. по русскому языку: «Сложноподчиненное предложение» (IX класс); «Роль буквы ь в русском письме» (VI класс), «Нужна ли категория рода в русском языке» (на кружковых занятиях) и т. п. Нередко Д. делается лишь по тезисам, без полного текста, – в этих случаях Д. становится эффективным средством развития устной речи. В свете требований реформы школы роль Д. возрастает, особенно в старших классах.

документация школьная – тетради учащихся, их словарики, дневники и все, написанное ими; планы уроков учителя, записи уроков (протоколы), тетради наблюдений за учащимися, их характеристики, учет ошибок и их классификация – все, написанное учителем; классные журналы, планы работы школы, протоколы заседаний педсовета, методических объединений и пр. Д. ш. используется для изучения и обобщения опыта работы школ и учителей, для изучения типичных недочетов и ошибок в знаниях и умениях учащихся и пр.

домашние задания по русскому языку и их выполнение – составная часть процесса обучения, вид самостоятельной деятельности учащихся главным образом по закреплению знаний, полученных на уроке, по выработке умений и навыков. Виды работ, задаваемых учащимся на дом по русскому языку; повторение теоретического материала, изучавшегося на уроке, подбор новых примеров к этому материалу, применение правил, составление таблиц, схем, выполнение рисунков, работа со словарями и пр.; выполнение письменных и устных упражнений по учебнику или дополнительным пособиям, грамматический разбор, заучивание стихотворений; чтение художественной литературы, подготовка к пересказу, к ответам на вопросы, к выразительному чтению, выписывание слов; подготовка к сочинению – сбор материала, записи по наблюдениям, подготовка словаря, составление плана сочинения, наброски текста; письмо сочинений и докладов. Д. з. рассчитывается так, чтобы на его выполнение учащийся затрачивал не более 2/3 классного времени. Чтобы не допустить перегрузки, домашние упражнения не должны быть труднее классных. Изучение нового материала, как правило, на дом не задается. Д. з. выполняет важную воспитательную функцию: оно приучает школьников к самостоятельной работе без учителя, к выполнению ежедневных обязанностей без непосредственного побуждения и контроля, что важно для трудового воспитания. В условиях групп продленного дня методика Д. з. своеобразна; см. статью Самоподготовка.

 

55 Драматизация

Лит.: Кобызев А. И. Индивидуальные задания по русскому языку в V – VII классах. – М., 1957; Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.

доступность обучения – дидактический принцип, предполагает изучение возрастных возможностей учащихся и строгую дозировку материала как по годам обучения, по разделам курса, так и на каждый урок. Д. того или иного материала проверяется в эксперименте. Так, исторические чередования звуков оказались слишком трудными для начальных классов, поэтому закономерности чередований изучаются лишь в IV и V классах. Постепенно по Классам вносятся сведения по стилистике. Для большей доступности грамматический материал в программе младших классов расположен ступенчато. Однако не следует понимать Д. о. как принцип какого-то облегченного обучения: обучение должно проходить на достаточно высоком уровне трудности, с соблюдением меры трудности, в противном случае учащимся будет неинтересно, не сформируется познавательный интерес, не сложатся черты характера, необходимые для преодоления трудностей.

Лит.: Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М.., 1966; Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. – М., 1973; Основы методики русского языка в 4 – 8 классах / Под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской. – М., 1978.

драматизация – методический прием развития речи учащихся, используемый на уроках чтения в начальных классах, литературы в средних и старших классах (см. статью Творческое чтение), повышающий полноту восприятия идейно-художественного содержания произведения, способствующий эстетическому развитию. Виды Д.: чтение по ролям с отработкой интонаций; составление «живых групп», картин; перестройка текста с целью драматизации – извлечение диалогов из текста рассказа, составление пьес и сценариев по рассказам; дополнение текста описанием обстановки, где происходит действие, внешности героев и пр.; постановка небольших сцен – с декорациями, гримом или без них. Д. разрабатывалась в трудах С. И. Абакумова, Н. М, Соколова, Е. Е. Соловьевой и др. В настоящее время используется преимущественно в младших и средних классах, в устных формах, нередко – с привлечением технических средств обучения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.