Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отпечатки наших рук






На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очере­ди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощуще­ниям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребен­ку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рука­ми, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувству­ешь ты?»

Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ва­ших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чув­ствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими слова­ми. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпа­дать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.

Далее взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?» Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить. Может, подви­гать руками?

— «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.).

— выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,

— «пройтись» ладошками по проложенным трассам, остав­ляя на них свои следы,

— создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кис­тей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры

на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.),

— «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой ру­кой, после — одновременно (сначала только указа­тельным, потом — средним, затем — безымянным, большим и наконец — мизинчиком),

— далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?

— «поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пиа­нино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх-вниз». Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают ко­лоссальным значением для развития психики ребенка. Во-пер­вых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмо­циональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактиль­но-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок по­лучает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится пони­мать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Что же спрятано в песке?

Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяет­ся песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.

Всем известна пляжная игра «Мина». Рука од­ного играющего превращается в «мину»: она мо­жет находиться в песке в любом положении. Зада­ча другого играющего — «сапера» — откопать «мину», не дотрагиваясь до нее.

«Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помо­гать себе тонкими палочками.

Взрослый вместо руки может закопать любую игрушку (важ­но, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается дога­даться, что же было закопано.

Можно закапывать не один, а несколько предметов или игру­шек, и на ощупь узнавать: что или кто это? (вариация игры «Чудесный мешочек») и т. п.

Любую из игр можно предлагать ребенку в виде сказки. На­пример:

«В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми.

Это было не по вкусу Дракону, жившему по соседству. Заду­мал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось...

Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям, Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в под­земном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется за­колдованной.

Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказоч­ной страны? Попробуй!..»

Наверное, дорогие друзья, многие из Вас в детстве делали «секретки». Каждый из Вас, наверняка, до сих пор чувствует в руке и видит образ своих стек­лышек, фантиков, блесток, цветочков и пр. А ведь «засекречивать» можно не только это, но и буквы, цифры, геометрические фигуры.

Итак, наш малыш получил первый опыт успеш­ного взаимодействия с песком. А теперь можно уже

начинать учиться. Безусловно, наши игры не заменят Вам и ребенку учебники, но помогут подготовить ребенка к школе, со­здадут базу для более органичного усвоения учебного материа­ла.

И об этом следующая серия наших игр.

Серия игр «Песочная грамота»

(игры, направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.