Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Второе издание учебника «Телевизионная журналистика» разошлось неожиданно быстро






Второе издание учебника «Телевизионная журналистика» разошлось неожиданно быстро. Оказалось, что его читателями стали не только студенты государственных и коммерческих учебных заведений, где готовят тележурналистов (а количество таких вузов и колледжей растет с каждым годом). Выяснилось, что нашу книгу стали использовать для повышения квалификации работников региональных телестудий такие организации, как Национальная ассоциация телерадиовещателей (HAT), Российская ассоциация региональных телекомпаний (РАРТ), Российский фонд развития телевидения и др.

Таким образом, учебник оказался полезен тем людям, которые пришли в телевизионную журналистику из других сфер деятельности. Авторы приняли к сведению это обстоятельство при подготовке 3-го издания. Радует и то, что учебник пользуется спросом в некоторых странах ближнего зарубежья. Например, он переведен на казахский язык, используется в Грузии и т.п.

Вместе с издаваемыми пособиями по телевизионному менеджменту, по телережиссуре и истории ТВ (см. раздел «Литература») эта книга способствует созданию в России телевизионной профессиональной среды, утверждению критериев мастерства, осознанию целей журналистской деятельности.

Разворачивая блистательные перспективы цифровых технологий ТВ и «гибридов» ТВ с Интернетом, которые полностью снимут в XXI в. проблему ограниченного ресурса частот и доставят в любую точку планеты сколько угодно телеканалов, мы не имеем права забывать реальные интересы сегодняшних телезрителей на российских просторах. А реальность такова, что у населения России помимо современных телеприемников (в крупных городах) имеется множество «шестикнопочных» аппаратов. Вдали от городов принимается чаще всего лишь два канала с московскими и местными программами.

Чем меньше выбор, тем выше требования к телепрограммам. Учитывая справедливые нарекания на то, что многие коммерческие телекомпании в погоне за рейтингом забывают о нравственных ориентирах и о культурно-просветительских обязанностях по отношению к народу, Министерство по делам печати, телерадиовещания и СМК вместе с Национальной ассоциацией телевещателей договорились о том, что выдача или продление лицензий на вещание должны обусловливаться наличием в эфире социально значимых программ. Термин этот в достаточной степени условен (ведь и реклама и развлечения тоже имеют значимость в обществе). Но, поскольку термин введен в оборот, требуется его разъяснение. Немало выпускников МГУ работают руководителями продюсерских и вещательных компаний, для них верные ориентиры в программировании необходимы. В чем же суть новых требований государства к ТВ?

Тому, кто познакомился с главой 2 данного учебника («Телевидение и общество»), классификация программ и выделение «значимых» не покажутся новыми, ибо эта классификация основана на функциях ТВ, на той «работе», которую выполняют телепрограммы в обществе. Так вновь теоретический, казалось бы, вопрос о функциях становится жизненно важным для российских телекомпаний.

«Классификатор программ» разрабатывался при участии кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ.

Составители документа исходили из того, что вещательные частоты являются ограниченным природным ресурсом, эксплуатация которого должна быть доверена вещателям, на конкурсной основе доказавшим приверженность коренным интересам общества. Критерии общественной полезности программ и необходимого минимума их присутствия в эфире устанавливаются во многих европейских странах. Так, правила британской Комиссии по независимому ТВ предписывают обязательный показ в неделю не менее полутора часов качественных информационных программ (новостей), 10 часов детских программ и двух часов религиозных программ. Ограничена демонстрация насилия и секса. Перед выдачей лицензии комиссия просматривает образцы программ и решает, преодолели ли они «порог качества» — традиционно высокий британский стандарт профессионализма. Подобный подход перспективен и для регулирования коммерческого вещания в России. В Англии еще на заре радиовещания, в 1925 г., решили: отдавать вещание целиком во власть частнокоммерческой стихии опасно. Сейчас перед этой опасностью оказались и мы.

«Программа» в данном контексте — это единица вещания, отдельное законченное произведение журналистики или искусства, обозначенное отдельной строкой в плане вещания, в печатной программе (это второе значение термина). Эксперт перед принятием решения о лицензировании проставляет в печатной программе цифры от 1 до 10 возле названий передач и суммирует время «социально значимых». Цифры обозначают следующее:

1. Информационная (новостная) программа. Регулярное сообщение о текущих событиях, содержащее 8-14, иногда до 20 эпизодов («сюжетов», репортажей, устных сообщений). Набор новостей может быть универсальным (от политики до погоды), кроме того, возможны и специализированные новости (выпуски, посвященные исключительно спорту, женским проблемам, автомобилизму, бизнесу, сельскому хозяйству и пр.). В конце дня или недели выходят в эфир информационно-аналитические программы, где присутствуют не только факты, но и мнения, обобщения экспертов и ведущего.

Новостные программы — «лицо» любой телекомпании, опорные точки вещательного дня.

2. Публицистическая программа — произведение журналистики (очерк, ток-шоу, корреспонденция, проблемный репортаж), ставящее перед аудиторией социальные проблемы на конкретных примерах и призывающее к их решению, открыто апеллируя к общественному мнению.

В публицистике выражена гражданская позиция телекомпании. Признаки качественной публицистической программы:

- новизна и оригинальность не только фактов, но и идей, авторского подхода к действительности;

- стремление реально помочь гражданам России в адаптации к меняющимся условиям общественной жизни;

- утверждение социального согласия, пробуждение добрых чувств, гуманности, перевод конфликтов в план конструктивного обсуждения — поиск истины в сопоставлении точек зрения;

- выдержанность стиля, четкость композиции, логика изложения, литературные достоинства текста;

- образность видеоряда, культура съемок, звукозаписи и монтажа.

3. Познавательно-развлекательная программа. Возможна в форме легкого ток-шоу, веселого обозрения текущих событий, передаваемого преимущественно по утрам. Это «коктейль» из интервью со знаменитостями, мультфильмов, информации, полезных советов и пр. Необходим баланс развлекательности и познавательности. многое зависит от обаяния и интеллекта ведущих. Программа «Доброе утро, Британия» собирала до 73 процентов зрителей.

Сюда же относятся программы типа «Голубой огонек», где достаточно серьезные репортажи и интервью соседствуют с концертными номерами, а также некоторые викторины и телепутешествия. Действует старый и верный принцип: поучать, развлекая. В США принят термин «документальные развлечения» — чаще всего это остроумные репортажи, в том числе с использованием скрытой камеры.

Аудитория полагает, что она всего лишь развлекается, но на деле получает и нечто социально полезное — знания, нравственную ориентацию.

4. Культурно-просветительская программа. Отнюдь не лекция, но драматургически выстроенный рассказ и показ духовных ценностей, созданных человечеством. Жанры те же, что в публицистике, вплоть до документального фильма. Но, кроме того, трансляции спектаклей, а также передачи о проблемах семьи, медицины (здоровья), культуры, домоводства.

5. Детская программа. Система направленных программ, адресованных зрителям дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Цель — всестороннее воспитание и образование, социализация подрастающего поколения. Форма — непременно увлекательная. По жанрам и форматам детские программы многообразны: здесь и телеконкурсы («Умники и умницы»), и инсценировки сказок, и фильмы, а также трансляции детских праздников и встреч детей с интересными людьми.

6. Спортивная программа. В отличие от п. 1 (информпрограммы) это не только информация и комментарии о результатах соревнований, но и полные трансляции матчей или подробные репортажи об автогонках, теннисных турнирах и т.п. Такого рода программы имеют ограниченную аудиторию, хотя и довольно активную в требованиях подробного показа «своего» вида спорта: волейбола, бокса, плавания и пр. В мировой практике известно множество телеканалов, специализирующихся исключительно на спортивных показах, — например, в Японии чуть ли не круглые сутки транслируются матчи по национальной борьбе.

Детский спорт и рассказы о спорте для детей следует отнести к п. 5. А если спортсмен становится героем публицистической программы, которая затрагивает общечеловеческие или общероссийские проблемы жизни, показывает нравственную высоту поступков («Сделай шаг» и др.), — такую программу следует отметить цифрой 2 (публицистика).

7. Художественные (игровые) кинофильмы от одной до 4—12 серий могут идти как самостоятельный элемент телевизионного дня либо сопровождаться культурно-просветительной беседой, рассказом об обстоятельствах создания фильма, об историческом контексте в соотнесении с сегодняшним днем — тогда это п. 4.

8. Многосерийные телефильмы (сериалы, «мыльные оперы») справедливо отделяются социологами от художественных фильмов. Функция — дешевое (в прямом и переносном смысле) развлечение. В одних и тех же декорациях разыгрываются стандартные ситуации.

9. Развлекательные программы — эстрада, цирк, легкая музыка, игры типа «Угадай мелодию» и «Поле чудес».

10. Рекламные программы (наборы клипов, «сюжетов») отделяются от других передач специальной заставкой. Определяется допустимый максимум их присутствия в эфире (обычно не более 12-15 процентов времени). Не принято прерывать рекламой новости и детские программы.

Исходя из вышеизложенного, социально значимыми следует признать:

- информационные и информационно-аналитические программы (п. 1);

- публицистические программы (п. 2);

- познавательно-развлекательные программы (п. 3);

- культурно-просветительные программы (п. 4);

- детские программы (п. 5).

Все эти программы требуют для своего воплощения серьезных затрат и высокой квалификации исполнителей. Наличие таких программ — основание для решения вопроса о лицензировании телекомпании. Эксперту нужен лишь определенный навык, чтобы расставить соответствующие цифры напротив всех строк печатной программы ТВ. Разумеется, надо представлять себе, что скрывается за кратким названием цикла или серии программ.

Иногда понятия «цикл», «рубрика», «серия» употребляются как синонимы. Более удобна и входит в практику иная трактовка:

- рубрика — постоянный элемент информационной программы или публицистического, культурно-просветительного обозрения;

- цикл — способ организации публицистических, культурно-просветительных и детских программ, подчеркивающий их тематическое и жанровое единство, заданный формат;

- серия — обозначение однородных, взаимосвязанных художественно-игровых программ (прежде всего фильмов).

Принцип цикличности, серийности программ не только помогает организовать восприятие зрителя, но и облегчает работу эксперта: все «одноименные» обозначаются одной цифрой.

Социально значимые программы могут одновременно выполнять и рекламные функции, приносить доход вещателям. К примеру, программы о путешествиях и дальних странах («Непутевые заметки»), о кулинарии («Смак»), о домоводстве. Нижегородский конкурс «Дом, который построил я» (условием было построить своими руками загородный дом, не превысив определенную стоимость квадратного метра жилплощади) способствовал решению важнейшей социальной задачи и одновременно рекламировал современные строительные, отделочные, кровельные материалы, а также электроинструменты. Некоторые российские телекомпании старательно изгоняют из своих программ всякую позитивную информацию, считая ее «рекламой, которая должна быть оплачена». С точки зрения телевизионного менеджмента это недальновидно, с точки зрения общесоциальной — в высшей степени неразумно. Как было отмечено в гл. 2, сообщения о новых машинах, станках, продуктах способствуют социальному оптимизму, следовательно, их в первую очередь надо отнести к социально значимым.

Утренние программы принятого во всем мире формата — это «камертон», настраивающий миллионы зрителей на бодрый жизненный ритм. Здесь место улыбке и добрым шуткам, а не морализированию, не анализу проблем. И сообщения о том, что кто-то в этой жизни добился успеха, очень уместны именно в утренних программах.

Когда речь идет о программировании, о качестве передач, мы вторгаемся в сферу телевизионного менеджмента. Менеджер — это квалифицированный специалист в области управления. Его умения и навыки не совпадают с журналистскими. Однако журналистам в последние годы приходится учиться азам менеджмента, чтобы лучше представлять свою роль в многолюдном телевизионном «ансамбле» и успешнее вписываться в структуру современного вещания. На основе данных социологического мониторинга менеджеры и журналисты должны хорошо представлять себе характер аудитории, знать, к кому именно обращается человек с экрана в данное время суток и на данном канале. Поскольку успех небольшой коммерческой телестанции во многом зависит от продажи рекламного времени, современные менеджеры идут по стопам создателей первых «мыльных опер» американского радио: дома днем в США остаются в основном женщины, на них ориентируется и содержание программ, и реклама. Наша аудитория не столь четко структурирована, но все же медиа-исследования позволяют делать практические выводы, чтобы и программы и реклама «попали в цель» — в нужное время и к тому зрителю, на которого рассчитаны.

Менеджмент — это совокупность принципов, средств, форм, методов управления производством с целью повышения эффективности и увеличения прибыльности. В телевизионном вещании неприемлем принцип «прибыль — любой ценой», требование производить социально значимые программы осложняет жизнь того менеджера, который привык добиваться высоких рейтингов показом закупленных по дешевке старых сериалов и комедий. Дело журналистов — доказать, что при высоком профессиональном уровне создателей программ рейтинг публицистики и «культпросвета» — а с ним и прибыль от рекламы — могут приближаться к соответствующим показателям музыкально-развлекательных программ. Чтобы добиться этого, журналист может распоряжаться всем перечисленным в этом учебнике арсеналом жанров, изобразительно-выразительных средств, методов работы, начиная от простого наблюдения и интервью и заканчивая фильмом, сложной документальной драмой.

Чем сложнее работа, тем больше затраты, и здесь надо решать вечную для всех менеджеров задачу — обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества продукции. Не всегда рост затрат ведет к увеличению достоинств передачи. С другой стороны, сэкономив на командировочных расходах, оформлении студийного павильона, оплате исполнителей, можно уронить и рейтинги и престиж компании, упустить прибыль.

Небольшие продюсерские компании в Москве предпочитают не тратиться на аренду останкинских павильонов, а тем более на командировки съемочных групп. Арендуется пустующий выставочный павильон или музейный зал, с улицы приглашаются прохожие, желающие увидеть себя по телевизору, и за один день снимается четыре-шесть, а то и восемь ток-шоу. Декораций практически нет, освещение скудное, а ведущий порой забывает, на какую тему ему надо говорить (невозможно как следует подготовиться сразу к нескольким передачам разнообразной тематики — от моды до детской преступности). Неудивительно, что многие ток-шоу, снятые без больших затрат и «конвейерным методом», сошли с экрана по причине низкого рейтинга.

С другой стороны, всероссийские фестивали и конкурсы показывают рост числа телекомпаний, где менеджеры обеспечивают журналистам «режим наибольшего благоприятствования» в технике и других расходах. Из года в год получает призы и дипломы ГТРК Самары, в частности, за цикл «Деревенские истории» (п. 2 — публицистика), за цикл «Отражение» (п. 4 — «культпросвет»). Самые «фирменные» программы «Моя губерния» ведет в кадре лично руководитель ГТРК. Надо заметить, что в Самаре весьма остра конкуренция: параллельно с госкомпанией выходят в эфир независимые вещатели. Все вместе они высоко держат планку профессионализма. То же в Нижнем Новгороде, Красноярске, Екатеринбурге: формируется профессиональная телевизионная среда, способная дать нелицеприятную оценку «что такое хорошо и что такое плохо». Поскольку региональные телекомпании входят теперь в телесети, передачи из Самары или Красноярска (особенно удостоенные призов на всероссийском уровне) смотрят в десятках городов и поселков. Понятия провинциальности и «столичности» при этом стираются.

Самой провинциальной по стилю в 1999-2000 гг. оказалась московская компания ТВЦ — из-за оттока кадров на другие каналы и излишней экономии средств. В учебнике не место рецензированию программ, однако творческие ошибки ТВЦ носят принципиальный характер и могут считаться поучительными. Пренебрегая всеми правилами телеобщения, мэра Лужкова в передаче «Лицом к городу» сажают — в прямом смысле — лицом к объективу. Льстивый ведущий задает вопросы сбоку, начальник не смотрит на него, пытаясь сосредоточиться на невидимой аудитории, а это требует, как уже сказано, определенных навыков и фантазии (если не направлять свои «флюиды» в нижнюю часть объектива, взгляд выступающего покажется высокомерно-отстраненным). В политическом провале Лужкова есть заслуга чересчур услужливых подчиненных с канала ТВЦ. Они, видимо, незнакомы с мировым опытом. Человек в студии (будь то мэр или премьер-министр) всегда смотрит в глаза другому человеку — профессионалу ТВ, они беседуют на равных как личности, хотя журналист всегда держит дистанцию по отношению к должности и компетенции собеседника. Беседовать с политиками «на расстоянии вытянутой руки», не объясняясь им в любви и не говоря грубости, редко кому удается в России. Передачи типа «Лицом к городу» возвращают нас к 50-м годам. Тогда считалось, что начальник или передовой рабочий должны обращаться к «многомиллионной аудитории», а журналисту позволялось заглядывать сбоку и задавать подхалимские вопросы.

Показательно, что во время фестиваля «Вся Россия» 2000 г., покупая различную литературу по рекламе и менеджменту, участники обходили вниманием книги по истории средств массовой информации. «Они полагают, что история начинается с них — и, может быть, это правильно», — горько пошутил один из руководителей, авторитетный в отрасли человек.

Между тем прямое отношение к сегодняшнему менеджменту имеет давний спор: что первично — техника ТВ или творческий, социальный заказ? Похоже, что в этом вопросе многие телекомпании тоже вернулись к уровню 50-х годов.

«К сожалению, очень долго сохранялось такое положение, когда инженеры говорили нашим редакторам, режиссерам: вот у нас имеется такая-то техника, и будьте любезны, творите в рамках возможностей. Будучи материалистом, я все же считаю: сначала должна быть идея. Социальный заказ: нужно сделать то-то и то-то. А техника должна мобилизоваться для выполнения этой задачи. Никогда бы у нас не появилась передвижная наземная станция «Марс», если бы не было социального заказа на прямые телетрансляции из любой точки Земли...» Так говорил корреспонденту журнала «Журналист» главный специалист по технике нашего ТВ, зампред Гостелерадио СССР Г.З. Юшкявичюс в далеком 1975 г.

Наша «техникозависимая» профессия, проделав виток диалектической спирали, вернулась к прошлому: вот имеется дешевая камера, вот короткий провод микрофона, и будьте любезны, творите в рамках возможностей. Так говорят молодым журналистам малых телекомпаний. В то же время компания НТВ готова послать своего авторитетного ведущего ради двухминутного «стендапа» хоть в Африку, хоть в Канаду. И многочасовым компьютерным монтажом встроит лицо этого ведущего между Хрущевым и Кеннеди, в историческую хронику. Диапазон возможностей современного ТВ необычайно велик. Журналист даже самой скромной региональной телекомпании, на первых порах приспосабливающийся к обстоятельствам (плохая камера — мало пленки — старый микрофон с метром провода) все же должен видеть перспективу нормальной работы. Повторим еще раз: техника должна мобилизоваться для выполнения творческой, социально важной задачи. Журналист не приложение к технике, он одухотворяет ее. Техника для него — как перо для писателя.

Именно поэтому, коль скоро журналист зависит теперь от менеджера, он обязан уметь составить бизнес-план своей программы, а не только написать ее сценарий. Убедить менеджера в том, что расходы окупятся, что требуемая техника и затраты необходимы для достижения зрительской любви и высокого рейтинга.

А для представления «лица» своей компании в органы, ведающие лицензированием, журналист окажет менеджеру неоценимую услугу, составив концепцию своего канала с учетом вышеупомянутых «социально значимых» программ. Эта работа — концептуальное мышление в рамках не одного отдельного «сюжета» или передачи, а в масштабах целого телеканала и его аудитории — выполняется чаще всего коллективно, основываясь на жизненном и профессиональном опыте ведущих сотрудников компании.

Молодому журналисту, надеемся, будет полезно ознакомиться с одним из образцов концепции нового телеканала. Таких предложений немало поступает в Минпечати РФ, когда объявляется очередной конкурс на вещательную частоту (канал).

1. В основе нашей идеологии лежит последовательно реализуемый принцип «народного телевидения», основанный прежде всего на диалогичности (интерактивном общении, обратной связи) канала и аудитории. Эту тенденцию мы рассматриваем как генеральное направление развития современного телевидения, характеризуемое социально-политической демонополизацией, демократизацией и возрастающей избирательностью зрительских предпочтений, а также наступлением эпохи беспрецедентных коммуникативных возможностей, порождаемых Интернет-технологиями. У зрителя должно возникать ощущение (вполне соответствующее реальности), что он непосредственно формирует программы канала и имеет возможность в любой момент принять в них участие. В этой связи планируется использовать все доступные на сегодняшний день средства интерактивного общения со зрительской аудиторией: телефонно-пейджинговую связь прямого эфира, социометрические замеры общественного мнения по злободневным темам, оперативное формирование сетки вещания голосованием зрителей, сюжетно-телевизионные и дистанционные контент-взаимодействия (включая интернет-каналы общения зрителей с редакторами и ведущими) и т.п. Элемент коммуникативно-телевизионного театра должен стать «фирменным» знаком канала. Другой его стороной станет серьезная апелляция к общественному мнению как третейскому судье в разрешении различных тематических коллизий современной жизни. Ввиду стремительно приближающейся перспективы освоения телевидением сетевого (Интернет) вещания планируется параллельно с традиционным эфирным вещанием дублировать канал в режиме on-line и составлять архивированные цифровые библиотеки прошлых передач. По мере развития цифровых технологий интерактивный режим органично перейдет в режим телевизионного сотворчества зрителей и «головной» компании (посредством аккумуляции видеосюжетов, приглашения на стрингерской основе наиболее самобытных авторов и т.д.). В результате зритель должен воспринимать канал как «свой», т.е. максимально приближенный к собственному мироощущению и лишенный известной телекастовости.

2. В информационном вещании регионального канала новости общефедерального звучания должны подаваться лишь укрупненным фоновым форматом (поскольку эту нишу давно осваивают каналы федерального значения), тогда как основу новой «информатики» должны составить новости муниципального масштаба. С одной стороны, это позволит существенно снизить затраты на производство новостей, с другой — приблизит событийный ряд непосредственно к зрителю, т.е. сделает его не только объектом, но и субъектом информационного пространства. Наблюдаемая прагматизация социально-экономической жизни требует удовлетворения интереса горожан прежде всего к тому, что происходит в непосредственной близости от него, т.е. буквально на соседней улице. Он сможет узнать это именно из новостей канала, готовящихся на гораздо более качественной основе, нежели это предлагают сети местного кабельного телевидения, и выдаваемых в эфир незадолго до выпусков новостей общефедеральных каналов. Информационное вещание не планируется использовать как инструмент формирования политических стереотипов и пристрастий, высший уровень отношений общества с государством, по нашему мнению, это местное самоуправление. По своей форме информационные выпуски должны быть ближе к «тележурналу», новости общефедерального масштаба будут выражаться в конкретных примерах повседневной жизни, что сделает их контекст более доступным общественному сознанию. В то же время канал не станет замыкаться на уровне новостей города и области — напротив, еженедельные масштабные «акции выходного дня» предусматривают обмен муниципальными (народными) новостями между региональными столицами — иметь характер суммирующего сканирования важнейших с местной точки зрения событий.

3. Канал должен иметь достаточно оптимистичное лицо, т.е. стать проводником положительного индивидуального опыта во всех сферах жизни общества: культуре, экономике, искусстве. В этом смысле в той или иной форме предполагается возрождение тематики широкого народного творчества, т.е. своего рода издание телевизионного «учебника жизни». Основные «ньюсмейкеры» — умельцы, самодостаточные люди, эксперты по самоорганизации народных форм предпринимательства и иных продуктивных социально-производственных новаций.

4. Канал должен устранить существующие барьеры между культурной метрополией и культурным потенциалом провинции. Он должен стать в значительной мере просветительным — проводником лучших культурных продуктов в виде специализированных студийных программ о театре, кино, телевидении, музыке, живописи и т.д. К этой задаче органично примыкает задача возвращения на телевидение гуманитарно-просветительных, учебных и консультационных программ, в первую очередь предназначенных для молодого поколения, а также телевидения и кино для детей.

5. Канал предполагает налаживание и поддержание прямого диалога власти и общества поначалу на муниципальном и городском уровне, затем на общефедеральном. На наш взгляд, сегодня ни на одном канале не осуществляется полноценного и устойчивого диалога власти и общества.

6. Канал исходит из принципа внемонтажной «театрализации» телевидения, что означает практический отказ от использования компьютерной графики и «живое» соединение разных программ через специально оборудованную и оформленную студию. Вводится понятие «прозрачного» телевидения, когда на глазах у телезрителей студии готовятся к работе: редакторы собирают информацию, появляются участники программы, операторы, режиссерская бригада за пультом, т.е. зритель видит экранную изнанку телевизионной жизни. Это позволит минимизировать расходы, связанные с отладкой сложных телевизионных технологий непрерывного прямого эфира, а также демифологизировать действие телевизионного механизма, с тем чтобы в итоге вплотную приблизить его к аудитории и сделать ее соавтором телепроцесса.

7. Концепция вещания предусматривает сквозное ведение телеинформационной картины дня (утро, день, вечер) тремя ведущими-телезвездами. Они выполняют функцию связующего звена между программами дня, а также ведут собственные авторские ток-шоу. Каждый день будет ассоциироваться с определенным лицом ведущего.

Таким образом осуществляется вертикальное планирование сетки, каждый день вещания будет отличаться от другого авторской интонацией и жанровыми особенностями (при этом новостные и фильмовые «строки» будут совпадать по времени выхода во все дни).

8. С развитием технической базы канала предполагается работа на улицах города специально оборудованных машин, способных осуществлять прямую трансляцию любых «горячих» событий и происшествий в эфир. Параллельно работает многоканальная телефонно-пейджинговая установка, с помощью которой поддерживается постоянная связь с телезрителями. В дальнейшем может быть использована существующая в городе система телевизионного слежения во всех общественных местах (вокзалы, стадионы, музеи, магазины, парки, улицы и т.д.), которая позволит наблюдать за текущим потоком жизни города и иллюстрировать информацию, поступающую на стол ведущего с мест.

9. Утренний эфир будет заполнен информационно-консалтинговым вещанием, приближающимся по форме к жанру телевизионных услуг, с вкраплениями передач в жанре «документальной мыльной оперы». Ночной эфир предлагается заполнить программами приглушенно-камерного звучания, новыми жанровыми разработками (помогающими, например, преодолевать одиночество и иные поведенчески-психологические проблемы отчуждения, ставящими проблемы религиозно-мировозренческого плана, авангардного творчества, Интернет-этики, социальной солидарности (благотворительности) и т.п.).

10. Выход новостных программ предполагается с опережающим сдвигом в «полшага» от выхода новостей других каналов (12.30, 15.30, 18.30, 21.30).

Так составлена — в расчете на получение лицензии — концепция относительно скромного регионального канала: в сознательном противопоставлении федеральным каналам, с приоритетом «хороших» новостей и консалтинга (т.е. консультирования) зрителя по близким ему проблемам. Если сопоставить эту концепцию с представленным выше классификатором программ, то получится, что все 100 процентов заявленных передач надо отнести к «социально значимым». Разумеется, здесь есть некоторая доля лукавства: ни один коммерческий канал не выживет без «мыльных опер» и викторин, без кинопоказа. Но если бизнес-план, где расписаны все расходы на создание программ, есть документ для внутреннего пользования в телекомпании, то подобная концепция рассчитана исключительно на создание благоприятного впечатления как в лицензирующих органах, так и в обществе в целом. И в случае получения лицензии многое из заявленного пришлось бы реализовать на практике.

Иной размах, иные задачи у межгосударственного телеканала. Компания «Мир» разработала схему 5-часового вещания на 10 стран бывшего СССР, основанную на трех «К» — «Контакт» (информация и публицистика с открытым финалом, с обратной связью); «Корни» (культурно-познавательные, фольклорно-этнографические программы); «Карнавал» (развлекательно-игровой раздел вещания). Причем так же декларируются отличия от других каналов ТВ. Во-первых, «стереоскопичность» взгляда на события: двое ведущих вещательного дня представляют Европу и Азию. Во-вторых, оформление студии: некая евроазиатская чайхана с телеэкраном. В-третьих, постоянное подключение корреспондента, находящегося среди зрителей в одной из стран СНГ с их реакцией на текущие передачи.

В концепции подробно расписан набор из двух десятков рубрик, обеспечивающих каналу фирменный стиль и почерк. Выделена главная передача дня. К примеру, в понедельник — телевстреча с одним из лидеров стран Содружества (600-метровая студия, 200 человек, телемосты и телепередвижки на объектах взаимного интереса стран, вопросы от почтальона и таможенника, дипломата, мелкого торговца и крупного бизнесмена). Такая встреча может продолжаться до двух часов, прерываясь оперативными новостями. Во вторник главной передачей дня может стать «Семья и рынок» — обсуждение житейско-экономических ситуаций с рубриками «Успех», «Чем богаты», «Работаем вместе», «Как делаются вещи» и др. Обсуждение должно идти с интерактивными включениями по «стволу» космической связи. В среду возможен «контакт» ученых или представителей правоохранительных служб — те и другие объединяют свои усилия в решении научной проблемы или в поимке преступников. В четверг — «Корни»: «От какого наследства мы не отказываемся». Полемический заряд — спор с теми, кто считает, что советский период был отмечен только деградацией. Для обсуждения пригодны киноленты с участием актеров и персонажей из разных стран: «Отец солдата», «Мимино», «Здравствуй, это я!» и множество других, а также произведения изобразительного искусства, спектакли и пр. В пятницу возможен деловой телемарафон «Обустройство»: миграция, поиск нового места в жизни — через конкурсы. В каком-то городе России или Армении выделено 10 квартир для переселенцев в строящемся доме. По мере строительства ТВ показывает претендентов. Жюри из горожан решает, кто из них нужнее и полезнее городу...

В субботу и воскресенье главные передачи дня посвящены искусству, но так же, как в прочие дни, здесь постоянно поддерживается чувство необъятности просторов, охватываемых «Миром»: включения из дальних мест с немедленными откликами зрителей, конкурсы типа «Серебряный гвоздь» (гвоздь программы, сезона, года и т.п.). Словом, «живой» канал, развивающийся в реальном времени вместе с аудиторией.

И наконец, разработчики концепции «Мира» предложили следующее технологическое решение.

В связи с тем что канал охватывает 4 часовых пояса, было бы разумно (с появлением технических возможностей) организовать вещание следующим образом.

С 15.00 московского времени (18.00 в Ташкенте) начать вещание только для поясов +3 и +2 (Центральная Азия, часть Сибири и Урал).

С 17.00 московского времени подключаются остальные пояса. До 20.00 в эфир идет главная передача дня в обрамлении новостей и прочих рубрик.

В 20.00 Азия, Сибирь и Урал отключаются (там уже 22.00 и 23.00).

Канал продолжается для Европы до 22.00 по московскому времени. Могут быть использованы материалы тех рубрик, которые с 15.00 до 17.00 шли только на Восток (исключение — детские передачи).

Такая схема несколько усложняет работу: некоторые рубрики идут в эфир дважды, а ведущие работают не 5, а 7 часов. Однако игра стоит свеч; прибавку аудитории в миллионы зрителей обеспечит то обстоятельство, что передачи «Мира» будут приходить к людям в удобное для них время.

Из приведенных примеров видно, что журналист по мере творческого роста и приобретения профессиональной зрелости переходит от мышления в масштабах своего видеосюжета или репортажа к иным категориям, охватывающим вещательный день и неделю, совокупность программ и каналов, городов и континентов.

Возможно, кто-то из нынешних студентов в будущем станет работать над концепцией глобального, общемирового телеканала и тоже искать фирменный стиль, названия рубрик, формы обратной связи, отличия от Си-эн-эн и т.д.

Забота о программном наполнении каналов не менее важна, чем их техническое совершенствование. Техника цифрового вещания обещает практически безграничное число каналов и едва ли не персональное вещание каждому зрителю (наподобие мобильного телефона). Станет ли такое ТВ средством развития человечества или, напротив, его деградации — главный вопрос для тех, кто думает о телевизионных концепциях XXI века. Существует теория, что государство с населением меньше трех миллионов человек не может обеспечить полноценное вещание одного телеканала. На каждый час вещания (особенно художественного) работают сотни людей. Важно, однако, не количество, а определенный процент талантов. Только из трех миллионов можно набрать их достаточное число.

Помочь таким людям овладеть первыми ступенями мастерства — главная задача данного учебника, университетских занятий и, главное, непрерывной практики в телекомпаниях и в эфире.


ЛИТЕРАТУРА

Азарин В. От замысла до экрана. М., 1995.

Андроников И. Слово написанное и сказанное // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1975. Андроников И. А теперь об этом. М., 1985.

Багиров Э., Кацев И. Телевидение — XX век. М., 1968.

Баз ен А. Что такое кино? М., 1972. Беляев И. Спектакль без актера. М., 1982.

Борецкий Р. Телевизионная программа. М., 1967.

Борецкий Р. Телевидение на перепутье. М., 1998.

Борецкий Р., Кузнецов Г. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. М., 1990.

Борецкий Р. В Бермудском треугольнике ТВ. М., 1999.

Вачнадзе Г. Всемирное телевидение. Тбилиси, 1989.

Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966.

Вестник ВИПК (Института повышения квалификации работников радиовещания и телевидения). Вып. 1-6. М., 1990-1992. Вильчек В. Под знаком ТВ. М., 1987.

Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2 т. / Под ред. В. Богданова и Я. Засурского. М., 1998.

Голдовская М. Человек крупным планом. М., 1981. Голдовская М. Творчество и техника. М., 1986.

Голядкин Н. ТВ-информация в США. М., 1995.

Голядкин Н. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1996.

Голядкин Н. Анализ аудитории. М., 2000.

Дробашенко С. Пространство экранного документа. М., 1986.

Дубровский Э. Остановись, мгновенье! М., 1982. Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.

Золотаревский Л. Цитаты из жизни. М., 1971. Зубков Г. Глядя прямо в глаза. М., 1970. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.

Караулов А. Вокруг Кремля. Диалоги: В 2т. М., 1993.

Кузнецов Г. ТВ-журналист. М., 1980.

Кузнецов Г. Журналист на экране. М., 1985.

Кузнецов Г. Так работают журналисты ТВ. М., 2000.

Летунов Ю. Время, люди, микрофон. М., 1974.

Луньков Д. Наедине с современником. М., 1978.

Льюис Б. Диктор телевидения. М., 1973.

Медынский С. Мастерство кинооператора хроникально-документальных фильмов. М., 1984.

Медынский С. Компонуем кинокадр. М., 1992.

Муратов С. Диалог. М., 1983.

Муратов С. Выносится на обсуждение. М., 1985.

Муратов С. Встречная исповедь. М., 1988.

Муратов С., Фере Г. Люди, которые входят без стука. М., 1971.

Оганов Г. ТВ по-американски. М., 1985.

Отт У. Вопрос + ответ = интервью. М., 1991.

Очерки по истоки российского телевидения. М., 1999.

Пока микрофон не включен... М., 1991.

Проблемы телевидения и радио. М., 1967; Вып. 2. М., 1971.

Пудовкин В. Кинорежиссер и киноматериал//Собр. соч.: В 3 т. М., 1974.

Рабигер М. Монтаж. М., 1999.

Рабигер М. Режиссура доументального экрана. М., 1999.

Работа телеоператора службы новостей. М., 1991.

Руководство для создателей передач Би-би-си. М., 1995.

Саппак В. Телевидение и мы. М., 1988. Синицын Е. Я веду репортаж. М., 1983.

Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992.

Сорок мнений о телевидении. М., 1978.

Сто одна теленеделя сИриной Петровской. М., 1998.

ТВ-репортер: Сборник статей. М., 1976.

ТВ-публицист: Сборник сценариев. М., 1971.

Творческий телевизионный менеджмент. М., 1994. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 1—9. М., 1981—1989.

Телевидение и радиовещание за рубежом. Вып. 1—9. М., 1990—1994.

Телевизионная мозаика. Вып. 1—3. М., 1997—1998.

Телевизионный сценарий. М., 1975. Телелабиринты. М., 1988.

Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., 1993.

Федотова Л. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.

Фере Г. Товарищ ТВ. М., 1974.

Франк Г. Карта Птолемея. М., 1975.

Фурцева С. Мир площадью в сантиметры. М., 1975.

Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства. М., 1993.

Цвик В. Телевидение: системные характеристики. М., 1998.

Чекалова Е., Парфенов Л. Нам возвращают наш портрет. М., 1990.

Что такое язык кино: Сборник статей. М., 1989.

Шаболовка, 53: Страницы истории телевидения. М., 1988.

Шергова Г. Эхо слова. М., 1986.

Шкловский В. За 60 лет. Работы о кино. М., 1985.

Эйзенштейн С. Диккенс, Гриффит и мы // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1964.

Эйзенштейн С. Монтаж 1938//Там же. Т. 2.

Эльманович Т. Образ факта. М., 1975.

Юровский А. Телевидение - поиски и решение М., 1983.

* * *

Текущая периодика: статьи о телевидении в журналах «Искусство кино», «Журналист», «Профессия — журналист», в газетах «Известия», «Труд», «Культура», «Литературная газета», «Московские новости», «Новая газета», «Общая газета» и др.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3

Глава 1 МЕСТО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ....................................................................................... 13

КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПЕРЕДАЧА................... 14

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ....................................................... 17

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ТЕАТР............................................................................ 20

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И КИНО............................................................................. 23

СПЕЦИФИКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ................................................................... 27

Глава 2 ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ОБЩЕСТВО................................................ 34

ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ.............................................................. 37

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ.................................... 40

ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ................................................................... 43

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ....................................... 44

ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ФУНКЦИЯ.............................................................. 47

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ............................................................... 49

РЕКРЕАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ...................................................................... 49

Глава 3 ИСТОРИЯ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ В РОССИИ................... 51

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.............................................................. 51

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЕЩАНИЕ 30-40-х ГОДОВ............................. 54

50-е ГОДЫ: НА ТЕЛЕВИДЕНИЕ ПРИШЛИ ЖУРНАЛИСТЫ................... 57

60-е ГОДЫ: СТАНОВЛЕНИЕ ТЕЛЕПУБЛИЦИСТИКИ............................. 65

70-е ГОДЫ: ГОСПОДСТВО ВИДЕОЗАПИСИ............................................ 72

ТЕЛЕВИДЕНИЕ «ПЕРЕСТРОЙКИ И ГЛАСНОСТИ»................................ 76

ТЕЛЕВИДЕНИЕ 9О-х ГОДОВ...................................................................... 79

Глава 4 ТЕЛЕВИДЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ................................................. 87

Глава 5 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ..................................... 97

КАБЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ..................................................................... 98

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ СПУТНИКОВОЕ ТВ.......................................... 106

ПРОБЛЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ «НОВЕЙШИХ» ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ 109

Глава 6 ПРИРОДА СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ................... 112

ЯЗЫК ЭКРАНА............................................................................................ 112

ПРОФЕССИЯ ОПЕРАТОРА: МЕЖДУ ТЕХНИКОЙ И ИСКУССТВОМ. 119

ОСНОВЫ РЕЖИССУРЫ ПРЯМОГО ЭФИРА........................................... 124

СООТНОШЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ И СЛОВА......................................... 129

Глава 7 ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ............................................ 132

ВИДЫ СЦЕНАРИЕВ................................................................................... 132

ОТ ЗАЯВКИ К СЦЕНАРИЮ....................................................................... 143

СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СЦЕНАРИЯ.......... 148

СЦЕНАРИСТ В ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЕ.................................................. 157

РАБОТА СЦЕНАРИСТА ПОСЛЕ СЪЕМКИ............................................. 160

Глава 8 ЖАНРЫ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ................ 163

ЖАНРЫ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ........................................ 167

Информационное сообщение (видеосюжет)........................................... 167

Отчет............................................................................................................. 170

Выступление (монолог в кадре)................................................................ 170

Интервью...................................................................................................... 175

Репортаж...................................................................................................... 182

ЖАНРЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ.................................... 185

Комментарий............................................................................................... 185

Обозрение..................................................................................................... 186

Беседа........................................................................................................... 187

Дискуссия.................................................................................................... 188

Ток-шоу........................................................................................................ 189

Пресс-конференция..................................................................................... 190

Корреспонденция («передача»)................................................................. 191

ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ................................. 192

Очерк............................................................................................................. 192

Зарисовка.................................................................................................... 194

Эссе.............................................................................................................. 195

Сатирические жанры.................................................................................. 196

ПЕРЕДАЧА, ПРОГРАММА, КАНАЛ......................................................... 198

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕЛЕФИЛЬМ........................................................ 201

Глава 9 ЖУРНАЛИСТСКИЕ ПРОФЕССИИ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ.. 206

РЕДАКТОР (ПРОДЮСЕР) - ОРГАНИЗАТОР ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА..... 208

ТЕЛЕРЕПОРТЕР.......................................................................................... 211

КОММЕНТАТОР И ОБОЗРЕВАТЕЛЬ....................................................... 220

ИНТЕРВЬЮЕР, ШОУМЕН, МОДЕРАТОР................................................ 223

ВЕДУЩИЙ НОВОСТЕЙ............................................................................. 230

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЖУРНАЛИСТСКОЙ РАБОТЫ............................. 231

Глава 10 ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ...... 237

Глава 11 МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ АУДИТОРИИ................................................................................................ 250

Глава 12 ЖУРНАЛИСТ С ВИДЕОКАМЕРОЙ...................................... 258

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 272

ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................. 285

 


[1] Число программных телецентров возросло с 3 в 1954 г. до 68 в 1960 г.; число телевизоров - с 225 тысяч в 1954 г. до 5 миллионов 500 тысяч в 1960 г. Нужно учесть еще около 200 непрограммных телецентров (ретрансляторов) в 1960 г.

 

[2] На производстве, как, впрочем, и в литературе, можно встретить неправильное употребление термина «панорамирование» для обозначения всех и любых видов съемки движущейся камерой.

 

[3] Здесь нет возможности упомянуть все эти показатели (например, фиксирующие зависимости между временем суток и величиной просмотра, между величиной просмотра и числом рекламных роликов, приходящихся на единицу времени, между величиной времени, когда телевизор включен в вашем доме, и потреблением конкретной передачи и т. п.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.