Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспертная оценка дизайнерского уровня изделий






Выявление дизайнерского уровня изделий начинается с типологического деления объектов разработки на две основные группы.

Первая группа — поисковые дизайнерские разработки, проекты, макеты, промышленные образцы, изделия, выделяющиеся среди остальных оригинальностью, новизной и художественно -образным решением. Своим видом они демонстрируют новый взгляд дизайнеров на изделия, функцию, эстетику формы.

Новизна дизайнерского решения в этом случае характерна прежде всего для принципиально новых изделий, выполненных по прогрессивной технологии или из новых материалов. Техническое совершенство и потребительская ценность таких изделий, естественно, должны соответствовать мировым требованиям.

Вторая группа — изделия массового промышленного производства, имеющие высокую потребительскую ценность (техническое совершенство, полезность, удобство и безопасность пользования, экономичность и т.п.) и эстетически совершенную форму (художественная выразительность, рациональность и целостность композиции). Эти изделия конкурентоспособны на мировом рынке и пользуются устойчивым спросом у потребителя.

Определив таким образом объекты разработки, можно представить общие требования к дизайну каждой группы изделий.

Допустим, речь идет о дизайнерских разработках или реальных изделиях, в которых превалирует формально-образное решение, характеризуемое оригинальной композицией и новизной компоновки, ориентированное на эмоционально-чувственное воздействие и опирающееся на использование знаково-символических и метафорических средств формообразования. В этом случае, естественно, на первый план выходят требования новизны, оригинальности, художественной образности. Они становятся определяющими критериями оценки дизайнерского уровня разработок и реально воплощаются или в систему эстетических вкусов, взглядов, норм, художественно-ценностных установок и ориентиров, или в экспериментальные работы, выставочные, конкурсные или рекламные экспонаты, перспективные предложения. Подразумеваемый при этом как обязательный высокий технический и потребительский уровень разработок отходит на второй план.

Дизайн серийной и массовой продукции, форма которой стремится максимально следовать функционально-конструктивному решению изделия, а ее образные характеристики ориентированы на раскрытие и выявление полезности, удобства, целесообразности вещи, оценивается совокупностью требований ко всем группам свойств, определяющих потребительскую ценность изделия. Эти требования обычно материализуются в виде системы (ряда) культурных образцов, выделяемых из совокупности изделий-аналогов, упорядоченных по дизайнерскому уровню и разделенных на группы.

В настоящее время действуют два основных подхода к определению дизайнерского уровня изделий. Первый выявляет новизну и художественно-образную выразительность дизайнерских разработок в сравнении с лучшими мировыми достижениями, второй оценивает дизайн изделий массового производства.

Сама процедура оценки новизны и художественной выразительности дизайнерских разработок включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный

На первом этапе члены экспертной комиссии знакомятся с дизайнерскими разработками и документацией к ним (назначение изделия, технические характеристики, потребительские свойства и т.д.). При необходимости они консультируются со специалистами по интересующим их вопросам. Члены комиссии получают также необходимую информацию об этапах и процедурах проведения оценки, обсуждают и уточняют порядок работы комиссии.

На основном этапе каждый член комиссии анализирует представленные разработки, оценивает их достоинства и недостатки. Цель анализа — выявление мнений и позиций экспертов по каждой представленной разработке. В зависимости от вида изделий и реализуемого в проекте авторского замысла в качестве основной темы (проблемы) дизайнерского решения может выступать какой-либо ведущий критерий, например идея новизны функции или формы, оригинальность ассоциативного образа, своеобразие стилевой трактовки и др. В этих случаях представленные разработки целесообразно подразделять на группы в соответствии с ведущим критерием оценки.

Безусловно, процесс оценки у каждого эксперта имеет индивидуальные черты, поэтому рекомендации по ее проведению носят обобщающий характер. На практике эксперты применяют несколько приемов такой оценки.

Один прием — эксперт с первого взгляда на представленную разработку эмоционально и интуитивно-убежденно определяет ее дизайнерский уровень (высокий, средний, низкий). Основание — предшествующий опыт, профессиональные навыки и развитый художественный вкус эксперта. Ему остается лишь уточнить некоторые детали и аргументированно сформулировать обоснованность выносимой оценки. Такой метод можно назвать методом «целостной интуитивной оценки».

Другой прием — эксперт не может сразу установить действительный дизайнерский уровень представленной разработки. В этом случае он может использовать два способа оценки, хорошо зарекомендовавшие себя на практике. Первый способ — способ «проектной продукции» — заключается в том, что эксперт ставит перед собой вопрос, как бы он сам вел разработку такого проекта, исходя из заданных требований и условий, и к какому бы результату в итоге пришел.

Второй способ можно назвать способом «метаморфозы» или «сценарного перевоплощения». Цель эксперта — более глубокое и последовательное проникновение в авторский замысел проектной разработки. Эксперт сознательно встает на позицию автора проекта и, как бы следуя за ним по этапам разработки, стремится раскрыть основную идею автора, а затем анализирует, какими средствами и методами эта идея-замысел воплощается в проекте.

Пройдя весь «авторский путь», можно или согласиться с автором, или критически оценить его проект, или, посчитав этот путь ошибочным, воссоздать в своем воображении иной подход к решению дизайнерской задачи, более приемлемый и эффективный с точки зрения эксперта.

Возможны и другие приемы выработки экспертом принципиальных критериев и методов оценки. Например, метод сравнительной оценки, если имеются разработки-аналоги, или метод комбинированной оценки, совмещающий элементы указанных приемов. Однако от эксперта не требуется раскрытия используемых приемов и средств. Необходимо лишь, чтобы он занял обоснованную позицию и мог ее защитить. И поэтому очень важно на данном этапе коллективное обсуждение достоинств и недостатков представленных работ.

Цель такого обсуждения — выявить различия (сходства) подходов и позиций экспертов к представленным разработкам. Оно позволяет экспертам выслушать все аргументы «за» и «против» и сопоставить свое мнение с мнениями коллег, чтобы окончательно убедиться в своей правоте или внести необходимее коррективы.

Завершается основной этап экспертизы голосованием (открытым или тайным) членов комиссии по представленной разработке.

На заключительном этапе эксперты обсуждают результаты голосования, принимают согласованные решения о дизайнерском уровне разработки в сравнении с лучшими мировыми достижениями.

Процедура определения соответствия дизайнерского уровня изделий массового производства лучшим мировым достижениям также может быть подразделена на три этапа.

На подготовительном этапе эксперты знакомятся с объектами анализа и материалами к ним. Если объекты требуют более пристального изучения, из состава комиссии выделяют ведущих экспертов, которым поручают детально рассмотреть представленные разработки и доложить выводы на заседании экспертной комиссии. Сбор информации о лучших образцах оцениваемой продукции осуществляют также эксперты.

Важнейшая операция предварительного этапа — определение требований дизайна к объекту:

к потребительским свойствам — социальным, функциональным, эргономическим, эстетическим, безопасности и надежности потребления, экологическим;

к структуре и форме изделия (комплекса) — типологической новизны, оригинальности компоновки, типизации и унификации, фактурно-цветового эталонирования материалов.

Требования типологической новизны, предъявляемые к структуре и форме сложных объектов, служат основанием типологических характеристик для деления их на группы, виды и типы по признакам их связи с человеком.

Требования оригинальности компоновки — это соблюдение принципов функционального блочного членения объекта, которые обеспечивают поиск композиционных решений; последние же позволяют реализовать замысел дизайнера с максимально полным учетом потребительских ориентаций.

На разработку базовых моделей и типологических рядов направлены требования типизации и унификации, реализуемые проектными методами. Типизация и унификация элементов позволяют найти оригинальные компоновочные решения, дающие высокий экономический эффект. И наконец, требования фактурно-цветового эталонирования материалов учитываются при создании системы материалов и покрытий с типовыми фактурно-цветовыми характеристиками и функциональными свойствами, позволяющими получать разнообразные оригинальные фактурно-цветовые сочетания.

На основном этапе процедуры эксперты формулируют критерии оценки, а затем определяют соответствие дизайнерского уровня изделия заданным критериям.

Что же служит реальным критерием дизайнерской ценности изделий массового производства? Это базовые образцы данного вида продукции, в которых воплотились мировые достижения в инженерном и дизайнерском проектировании аналогичных изделий, пользующихся устойчивым спросом и являющихся конкурентоспособными на внешнем рынке.

Важнейшая операция основного этапа — оценка дизайнерского уровня изделия в сравнении с лучшими мировыми достижениями, зафиксированными в базовых образцах. Оценочные суждения экспертов основываются на анализе структуры и формы изделий, их потребительских свойств, эстетической ценности. В зависимости от задач оценки устанавливается метод ее проведения: дифференциальный или комплексный. Комплексная оценка может применяться в двух вариантах: целостная и с использованием средневзвешенного показателя. Каждый член комиссии выносит оценку по каждому показателю и передает бланк с результатами и указанием весомости показателей в рабочую группу.

На заключительном этапе оценки обрабатывают и получают обобщенное суждение экспертной комиссии. Рабочая группа обрабатывает результаты индивидуальных оценок, при необходимости определяет обобщенный показатель и докладывает итоги на заседании комиссии. Результаты оценки считаются предварительными, так как после проведенного обсуждения представленных на рассмотрение материалов эксперты имеют право внести поправки в свои оценки. Лишь после этого принимается и утверждается решение о степени соответствия дизайнерского уровня изделия лучшим мировым образцам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.