Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественно-конструкторское решение изделия, определяющее внешний вид






Согласно п. 2 Правил составления подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец, промышленные образцы могут быть объемными (модели), плоскостными (рисунки) или составлять их сочетание; единичные и многообъектные.

К многообъектным промышленным образцам могут быть отнесены:

· комплект изделий — полный набор каких-либо предметов, в совокупности составляющих целое, например комплект бе­лья, комплект частей машины; совокупность изделий относи­тельно самостоятельного назначения. Все эти изделия должны быть подчинены общей задаче, решаемой комплектом в це­лом, при этом решение всех составных частей комплекта дол­жно быть основано на едином образном пластическом и сти­листическом принципе формообразования;

· набор изделий — совокупность предметов одного назначе­ния, образующих нечто целое, подбор, например набор инст­рументов;

· интерьер — архитектурного и художественно оформлен­ного внутреннего помещения; внутренне пространство раз­личных помещений, архитектурных сооружений, а также подъемно-транспортных машин и средств транспорта, напри­мер кабины, салоны, каюты, рубки и др.;

· шрифт — рисунок, начертание букв;

· пиктограммы — изображение предметов, событий и дей­ствий с помощью условных знаков;

· табло — средство отображения информации в форме, удобной для восприятия человека; представляет собой доску, щит или экран с различными условными изображениями, све­товыми и другими сигнальными устройствами, показываю­щими состояние контролируемого объекта и отображающими сообщения распорядительного либо рекламного характера.

Охрана типографских шрифтов на основе законодательст­ва о промышленных образцах стала применяться после приня­тия в 1965 г. Положения о промышленных образцах.

Первый охранный документ авторское свидетельство № 1880 на типографский шрифт в качестве промышленного образца «Шрифт» было выдано в 1972 г. (бюллетень «Откры­тия, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки» № 28 за 1972 г., класс 18-04, автор Кисляков М. Е., приоритет от 14октября 1969 г.). Этот шрифт содержит 66 букв и 14 иных знаков.

В зарубежных странах типографские шрифты в настоящее время охраняются либо на основе законодательства о про­мышленных образцах, либо авторским правом.

В США шрифты очень часто регистрируются как промыш­ленные образцы после проведения экспертизы на новизну. Максимальный срок действия патента на промышленный об­разец в США — 14 лет.

В виде исключения шрифт может быть признан и изобре­тением. Так, патент США № 3034806 от 15 мая 1962 г. относится к очертаниям цифр, которые более легко читаются, чем известные. Поскольку удобочитаемость относится к функциональным особенностям объекта, эти цифры признаны изобретением, несмотря на то, что их очертание не может быть точной техническом формулой (первый пункт формулы этого патента гласит: «Очертание цифр, показанных на рис. 1).

В Германии шрифты могут охраняться как по закону о промышленных образцах, так и авторским правом, если они являются произведениями искусства.

В Великобритании патентное ведомство отказывается ре­гистрировать шрифты как промышленные образцы, ссылаясь на то, что хотя в типографском шрифте имеются отдельные характерные черты, но они используются выборочно и в раз­личных сочетаниях, а потому не могут считаться единым на­бором. Однако в соответствии с Законом об авторском праве промышленные образцы 1968 г. типографские шрифты могут пользоваться охраной по авторскому праву, если только шрифт будет признан судом произведением искусства.

В Японии типографские шрифты не охраняются ни авторским правом ни правом на промышленные образцы.

Таким образом, в некоторых зарубежных странах охрана отечественных типографских шрифтов может осуществляться авторским правом, что предусмотрено Всемирной конвенцией об авторском праве.

Охрана типографских шрифтов в качестве промышленных образцов практически с позиции теории и практики дизайна может рассматриваться как охрана элементов графического дизайна.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.