Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистское образование и культура учебного труда






Журналистское образование

Первые школы журналистики

История журналистского образования насчитывает около ста лет. Журналистские школы стали появляться на рубеже XIX—XX вв. в США, Германии, Англии, Швейцарии, Японии, Италии, Ки­тае в связи с увеличением числа газет и журналов. Их количество в первое десятилетие XX в. достигало в европейских странах не­скольких тысяч.

Одной из первых считается высшая школа журналистов в Бер­лине. Слушатели изучали юридическое положение о печати, исто­рию и технику газетного и печатного дела, практическую журна­листику (редактирование, полемизирование, технику просмотра газет и пр.), рецензирование драматических представлений, рома­нов, опер и концертов, упражнялись в писании корреспонденции и репортажей. Обучение было платное*.

В штатах Вирджиния и Пенсильвания в США еще в конце XIX в. появились первые учебные заведения для журналистов. В 1902 г. Высшая школа журналистики открылась в Колумбийском уни­верситете США по инициативе газетного магната Джозефа Пу-литцера, пожертвовавшего на это 2 млн долл. (в США существует ежегодная пулитцеровская премия за выдающиеся литературные публикации). Появились журналистские школы также на юриди­ческих факультетах университетов в Вашингтоне и Филадельфии**-


В Европе родоначальницей журналистского образования счи-ся Высшая школа социальных наук в Париже со специальным ультетом журналистики. В Европе и Америке, где школы журналистики зародились в эах университетского образования, с самого начала шли дис-гии о том, нужно ли вообще журналисту специальное образо-дае, а если нужно, то какое — фундаментальное университет-ил и узкопрактическое. Сторонниками первого направления уступили представители европейской школы, второго — амери-1СКОЙ. Но к концу 1920-х годов даже в Америке, где было уже сколько десятков учебных заведений, победили сторонники цаментальной подготовки. И вот почему. В американских школах начала века основное внимание уделя-сь технике репортажа, методике поиска новостей, психологии ркламы и развитию чисто практических репортерских навыков.»же время не придавалось «значения общеобразовательной под-эвке, развитию у студентов интеллектуального кругозора, ши­шкой общей культуры»*. Обучение велось по типу работы в мини-дакции: выпускались газеты, которые шли в розничную торгов-э. Такая система подготовки, как пишут исследователи, привела ^кризису. Один из владельцев провинциальных изданий привлек 1имание общественности к качеству профессионального образо-*ия журналистов: из двадцати выпускников специальных школ, пять лет в его газетах прижился только один. Для выявления причин такого положения была создана специ-ьная комиссия. Она пришла к выводу: учить нужно не только амповке новостей», не только процедурно-технологическим темам газетного дела, но и давать фундаментальные «знания в части истории, социологии, других гуманитарных наук»**. }' Однако и после коррекции в сторону более глубокой подготовки (ериканская школа журналистики все-таки сохранила свое праг-ческое направление в отличие от европейской, которая всегда авала большое значение изучению фундаментальных гумани-рных, исторических, филологических, юридических и социальных: наряду со специальными практико-журналистскими.

gj, Зарождение журналистского образования в России

Первые попытки организовать обучение журналистике в Рос-[ были предприняты также в начале XX в. После отмены крепост-


 


* См.: Есин Б. И. Из истории высшего журналистского образования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1969. № 2. С. 82.

** См.: Таловое В. П. Журналистское образование в СССР. Л., 1990.


* Таловое В. П. Указ. соч. С. 10. '**Тамже. С. 11-12.



ного права, когда в несколько раз увеличилось число изданий по сравнению с дореформенным временем, встал вопрос о профес­сиональных кадрах.

Штаты редакций комплектовались в то время из случайных людей. Журнал «Русская мысль» писал в 1906 г.: «Случается у слу­жащего дефицит, он пополняет его статейками; остался человек без места — он идет в газету и начинает промышлять репортажем. Тут вы встретите неудачника или временно зануждавшегося студен­та и доктора, выехавшего из провинции для диссертации, и отстав­ного офицера, и выгнанного со службы телеграфиста, и бывшего актера, и разорившегося купца-спекулянта, и помощника какого-нибудь частного поверенного по бракоразводным делам...; рядом с людьми, безусловно, порядочными встретите людей не только сомнительных, но и прямо темных, которые только прикрывают­ся репортажем, а сами делают из него доходную статью»*.

Журналисты тех лет с юмором вспоминали о популярном ме­тоде отбора в редакцию после «испытания на огурец». Новичок считался пригодным к журналистике, если мог выпить под один огурец двузначное число рюмок водки.

Проект создания высшей школы журналистики обсуждался в Петербурге в 1902 г. Предусматривалось, что возглавить ее должен известный в ту пору писатель Петр Дмитриевич Боборыкин, весь­ма образованный человек, имеющий юридическое образование. Но этому проекту не суждено было сбыться. Вместо высшей школы открылись в Москве научные и практические курсы для журнали­стов под руководством профессора Леонида Евстафьевича Влади­мирова. Курсы предназначались для того, чтобы «лицам, не полу­чившим образования на юридическом факультете, дать система­тическое собрание этико-юридических знаний, необходимых для понимания и обсуждения вопросов общественной жизни, состав­ляющей предмет так называемой публицистики»**. При приеме на курсы (платные) не ставились ограничения ни по уровню образо­вания, ни по полу, ни по социальным, возрастным или нацио­нальным характеристикам.

Программа обучения на курсах была весьма основательной. Она включала юридические, исторические и филологические дисципли­ны. Много места уделялось культуре и искусству. Лекции по специ­альным дисциплинам сопровождались практическими занятиями.

Учеба началась 1 февраля 1905 г. и была прервана через 9 меся­цев в связи с декабрьским вооруженным восстанием***.


Больше в России до революции учебных заведений для журна-стов не существовало. Правда, находясь за рубежом, В. И. Ленин j, vero соратники обучали журналистике рабочих, приехавших из: ии. Еще в 1904 г. русские эмигранты-партийцы пытались орга-эвать обучение газетному делу в Женеве. Эта идея была реали-ана в 1909 г. в партийных школах на Капри, в 1910 г. — в Боло-и в 1911 г. — в Лонжюмо под Парижем. Для слушателей этих [ читали лекции и учили их практической журналистике В. И. Ле-I, А. М. Горький, А. А. Богданов, А. В. Луначарский, Н. А. Семаш-Ю. М. Стеклов, И. Арманд, Н. К. Крупская и другие известные артийные публицисты.

В самой же России консультированием журналистов занима-сь профессиональные издания, в частности петербургский жур-«Сотрудник печати», который ввел специальную рубрику для 1чинающих журналистов. Учебная комиссия в московском изда-гве «Луч» тоже исполняла такие консультационные функции. Но все это не решило проблемы профессиональной подготовки зов для газет. Общий уровень журналистов, по свидетельству ис-дователей, был весьма низок: «...Если в отдельных русских ле-ьных дореволюционных органах сотрудничали некоторые круп-! писатели, ученые и журналисты (А. И. Куприн, В. А. Гиляров-«й, В. И. Дорошевич, А. В. Амфитеатров и др.), то рядом с ними ех же органах и во многих других подвизались случайные для эналистики люди. Ограниченность тематики буржуазных изданий, информационный характер позволяли таким людям с большим меньшим успехом выполнять свою роль, но язык, литератур-> достоинства их публикаций были на чрезвычайно низком уров-е... Следовательно, каких-либо традиций в области журналистско-и образования не оставили ни дореволюционная официальная си-вма просвещения, ни общественная инициатива»*.

Профессиональная подготовка в 20-е годы XX в.

После революции стала бурно создаваться новая печать, по-тись издания для разных слоев населения — рабочих, кресть-к, солдат. Журналисты старых газет эмигрировали или перешли другую работу. Партийные публицисты заняли руководящие


 


ПО


* Кривенко С. Газетное дело и газетные люди // Русская мысль. 1906. № 10. С. Ю-** Есин Б. И. Путешествие в прошлое. М., 1983. С. 158. *** См.: Таловое В. П. Указ. соч.


Jj' * Бережной А. Ф. О некоторых итогах и проблемах развития журналистского азования и журналистской науки в университетах нашей страны // Журналис-а, наука, образование, практика. Л., 1971. С. 7-8.


посты в новых партийных и государственных структурах. Газе испытывали острый недостаток кадров. Об этом шел разговор и i первом съезде журналистов в 1918 г. Тогда же Пролеткульт пр принял попытку организовать в Москве курсы журналистов.

В Петрограде школу журнализма, по утверждению А. Ф. Береа ного, очевидно, организовало Общество журналистов. По воскр сеньям читали лекции для работников печати А. И. Куприн («< | репортере и газете»), А. В. Амфитеатров («О редакторе»), И. И. Л«вин («Экономика газетного хозяйства»). Программа была напеча тана в газете «Вечернее слово» 12 и 19 апреля 1918 г. Но шкс просуществовала недолго.

Толчком для развития журналистского образования в стран| был VIII съезд партии (март 1919 г.), который предлагал серьезв озаботиться комплектованием редакций профессиональными; налистами. В результате в том же году была открыта школа жури листов при РОСТА (Российском телеграфном агентстве)*. Ее: ча — подготовить группу склонных к журналистике людей из бочей и крестьянской среды. На учебу в школу направляли! основном редакции местных газет. Набор — 50 человек. «Повива ным отцом» школы был директор РОСТА Платон Михайлович женцев, специалист по научной организации труда, автор первой учебника по журналистике «Газета. Ее организация и техника», курсы были краткосрочными — полутора—трехмесячными и зь комили только с азами газетного дела.

Составленная Керженцевым программа предполагала изучен» организационно-экономических основ деятельности газетной дакции и ее экспедиции, книжного издательства, информацией ного агентства и пресс-бюро. Учащиеся должны были приобретав навыки написания репортажа, подготовки и обработки телеграф ных сообщений, составления рекламных материалов, выпуска зеты и журнала, осваивать корректуру и стенографию, знаком* ся с типографским процессом и множительной техникой (пиг. щими машинками, ротаторами и т.п.). Они слушали также лекци| по научному коммунизму, политической и экономической графии мира, эстетике и литературе, истории русской и зарубеж| ной прессы. Но за три месяца дать серьезные знания по этим на правлениям не удавалось.

И хотя школа за короткий срок выпустила 136 газетчиков и' значительной степени выполнила поставленную перед нею зада| чу, тем более что по ее примеру открылись школы в Петрограде

* См.: Каравашкова С. В. Подготовка журналистских кадров в первые годй советской власти // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1967. № 5.


Екатеринбурге, Ташкенте, Баку, Смоленске, Казани, Витебске*, вСе-таки это был журналистский ликбез, обучение низшего звена газетных работников — литправщиков, хроникеров, выпускающих. Школа не решила проблемы подготовки квалифицированных жур­налистов и тем более руководящего состава. Именно поэтому все активнее обсуждается вопрос о создании института журналистики.

В 1920 г. Константин Петрович Новицкий и другие энтузиасты развития журналистского образования подготовили проект Поло­жения об институте журналистики. В 1921 г. школа журналистики преобразуется в Институт красных журналистов. Его открытие состоялось 15 октября.

В задачи института входила разработка вопросов газетного дела и развитие новых форм печатной и устной пропаганды и агита­ции, подготовка опытных редакторов, литературных критиков, заведующих редакционными отделами, секретарей, хроникеров, выпускающих. Срок обучения — один год.

В учебном плане значились лекции по истории большевистской и рабочей печати (их читали М. С. Ольминский, Л. Б. Троцкий, Н. Н. Батурин), по истории РКП(б) (М. И. Ульянова, А. В. Луначар­ский, Ю. М. Стеклов). Курс общей психологии и психологии твор­чества читал известный профессор П. П. Блонский, языкознание — профессор А. М. Пешковский.

Специальные дисциплины преподавали ведущие журналисты: редактор газеты «Рабочая Москва» и журнала «Перец» Б. М. Во­лин, редактор журнала «Журналист» С. Б. Ингулов, известный фе­льетонист Н. К. Иванов (Грамен), специалист по истории и техни­ке печати М. И. Щелкунов, В. Я. Яроцкий — исследователь англо­американской литературы и журналистики.

В институт в 1921 г. было принято 110 студентов. Весьма приме­чательно, что 6% из них имели высшее образование, 74% — сред­нее и 20% — низшее. Почти все до учебы работали в печати, при­чем третья часть — редакторами газет. Каждый пятый — из рабо­чих, около 70% — члены партии. Среди учащихся не более 15% женщин, каждый четвертый имел семью. Состав студентов много­национальный — русских была только половина**.

В декабре 1921 г. открылся Институт журналистики в Петро-гРаде.

Конечно, уровень подготовки, которую можно было дать в те­чение года, не отвечал растущим потребностям журналистской

См.: Привалов В. 3. От «школы журнализма» до факультета журналистики // н. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1982. № 1. ** См.: Отчет о деятельности Государственного института журналистики за •922-1924 гг. М., 1924.

8-

практики. Поэтому на III Всероссийском съезде работников ти (1922) встал вопрос о том, что институты должны давать только практическую подготовку, но и достаточную общеобра вательную. Это требовало увеличения срока обучения студент В 1923 г. декретом Совнаркома московский институт был прес зован в Государственный институт журналистики (ГИЖ) с летним сроком обучения.

Важной считалась идеологическая подготовка, ибо в годы нэп нужно было, по мнению партийных руководящих органов, сох нить в чистоте социалистическую идеологию. Поэтому уже в 1924 ГИЖ получил статус Коммунистического вуза (Комвуза), что зволило улучшить финансовое и материальное положение инст тута и студентов. Прежде институт журналистики располагался! двухэтажном доме фабриканта Губкина на Малой Дмитровке, j где было очень тесно. Новый институт переехал в просторный < няк на Мясницкую, 13*.

Правила приема в ГИЖ гласили, что приниматься будут тс ко члены КПСС с трехгодичным стажем, поработавшие в газета качестве рабочих и сельских корреспондентов. А основная зада«| института — подготовка ответственных руководителей и сотру ников рабочей и крестьянской печати.

Учебный план первых институтов журналистики включал в новном профессиональные дисциплины: введение в газетное де теория публицистики, газетная информация, история русскс журналистики, законодательство о печати, новые формы газе правка материалов, критическая библиография, пресс-бюро, пра тические занятия по публицистике и информации, психотехш

Позднее, с увеличением курса обучения до трех лет, в щ грамму были включены общественно-политические дисципли? Однако значительную часть занимали все-таки профессиональнь Специальным предметам отводилась третья часть времени на пе вом курсе, 40% — на втором и 70% — на третьем**.

В учебном плане 1925 г. наряду с организацией работы редан ции, газетными жанрами, публицистикой и информацией, ист рией печати, газетным хозяйством, современной советской и инс странной печатью изучались история России и зарубежных ст политическая география, история развития общественно-полити| ческих формаций, история партии, современное партстроителе ство, исторический материализм, экономическая политика CCCI


право СССР (включая законодательство о печати), общая психо­логия и психология творчества, русский язык. Кроме того, препо­давались математика и естествознание, которые восполняли про­белы среднего образования. Как видим, учебный план состоял из профессиональных и историко-политических дисциплин. Практи­чески отсутствовали филологические курсы, которые впоследствии стали доминирующими на факультетах журналистики.

Обучение велось в форме бригадно-лабораторного метода. Лек-хор давал только общую ориентацию в предмете, а освоение курса шло путем самостоятельных занятий и во время групповых кол­локвиумов, дискуссий, семинаров в группах. В «Журналисте». (1926. № 4) сообщалось, что в процессе перехода института на «рельсы комвуза» секционный метод заменяется дальтон-планом, в кото­рый включено 17 предметов. Студенты должны заниматься не в общежитиях, а в кабинетах института и проводить там 8—9 часов. Для таких занятий были организованы кабинеты газетного, печат­ного дела, современной периодической печати, истории печати. Работала типолаборатория, газетотека и музей газетного дела.

Была предусмотрена и трех-четырехмесячная практика в газе­тах. Студенты исполняли работу литсотрудника, репортера, завот-дела и даже редактора и ответственного секретаря.

Очень много внимания уделялось общественной работе, шеф­ству над производственными коллективами, воинскими частями и детскими учреждениями, где выпускали стенгазеты, учили вне­штатных корреспондентов.

Студенты, обучавшиеся в институтах, как и вся страна, пере­живали финансовые и материальные трудности. Четвертый съезд работников печати, который собрался в 1923 г., организовал шеф­ство над московским институтом журналистики. В отчете ГИЖа сообщалось, что специальная комиссия следила за тем, чтобы го­сударственной стипендией, общежитием и столовой пользовались только те студенты, которые посвящают работе в институте все свое время. С помощью шефов удалось увеличить месячную смету на питание 170 студентам. «Вместо небольшого малопитательного обеда, — сообщалось в отчете, — студент ГИЖа имеет теперь мяс­ной обед из двух блюд, вечером ужин (одно блюдо) при 1'/2 фун. полубелого хлеба»*. И все-таки студенты вынуждены были прира­батывать, чтобы обеспечить элементарные потребности в питании и средствах на самые необходимые нужды.

Несмотря на финансовые и бытовые трудности, студенты тех лет занимались очень прилежно. Этому способствовала и неплохая


 



* Подробнее см.: Таловое В. П. Указ. соч. ** См.: там же. С. 27.


* Государственный институт журналистики.


М., 1924. С. 149.



укомплектованность институтской библиотеки. В 1922 г. она на тывала около 6000 книг, 1358 наименований. В том числе 491 литературе, 304 — по истории и географии, 196 — по математ и физике, 148 — по языкознанию, 100 — по религии и атеиз! 95 — по философии, 37 — по искусству.

Наибольшей популярностью у студентов пользовалась худоз! ственная литература (38%) и книги по социальным наукам (185 истории и географии (17%), по журналистике (12%). От 3 до U запрашивали книги по точным наукам, философии и языкоз! нию и только 0, 8% — по искусству. Такие данные сообщалис отчетах института. Выбор книг отражал состав читаемых курсе историко-социальные и журналистские.

Кроме институтов журналистики в 20-е годы существова другие формы подготовки журналистов. В 1924 г. открылись а газетного дела в Коммунистическом университете народов Воск ка и в Коммунистическом университете нацменьшинств для обучения и направления кадров в газеты на национальных: ках и выходящих в национальных республиках Союза. Журналис ские факультеты и отделения открылись в комуниверситетах. лоруссии, Закавказья, Средней Азии, Татартт и других (общим' лом около 45).

Литературных редакторов и критиков готовили университеп В частности, такие специальности были на факультете общест ных наук (ФОН) в Московском государственном университ Позднее подготовка редакторов и критиков была продолжена этнологическом факультете МГУ.

В Ленинградском университете редакторов готовили на «ям(] ке» (факультете языкознания и материальной культуры). Там подавали историю русской журналистики, газетное и печатное де книговедение, технику типографского набора, проводили пра тикумы. В 1926 г. в Ленинградском университете была создана федра газетного дела.

Кроме двух ведущих университетов страны подготовку кадр для печати в 20-е годы вели редакционно-издательская секция 1 шего литературно-художественного института в Москве и ститут живого слова в Петрограде, который затем в 1924 г. бь преобразован в Государственные курсы техники речи с отделен» ем литературного творчества и журналистики.

Существовали и газетные техникумы, в которых обучали портеров и литработников, выпускающих и корректоров (первь


техникум открылся в Ленинграде). Кроме того, были так называе­те «газетучи»школы газетного ученичества — своего рода газетные профтехучилища. В Москве подобная школа открылась в

1926 г.

Функционировали всевозможные курсы повышения квалифи­кации и переподготовки журналистов разной периодичности.

Таким образом, к концу 20-х годов существовали самые разно­образные формы подготовки журналистов: от курсовых и началь­ных школ, техникумов до институтов и университетов, от акаде­мических до партийно-политических. И все-таки уровень образо­вания, и тем более специального, был весьма невысок. По широкому исследованию, проведенному в конце 20-х годов, вы­яснилось, что только 4, 5% учились журналистике. Общий уровень образования газетчиков также был весьма низок*.

Идеологизация образования в 30-е годы

В связи с задачами индустриализации и коллективизации в 30-е годы прошлого века требовалось укрепить вертикаль власти и ох­ватить идеологическим влиянием все структуры — от низовых до более высоких. Перестроилась и печать: от классового принципа дифференциации изданий для рабочих, крестьян и других соци­альных групп она перешла к территориально-отраслевому. Причем особенное значение придавалось вновь созданной низовой печа­ти, газетам машинно-тракторных станций, совхозов и колхозов, фабрично-заводской и районной печати.

Буквально за два-три года число газет увеличилось в несколько раз! Чтобы «наиболее полно охватить массы партийным влияни­ем» и укрепить местную власть, «с конца 20-х годов (в связи с отходом от нэпа) в стране стала складываться своеобразная форма государственного устройства — административный, авторитарный, бюрократический социализм с присущим ему умалением, а не­редко и полным отказом от экономических стимулов в хозяйствен­ной, коммерческой, иных видах деятельности, выполнявших функ­ции своего рода " двигателей" общественного прогресса... Но так как кроме идеологических, политических стимулов заменить их было нечем, то последние выдвинулись на первый план. Потреб­ность в газетах как важнейшем атрибуте политики и идеологии в связи с этим резко возрастала»*.


 


* См.: Худяков Е. Л. Университетское образование журналистов // Вестн. Мс ун-та. Сер. Историко-филологическая. 1959. № 1.


 

* См.: Гус М. С. За газетные кадры. М.; Л., 1930.

* Таловое В. П. Указ. соч. С. 38.



Следовательно, многократно возрастала и потребность в газ ных работниках. Нужны были экстраординарные меры по ул нию системы журналистского образования. Они были предпр* ты: в 1930 г. вышло специальное постановление ЦК ВКП(б) кадрах газетных работников», в котором предлагалась разверну система подготовки и переподготовки всех категорий руковод щих и рядовых работников печати:

— работников центральных, республиканских, краевых и
ластных газет готовят курсы марксизма (редакторское отделен
Института литературы и языка (ЛИЯ) Комакадемии;

— среднее звено этих газет, а также редакторов крупных ра
онных и городских газет готовит Коммунистический институ
журналистики (бывший ГИЖ).
В нем же сосредоточивается научн|
исследовательская работа в области журналистских дисциплин;

— работников для профпечати готовит газетное отделен
Высшей школы профдвижения при ВЦСПС;

— редакторов районных газет, а также фабрично-заводсет
совхозных и колхозных — отделения работников печати местнь
комвузов и вечерние институты журналистики;

— литературные и технические кадры обучают литфаки,
ституты, техникумы и газетучи (школы газетного ученичества)

Кроме того, предполагалось развернуть широкую систему, реподготовки кадров на 2—3-месячных курсах при КИЖе, на сах марксизма, в Институте литературы и языка (ЛИЯ) Кома* демии, комвузах и радиоцентре.

В соответствии с постановлением по всей стране была разве нута система институтов журналистики, отделений при комвуз техникумов, школ и курсов для подготовки газетных кадров.

Одновременно меняется и направление обучения. Государстве^ ный институт журналистики переименован в 1930 г. в КИЖ'. мунистический институт журналистики. Это не было формально изменение названия, оно означало, что основным в преподав нии стали не профессиональные дисциплины (им отдавалась все! шестая часть учебного времени — три дисциплины), а идеолог ческая партийная подготовка, выработка «классового чутья», ум< $ ния точно следовать за партийными директивами. Напомним, в прежних планах половину учебного времени (а на старших сах до 70%) студенты занимались профессией, хотя идеологиче кий уклон тоже был силен. Но в условиях, когда после отмеь нэпа экономические регуляторы народного хозяйства переста


действовать, остался один рычаг — идеологическое принуждение. Поэтому обучение журналистов—пропагандистов и агитаторов но­вых социальных преобразований было поставлено во главу угла.

Исследователи печати приводят высказывание И. В. Сталина, которое стало магистральным при обучении журналистов: «Неко­торому минимуму техники журналистики обучать их, конечно, надо. Но основное не в этом. Основное в том, чтобы они выработали в себе чутье журналиста-общественника, без которого корреспон­дент не может выполнять свою миссию и которое не может быть привито какими-либо искусственными мерами обучения...»*

Указание вождя легло в основу формирования учебных пла­нов, в том числе и созданных журналистских институтов в Ленин­граде (1931), Харькове (Всеукраинский КИЖ), Минске (1932), Алма-Ате (1934), Свердловске и Куйбышеве (1936).

Обучение в вузах сопровождалось идеологическими чистками кадров, изгнанием «чуждых социализму элементов», «уклонистов от генеральной линии партии». В московском КИЖе в результате сменился почти весь преподавательский состав. Опытные професси­оналы заменялись слушателями Института красной профессуры.

Основной базой подготовки кадров для советской печати до 1938 г. оставался институт в Москве. В 1931 г. он получил статус всесоюзного и стал называться ВКИЖ. В 1934 г. его структура была такова:

— трехгодичное отделение для подготовки редакторов район­
ных и политотдельских газет и работников областных и краевых
газет;

— трехмесячные курсы для подготовки и переподготовки ру­
ководителей областных и краевых газет;

— одногодичные курсы подготовки руководителей комсомоль­
ских изданий;

— сектор заочной подготовки и переподготовки для руководи­
телей районных и политотдельских газет с полуторагодичным сро­
ком обучения.

Заочной учебой было охвачено до 2000 журналистов. Аналогич­ная система была и в других КИЖах.

Помимо поименованных в постановлении «О кадрах газетных Работников» вузов (КИЖи, ЛИЯ Комакадемии, Высшая школа профдвижения) кадры для печати готовили Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ), созданный на базе гуманитарных факультетов МГУ, Редакционно-издательский инсти-


 


* КПСС о средствах массовой информации. М., 1979. С. 149.


* Цит. по: Таповов В. П. Указ. соч. С. 40.


 




тут (РИИН), в который вошло и литературное отделение этнс гического факультета МГУ. Впоследствии этот институт влился Московский полиграфический институт, где есть редакционное дательский факультет.

Высшая партийная школа и редакторское отделение Курсов ма ксизма-ленинизма при ЦК ВКП(б), институты красной профе готовили высший командный состав печати.

Газетные техникумы работали в Москве, Ростове-на-До* Харькове. Соответствующие отделения совпартшкол были в Ор Мичуринске, Пензе, Костроме и других городах.

Вот весьма характерный для 30-х годов перечень дисцищц областного комвуза им. Варейкиса Центрально-Черноземной ласти. Среди 18 курсов большинство политизированных: истор| РКП (б), Коминтерна, диамат и ленинизм, история большевис кой печати, печать в социалистическом наступлении, учение Ма кса, Ленина, Сталина о печати, печать как орудие социалистиче кого строительства, печать и оборона. Ясно, что задачи воет ния журналистов активными бойцами партии, идеологичес)! закаленными выполнялись истово. Прочные профессионалы знания отодвигались на задний план. Страна переживала пери< | сталинского идеологического прессинга.

Университетская система подготовки журналистов*

Многоуровневая система подготовки и переподготовки га ных работников, идеологических кадров для печати существо! до самой войны, до 1941 г. Только Московский КИЖ был закрь 1938 г. по причинам, не выясненным до конца. В годы войны по, и товка военных корреспондентов велась на специальных курсах. Щ

Но уже в ходе Великой Отечественной войны началось форм| рование университетской системы подготовки журналистских i ров. В 1941 г. институт журналистики в Свердловске вошел на щ вах факультета в состав Уральского государственного университеп В 1944 г. факультет журналистики создан в Белорусском универси те, в 1946 г. открылось отделение журналистики в Ленинградскс в 1947-м — в Московском университете.

В 40-е годы на филологических факультетах появились отдел ния и кафедры журналистики в Азербайджанском, Вильнюсском, ' захском, Киевском, Львовском, Ташкентском и Харьковском универ тетах, там, где и прежде была налажена институтская систе*

* Этот раздел написан в соавторстве с А. А. Ширяевой (см.: Свитич Л. Ширяева А. А. Указ соч).


подготовки журналистов. Одновременно появляются соответству­ющие отделения в составе партшкол.

Почему же после войны не возобновилась прежняя институт­ская система журналистского образования? Почему стала разви­ваться и затем преобладать университетская? На этот вопрос нет однозначного ответа. Первое, что очевидно, — идеологическая под­готовка в ущерб профессиональной, которая практиковалась в 30-е годы, не способствовала профессиональному качественному росту работников печати. Требовалось более фундаментальное образова­ние. Глубокую и широкую гуманитарную подготовку давали имен­но университеты.

Открытие отделений журналистики в рамках филологических факультетов (тем более что во многих из них читались курсы по журналистике) позволило улучшить языковую подготовку журна­листов. Возможности других факультетов университета привлекали квалифицированных преподавателей к чтению курсов по филосо­фии, политэкономии, психологии и этике, эстетике, логике, дру­гим фундаментальным курсам.

Традиции университетского образования положительно влия­ли на развитие культурного уровня студентов, прививали исследо­вательские навыки, учили искусству работы с литературными ис­точниками. Сыграло свою роль и то, что соединить ресурсы бывших институтов и университетов (кадровые, материальные и финансо­вые) в условиях войны и послевоенной разрухи было легче.

Возможно, повлияло и то обстоятельство, что после репрес­сий 30-х годов, перестрадав и победив фашизм, освободив Евро­пу, советский народ почувствовал себя более свободно, стал ме­нее терпим к жестким идеологическим нормам и партийному дик­тату. Поэтому старые формы организации, в том числе и в области образования, уже не могли быть восстановлены после войны в прежнем виде. Власти понимали это. Началась демократизация жур­налистского образования, которая выразилась в переносе центра обучения журналистов в менее политизированные по сравнению с партшколами и институтами университеты. Вероятно, какое-то влияние оказало и то, что в Европе и Америке подготовка журна­листов издавна велась в университетах.

Короче говоря, было достаточное количество факторов, по­влиявших на то, что после войны в стране преобладающей стала университетская система журналистского образования, дополнен­ная партийной подготовкой и переподготовкой руководителей ре­дакций в рамках Высших партийных школ (ВПШ).

Итак, история университетского журналистского образования началась в послевоенное время и ее родоначальниками выступили


те города и регионы, где до войны уже сложилась институте! система подготовки.

Создание отделений журналистики на базе филологичеы факультетов во многом определило то, что в первые годы их cj ствования основу учебных планов составляли традиционные дологические дисциплины.

В те годы были широко представлены курсы по литературе языку. Приведем для примера план МГУ: введение в языкознан! история русского языка; современный русский язык; старослав* ский, латинский и иностранный языки; введение в литературо! дение; введение в советскую литературу; русская, советская и,. рубежная литература. Общественные дисциплины включали осне вы марксизма-ленинизма, политэкономию, диалектический исторический материализм, историю философии, экономичен и политическую географию СССР и зарубежных стран. Цикл ис рических дисциплин включал историю древнего мира, исторш новейшего времени, историю СССР.

Таким образом, степень фундаментальности подготовки, обес печенная к тому же высоким уровнем преподавания университе, скими профессорами, была на порядок выше той, которая обеей печивала учебный планы довоенных институтов журналистики, вот количество профессиональных и практических дисциплин первые годы становления отделений журналистики в рамках унии верситетов было невелико. В дипломах первых выпускников знач! лись история журналистики и большевистской печати, теория практика советской печати.

В какой-то степени близкими к профессиональным дисциплин нам можно отнести логику, психологию и историю международ-» ных отношений. Но были и спецкурсы, например «Основы ста­линского учения о языке», и спецсеминары по выбору. Студенть направлялись на производственную практику, защищали курсо-| вые и выпускные работы.

Итак, в 50-е годы начала формироваться и в общих чертах оп-| ределяться система подготовки журналистов в университетах.

В 1954 г. открылся факультет журналистики во Львовском уни-^ верситете. Но особенно бурный рост новых отделений и факульте-; тов журналистики начался в 60-е годы — годы хрущевской «отте-; пели». Открылись новые отделения и факультеты в Воронежском, * Дальневосточном, Иркутском, Казанском, Кишиневском, Ростовском1- и других университетах.

В ведущих вузах появились новые кафедры. Более основательно стал изучаться процесс производства газет, техника газетного дела, полиграфическое дело. Читался курс «Технология полиграфичес-122


кого производства». Студенты знакомились с этим практически в ходе выпуска учебной газеты в типолабораториях, проходя произ­водственную практику в редакциях, стали изучать стенографию, машинопись, фотодело.

К середине 60-х годов началась подготовка, сначала в МГУ, потом и в других крупных университетах, журналистов для радио и телевидения. Вышли первые учебники и учебные пособия по теле-, радиожурналистике.

Весьма заметной вехой в журналистском образовании стал 1972 г., когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране». В ходе его реализации в 1973 г. Мин­вуз утвердил новый типовой учебный план по специальности «Жур­налистика». В нем появились новые дисциплины: литературно-ху­дожественная критика; теория литературы; современные пробле­мы экономики, науки и техники; журналистское мастерство. Обязательным был выпуск учебных газет, радио- и телепрограмм. Была предусмотрена специализация студентов для работы в газе­тах и журналах, в радиовещании и на телевидении, специализа­ция по редактированию массовой литературы, литературно-худо­жественной критике, теории и практике перевода.

Новый этап в развитии журналистского образования связан с выходом в январе 1975 г. постановления ЦК КПСС «О мерах по улучшению подготовки и переподготовки журналистских кадров». После постановления ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1930 г. «О кадрах газетных работников» это первое за столь долгий период партий­ное постановление, специально посвященное проблемам журна­листского образования.

В результате в новый типовой учебный план были внесены су­щественные изменения. Появились курсы «Введение в журналис­тику», «Критика теории и практики буржуазной журналистики», «Научные основы пропаганды и методы идеологической работы», «Партийное и советское строительство». Усиливалась экономичес­кая подготовка студентов. Она стала более фундаментальной. Лек­ции по экономике отдельных отраслей народного хозяйства были заменены двумя курсами: «Основы экономики» и «Научные осно­вы управления и планирования народного хозяйства». Впервые в типовой учебный план были введены дисциплины «Социальная психология» и «Методика конкретно-социологических исследова­ний и печать», которые до этого уже были в учебном плане МГУ. Постановление «О мерах по улучшению подготовки и пере­подготовки журналистских кадров» открывало новые возможнос­ти и в плане расширения форм подготовки журналистов. В нем


предусматривалось открытие специального отделения для pat ников редакций, специалистов разных областей народного хоз* ства, имеющих высшее образование и проявивших литератур*, способности, со сроками обучения по дневной форме до 2 и вечерней до 3 лет. Такие отделения открылись в 1976 г. на факуа_ тетах журналистики МГУ, ЛГУ и УрГУ. В эти же вузы стали переи водить студентов из университетов национальных республик, теху которые проучились три курса на филфаке на родном языке.? |

На факультетах журналистики были расширены подготовитель-! ные отделения для рабочей и сельской молодежи. От 30 до 505 общего состава принимаемых на факультеты формировалось за сче. «рабфака». И хотя это было главным образом связано с кадровой политикой партии, строго следившей за социальными характер! стиками обучающихся, такие отделения действительно помога... рабочей и сельской молодежи, демобилизовавшимся из армш компенсировать недостатки в знаниях и поступить в университет,!

В это же время было открыто международное отделение на фа|| культете журналистики МГУ. В отличие от МГИМО здесь постав­лена задача готовить журналистов, пишущих на международные темы для нашей аудитории. На отделения принимались только юно-;, ши, москвичи, по представлениям характеристик райкома ВЛКСМ?

С 1976/77 учебного года введен творческий конкурс для абиту­риентов факультетов журналистики.

В 80-е годы усиленное внимание уделялось практической под* готовке журналистов. Появился курс «Журналистское мастерство», ] развивались формы индивидуальной работы студентов. Совершен-^ ствовалась система учебной и производственной практики, для eejj проведения сложилась система базовых редакций, были разрабо-j таны четкие программы практики, дневники и формы отзыва ре-* дакции о ее прохождении. Итоги подводились на «Днях практики».! Для первокурсников вводилась ознакомительная практика, в ходе | которой студенты узнавали о работе предприятий, учреждений*; общественных организаций, многотиражных и районных газет.

В учебных планах появился новый курс «Технология журналист­ского творчества», в рамках которого велось обучение методам' журналистской работы. Стали активно использоваться новые ме­тодики, действенные формы обучения, деловые игры, моделиро­вание профессиональных ситуаций, упражнения и т.д.

На всех этапах в учебном процессе участвовали журналисты-практики, высоквалифицированные специалисты. Их привлекали к проведению творческого конкурса, чтению лекций, ведению спецсеминаров, организации творческих мастерских, руководству!


курсовыми и дипломными работами, производственной практи­кой. Стали заключаться договоры о творческом сотрудничестве редакций и факультетов журналистики.

В 1982 г. приняты новые типовые и индивидуальные учебные пла­ны, в которые входил фундаментальный теоретический курс «Ос­новы журналистики».

Очередная рубежная дата — начало перестройки. Подготовка журналистов велась к этому времени в 23 университетах страны, в Академии общественных наук при ЦК КПСС, Высшей партийной школе и областных ВПШ, в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ, Московском институте международных отношений (МГИМО), Университете дружбы народов им. П. Лумумбы, Мос­ковском и Украинском полиграфических институтах, Военно-поли­тической академии им. В. И. Ленина и Львовском высшем военно-политическом училище.

Число студентов-журналистов составляло более 15 000, в том числе более 6000 — на дневном отделении. В среднем на первый курс поступало около 3000 человек, в том числе более 1200 — на дневное отделение. От 30 до 50% первокурсников составляли слуша-тели подготовительного отделения из молодых людей из рабочих семей, производственных коллективов. Творческий конкурс, формы которого были весьма разнообразны и совершенствовались, давал возможность для отбора наиболее одаренных абитуриентов. В 1983 г. при участии авторов данного раздела была разработана квалифи­кационная характеристика по специальности «Журналистика».

Созданы новые базы подготовки в Грузии, Армении, Прибалтий­ских республиках.

В связи с открытием новых направлений на отделениях журна­листики укреплялась материально-техническая база, появились теле- и радиостудии, полиграфические лаборатории. Улучшилась техническая оснащенность уже существующих учебных комплек­сов, были оборудованы лингафонные кабинеты, компьютерные

классы.

К этому времени на основных факультетах и отделениях жур­налистики сложилась следующая номенклатура кафедр: кафедры теории и практики журналистики, журналистского мастерства, истории журналистики, стилистики и литературного редактиро­вания, телевидения и радиовещания, производства и оформления газеты, редактирования и книгоиздательского дела. Практически на всех факультетах стали издаваться учебные газеты.

Девяностые годы у всех на памяти. В эти годы Россия пережива­ет самые сложные и переломные моменты. Изменилась система


государственного устройства. Трансформировалась система сред массовой информации. Отменена цензура. Пресса стала более ев бодной, хотя определенные формы зависимости остались и явились новые.

Многократно увеличилось число изданий и программ. Расг. рилась тематика и специализация изданий. Оживилась репор екая и расследовательская журналистика. Пресса стала на коммеД ческие рельсы. Появились многочисленные специализированна рекламные издания, соответствующие службы в редакциях. Га и журналы перешли на компьютерный набор и цвет. Резко чилась потребность в журналистских кадрах. Стали востребова новые профессии: рекламиста и газетного менеджера, продюсер компьютерного дизайнера, а также журналисты разных специа заций, в том числе для сетевых СМИ.

Все эти процессы в журналистике существенно изменили ci туацию в журналистском образовании. Быстро стали возникать < вые отделения и факультеты журналистики в университетах, пе институтах и других вузах. Появились факультеты журналистики!. рекламы в коммерческих учебных заведениях. Например, в Мое* началась подготовка журналистов в ряде государственных педа гических вузов, Московском гуманитарном институте им. Даш* вой, Эколого-политологическом институте, Экстерном гуманитар ном университете, Институте международного права и эконол ки им. А. Грибоедова, Институте телевидения и радиовещания и, Аналогичные учебные заведения созданы в Санкт-Петербург Екатеринбурге, Самаре и других городах.

Сейчас в России более сотни государственных и коммерче вузов готовят журналистов разных профилей, работников реклам! и паблик рилейшнз, дизайнеров, менеджеров и маркетологов | области журналистики и рекламы.

Кроме того, возродилась форма среднего специального образ вания в рамках журналистских колледжей и лицеев. Открылись ко мерческие формы подготовки и в государственных вузах.

Естественно, новая информационная ситуация заставила и тра-| диционные государственные базы подготовки кардинально пер смотреть свои учебные планы. В 90-е годы появились Государсп ные стандарты по направлению и специальности «Журналисп ка», в которых помимо существующих прежде дисциплИ1 предусмотрены курсы по правовым основам журналистики, сощН ологии журналистики, психологии журналистики, этике npo(j сии, экономике СМИ, по рекламе и паблик рилейшнз. Усилился блок дисциплин по зарубежным средствам массовой информации


пОявились курсы «Введение в мировую журналистику», «Зарубеж-Hbie СМИ», «Международное гуманитарное право».

Во многих университетах началось обучение новостной, ана­литической, расследовательской журналистике, введены соответ­ствующие специализации. Открылись кафедры зарубежной журна­листики там, где их прежде не было, появились кафедры маркетин­га СМИ, рекламы и паблик рилейшнз, дизайна, обеспечивающие подготовку специалистов этого профиля.

Запросы редакционной практики потребовали особого внима­ния к подготовке на факультетах журналистов—политологов, эко­логов, специалистов, способных работать в деловой прессе, женс­кой, детской, церковной, сетевой журналистике, обучению буду­щих ведущих теле-, радиопередач и т.п.

Еще большее внимание стало уделяться технологии журналист­ской работы, причем по разным специализациям. Кардинально улучшилась подготовка студентов в области владения компьютер­ными технологиями. Практически во всех университетах оборудо­ваны компьютерные классы, имеется доступ в Интернет.

Новым явлением современной системы образования стала ран­няя профессионализация студентов. Теперь они нередко начинают работать в редакциях уже во время учебы. Таким образом, произ­водственные практики меняют свое направление и формы органи­зации, становятся, по сути, непрерывными. Конечно, этот про­цесс имеет свои плюсы и минусы.

Государственное распределение заменилось свободным устрой­ством, поиском своего места на рынке труда в зависимости от квалификации.

Принципиальное изменение университетской системы обра­зования связано с появлением возможностей двух-трехуровневой системы подготовки: бакалавр (4 года), специалист (5 лет), ма­гистр (2 года после бакалавриата). Разработаны Государственные образовательные стандарты по всем этим ступеням обучения. Рас­ширилась возможность для приема в магистратуру специалистов с Другим высшим образованием. Некоторые вузы уже перешли на новую систему подготовки журналистов, хотя большая часть их сохраняют традиционную пятилетнюю форму обучения, посколь­ку она себя в целом хорошо зарекомендовала и оправдывает. Коро­че говоря, университетская система постоянно развивается.

В последние годы расширяются и углубляются связи с зарубеж­ными вузами, которые готовят журналистские кадры, и с исследо­вательскими центрами в области журналистики. Стало рядовым явлением чтение лекций для студентов российских вузов специа-


листами из Америки и Европы. Издавна Московский, Санкт-1 тербургский, Уральский, Воронежский, Ростовский и факуль* ты журналистики других вузов обучают иностранных студентов, чаще проводятся совместные с зарубежными коллегами исслед вания, научные конференции, обмен студентами.

Вводится система тренингового обучения студентов, выпу газет в режиме редакционных условий с использованием компъ терных технологий в учебных студиях, обучение их оперативно\ поиску и подготовке информации к публикации.

В учебные планы включены курсы политологии, культ гии, истории цивилизаций и религии. Появился прежде не су ствовавший в учебных планах цикл естественно-научных дисвд лин, чтобы специалисты в области этих наук могли лучше пре| ставлять общие закономерности развития Земли и Вселенно| Большее, чем прежде, внимание стало уделяться и философа дисциплинам, социальной психологии, социологии, праву и ке. Профессиональные дисциплины тоже стали более фундамей тальными, системными и в то же время нацеленными на под товку практика-профессионала.

Таким образом, у нынешних студентов есть все возможное! получить широкое фундаментальное образование (чем выгодно < личается российская система обучения от американской, напр» мер, которая предполагает свободный выбор дисциплин гуманк тарного курса), сочетающееся с основательной и современно практической подготовкой. Только нужно не лениться и во вреи учебы в вузе брать те знания, которые дают его преподавательски! состав, богатые библиотеки, постоянная практика в редакция И в этом поможет знание некоторых правил рациональной орг низации учебного, умственного труда.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.