Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Письмена на песке






«Мы знаем звуки, познакомились с буквами, умеем созда­вать слоги и читать слова. У нас чувствительные руки и гибкие пальцы. Мы уже много построили из песка. Теперь самое вре­мя научиться самим создавать буквы — лепить их и... писать». Игра «Город волшебных букв» (стихи Д. Фролова): «Давайте строить Город Букв! Песок у нас здесь есть. Пусть каждый нарисует сам Какие буквы есть!

На пары делимся друзья, Здесь ты сидишь, а рядом — я, Ты лепишь буквочку мою, А я должна слепить твою. Вот так мы весело играем Из букв мы Город собираем!

Перед началом игры взрослый и ребенок берут из набора каждый себе по букве. Называют их, а потом обмениваются, говоря:

«Вылепи, пожалуйста, мою букву!». Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности песочницы ребенок и взрослый фор­мируют, лепят буквы.

Закончив работу, сверяют песочную букву с ори­гиналом и идут за следующими. И так, пока в пе­сочнице не образуется целый Город Букв.

Многократно играя в эту игру, ребенок учится еще и оптимальному размещению букв на листе. Не беда, если сначала в городе будут «жить» только 2-4 буквы. Потом их станет больше, они будут бо­лее соразмерны друг с другом и пространством пе­сочного листа.

Как варианты этой игры, можно предложить ребенку зада­ние: «Я вылеплю букву, а ты — выкопай ее». Или: «Давай посмотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песоч­ные буквы! Они могут превращаться одна в другую! Буква Л — в букву А, буква Г в букву Т, буква О в букву Я...» И другие.

Теперь можно не только лепить, но и писать печатными бук­вами слова на песке. Сначала пальчиком, потом — палочкой, держа ее как ручку. Потом можно будет писать на песке печат­ными буквами известные и любимые ребенком стихотворные строки, часть которых почему-то оказывается засыпанной пес­ком (может, в этом виноваты ветер, мышки и другие существа?). Ребенку предлагается восстановить разрушенное, дописав стер­тое слово (разве это возможно было бы на бумаге?).

На песке легко как создавать слова, так и разрушать их, если они неправильно написаны. Исправлять на песке проще и «безбо­лезненнее», чем на бумаге, где всегда видны следы наших ошибок. Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит Вам дольше сохранить работоспособность ребенка. Вы увидите, когда он действительно устанет, а не просто «увилива­ет» от занятий. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. Из-за того, что мы длительно не фиксируем внимание ребенка на ошибках, он ощущает себя успешным.

А теперь «прикоснемся» к письменным буквам. И помогут нам в этом Змейки (простые веревочки с узелком на месте головы). Сначала ребенок, взяв «змейку» за голову или хвост, просто (без отрыва) проводит ей по песку. Потом, сложив пальцы ведущей руки, как будто он держит ручку, плавно «идет по змеиному следу» (пишет на песке зигзагообразные линии без отрыва).

Следующий шаг. Ребенок берет змейку за голо­ву, как за ручку, и пишет кружочки, палочки, пе-

тельки. Словом, все то, что Вы когда-то сами делали в первых прописях. Далее вы можете познакомиться с прописными бук­вами. Их писать быстрее и легче, потому что они пишутся без отрыва. Это так здорово, как двигаются змейки, не отрывая руки, мы пишем буквы, слоги, слова на песке. Как Вы думаете, понра­вится это ребенку? Вы правы, конечно, это интереснее, чем пи­сать в тетради.

Этот прием поможет и детям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата. Ведь на первых порах для них письмо карандашом и ручкой оказывается практически невозможным.

А дальше — сложнее... (Стихи Д. Фролова):

«Змейки на песке играли И хвостом слова писали, За узором шли петельки — Это — письма маме Змейке. Но пронесся ветерок, И засыпал все песок...

И в печали мама Змейка: Письма не прочесть никак! Как узнать ей о змеятах? Что случилось? Где? И как?

Ты теперь у нас Волшебник! Допиши скорей слова, Выручи ты маму Змейку Доброй силой Волшебства!»

Взрослый проговаривает и пишет на песке с по­мощью веревочки знакомое слово, ребенок его чита­ет. Теперь можно предложить ребенку засыпать

любую часть слова песком. А потом — восстановить его, напи­сав веревочкой недостающие элементы. Усложненный вари­ант — ребенку предъявляется сразу фрагмент слова или фразы, без предварительного зачитывания и просмотра написанного.

Предложенные нами модели игр могут Вами творчески обо­гащаться, дополняться, преобразовываться. Также на песок мож­но переносить и все известные Вам игры, направленные на фор­мирование навыков письма.

Песочная грамматика

Важно не просто научиться писать, но и писать правильно. Даже самые скучные орфограммы можно превратить в увлека­тельные игры и сказки. Например, для того чтобы писать гра­мотно, важно различать гласные в сильной и слабой позиции. Маленькому ребенку не обязательно знать это правило — его научать этому в школе. А подготовить его мы сможем с помо­щью такой игры-сказки:

«Теперь мы отправляемся с тобой в страну, где живут целые слова. Как раз сейчас они готовятся к балу. Хозяйка этой стра­ны — Фея Ударение. Она всегда правит балом. А еще — у Феи есть Волшебная Палочка. Когда Фея дотрагивается ей до како­го-то одного гласного звука в слове... Происходит чудо! Этот звук превращается в Принцессу и становится главным в слове. Принцессу почитают остальные звуки, составляющие слово. Преклоняясь перед красотой и величием Принцес­сы, сами они часто становятся едва различимыми. Имя Принцессы — ударный гласный, всегда хо­рошо слышим и мы. И никогда не ошибемся, когда будем писать это слово. Например,

Слово есть у нас ГОРА — Здесь Принцесса — буква А!

В этом слове другую гласную — О почти не видно, плохо слышно. " О" стала Золушкой. Когда мы произносим это слово, имя Золушки " О" слышится нам как имя Принцессы. Конечно, ее имя легко перепутать, написать неправильно и тем самым сильно обидеть ее.

Но не печалься, сказка на то и сказка — в ней царит Добро. В других словах, которые здесь называют " родственными", Зо­лушки тоже становятся Принцессами. Ведь их касается вол­шебной палочкой справедливая Фея Ударение. Попробуй, из­мени слово " ГОРА" так, чтобы Золушка стала Принцессой!»

Для разыгрывания этой и подобных ей сказок на песке Вам потребуются буквы, составляющие слово с безударной гласной и проверочное^к нему; а также палочка, символизирующая уда­рение, фигурки Феи, Принцессы и Золушки.

Рассказывая сказку, Вы выкладываете на песке слово. Ребе­нок берет в руки фигурку Феи и Волшебную Палочку. Совмес­тно с Вами или самостоятельно он произносит написанное на песке слово, интонационно выделяя ударный звук. Держа в руке фигурку Феи, он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над буквой след — ударение. Далее он ставит фигурку Прин­цессы над ударной гласной, а над безударной — фигурку Зо­лушки. Те же действия производятся и с проверочным словом. Можно поиграть и со стихотворной инструкцией (стихи Д. Фролова):

В каждом слове — царство звуков, Там на праздничном балу Фея Ударенья может Отметить Принцессу свою.

Звук ударный отмечает Фея палочкой своей, И отныне его имя Знает каждый из людей.

Безударные же звуки Фея в Золушки берет, А в соседнем царстве звуков Их в Принцессы выдает.

А скажи мне, мой хороший,

Кто Принцесса в слове «Лошадь»?

Хочется привести цитату из учебника по русскому языку для 2 класса: «Безударную гласную в корне слова надо прове­рять. Для этого надо изменить слово или подобрать однокорен-ное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную». Не прав­да ли, похоже на нашу сказку? Вы видите, что из любого слож­ного правила можно сделать интересную игру.

А как же быть со словарными словами, ведь их нельзя про­верить? Конечно, их нужно запомнить, чтобы не обижать Золу­шек. Ведь в этих словах им никогда не стать Принцессами. Но даже не этого больше всего хотят Золушки. Они мечтают, что­бы их заметили и запомнили. Для этого Вы можете подклю­чить уже известные Вам приемы, описанные в нашей книге.

Для закрепления материала можно предложить ребенку сле­дующую игру (стихи Д.Фролова):

«Однажды над Страной Цветов Пронесся ураган, Один из звуков он унес С собой за океан...

И вот уж высохла р...ка, Уснули все л...са, И солнце красное уже Не светит в н...бесах!

Погибнет так Страна Цветов! Что делать? Помоги!

Найди скорей пропавший звук И Жизнь в цветы вдохни!»

Перед ребенком пустая песочница. На поверхности песка написаны слова с пропущенными буквами. Ребенок вписывает в свободное место ту гласную, которую считает похищенной. Например, в слово «Р...КА» ребенок вписывает «У». Получает­ся «РУКА». Взрослый читает соответствующую строчку инст­рукции. В нашем случае это: «И вот уж высохла РУКА». Так ли это? Та ли это буква? Если ребенок вставляет правильную гласную, слово оживает. При этом важно, чтобы он рассказал о том, как узнал Золушку, какие слова помогли ему в этом. В данной игре при правильном ответе на песке создается река. Если ребенок допускает орфографическую ошибку, можно ему напомнить сказку о Фее Ударения. Так можно играть и с дру­гими словами. Таким образом, ребенок практически усваивает курс грамматики, развивая орфографическую зоркость, а также учится комментировать свои действия.

Для обобщения и закрепления полученных знаний мы пред­лагаем Вам дидактическую игру «Секрет колдовства» со сти­хотворной инструкцией Дмитрия Фролова.

Дети приглашаются к ящику с песком. На поверхности ни­чего нет.

В одну волшебную страну Пришла беда большая — В нее прокралась в темноте Колдунья очень злая

Одну зверушку захватила, И тут же в палку превратила.

(Взрослый показывает детям палочку.) А буквы имени ее В темницу бросила на дно...

Секрет же злого колдовства С собой колдунья унесла, В горе песчаной закопала И вход туда заколдовала...

Что делать? И куда бежать? Зверушку надо выручать! А взрослым — нечего идти: Ребята могут лишь спасти.

Ну как, ребята, вы готовы? Там испытания суровы, Там буквы надо крепко знать, Чтоб колдовство то разгадать!..

Тогда вперед! Сейчас река,

(Взрослый совместно с детьми строит в песочнице реку и устанавливает через нее два мостика: один из буквы Ж, другой из буквы Ш.)

На ней для вас есть два мостка: Из буквы Ж и буквы Ш. Спокойно вспомните слова, Где буква Ж и буква Ш.

(Дети должны назвать не меньше пяти слов, кото­рые содержат отдельно буквы Ж и Ш).

Ну вот, река и позади! Но дальше нет у нас пути:

Дремучий лес перед горой Стал непролазною стеной...

(Взрослый совместно с детьми создает лес из веточек и фи­гурок деревьев.)

Лесные звери! помогите! А вы скорей их назовите!

(Дети должны назвать лесных зверей, каких они знают, взрос­лый может им помочь, показать других зверей, разнести поня­тия: домашних и диких животных.)

Нам помогли лесные звери, И мы недалеко от цели! Гора возникла на пути — (Дети строят гору из песка) Ни обскакать, ни обойти, Как научиться нам летать? Пора на помощь птичек звать! Кричите птичек всех подряд, Они к нам сразу прилетят, Нас над горою пронесут И нам погибнуть не дадут!

(Дети называют известных им птиц, взрослый мо­жет дополнить их знания.)

И птички помогли нам в горе, Теперь на берегу вы моря.

(Дети строят на переднем плане море, за ним Песчаную гору.)

За ним — Песчаная гора, Где скрыта сила колдовства.

Но как же переплыть нам море? Ведь это — не широко поле... Давайте рыбок хором звать, Морских животных всех скликать!

Кто помнит их всех имена, Зовите к нам скорей сюда!

(Дети называют известных им морских жителей, взрослый их может дополнять.)

Вы молодцы! Отлично звали! Все рыбки сразу подплывали, И переплыть нам помогли... Теперь мы с вами — у Горы... Здесь буквы бедные томятся, Колдуньи злой они боятся, Их надо нам освободить И имя правильно сложить! Как только имя расшифруем, Зверька мы этим расколдуем, Так злые чары рухнут в пыль, И мы узнаем, кто там был. В волшебной книге есть заданья, Для вас, ребята, испытанья, Как букву каждую найти, Из плена мрачного спасти.

(Взрослый берет большую книгу и «читает по ней».): Как только буква прояснится, Так рухнет вмиг ее темница.

* * *

Итак, заданье к первой букве: Найдите общий звук в словах «Машина», «Музыка» и «Мак». Вы отгадали, или — как?..

Все верно — это буква М,

Не испугаешь вас ничем!

(Взрослый выкладывает на песок букву М)

Вторая буква, вам на страх,

Есть сразу даже в трех словах:

«Шары», и «Крыша», и «Столы».

Ну как? Теперь узнали вы?

Что ж угадали букву Ы,

Прекрасно знаете все вы!

(Взрослый выкладывает на песок букву Ы)

А третья есть в словах: «Шалаш»

И «Шуба», «Шапка», «Ералаш».

Вы «зашипели» все так дружно,

Что и подсказывать не нужно!

Да, это буква Ш, конечно,

Вы все сегодня так прилежны!

(Взрослый выкладывает на песок букву Ш)

Ну, а четвертую сейчас

Вы отгадаете за раз!

Слова здесь: «Кукла», «Лук» и «Кошка».

Ну как? Подумайте немножко...

Была задача нелегка,

Но вы решили — буква К!

(Взрослый выкладывает на песок букву К)

Ну а последнюю, друзья,

Не отгадать никак нельзя:

«Арбуз», «Акула», «Ананас» —

Здесь буква спрятана от нас!

Вы — молодцы все! Как всегда!

Вы отгадали букву А!

(Взрослый выкладывает на песок букву А)

Кого же мы расколдовали?

Какое имя мы узнали?

(Дети складывают буквы в слово)

Все верно! Это наша МЫШКА!

Небось, дрожит еще трусишка!

(Взрослый ставит в песочницу фигурку мышки)

В волшебной маленькой стране

Теперь на праздник вышли все!

Пошел такой веселый пир,

Какого и не видел мир!

(Дети строят в песочнице страну, дом для мышки и других фигурок.)

А все, ребята, только вы! Вы мышку бедную спасли! И все животные, друзья, Вас полюбили навсегда!

Итак, Вы познакомились с идеей проведения об­разовательных игр в песочнице. По такому же прин­ципу, уже самостоятельно, Вы сможете придумать аналогичные игры с цифрами, арифметическими действиями, геометрическими фигурами, используя,

к примеру, дидактический материал к играм М. Монтессори. Используя принципы наших игр, можно начинать изучение иностранного языка.

Но главное — Ваше сотворчество с ребенком. Вы и он — единое целое. И нет для него «мук учения», потому что ВЫ — рядом!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.