Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулированиеданной сферы правоотношений осуществляется посредством заключенных между государствами международных договоров.






В соответствии со ст. 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации на территории России данные правоотношения регулируются соглашением сторон. В том случае, если отсутствует данное соглашение, к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.

Стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, сторона, являющаяся, в частности: перевозчиком – в договоре перевозки; экспедитором – в договоре транспортной экспедиции.

В настоящее время для Российской Федерации действуют следующие международные соглашения.

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о международном автомобильном сообщении (Москва, 20 июня 2005 г.).

2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Советом Министров Боснии и Герцеговины о международном автомобильном сообщении (Москва, 8 сентября 2004 г.).

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о международном автомобильном сообщении (Омск, 15 апреля 2003 г.).

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о международном автомобильном сообщении (Москва, 22 мая 2001 г.).

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о международном автомобильном пассажирском и грузовом сообщении (Москва, 16 марта 1999 г.) и т. д.

36.

37. В соответствии со ст. 1220 Гражданского кодекса Российской Федерации можно выделить следующие коллизионные вопросы деликтных обязательств:

1) способность лица нести ответственность за причиненный вред;

2) возложение ответственности за вред на лицо, не являющееся причинителем вреда;

3) основания возмещения вреда;

4) способы возмещения вреда;

5) объем и размер возмещения вреда;

6) основания ограничения ответственности и освобождения от нее.

Основные коллизионные привязки при регулировании деликтных правоотношений:

- право страны места совершения деликта;

- право страны наступления вреда;

Регулируют отношения, возникающие в следствие:

- причинения вреда жизни и здоровью;

- причинения вреда имуществу;

- причинения вреда деловой репутации;

- возмещение морального вреда;

- возмещение вреда иностранной организации, не являющейся юридическим лицом;

- возмещение вреда вследствие некачественного товара, недобросовестной услуги, не своевременной поставки.

38. При регулировании авторских прав международные соглашения исходят из следующих принципов:

1. территориальности – действие права автора только на территории того государства, где оно зарегистрировано;

2. национально правового режима – признание за автором права на интеллектуальную собственность и вопросов его реализации независимо от гражданства автора;

3. реторсии – если права российских авторов нарушаются на территории иностранного государства, то в отношении авторских прав граждан данного государства на территории РФ возможны ограничения и изъятия.

Основанием для охраны авторского права является участие государства во всемирных соглашениях по охране и признанию (Бернская Конвенция). Все соглашения имеют два исключения, если произведение впервые было издано на территории страны, где возникает вопрос; если от автора требуется ряд определенных формальных действий со стороны государства (регулируется национальным правом). Права авторов имеют срочный характер. Срок действия авторского права после смерти автора определяется правом страны, где об этом возникает вопрос, но не может быть менее 25 лет.

К основным правам автора относятся:

1. самостоятельное использование своего произведения;

2. возможность передачи прав на произведение другим лицам;

3. право на имя;

4. защита своего права и противодействие всем способам посягательства на произведение.

39. К смежным правам относятся: право на использование артистами исполнителями художественных произведений, изготовителями фонограмм, радио и телекомпаниями. Объектами смежных прав являются:

1. непосредственное исполнение;

2. фонограмма;

3. передача в эфир;

4. звуковая запись.

Все смежные права регулируются всемирной Конвенцией об авторском праве (а так же Конвенцией «Об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» Женева, 29 октября 1971 года, Римская Конвенция «Международная Конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций» от 26 октября 1961 года). Римская Конвенция предполагает защиту смежного права если:

1. произведение автора было использовано в другом государстве;

2. передача или фонограмма были выпущены на территории другой страны.

Защита смежных прав предоставляется по критерию национальности производителя, по праву первой записи, по праву первой публикации.

К числу смежных прав относятся:

1. право разрешать осуществлять первую запись;

2. право на разрешение использования авторского произведения;

3. право на воспроизведение записи.

Срок действия охраны смежных прав в соответствии с Римской конвенцией составляет, по меньшей мере, 20 лет, начиная с конца года, в котором:

§ состоялось исполнение, что касается исполнений, не вошедших в фонограммы;

§ была осуществлена фиксация (запись) в случае фонограмм и исполнений, вошедших в фонограммы;

§ состоялась вещательная передача.

В соответствии с Соглашением ТРИПС права исполнителей и производителей фонограмм охраняются в течение, по меньшей мере, 50 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана запись исполнения или имело место исполнение. Права организаций эфирного вещания — в течение, по меньшей мере, 20 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана вещательная передача. Это означает, что странам, присоединившимся к Соглашению ТРИПС, нужно пересмотреть и предусмотреть в своих законах (или соответственно изменить эти законы) более продолжительный срок охраны, чем тот, который требуется Римской конвенций.

40. Основными объектами охраны промышленной собственности являются:

1. патенты на изобретения;

2. полезные модели;

3. промышленные образцы;

4. товарные знаки;

5. знаки обслуживания;

6. способы защиты от недобросовестной конкуренции.

Охрана промышленной собственности подразделяется на:

1. правовую охрану промышленных образцов и полезных моделей;

2. охрану средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимых ими продукции, работ и услуг.

Как и другие объекты авторского права промышленные образцы обладают признаком территориальности, только право автора возникает после официального признания и получения от компетентного органа патента (свидетельства) на данное изобретение. Для того чтобы патент имел силу на территории иностранного государства необходимо получить охранный документ.

Охрана промышленной собственности обеспечивается компетентными органами государства, на территории которого об этом возникает вопрос, в соответствии с правом страны и международными соглашениями (Парижская Конвенция по охране промышленной собственности 1883 года, на данный момент в состав участников данной конвенции входят около 150 государств).

Конвенция предусматривает правила выдачи патентов – патент выдается тому лицо, которое первое подало заявку на получение патента; а так же защиту прав обладателя патента, которая осуществляется на территории всех стран-участниц конвенции.

41. Заключение брака на территории иностранного государства определяется правом страны, на территории которой возникает вопрос о заключении брака. Для того чтобы брак был признан действительным на территории РФ необходимо соблюдение условий личного закона лиц (закон гражданства или закон постоянного места жительства), вступающих в брак. Иностранные граждане могут заключать браки в своих консульских представительствах (консульские браки), такие браки признаются действительными на основании принципов взаимности, если лица имеют государственную принадлежность страны консульства.

При расторжении брака применяется право страны, гражданами которой являются супруги на момент подачи заявления. Если супруги не имеют общего гражданства, то по вопросам расторжения брака применяется право страны, компетентные органы которой расторгают брак. К ним относятся:

1. органы страны совместного гражданства супругов;

2. органы страны совместного места жительства супругов;

3. органы страны, куда обратились супруги с вопросом о расторжении брака.

42. Регулирование семейно-брачных отношений с иностранным элементом осуществляется на основании Минской Конвенции от 22 января 1993 года (часть 3), а так же на основании внутреннего законодательства стран, граждане которых вступают в брак. Минская Конвенция раскрывает основные положения, касающиеся семейно-брачных отношений, такие как:

1. заключение брака;

2. правоотношения супругов;

3. расторжение брака;

4. вопросы установления и оспаривания отцовств или материнства;

5. правоотношения родителей и детей;

6. вопросы опеки и попечительства;

7. вопросы усыновления (удочерения).

Так как Конвенция содержит исключительно коллизионные нормы, она не разрешает споров касающихся семейно-брачных отношений, а лишь отсылает к внутреннему законодательству стран. По которому будут решаться вышеперечисленные вопросы.

Основными коллизионными вопросами в семейно-брачных отношениях являются:

1. форма и условия заключения брака;

2. возможность заключения брака с иностранцами;

3. расовые, половые, религиозные особенности правовых систем с точки зрения заключения брака;

4. моногамность и полигамие в браке;

5. возможность заключения однополых браков;

6. выдача доверенности на заключение брака;

7. заключение брачного контракта;

8. алиментные обязательства;

9. возможность расторжения брака.

43. Основными коллизионными вопросами наследования в международном частном праве являются:

1. установление наследственного статуса – право государства непосредственно регулирующего всю группу наследственных отношений;

2. распределение наследственной массы на движимое и недвижимое имущество;

3. требования к форме и условиям содержания соответствующего завещания;

4. способность лица распоряжаться своим имуществом в плане передачи в наследство либо получения наследства;

5. ограничения для иностранных граждан в области наследственных прав;

6. возможность отказа от наследства;

7. наследование имущества находящегося в пути.

44. Международно-правовое регулирование труда – это установленная международными договорами (актами) система стандартов по регулированию труда, которые государства, присоединившиеся к соответствующему международному договору (ратифицировавшие его), используют в национальном трудовом законодательстве.

Основные принципы регулирования трудовых отношений в рамках МЧП:

1. принцип автономии воли сторон (характерен для большинства европейских государств) – работник и работодатель выбирают право применимое к трудовым отношениям (трудовому контракту);

2. принцип применения права страны, места работы;

3. принцип применения права страны, места заключения трудового контракта;

4. принцип закона флага;

5. принцип права регистрации транспортного средства;

6. принцип права страны суда.

Применимое к трудовым отношениям право определяет:

1. условия выполнения трудовых отношений;

2. профессиональную категорию;

3. условия оплаты труда и выплаты дополнительных вознаграждений (премии, сверхурочные, отпускные и т. д.);

4. возможность расторжения контракта, досрочное выполнение работ;

5. социальное обеспечение;

6. условия перевозки семьи (при необходимости) и условия проживания;

7. определение страны, где будут рассматриваться трудовые споры;

8. права трудящегося после прекращения трудового договора.

Основными актами, регулирующими международные трудовые отношения, являются:

1. Конвенции и постановления МОТ (Конвенция МОТ «Об оплачиваемых отпусках» 1970 год, Конвенция МОТ № 111 «о дискриминации в области труда и занятий» Женева 25 июня 1958 год).

2. Международное соглашение по вопросам трудовых споров 1968 год;

3. Региональные соглашения по вопросам осуществления трудовой деятельности;

4. Двустороннее соглашение о правовом положении трудящихся;

5. Национальное законодательство о труде.

45. Международный гражданский процесс – это совокупность правовых норм, регулирующих вопросы защиты иностранных граждан на территории государства и в судебных органах государства. МГП регламентирует свою деятельность:

1. НПА «О ведении судопроизводства в стране»;

2. Гаагская Конвенция «О легализации судебных и внесудебных документов» 1970 год;

3. Гаагская Конвенция «О получении доказательств по торговым спорным делам» 1970 год.

Для рассмотрения дела с участием иностранного представителя необходимо определить, суд какого государства правомочен данное дело рассматривать. Этот вопрос рассматривается в пророгационных соглашениях, где определяется международная подсудность – компетенция судов, рассматривающих дела с наличием иностранного элемента.

К пророгационным соглашениям относятся:

1. Конвенция «Об унификации правил, относящихся к международной юрисдикции» 1952 год;

2. Конвенция «О принудительном исполнении судебных решений по гражданским торговым делам» 1988 год;

Согласно данным положениям определяются три системы международной подсудности:

1. франко-романская (латинская) – по признаку гражданства сторон;

2. германская – территориальный признак подсудности;

3. англо-саксонская – по признаку присутствия ответчика.

В РФ и странах СНГ установлены общие правила определения подсудности в соответствии с внутренним правом страны.

46. Для осуществления процессуальных действий на территории иностранного государства суду одного государства необходимо давать поручения представительным органам другого государства – судебные поручения – обращение суда одного государства к суду другого государства для выполнения процессуальных действий на территории данного государства.В РФ исполнение иностранных судебных поручений регулируются гражданским процессуальным кодексом и могут быть реализованы путем:

1. исполнения судебного поручения;

2. реализацией процессуальных действий в случае если:

- реализация данного процессуального действия входит в компетенцию данного суда;

- исполнение данного процессуального действия не противоречит публичному порядку осуществления государственной власти на территории конкретного государства.

47. Иностранные судебные решения на территории РФ реализуются, если:

1. решение является действительным, признанным на территории РФ;

2. решение не противоречит императивным нормам РФ;

3. компетентность суда определена пророгационным соглашением;

4. срок исполнительной давности по данному судебному решению не истек;

5. имеется документ подтверждающий признание данного судебного решения;

6. решение вступило в законную силу.

Признание иностранного судебного решения – это констатация того, что данное решение имеет юридическую силу на территории РФ, о чем суд выносит определение. Признание решения иностранного суда согласно процессуальному законодательству РФ может быть признано и приведено в исполнение только в том случае, если это предусматривает соответствующий международный договор или федеральный закон (ч. 4 ст. 16 и ч.1 ст. 241 АПК РФ), что будет служить подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решение отечественного суда. Только после этого можно переходить к приведению в исполнение решения иностранного суда путем выдачи судом РФ исполнительного листа – повторная процедура - принудительное приведение иностранного решения в исполнение в Российской Федерации.

Иностранное судебное решение не реализуется, если:

1. истец не принял участия в судебном заседании;

2. исполнение решения компетентно только суду, вынесшему данное решение;

3. срок принудительного исполнения иностранного решения истек и не был восстановлен по ходатайству взыскателя.

48. Для обеспечения защиты интересов российских граждан и организаций, для реализации их прав необходима деятельность нотариата, нотариусы, осуществляющие такую деятельность, могут применять как правила национального законодательства, так и правила международных соглашений:

1. законы о нотариате;

2. положения о деятельности нотариусов;

3. консульские соглашения;

4. «Гаагская конвенция, отменяющая требования легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 года». Конвенцией устанавливается специальный знак (штамп), проставляемый на официальные документы, созданные в одном государстве и подлежащие передаче в другое государство, заменяющий процедуру консульской легализации — апостиль.

Документы, заверенные апостилем в одном из государств-участников Конвенции, должны приниматься в другом государстве-участнике Конвенции без каких-либо ограничений. Под официальными документами для целей Конвенции понимаются:

§ документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя

§ административные документы (в частности, свидетельства о регистрации актов гражданского состояния)

§ нотариальные акты

§ официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определённую дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Вместе с тем Конвенция не распространяется на:

§ документы, совершённые дипломатическими или консульскими агентами

§ административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.

Конвенция, по её буквальному смыслу, не распространяется также на документы, не являющиеся официальными (то есть не исходящие от государственных органов и не имеющие нотариального удостоверения). Например, апостиль не проставляется на коммерческие письма зарубежных фирм.

В функции нотариуса входит:

1. прием документов, составленных в соответствии с международными договорами и утверждение их по форме определенной в стране запроса документа;

2. представлять интересы лица, нуждающегося в защите;

3. выдача свидетельств о наследственных правах и осуществление мер по защите наследства;

4. сбор и обеспечение доказательств необходимых для ведения дел в иностранных судах;

5. подтверждение документов в иностранных организациях путем составления судебных поручений;

6. выполнение судебных поручений иностранных судов;

7. выполнение функций представителя;

8. выполнение всех нотариальных действий, определенных законодательной базой места выполнения деятельности.

49. Арбитражным разбирательством в международном частном праве признается рассмотрение споров в третейских судах.

Третейские суды – это суды, специально избираемые и создаваемые сторонами внешнеэкономических сделок.

Международный коммерческий арбитражный суд – это третейский суд, созданный для рассмотрения и разрешения споров сторонами внешнеэкономической сделки.

В России действует Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». В соответствии с данным Законом существует два вида третейских судов:

постоянно действующие (образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ; не могут быть образованны при федеральных органах государственной власти, ОГВ субъектов РФ и ОМСУ);

созданные для решения конкретного спора (порядок образования определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить законодательству).

Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация – юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Третейский суд принимает решение в соответствии с действующим российским законодательством, условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.

Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор.

Принципы третейского разбирательства: законности; конфиденциальности; независимости и беспристрастности третейских судей; диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.

Одним из действующих подобных судов является Третейский суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, он постоянно действующий и разрешает экономические споры, подведомственные арбитражным судам.

Для признания и реализация иностранных арбитражных решений суд и стороны руководствуются Нью-Йоркской Конвенцией «О признании и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений» 1958 года. В настоящее время в ней участвуют 126 государств.

Каждое государство обязано признавать решение иностранных арбитражных судов, не зависимо о того, является ли это государство участником Конвенции (обязательное условия для реализации иностранных АР). Под АР понимается решение как постоянно действующих третейских судов, так и временно созданных.

Исполнение АР на территории государства невозможно, если:

1. применяемые судом нормы определены только стороной спора, против которой вынесено решение;

2. нормы, применяемые АС, выбраны им самостоятельно.

Исполнение решений иностранных АС не реализуется, если:

1. стороны спора были частично или полностью недееспособны по применимому праву;

2. состав АС не соответствовал выбору сторон; закону страны, на территории которой состоялся АП;

3. арбитражное соглашение является недействительным по праву страны, применяемому к спору;

4. решение, вынесенное по спору, не является предметом арбитражного разбирательства;

5. решение АС не стало для стороны окончательным или было отменено;

6. предметом спора не могло быть арбитражное разбирательство;

7. введение решения АС в силу противоречит публичному порядку осуществления государственной власти, страны места реализации данного решения.

По данным основаниям вынесенное арбитражное решение может быть признано недействительным.

Согласно исполнительному законодательству страны реализации арбитражного решения, их необходимо выполнить не позднее 6 месяцев после вынесения данного решения. Решение может быть исполнено позднее, в случае восстановления или продления срока его исполнения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.