Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторинг: сущность, виды, технологии проведения операции.






Факторинг (в переводе с английского — посредничество) в об­щем случае представляет собой род комиссионно-посредничес­ких услуг, оказываемых специализированной организацией-фак­тором или коммерческим банком клиенту - юридическому лицу, которое по тем или иным причинам не может или не хочет самос­тоятельно добиваться возвращения сумм за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги, и в силу этого готово уступить свои права на такие суммы факторской организации (банку-фактору) и получить за это пусть и меньшие деньги, но немедленно, что означает, по сути, своеобразное кредитование его оборотного капитала.

Другими словами, с экономической точки зрения факторинг - это торговля долговыми обязательствами (разновидность так на­зываемых учетных операций). Применительно к деятельности банков под факторингом понимается покупка ими срочных пла­тежных требований, возникающих из поставки товаров (выпол­нения работ, оказания услуг), в том числе прав требования возв­рата выданных кредитов. С правовой точки зрения факторинг, как уже было показано, представляет собой сделку, означающую уступку прав требования, с финансово-экономической точки зрения — финансирование клиентов под уступку ими своих де­нежных требований к должникам (счетов-фактур). Чтобы осуществлять такую деятельность, банк-фактор, как и любая факто­ринговая компания, должен располагать так называемым оборот­ным фондом факторинга - определенным объемом денег, находя­щимся в распоряжении соответствующего подразделения банка.

Факторинг важен в первую очередь для мелких и средних предприятий и организаций, стремящихся увеличить объемы своих продаж или заинтересованных в освоении новых рынков сбыта своей продукции. Услуги банка-фактора привлекательны и для предприятий, в общем торговом обороте которых удельный вес экспорта невелик и которым в силу этого невыгодно держать специальный штат работников, занятых обработкой внешнетор­говой документации, заниматься вопросами получения выручки от поставленных товаров на экспорт и валютными проблемами. Кроме того, мелкие и средние предприятия и организации часто испытывают большие или меньшие трудности при получении банковских кредитов. Для них использование факторинга может оказаться приемлемым способом решения их проблем.

Факторинг на практике включает в себя следующие укруп­ненные виды операций (услуг): кредитование сбыта; принятие риска неплатежа; бухгалтерский учет дебиторов; контроль и ин­кассацию задолженности; статистику продаж и пр. Виды факто­ринга представлены в таблице.

Таблица Классификация видов банковского факторинга

Виды факторинга Признак классификации и основное содержание видов
    Внутренний   Экспортный(международный) По территориальному признаку - Поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в пределах од­ной страны. - Поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных стра­нах. Как правило, экспортер заключает с фактором дого­вор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или опре­деленного круга покупателей (например, всех поку­пателей в определенной стране).
  Открытый   Закрытый   По осведомленности участников операции - Должник уведомлен об участии в сделке банка-фак­тора. Уведомление осуществляется путем надписи на счете-фактуре о том, что правопреемником по возни­кающему долгу является определенный банк и пла­тить следует в его пользу. - Должник не уведомлен об участии в сделке банка-фак­тора (факторинговой фирмы). Должник, соответственно, при наступления срока перечисляет сумму долга своему поставщику (кредитору). Риск и стоимость закрытого факторинга выше, чем открытого, и он значи­тельно дороже.
  Конвенционный (широкий)   Конфиденциаль­ный (ограниченный) По объему оказываемых услуг - Универсальная система финансового обслуживания клиента, включающая широкий набор оказываемых услуг от инкассации долга до бухгалтерского учета деятельности клиента. За поставщиком сохраняется только производственная функция. - Ограничивается выполнением только некоторых операций: покупкой права на получение денег от покупателей, оплатой долгов и т.д.
    С предварительной оплатой   Оплата к определенной дате   По моменту финансирования (с условием кредитования) - Предполагает, что банк незамедлительно платит поставщику частьсуммы акцептованных плательщиком платежных тре­бований (80-90% стоимости) за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Остальную часть сум­мы (за вычетом платы за факторинг) банк уплачивает после поступления средств от плательщика. Плательщик должен перечислить в пользу банка сумму долга и пеню за просрочку пла­тежа. - предполагает, что банк (факторинговая фирма) берет на себя обязательство получить сумму долга с плательщика по окончании срока отсрочки платежа (от нескольких дней до нескольких месяцев, но, как правило, не более 180 дней). Стоимость переуступленных долговых документов оплачивается (за вычетом платы за факторинг) в определенную дату или по истечении определенного срока.
  С правом регресса   Без права регресса По праву регресса - При факторинговом обслуживании с правом регресса банк имеет право продать поставщику любое неопла­ченное долговое требование в случае отказа платель­щика от платежа независимо от причин отказа, вклю­чая отсутствие у плательщика средств. В этом случае поставщик не оплачивает страхование кредитного риска, но должен тщательно отслеживать кредитос­пособность своих контрагентов - При обслуживании без права регресса банк берет на себя риск неплатежей плательщиками, состав кото­рых он предварительно одобрил. Однако если долго­вое требование признано недействительным, то банк имеет право регресса к поставщику. Повышенный риск банк компенсирует увеличением тарифа за фак­торинговые операции.

Основные экономические достоинства факторинга:

- увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;

- превращение дебиторской задолженности в «наличные» деньги;

- возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;

- независимость и свобода от соблюдения или несоблюдения дебиторами сроков платежей;

- возможность расширения оборотов;

- экономия собственного капитала;

- улучшение финансового планирования.

Имеются ограничения, которые фактор (банк) должен иметь в виду. Как правило, на факторинговое обслуживание не следует принимать предприятия и организации:

- с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

- занимающиеся спекулятивным бизнесом;

- производящие нестандартную или узкоспециализирован­ную продукцию;

- работающие с субподрядчиками (строительные и другие фирмы);

- реализующие в розницу широкий набор «мелочной» про­дукции;

- реализующие свою продукцию на условиях послепродажно­го обслуживания;

- практикующие бартерные сделки;

- заключающие со своими клиентами долгосрочные контрак­ты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

Факторинговые операции не проводятся также в отношении:

• долговых обязательств филиалов (отделений) предприятий и организаций;

• долговых обязательств физических лиц;

• требований к бюджетным организациям.

Содержание факторинговых операций банка

С точки зрения банка целями факторинга являются своевре­менное инкассирование долгов для сокращения потерь от прос­роченного платежа, предотвращение появления сомнительных долгов, помощь клиенту в управлении кредитом, ведении бухгал­терского учета, увеличении оборота и прибыльности.

Как уже отмечалось, основу банковской факторинговой (фак­торской) операции составляет покупка (учет) у своего клиента-поставщика (продавца) счета-фактуры, не оплаченного контр­агентом поставщика покупателем (должником). Банк покупает счет-фактуру на основе договора с поставщиком, как правило, с условием не­медленной оплаты значительной части (до 80%) стоимости пос­тавки и выплаты оставшейся части (после удержания процента) к назначенному сроку.

Участниками операции банковского факторинга являются:

• банк-фактор, покупатель не оплаченного должником требо­вания;

• первоначальный кредитор (клиент банка, он же поставщик или продавец);

• должник, получивший от клиента (поставщика) отсрочку платежа.

Плата за факторинг состоит из двух элементов:

1) комиссионной платы за обслуживание. Комиссия взимает­ся за освобождение клиента от необходимости своими силами вести учет, страховаться от сомнительных долгов и рассчитывает­ся как определенный процент от суммы счетов-фактур. Размер платы может меняться в зависимости от масштабов деятельности поставщика и надежности его контрактов, а также от экспертной оценки банком степени риска неплатежа и трудности взимания средств с покупателей;

2) платы за предоставление средств в кредит. Ее размер опре­деляется на основе ежедневного дебетового сальдо на счете пос­тавщика за период между получением средств от банка и датой поступления платежа от плательщика. Процент за такой кредит обычно выше процента за стандартные краткосрочные кредиты, что позволяет компенсировать дополнительные затраты и риск банка.

Договорное оформление обязательств по факторингу требует от банка высокой четкости. В договоре, в частности, фиксируют­ся обязанности сторон, которые, как правило, включают следую­щие пункты:

со стороны банка:

- своевременно оплачивать переуступленные ему долговые требования;

- своевременно информировать клиента о состоянии расче­тов с плательщиками и/или возможности появления затрудне­ний с определенными плательщиками;

со стороны поставщика:

- предоставлять банку всю документацию о поставках това­ров (оказании услуг), включая документы, подтверждающие, что клиент принял товары (услуги);

- своевременно и полно урегулировать все споры с покупате­лями;

- предоставлять банку сведения о неблагоприятных измене­ниях, происшедших с плательщиками, могущих изменить сте­пень риска факторинговых операций банка;

- при необходимости участвовать вместе с банком в рассмот­рении дел в арбитражном суде.

Рассматривая факторинг как инструмент снижения рисков неплатежей по договорам купли-продажи между компаниями, можно выделить следующие его достоинства:

для продавца:

- при своевременной поставке продукции на условиях рас­срочки платежа на срок 30-180 дней получение банковской гаран­тии платежа и зачисление до 80% стоимости отгруженной про­дукции на счет продавца на следующий банковский день после получения извещения от покупателя о приемке товара;

- обеспечение банком получения продавцом оставшейся час­ти выручки в течение 2—3 банковских дней после истечения от­срочки платежа;

- увеличение рынка сбыта продукции за счет покупателей, не имеющих достаточных собственных оборотных средств и платя­щих после реализации полученных товаров;

для покупателя:

- получение товарного кредита с оплатой после реализации;

- величина факторинговой комиссии значительно ниже ста­вок за банковские кредиты;

- сумма требуемого финансового обеспечения, как правило, составляет 20—40% от общей стоимости контракта на закупку то­варов (в зависимости от частоты поставок и периода отсрочки);

- формы обеспечения факторинговых обязательств более гибки (могут включать кроме рублевых депозитов также различ­ные ценные бумаги, гарантии банков и региональных админист­раций), что обеспечивает покупателю дополнительный доход.

Сотрудничество в рамках факторинга начинается с подачи предприятием-поставщиком заявки на факторинговое обслужи­вание (пишется в произвольной форме).

Следующий шаг - предоставление поставщиком списка своих дебиторов (покупателей). При этом банк предварительно огова­ривает «рамки обслуживания» — различного рода ограничения: территориальные, количественные, ограничения на суммы задол­женностей и т.п. В списке должна быть отражена информация о месте расположения дебиторов, суммах и сроках задолженностей, продолжительности и применяемых формах работы поставщика с покупателями (предоплата, взаимозачеты и т.д.), а также указаны средства связи (номера телефона, факса) и данные о лицах, способных дать интересующую фактора информацию. Получив ука­занный список, факторинговое подразделение банка приступает к сбору недостающих данных и анализу имеющейся информации.

Далее возможна следующая схема. По результатам анализа ситуации банк:

1. выплачивает 80-90 % стоимости приобретенных долговых требований (в соответствии с договором);

2. ставит каждого дебитора в известность о том, что работа с фактором инициирована и основывается на заявлении постав­щика (открытый факторинг);

3. получив от покупателя сумму долга (по окончании срока отсрочки платежа) осуществляет окончательный расчет с поставщиком, удержав плату за факторинг и учитывая ранее выплаченный аванс.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.