Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность журналиста






Все, о чем мы говорили до сих пор, разбираясь в особенностях журналистской профессии в связи с ее особым положением в ин­формационно-духовных процессах, универсальностью и разнооб­разием, высоким уровнем социальной ответственности, творчес­ким характером, парадоксальностью и драматизмом, проецирует­ся на личность журналиста, диктует определенную совокупность свойств и характеристик, которыми должен обладать представи­тель этой профессии. Короче говоря, формирует модель журналис­та, как некую целостность основных профессиональных, гражданс­ких, нравственных, психологических, творческих, социально-демог­рафических характеристик, все то, что делает его профессионалом, творческой личностью, способной эффективно выполнять свои функции в обществе.

В обобщенном виде такая модель может быть представлена в виде таблицы, в основании которой лежат социально-демографи­ческие и психологические качества, а над ними надстроены нрав­ственные, гражданские и, наконец, профессиональные.

Такая общая модель модифицирована (уточнена, изменена) для основных специализаций в журналистике: репортер (профес­сиональная деятельность преимущественно типа «человек—чело­век», Ч—Ч), аналитик («человек—знак—идея—проблема», Ч—3), публицист («человек—художественный образ», Ч—ХО). Из телеви­зионных специализаций приведена одна — «ведущий ток-шоу», организующий общение в студии. Это тоже специализация прежде всего типа «человек—человек».

Причем одни признаки (демографические, психологические, профессиональные) описаны подробно по разным специализаци­ям. Другие (гражданские, нравственные) относятся ко всем на­званным специализациям, и хотя имеют оттенки, но не столь зна­чительные, чтобы их поименовывать отдельно (табл. 2).

Разберем более подробно каждый из структурных элементов приведенной модели журналиста и ее модификаций для разных видов деятельности

Социально-демографическая структура

Пол

Журналистская профессия по преимуществу мужская. Почему? Потому что очень сложна, напряженна, требует огромных физи­ческих и нервных затрат, выносливости, связана с частыми поез­дками. Однако данные социологических исследований в разных

S-927


Таблица

Модель журналиста и основных специализаций

 

Журналист Репортер Аналитик Публицист Ведущий
Ч-Ч, Ч-З, Ч-ХО Ч-Ч Ч-З Ч-ХО ток-шоу, Ч—Ч)
Профессио-       т
нальные        
Талант, Оперативность, Компетентность Эрудиция Артистизм ''
литературные, быстрая реакция Аналитичность, Ярко выражен- Обаяние
творческие Мобильность владение логикой ные литератур- Коммуникабель-
способности Адаптивность Небанальность, ные способнос- ность
Любовь к Помехоустойчи- нестандартность ти, образная Быстрота
профессии вость мышления метафорическая реакции
Оперативность Стрессоустойчи- Независимость речь Импровизацион-
Мобильность вость суждений Творческая ность
Коммуникабель- «Репортерский Объективность индивидуаль- Индивидуальный
ность, эмпатия нюх» Критичность ность, нестандар- стиль, «свое
Эрудиция, на новости Диалектизм тность лицо», имидж
компетентность Смелость Культура Способность Раскованность
Любознатель- мужество дискуссии влиять на Искренность,
ность Находчивость Политическая аудиторию, заинтересован-
Наблюдатель- Наблюдатель- культуры заражать, ность
ность ность Прогностические убеждать ее Уверенность в
Объективность Коммуникабель- способности Аналитические себе
Адаптивность ность   способности Телегеничность
Находчивость, Любознатель-   Независимость Хорошая речь,
быстрота реакции ность   суждений тембр
Мужество, Информирован-     Остроумие,
смелость ность     юмор
Работоспособ- Выносливость     Способность
ность       работать в
Выносливость       прямом эфире
Инициативность        
Стрессоустойчи-        
вость        
Гражданские        
Чувство социальной ответственности , гражданственность  
Чувство социальной справедливости, ответственность перед аудиторией  
Моральные        
Человеколюбие, гуманизм      
Скромность, порядочность      
Неподкупность        
Этичность        
Психологические        
Тип личности:        
экстраверт, амбивеот Экстраверт Любой Любой Экстраверт
Темперамент: Сангвиник, Любой Любой Сангвиник,
сангвиник холерик     холерик
Внимание: объем, Объем, Сосредоточен- Сосредоточен- Объем, распре-
распределяе- распределяе- ность ность деделяемость,
мость, переклю- мость, переклю-     переключаемость
чаемость чаемость      
Память: разные Зрительная, Логическая Образная Зрительная,
типы слуховая,     слуховая
  оперативная      

Продолжение табл. 2

 

Журналист ч-ч, ч-з, ч-хо Репортер Ч-Ч Аналитик Ч-З Публицист Ч-ХО Ведущий ток-шоу, Ч—Ч
Мышление: широкое, быстрое, смешанное право-левополу-шарное, логическое и Быстрое, широкое смешанное Глубокое, проблемное, логическое Образное, критическое Быстрое, широкое, смешанный тип
Способности: журналистские, Репортерские Исследователь­ские Публицистиче­ские режиссерские, сценаристские
Характер: по знакам зодиака знаки огня и воздуха Знаки огня и воздуха Любые Любые  
Социально-демографические Мужской Мужской Любой Любой
Возраст: средний Молодой От среднего и старше Любой  
Тип образования: журналистское, специальное Журналистское Журналистское, специальное по сфере специа­лизации Журналистское, литературное, специальное театральное
Опыт работы: разный Разный В сфере специа­лизации Разный  

странах показывают, что постепенно профессия феминизируется, хотя в целом процент мужчин-журналистов в полтора-два раза

больше, чем женщин.

До революции женщин в российских редакциях было мало. Среди пятидесяти женщин, так или иначе причастных к журналистике (переводчицы, издатели, редакторы), Б. И. Есин называет всего нескольких, занимающихся собственно журналистской работой: обозревательницу Е. С. Щепотьеву, корреспондентов (в том числе иностранных) А. М. Гальперсон, А. Е. Европеус, Е. Н. Янжул-Вель-яшеву, публицистов Е. И. Конради, Е. Г. Бартеневу, С. В. Корвин-Круковскую-Жаклар, М. И. Цебрикову*. В дореволюционную эпоху начали свою публицистическую деятельность и блестящие журна­листки советского времени: Л. Рейснер, М. Шагинян, М. Шкап-ская, И. Арманд, К. Самойлова.

И все-таки среди 460 членов дореволюционного союза журна­листов в России была всего одна женщина**.

* См.: Есин Б. И. Путешествие в прошлое. М., 1983.

** См.: Круглова А. Журналистки // Журналист. 1929. № 3.


По данным В. Дембо, в 1926 г. в редакциях страны насчитывач лось только 7% женщин, в 1929 г. их доля увеличилась до 10%*.

В 60-е годы XX в. в районных газетах женщин было 25%, в 70-^j в разных СМИ — 35%. В начале 90-х (данные российско-американ^ ского исследования) — 37%. В американских редакциях работало 4 то время 34% женщин, причем процесс феминизации шел актив­нее, чем прежде. В целом по результатам международного исследо­вания «Глобальный журналист», в котором участвовало 22 CTpaHbij (The Global Journalist, 1998), оказалось, что в редакциях работает! примерно 35% женщин, хотя в некоторых северных и восточных! странах этот процент выше.

В России сейчас в силу многих обстоятельств (широкого рас-! пространения массовой прессы, востребующей женское эмоцио-1 нальное перо, малых доходов журналистов провинциальных СМИ, | на которые мужчины-журналисты не в состоянии содержать се—| мьи, а потому уходят в другие сферы деятельности) процент жен­щин в редакциях повысился, доходя порой до пятидесяти и даже: более процентов, особенно в районной прессе, где оклады и го- i норары весьма невелики.

Женщины-журналистки успешно трудятся на традиционно] «женских» должностях в отделах культуры, писем, социальных! проблем. Среди них есть яркие публицисты. Широко известны были; в 60—70-е годы имена Татьяны Тэсс, Нины Александровой, позже | Инны Руденко, Ольги Кучкиной, Ольги Богуславской и др. «Муж- \ скими» по силе и способности найти суть, нащупать нерв пробле-; мы, отыскать самые яркие и сенсационные факты можно назвать | перья известных представительниц расследовательской журналис­тки Евгении Альбац, Натальи Геворкян, Зои Ерошок, Юлии Ка­лининой, Ларисы Кислинской, Анны Политковской.

Среди репортерских имен в телевизионной журналистике, по­жалуй, первое место принадлежит Елене Масюк. Поражали ее сме- j лые репортажи из Чечни, когда она добивалась встреч с лидера­ми, которые не общались с другими журналистами. Вся страна была удивлена мужеством Елены Масюк, когда она несколько месяцев провела в нечеловеческих условиях чеченского плена вме­сте со своими коллегами-журналистами. Казалось бы, что после такого страшного испытания она должна бросить репортерство в «горячих точках». Однако сразу после освобождения из плена Еле­на уехала в Афганистан, потом сделала серию блестящих, сенса­ционных репортажей с Тихоокеанского побережья.

* См.: Дембо В. Бюджет работника печати (Итоги бюджетного исследования). М.; Л., 1927.


На телевидении вообще много прекрасных представительниц нашей профессии: от кумиров прошлых лет Светланы Жильцо­вой, Элеоноры Беляевой, Юлии Белянчиковой до теперешнего созвездия телевизионных ведущих: Светланы Сорокиной, Татья­ны Митковой, Юлии Меньшовой, Марианны Максимовской, Ека­терины Андреевой, Жанны Агалаковой, Людмилы Зайцевой, Ок­саны Пушкиной и др. Много молодых ведущих-женщин в музы­кальных и развлекательных программах.

И все же, как показывают исследования, журналистская про­фессия в силу своей сложности до сих пор остается по преимуще­ству мужской. Если в молодом возрасте женщин и мужчин в редак­циях почти поровну, то в старших возрастных группах процент женщин сокращается. Часто причиной бывают житейские, быто­вые проблемы. Порой в журналистике остаются те, кто отказался от семейной жизни. Неудивительно, что одиноких журналисток больше, чем холостых мужчин. Особенно это характерно для аме­риканок, работающих в редакциях, среди которых 36% ответив­ших на анкету никогда не были замужем. Среди опрошенных рос­сийских журналисток таких 15%.

Перед девушками, размышляющими о выборе профессии, стоит вопрос: быть в журналистике или не быть, а если быть, то чем заниматься, чтобы реализовать свой творческий потенциал и да­рованные природой способности: коммуникабельность, эмоцио­нальность, интуитивность, гуманистическую направленность, адап­тивность.

В журнале «Журналист» (1992. № 2—3) была проведена дискус­сия о том, женская ли это профессия. Редактор семейного ежене­дельника «Сударушка» Наталья Зайцева и собкор итальянской га­зеты «Республика» в Москве Фьяметта Кукурния признали: мужс­кая, тяжелое ремесло. Но право женщины на журналистику решительно отстаивали их коллеги, особенно Евгения Альбац: «Можно быть только плохим и хорошим журналистом, вот и все». Главный редактор женского журнала «Шарм» Маргарита Ломуно-ва убеждена: преимущество женщин в том, что они обладают осо­бым даром предвидеть и поэтому им часто удается то, что не уда­ется мужчинам. Например, пробраться к знаменитости и взять у нее интервью. Фьяметта Кукурния добавила, что у женщин особое чутье, которое позволяет им с большой степенью достоверности изложить мельчайшие детали происходящего, заметить то, что ус­кользает от взгляда самого опытного мужчины-журналиста. Но стоит прислушаться и к аргументам Натальи Зайцевой: «Мужчины бо­лее приспособлены к этой профессии. Они пронырливей, взве­шенней смотрят на проблемы. Над мужчиной не висит дом, се-


мья, ему легче быть постоянно готовым к неожиданном отъез К тому же, на мой взгляд, у мужчин перо сильнее».

В целом для репортерской, особенно криминальной и военно| специализации лучше подходят мужчины, да и для аналитиче кой — тоже. А вот публицистика хорошо удается и женщинам. О* прекрасно смотрятся в роли ведущих на телевидении, их голоса н| радио кажутся особенно теплыми и задушевными. И конечно, отч делы культуры, искусства, семейные и женские издания — поле применения женских талантов, их эмоциональной восприимчиво! сти, чувства прекрасного. Однако по типу работы (и по даннь социологических исследований) ежедневные газеты (особенщ отделы политики, экономики, спорта), информационные агент^ ства, как правило, в основном востребуют мужчин.

Следует добавить, что у некоторых женщин бывает «мужской» тип личности, мужской ум и мужской характер и, наоборот, «фей минный» тип личности встречается у некоторых мужчин. Ученые называют такой социальный пол (в отличие от физиологическое го) тендером. В работе очень интересного, хотя и небесспорног по идеям, австрийского психолога Отто Вейнингера «Пол и рактер» изложена следующая концепция: если расположить все)! людей в континууме (как бы на одной прямой, поделенной множество участков) между, так сказать, «супермужчинами» и «cyj перженщинами», то каждый человек займет определенное мест«на этой шкале: некоторые женщины попадут на «мужскую» терри^ торию этой прямой, а мужчины — на «женскую».

Истоки «мужской» и «женской» журналистики исходят из того! что у мужчин преобладает левополушарное, рациональное, ческое мышление в отличие от правополушарного, эмоциональ-^ но-интуитивного у женщин. По данным социопсихологических иен следований*, среди тех, кто пишет на темы экономики, — 705 левополушарных. И наоборот, среди тех, кто освещает культурн> тематику, — 65% правополушарных журналистов.

Поэтому при выборе специализации в журналистике полезнс определить свой тип личности в связи с особенностями типа мыш­ления и характера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.