Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистика США в 1945-1995 годы

Среди последствий Второй мировой войны исследователи называют такое: мировой финансово-экономический центр переместился из Европы в Соединенные Штаты Америки. Когда в 1945 году закончилась «великая антифашистская война», национальный доход Соединенных Штатов возрос по сравнению с 1940 годом в два раза и составил 55% мирового промышленного производства.

Положение рабочей и особенно коммунистической прессы в этот период было чрезвычайно тяжелым. Лидер американских коммунистов Э. Браудер, бывший баптистский священник, держал под своим контролем всю партийную прессу, сам являлся главным редактором газет «Дейли уоркер», «Санди уоркер», журнала «Коммьюнист». В состав редакции «Дейли уоркер» входил, в частности, осведомитель ФБР Луис Буденц. Именно Браудер в 1943 году воспринял Тегеранскую конференцию и ее результаты как показатель наличия полной гармонии между трудом и капиталом. 20 мая 1944 года компартия была распущена, вместо нее создана аморфная и нежизнеспособная ассоциация: взамен партийных ячеек создавались клубы, ликвидировались парторганизации на предприятиях, в партийной прессе перестали публиковать критические высказывания в адрес руководителей. Партийная пресса сразу же потеряла поддержку читателей.

известный французский ученый Жак Кейзер отмечал в 1950 году, что американская печать изобилует ложными новостями, а в распространяемой за океаном информации особое место, наряду с ложными или искаженными новостями, отводится систематическому «алармизму» (нагнетанию тревоги).

Несмотря на то что количество ежедневных газет в стране за 1940–1945 годы сократилось с 1848 до 1749, т.е. на целую тысячу названий, в 1940 году американская пресса ежедневно выбрасывала на рынок новостей 41 млн. газетных экземпляров, то в 1945 году эта цифра возросла до 48, 3 млн., чтобы достичь к 1950 году 53, 8 млн.

На 1 января 1946 года в Америке издавались 1750 ежедневных газет, которые выходили в общей сложности в 1500 городах. Действительное же значение для формирования общественного мнения, как считают, имели лишь 50 газет, издававшихся в 14 городах, население каждого из которых превышало 1, 5 млн. человек. Между прочим, к середине 1950 годов лишь 87 американских городов располагали двумя или более ежедневными газетами, тогда как в 1920 году их было 552.

Например, у единственной вечерней нью-йоркской газеты «Нью-Йорк пост» появились сразу три опасных конкурента в пригородах: «Нью-Арк ньюс», запустившая издание, специально предназначенное для Нью-Йорка, под названием «Ивнинг ньюс»; «Ньюсдей», издававшаяся в Лонг Айленде, тираж которой достигал 450 тыс. экземпляров, что позволяло этой пригородной газете стать одной из крупнотиражных газет США; годовой объем рекламы в «Ньюсдей» составлял 57 млн. строк, т.е. больше, чем в любой другой ежедневной американской газете; и наконец, «Лонг Айленд пресс». Интересно, что за 1960 годы тираж газет крупных американских городов возрос всего на 2%, а пригородных газет – на 80%.

Одна из существенных характеристик американской ежедневной газеты заключается во все более значительном месте, отводимом в ней рекламе. Реклама вызывает регулярное увеличение объема газет. В 1945–1960 годах среднее число полос ежедневных газет, превышающих по тиражу 100 тыс. экземпляров, увеличилось с 22 до 50, а место, занимаемое рекламой, возросло с 51, 5 до 62, 5%.

Что же касается воскресных газет, то их средний объем увеличился с 70 до 167 страниц, а некоторые из них имели просто-таки экстравагантный вид. Так, 7 апреля 1963 года «Нью-Йорк таймс» вышла объемом 702 страницы и весом 3 килограмма. Но это еще не рекорд...

Согласно американским данным конца 1960 годов, в газете, печатающейся тиражом более 100 тыс. экземпляров, реклама занимала 62–64% всей печатной площади, а в воскресных газетах – 65–70%. Если в 1935 году газеты получали более половины национального рекламного бюджета, то в 1950 году, когда весь рекламный бюджет страны составлял 5 млрд. долларов, – 37% (около 2 млрд.), радио – 11%, а телевидение – 3%, то как изменилось положение к 1960 году, когда газетам достался уже 31% (из 11 млрд. долларов), а телевидению – 14%. В 1969 году вся периодическая печать США получила лишь 23% реальных доходов всех американских СМИ и почти столько же телевидение (20%).

К началу 1960 годов вся система периодической печати США насчитывала 19458 изданий, в том числе 1855 ежедневных газет, издававшихся в 1205 городах, из которых лишь 356 были утренними, а остальные 1499 – вечерними. Причем глобальный разовый тираж воскресных приложений к ежедневным газетам (47 млн. экземпляров) более чем в два раза превышал тираж всех утренних (23 млн. экземпляров).

В 1970 году в Америке публиковались 1748 ежедневных газет, суммарный разовый тираж которых был более 62 млн. экземпляров, (при населении 204 млн. человек), что составляло четверть всех ежедневных газет земного шара, при 1/17 части населения мира. Ежедневно на каждые 100 американцев продавался 31 газетный экземпляр, и по этому показателю Соединенные Штаты находились на седьмом месте в мире (после Великобритании, Швеции, Люксембурга, Японии, Швейцарии и ГДР, перед Францией и Советским Союзом). США занимали первое место в мире также по потреблению газетной бумаги (36 кг бумаги на душу населения)[1][6].

К началу 1970 годов в США лишь 11 ежедневных газет выходили тиражом более 500 тыс. экземпляров, а более половины всех имели тираж порядка 10 тыс. экземпляров. Тираж, превышающий 1 млн. экземпляров, имели лишь две нью-йоркские газеты – «Нью-Йорк дейли ньюс» и «Уолл-стрит джорнел», претендовавшая со своим тиражом в 1, 2 млн. экземпляров на первое место в стране и в результате серьезных типологических новшеств ставшая отводить важное место политическим материалам и общей информации, наряду с ее обычными публикациями экономического и финансового характера.

По данным на 1961 года 82% американских семей покупали и читали минимум одну газету в день (в 1920 году их было 78%). Тем не менее, семьи, выписывавшие либо покупавшие более одной газеты, находились в абсолютном меньшинстве.

В 1950–1960 годы американские газеты переживали серьезный кризис. В 1962 году в Нью-Йорке насчитывалось семь крупных ежедневных газет общей и политической информации на 14 млн. человек населения. А к концу 1960 годов их осталось всего три («Нью-Йорк таймс», «Нью-Йорк дейли ньюс» и «Нью-Йорк пост»), после того как в середине 1960 годов из-за непреодолимых финансовых трудностей перестали выходить, наряду с другими, «Нью-Йорк геральд трибюн» и «Нью-Йорк уорлд телеграмм энд сан». Попытка «Нью-Йорк таймс» наладить выпуск в Калифорнии своего тихоокеанского издания продолжалась лишь с 1 октября 1962 до 24 января 1964 года.

Журнал «Эдитор энд паблишер» («Редактор и издатель») писал 7 августа 1976 года: «Проблема №1, стоящая сегодня перед газетами: как добиться того, чтобы люди покупали и читали газеты». Выход этот журнал видел в том, чтобы привлечь к чтению газет молодых читателей в возрасте от 18 до 25 лет, а также в том, чтобы активно и искусно «искушать, заманивать, обольщать, соблазнять, провоцировать, подкупать, задабривать, очаровывать, гипнотизировать» аудиторию[2][9].

Одновременно росли цены на газетную бумагу, которая лишь в 1976 году повысилась на 20 долларов за тонну, достигнув суммы 305 долларов (335 в 1977, 440 в 1979 и 470 в 1980 годах), что, естественно, вызывало рост цен на газеты, например «Нью-Йорк таймс» с 50 до 85 центов, и приводило к все большему сокращению доли редакционного материала в газетах и к одновременному росту рекламы, доходы ежедневной прессы от которой в 1976 году превысили 10 млрд. долларов (11 млрд. в 1977 и 12 млрд. в 1978 годах). Особенно наблюдалось возрастание доходов от рекламы у газет, которые воспользовались растущим рынком пригородов по принципу «информировать, но таким образом, чтобы люди покупали газету» («Нью-Йорк дейли ньюс», «Ньюсдей» и др.).

Англо-канадская компания «Томпсон ньюспейперс инк.» владела к 1970 году 56 американскими газетами, а к 1980 году их число поднялось до 119. В 1978 году английский газетный магнат В. Хармсворт купил американский журнал «Эсквайр», а немецкая компания «Грунер унд Яр» стала собственником журнала «Пэрентс» («Родители»), Одновременно владелец французского журнала «Пари-матч» Д. Филиппачи возобновил в 1979 году издание большого иллюстрированного журнала «Лук» («Взгляд»), прекратившего свой выход в 1971 году.

Продолжались попытки создания новых ежедневных нацональных газет. Наиболее успешной из всех них оказалось основание группой «Ганнет компани» газеты «Ю-Эс-Эй тудей» (1982), ставшей первой в истории страны национальной общеполитической газетой. Успех газеты в глазах и читателей, и рекламодателей с первого номера, отпечатанного тиражом 1, 2 млн. экземпляров, объясняется тем, что она сумела отказаться от стереотипов и создать совершенно новую для Соединенных Штатов концепцию национальной общеполитической газеты. В традиционно сложившейся структуре американской прессы ее роль играли информационные еженедельники, и хотя на появление «Ю-Эс-Эй тудей» особенно бурно реагировали газеты, причем не только комментариями, но и откровенным эпигонством (не по сути, разумеется, а по форме), реально новое издание конкурировало прежде всего с журналами новостей[3][11].

Как отмечает Е.Ч. Андрунас, новая газета была «рассчитана на сравнительно молодых людей, выросших в эпоху телевидения. Обилие ярких цветных иллюстраций... крупные заголовки, сравнительно краткие тексты, броская верстка привлекают читателя, вызывая у него ассоциацию с привычным экранным видеорядом... Газета предназначена для наиболее мобильной части общества, для людей, которые много путешествуют...»[4][12]. Газета имела целый ряд приложений (справочное, книжное, школьное и др.). Через пять лет, имея тираж 1, 5 млн. экземпляров, «Ю-Эс-Эй тудей» уступала по этому важнейшему показателю лишь одной «Уолл стрит джорнел» (2 млн.).

Как национальное издание в столице США также в 1982 году стала выходить новая газета «Вашингтон таймс», тесно связанная с «Объединенной церковью Муна». С апреля 1984 года эту газету стали печатать также в Северной Калифорнии, а затем и в Южной.

Резкое усиление зависимости американских средств массовой коммуникации от крупного финансово-промышленного капитала выразилось в том, что к началу 1980 годов впервые в истории американской журналистики новости и общественная информация формально интегрировались корпорациями на высочайшем уровне финансового, а не журналистского контроля[5][13].

К этому времени большая часть американских масс-медиа – газеты, журналы, радио, телевидение, книги, кино (всего около 25 тыс. «индивидуальных» источников информации) контролировались 50 гигантскими корпорациями, которые тесно смыкались в своих финансовых интересах с крупными отраслями промышленности и важнейшими международными банками. А 20 крупнейших корпораций контролировали более половины из 61 млн. экземпляров ежедневно издаваемых газет[6][14] и более половины доходов от 11 тыс. журналов. На это время 3 корпорации контролировали большую часть доходов от телевидения и основную часть телевизионной аудитории, 10 – осуществляли аналогичный контроль на радио, 11 – в книгоиздательствах и 4 – в кинематографии. Причем дюжина крупнейших американских банков, действующих в международном масштабе, владела контрольным пакетом акций многих из 50 крупнейших информационных корпораций.

В условиях бурной экспансии телевидения нелегкой стала жизнь и у изданий журнального типа. Здесь показательна судьба двух гигантов американской иллюстрированной периодики.

Еще не успел затихнуть хор соболезнований по поводу кончины журнала «Лук», закрывшегося в 1971 году при тираже 6, 5 млн. экземпляров, как американский журналистский мир ждал новый сюрприз: буквально за день до наступления нового 1973 года перестал существовать люсовский журнал «Лайф». Напоминавшее некролог объявление о закрытии этого издания произвело тем больший эффект, что с рынка американской журнальной периодики исчез последний представитель журнальных иллюстрированных изданий большого формата с массовым тиражом, к которым в свое время принадлежали «Кольерс», «Сатердей ивнинг пост» и «Лук».

И все же параллельное конкурентное существование одновременно с телевидением и адаптация к этим условиям журнальная периодика переживала менее болезненно, нежели газетная пресса общей и политической информации.

Как показывала действительность масс-медиа 1960–1970 годов, лучше всего оказалась приспособленной к реалиям «телевизионной эры» специализированная печатная журналистика. И это было вполне закономерно. На смену «омассовления» периодической печати, которое было главной и постоянной тенденцией вначале газетной, а затем журнальной печати США, проявившейся начиная по крайней мере с 1830 годов и продолжавшейся в течение 120–130 лет, в условиях новейшей технологической революции в сфере СМИ, бурной экспансии телевидения и сопутствовавшего ей кризиса массовых периодических «общего», «смешанного» типа, газетных, а потом и журнальных изданий пришла новая тенденция, которая получила название «распада масс» («диссольюшн оф мэссиз») – распад одной и единой массовой аудитории на множество «законных» узких, специальных читательских адресатов и интересов. Постепенно это выразилось в беспрецедентно стремительном развитии специализированной журнальной периодики (в меньшей степени газетной). В связи с этим следует пояснить, что в США, как и вообще на Западе, к «специализированной» журналистике нередко относят не только собственно специализированную печать (научно-техническую, отраслевую, военную, сельскохозяйственную, религиозную и т.п.), но и издания бульварно-развлекательного характера, скажем, адресованные отдельно мужскому или женскому читателю.

Важно и другое. Если глобальный доход американской журнальной периодики составлял, например в 1969 году, около 2 млрд. долларов, то намного более половины их являлись доходами от рекламы, что, между прочим, составляло пятую часть всех рекламных доходов в сфере американских масс-медиа.

Вполне объясним интерес рекламодателей к иллюстрированным журналам. С одной стороны, эти издания являются, как правило, общенациональными и своим распространением охватывают различные географические секторы страны либо, будучи изданиями, относящимися к специализированной периодике, представляют собой идеальные передатчики соответствующей рекламы: скажем, рекламы зерна в сельскохозяйственных журналах, предметов красоты в – женских и т.п. С другой стороны, иллюстрированные журналы в милости у рекламодателей еще и потому, что они живут дольше, чем ежедневные газеты (вместо одного дня – неделю, месяц...). Журнал к тому же обычно имеет больше читателей, чем ежедневная газета, их число может превышать тираж журнала в пять раз. Кроме того, в условиях бурной экспансии телевидения едва ли не первой свою жизнеспособность проявила группа изданий журнального типа, интерес к которым не только не уменьшился, но и возрос.

Речь идет о бульварно-развлекательных изданиях, занимающих важное место в системе массовой американской периодики, среди которых первым следует назвать журнал для мужчин «Плейбой» («Повеса») и последовавшие за ним в 1970 годы типологически родственные издания («Пентхауз» – «Квартира-люкс на крыше небоскреба», «Вива» – «Да здравствует», «Гэллэри» – «Галерея», «Генезис» – «Происхождение» и др.).

Заметным и чрезвычайно показательным явлением американской журналистики 1960–1970 годов стал так называемый «новый журнализм», или «новая журналистика»[7][15]. Возникший на стыке журналистики и литературы, «новый журнализм» поставил своей важнейшей целью обогатить арсенал выразительных и изобразительных средств журналистики богатством приемов художественной литературы и тем самым повысить ее общественную роль. «Новый журнализм» был вызван к жизни особыми условиями американской действительности второй половины 1960 – первой половины 1970 годов с их обстановкой брожения, связанного с войной США в Индокитае, расовыми волнениями, волной разоблачений в американской журналистике, с грубыми нападками на прессу тогдашнего вице-президента США Спиро Агню, с «эрой Уотергейта» и т.п.

По мнению «новых журналистов» как литераторов, в первую голову деградировал сам жанр американского романа, утратившего для читателей свое былое очарование. Из «новых журналистов» сразу же выдвинулись Томас Вулф, Джимми Бреслин и Гэй Тализ, а также широко известные писатели Трумэн Капоте и Норман Мейлер, имевшие репутацию серьезных романистов. Так, Капоте написал в жанре «нового журнализма» книгу «Обыкновенное убийство», представлявшую собой детальный беллетризованный репортаж о том, как двое выродков вырезали фермерскую семью в штате Канзас. А. Мейлер в своей книге «Армия в ночи», написанной в той же романо-репортажной манере, описал свое участие в демонстрациях протеста против войны во Вьетнаме. Между прочим, свою ставшую бестселлером книгу Т. Капоте назвал «документальным романом» (она имела и подобающий случаю подзаголовок «История как роман – и роман как история»).

«Новый журнализм» позволял себе скрыто либо в открыто скептической, порицающей манере, близкой по духу настроениям тогдашних левых, выражать сомнение в искренности и справедливости многих давно узаконенных в США ценностей, догм, понятий и представлений, не в последнюю очередь связанных с положением и функционированием периодической печати в Америке. Одновременно он выражал глубокое недовольство состоянием американской художественной литературы. «Роман, – пишет Вулф, – более не занимает в обществе того высокого положения, которое он занимал в течение последних девяноста лет. Отчасти в этом повинны сами романисты, ибо они отказались от высоких завоеваний реализма – от точного, подробного и нелицеприятного изображения жизни общества, нравов, профессиональной деятельности и так далее; а ведь как реалистичность романа в течение длительного времени поддерживала у читателей неослабевающий интерес к этому жанру»[8][16].

«Новый журнализм» представлял собой попытку оживить традиционную журналистику, вдохнуть в нее новую душу путем насыщения и обогащения ее достижениями художественной литературы в области формы, ее «стилем», приемами и средствами. Отвергая все рутинное и косное в конформистской журналистике США, «новые журналисты» утверждали, что наиболее достоверное, истинное изображение своего времени может быть достигнуто только с помощью художественного вымысла. При этом они категорически отвергали упреки своих оппонентов в стремлении уйти от истины или, как минимум, ее исказить и подчеркивали, что первейшим залогом истинности, достоверности изображения ими действительности в «беллетризованных» репортажах является предшествующее процессу их написания самое скрупулезное изучение фактов реальной жизни.

Практика работы современной зарубежной журналистики отличается многообразием форм и направлений. Журналист действует не в абстрактной среде «совокупного читателя», а во вполне конкретных исторических, национальных, социальных, экономических, политических и иных условиях. И все же можно, помимо «нового журнализма», выделить отдельные направления, которые являются наиболее общими и перспективными и возникли в изучаемый период.

Прежде всего необходимо отметить совершенно иные подходы к освещаемым явлениям и событиям в «прецизионной журналистике», предтечей которой была теория объективной журналистики Уильяма Риверса, созданная в противовес либертарианской теории прессы. Именно Риверсу принадлежит определение новости как «своевременного сообщения о событиях, фактах и мнениях, которые интересуют значительное число людей»[9][17].

Собственно говоря, определенные попытки утверждения в журналистике объективности предпринимались неоднократно. Так, еще в 1920 годы «объективный репортаж» строился на принципах, исключавших любой оценочный момент в публикации. Это должно было, по замыслу создателей «объективного репортажа», значительно расширить читательскую аудиторию. Но со временем общественность заметила целый ряд недостатков этого метода. Руководители СМИ и государственные деятели делали все для того, чтобы в масс-медиа присутствовала только одна, официальная точка зрения. А поскольку должностные лица отгородились от журналистов пресс-службами и «контржурналистами», то доступ к ним стал весьма ограничен. Выяснилось также, что сами «вожди нации» могут говорить не только правду, но и полуправду, а иногда и откровенную ложь. В результате доверие к официальным пресс-релизам, а в итоге и ко всей журналистике стало падать.

Как отмечал Е. Ламбет, «многие считают, что " объективный репортаж" может играть для сильных мира сего роль дымовой завесы, благодаря которой можно распространять официальную точку зрения без критического анализа»[10][18]. Далее он предлагает в качестве противоядия использовать аналитические статьи в прессе.

Появление собственно прецизионной журналистики связывают с именем американского исследователя и бывшего военного журналиста компании «Найт ньюспейперс» Ф. Мейера, который в 1973 году опубликовал под таким названием книгу[11][19]. Он и его последователи исходили из того, что традиционные методы сбора и обработки информации устарели, не позволяют своевременно разглядеть потенциально важное явление в социально-политической жизни, а акцентируют внимание лишь на сиюминутных событиях. Отсюда вывод: для устранения имеющихся недостатков журналисты должны использовать для сбора и обработки информации методы социологии и других наук. Смысл всего метода прецизионной журналистики заключается в том, что социологические, математические и другие способы измерений и анализа сами по себе делают публикацию точной и правильной.

Концептуальная ориентация (тот самый «новый журнализм»), противоположная «прецизионной», берет свое начало, прежде всего, в политической журналистике. Примером нового подхода к политической журналистике являлась серия статей Теодора Уайта «Как делается президент» о закулисной стороне политических кампаний. У него появилось немало последователей. В последнее десятилетие XX века концептуализм вновь стал одним из наиболее распространенных направлений в практической журналистике благодаря книге Е. Дионе «Почему американцы ненавидят политику»[12][20] и последовавших за ее выходом газетно-журнальных публикаций.

В некоторых случаях последователи концептуализма заменяли факт «фактоидом», а то и откровенным художественным вымыслом, поскольку считали, что отображение типичного героя в типических обстоятельствах в некоторых случаях важнее документальной точности. Это дало повод Б. Уотенбергу так описать различия между «прецизиозной» и «новой» журналистикой: «В настоящее время мы имеем средства: переписи населения, опросы общественного мнения, детальные результаты выборов, – которые позволяют нам добиться точности и которые много говорят нам о людях. И именно в то время, когда техника получения статистических данных стала такой совершенной, эти чертовы «новые журналисты» настолько увлеклись самоанализом, что не видят дальше собственного пупка. Проблема заключается в том, что когда вы включаете в статью таблицы, это вызывает у людей зевоту. Но, с другой стороны, когда я работал в Белом доме и знал всю подноготную того, что происходит на самом деле, чтение материалов «новых журналистов» напоминало чтение детских сказок. Это был политический импрессионизм»[13][21].

Тем не менее, последователи концептуализма завоевали определенное место в интеллектуальных изданиях и показали, что журналистика и литература вполне могут сосуществовать даже на страницах газетно-журнальной периодики.

Одним из новейших направлений в американской практической журналистике первой половины 1990 годов стала так называемая общественная, или «народная», журналистика. Ее приверженцы особенно активно пользуются теоретическими разработками и практическим опытом, почерпнутым в ходе избирательных кампаний. Американцы заметили, что выборы в любом демократическом обществе резко активизируют общественно-политическую жизнь. Но в то же время погоня за голосами все больше и больше напоминает спортивные состязания, где приз – выборная должность. И кандидаты все чаще уходят от обсуждения насущных проблем, лишь занимаются тем, что добывают себе «очки», повышают рейтинг. Журналисты тоже начали смотреть на избирательные кампании как на шоу или спортивные матчи.

Усилиями журналистов и имиджмейкеров содержательная сторона программ стала уходить из поля зрения читателей, зрителей и слушателей. Зато все чаще начали возникать различные правила, которых должны придерживаться кандидаты и их команды. В 1992 году были разработаны жесткие правила телевизионных дебатов. Журналисты и имиджмейкеры стали анализировать рекламу и антирекламу кандидатов, заставляя их вести честную игру. Аналитическая пресса была отброшена за ненадобностью, ее избегали кандидаты и специалисты по политической рекламе.

Такое положение не могло не волновать всех здравомыслящих людей. Различные фонды и общественные организации начали предлагать деньги за то, чтобы сделать выборы реальными. Для этого избиратель должен знать не только как выглядит кандидат и есть ли у него грешки в личной жизни. Он должен иметь возможность сравнивать политические платформы кандидатов, видеть, к чему может привести та или иная концепция дальнейшего развития общества. Для этого необходимо консолидировать силы исследователей, журналистов, организаций избирателей, привлечь избирателей не только к самой процедуре голосования, но и к освещению хода избирательной кампании и даже формированию политических платформ кандидатов. Короче говоря, журналистика должна быть ближе к народу.

Возможность для проверки реальной действенности «общественной», или «народной», как ее иногда называют, журналистики была предоставлена президентскими выборами 1996 года.

Приверженцы этого направления предполагают наличие контакта и взаимопонимания между населением, средствами массовой информации и негосударственными структурами.

Для достижения этой цели создаются рабочие группы, в которые входят университетская исследовательская организация, средства массовой информации, организации избирателей. Это позволяет заниматься взаиморекламой, перераспределением средств и т.п. В рамках этих рабочих групп СМИ стали создавать собственные партнерские группы в составе частной радиостанции, общественной радиостанции, телевидения, газет и журналов. Партнерская группа позволяет экономно расходовать денежные средства, добиваться согласованного освещения событий, повышать действенность выступлений.

Следуя мысли о том, что масс-медиа должны быть ближе к народу, журналисты собирают вопросы избирателей, чтобы задать их кандидату. В газетах вводится постоянная рубрика «Колонка кандидата», в которой публикуются программа, вопросы избирателей и ответы на них.

Рабочие группы создают и постоянно пополняют компьютерный банк данных активных избирателей, то есть тех людей, которые могут оказать реальную помощь в сборе, проверке или распространении информации.

Университетские исследователи анализируют программы кандидатов, комментируют их и выдают прогнозы последствий реального воплощения их в жизнь.

В состав группы организаций избирателей обязательно входят представители финансово-промышленных кругов и различных благотворительных фондов.

В ходе избирательной кампании 1996 года по выборам президента США рабочая группа, созданная в Сиэтле, распространяла вопросник, в котором предполагались ответы на такие вопросы, как и чем, озабочен респондент, какое положение он занимает и т.п. Этот вопросник – один и тот же – попадал и к простым избирателям, и к кандидатам в президенты. Ответы сравнивались.

Обыкновенные граждане заполняли вопросник, рассказывали свои незатейливые истории. Партнерские группы СМИ анализировали полученную информацию, отражали в прессе наиболее важные мысли избирателей, информировали их о поворотных пунктах в избирательной кампании. В ходе выборов СМИ постоянно напоминали о приоритетах того или иного кандидата.

«Общественная журналистика» предполагает и некоторое изменение подхода к практике СМИ. Так, в практику ежедневных газет стала проникать такая редкая для массовой прессы США форма подачи материала, в которой авторский комментарий и мнения о событиях превалируют над собственно новостной информацией. То есть американская журналистика стала по форме и содержанию медленно, но неуклонно, приближаться к образцам континентально-европейской журналистики.

К сожалению, в президентских выборах 2000 года опыт, накопленный инициаторами внедрения принципов «народной журналистики», по сути дела, востребован не был.

Продолжают развиваться еще два направления практической зарубежной журналистики – это так называемая исследовательская и расследовательская журналистика.

Они довольно часто соприкасаются с макрекерством – «разгребанием грязи». Сейчас в США существует объединение издателей и редакторов, ведущих журналистские расследования. В его составе три тысячи человек.

«Расследовательская журналистика» в современном понимании возникла в первой половине 1960 годов и получила широкую известность и распространение в ходе уотергейтского скандала. Книга участников расследования двух журналистов «Вашингтон пост» Бернстайна и Вудворта «Вся президентская рать», сделавшихся поистине национальными героями, распространила вокруг профессии журналиста романтическую ауру.

Инструмент этого направления практической журналистики – жанр журналистского расследования, в ходе которого, как правило, раскрываются какие-либо факты, укрываемые от общественности отдельными лицами или организациями.

Социально-политические условия для новой волны журналистских расследований возникли в конце 1960 годов, когда волнения в США и странах Западной Европы напоминали революционную ситуацию начала века. Расследовательская журналистика вошла в набравшую силу альтернативную журналистику, которая выступала против политического истеблишмента от имени партий и общественных объединений, а также от различных организаций, движений и групп. Отличительной чертой этой журналистики была идейно-политическая, а не экономическая детерминированность. Однако последовавшая за бурным периодом политическая стабилизация вновь поставила в повестку дня некоторое ограничение критических публикаций, которые теперь вновь воспринимались как подрыв устоев демократии.

По мнению Джона Уллмена, автора книги «Журналистские расследования: современные методы и техника»[14][22], лучшее определение журналистского расследования дал бывший заместитель редактора-распорядителя газеты «Ньюсдэй» Роберт Грин: «Это журналистский материал, основанный, как правило, на собственной работе и инициативе, на важную тему, которую отдельные лица или организации хотели бы оставить в тайне. Три основных элемента: журналист проводит расследование, которое не проводил кто-то другой; тема материала достаточно важна для читателя или телезрителя; другие пытаются скрыть затронутые в расследовании факты от общественности»[15][23]. Автор называет и лучших представителей этого направления. Это Джим Стил, Дон Барлетт, Роберт Грин и Лу Килзер, получившие по две Пулитцеровские премии.

Журналист, ведущий расследование, обычно получает максимально возможную поддержку общественности и властей. С одной стороны – это ведет к высокой действенности публикаций, а с другой – к инспирированию выгодных с политической точки зрения расследований. Более того, некоторые исследователи стали отмечать, что в США собственно журналистские расследования стали подменяться материалами, почерпнутыми из отчетов ФБР, полиции и других ведомств.

Трезвомыслящие аналитики, однако, отмечают, что расследовательская журналистика себя еще далеко не изжила. Просто нужно найти методы не только констатировать недостатки, но и указывать пути их устранения. То есть критика должна быть конструктивной.

В последней четверти минувшего столетия в американской практической журналистике очень мощно заявило о себе такое направление, как потребительская журналистика, возникшая несколько ранее, на рубеже 1960–1970 годов. Она рассчитана на удовлетворение потребностей покупателей различных товаров и потребителей услуг. Достаточно сказать, что издания этого направления лидируют по совокупному тиражу среди остальной периодики, рассчитанной на массового читателя. Проблематике потребительской журналистики посвящены радио- и телевизионные передачи, активно используется компьютерная сеть Интернет.

Задачи этого направления журналистики – обезопасить потребителей от недоброкачественных товаров и услуг, ориентировать их в мире торговли и других сферах, способствовать распространению передового опыта в торговом, бытовом и другом обслуживании населения.

Редакции, ориентированные на потребительскую журналистику, сами или с помощью специальных организаций проводят тестирование продуктов и услуг, а результаты этого тестирования доводятся до сведений населения. Этот опыт был подхвачен и за пределами США. Приведем несколько примеров.

Американский журнал «Консумер рипорт» провел испытания одной из новых японских автомашин на стенде, треке и трассе. Машина перевернулась при угле наклона дороги меньшем, чем обещали производители. В итоге уровень продаж этой машины в США упал до нуля, хотя раньше автомобиль пользовался спросом. Фирме пришлось дорабатывать машину и бесплатно модернизировать уже купленные образцы. Подобный же случай произошел в ФРГ. Газета «Автоцайтунг» тестировала «Мерседес Атлас». Тестирование проводилось в Швеции по методике, именуемой «Эхо». Выяснилось, что «Мерседес» неустойчив на поворотах. «Мерседес» вынужден был менять соответствующие детали. Компании пришлось потратить много денег. Кроме того, этот случай нанес ущерб имиджу фирмы.

Подобное тестирование проводится по отношению ко многим товарам и услугам. Оно является действенным средством борьбы за качество в условиях, когда противодействие монополий-производителей сравнительно слабо. В том же случае, когда корпорация бросает свои силы и средства на борьбу с журналистами, далеко не всегда победа бывает на стороне журналистов. Примером может служить история с книгой Ральфа Надера «Небезопасны при любой скорости», где автор вскрыл конструктивные дефекты автомобилей, производителем которых была «Дженерал моторс». Фирма наняла частных детективов, чтобы следить за личной жизнью Надера, состоялось специальное расследование в комиссии сената и т.д. Всей этой неприглядной истории был посвящен фельетон известного американского политического сатирика и колумниста Арта Бухвальда[16][24].

В целом же «консумеризм» справляется с теми задачами, которые перед ним стоят, и это направление практической журналистики с успехом внедряется во многих странах.

Разные подходы к целям и задачам журналистики породили множество течений и направлений, которые способствуют утверждению партисипационной модели СМИ, которая, в отличие от олигархической, предполагает независимость информационной деятельности от властных структур и участие общества в деятельности СМИ для удовлетворения прежде всего потребностей аудитории. При этом вся система развивается горизонтально, расширяя и варьируя многообразие коммуникационных систем. Эта модель тесно связана с совместным участием граждан в общественных делах, а также с практикой «публичной дипломатии».

«Народная», потребительская, исследовательская и расследовательская, «новая» журналистика и другие направления нацелены на повышение эффективности газетно-журнальных публикаций, передач радио и телевидения. Вместе с тем, эти направления отражают требования рынка, который все больше и больше влияет на современную журналистику.

Если говорить не только о печатных, но и об электронных СМИ, то следует подчеркнуть, что Вторая мировая война в целом стимулировала общее развитие средств массовой информации США. Подлинную революцию в системе СМИ Америки совершило телевидение[17][25].

Как известно, первая передача из Вашингтона в Филадельфию (портрет президента Гардинга) была осуществлена в 1921 году, а первое живое изображение было передано по радиоволнам в 1925 году. Экспериментальные телевизионные станции появились в 1931 году. В 1939 году в Америке начались массовое производство телевизионных приемников с девятидюймовым экраном. В том же году несколько сот постоянных владельцев телевизионных аппаратов, проживавших в Нью-Йорке и его пригородах, смотрели по телевидению открытие Всемирной выставки. Примечательно, что еще в 1941 году входящая в Национальную радиовещательную корпорацию Нью-Йоркская телевизионная станция включила в свой репертуар первую торговую рекламу.

Второй старт американского телевидения относится к 1945 году. Через год во всей Америке будет продано 6400 телевизоров, а в 1948 году в Соединенных Штатах уже был 1 млн. телевизоров и 60 работающих телестанций. Еще через год их количество удвоилось, а в 1950 году превысило 6 млн. штук. К этому времени в 64 городах страны уже действовали 106 телевизионных станций, а в Федеральной комиссии по связи ожидали своего решения заявления 300 предпринимателей, просивших о предоставлении им лицензий на право открытия новых телевизионных предприятий.

Первой по времени создания вещательной компанией является Эн-би-си (Нэшнл бродкастинг компани – Национальная вещательная компания), которая была создана в 1926 году как дочернее предприятие корпорации Рэдио корпорейшн оф Америка. Первые телепередачи в ее системе велись в 1931 году, а регулярное телевизионное вещание началось в 1939–1941 годах. В организационном отношении основными ее составными частями являются: телесеть Эн-би-си-ти-ви и Эн-би-си энтертеймент (Эн-би-си – Развлечение) – отделение, занимающееся подготовкой программ, рекламой и сбытом; отделение собственных телестанций; Эн-би-си рэдио – отделение, имеющее радиосеть и собственные радиостанции; Эн-би-си спорт и Эн-би-си ньюс – отделение новостей, обслуживающее как радио, так и телевизионную сеть корпорации. Эн-би-си выпускает свой тележурнал «Эн-би-си мэгэзин».

Си-би-эс (Коламбиа бродкастинг систем – Вещательная система Коламбиа) поначалу возникла в 1927 году как радиовещательная компания под названием Юнайтед индепендент бродкастерс (Объединенные независимые вещатели), а свое окончательное название получила через год. Си-би-эс, 80% доходов которой поступает от рекламы, принадлежат фирмам грамзаписей Коламбиа рикордз, ряд киностудий, несколько популярных журналов; корпорация также участвует в эксплуатации природных ресурсов океанов, в добыче и переработке нефти и в компьютерной технике.

Эй-би-си (Америкен бродкастинг компани – Американская вещательная компания) была основана в 1943 году, а окончательно утвердилась десятилетие спустя, получив свое нынешнее название в конце 1960 годов. Крупный успех к Эй-би-си пришел в 1955–1961 годах благодаря включению в передачи компании фильмов Уолта Диснея и продукции голливудских киностудий. Эй-би-си первой в американском вещании стала применять показ программ, открытых для участия рекламодателей, что привело к отказу от спонсорства. Регулярные передачи спортивных программ принесли компании дополнительный успех у зрителей.

В систему корпорации Эй-би-си входят: телевизионная сеть, 5 телестанций, компания Эй-би-си радио с 4 сетями обслуживания и 14 радиостанциями, компания видеозаписи с сетью магазинов розничной торговли, киностудия и издательство, специализирующееся на публикации сельскохозяйственных журналов, 266 кинотеатров.

Как бы ни было оттеснено на второй план некоммерческое телевидение Америки частными, коммерческими сетями, их присутствие ощущается в этой стране прежде всего благодаря созданной в 1969 году государственной («общественной») Службе общественного вещания (Пи-би-эс), в которую к середине 1980 годов входили 264 телестанции, во многом связанные с университетами. Основным ее назначением является образовательное вещание. Некоммерческое телевидение в США финансируется из государственного бюджета, а также за счет добровольных пожертвований от частных лиц и различных организаций. Как известно, в большинстве западных стран «общественное» телевидение финансируется за счет ежегодного налога с владельцев телеприемников, а также ограниченной продажи рекламного времени.

Телевидение впервые стало играть роль важнейшей силы в американском политическом процессе в 1952 году, в ходе кампании по выборам президента США, в которой высший государственный пост страны оспаривали Д. Эйзенхауэр и Э. Стивенсон. В 1952 году началась массовая выдача лицензий, произошел стремительный скачок, вызванный тем, что был проложен кабель, соединивший Восток и Запад США и позволивший передавать телевизионные программы из Нью-Йорка в Лос-Анджелес и обратно.

1950–1960 годы – «золотой век» американского телевидения. Вследствие постоянного снижения цен на телевизоры они вскоре перестали быть предметом роскоши и стали доступны всем. Если в 1952 году имели телевизор 34% американских граждан, то к 1955 году этот показатель поднялся до 85%, что составляло 31 млн. американских семей, где телевидение ежедневно смотрели более 70 млн. американцев. К этому времени число телевизионных станций в стране возросло до 413 и, одновременно произошла реорганизация крупнейших вещательных корпораций США Ай-би-си, Эн-би-си и Си-би-эс.

К началу 1960 годов в Америке образовалась подлинная телевизионная империя. В 1962 году уже около 98% населения страны, за исключением Аляски, находились в сфере обслуживания по крайней мере одной телевизионной станции, а телевизоры стояли уже в 48 млн. квартир. В 1963 году телевизионных станций насчитывалось 586, включая 57 станций образовательного телевидения. При этом около 90% всех телезрителей могли выбирать между двумя станциями, а некоторые станции Нью-Йорка и Лос-Анджелеса работали круглосуточно.

Согласно опросу журнала «Тайм» в 1969 году абсолютное большинство американцев предпочитало телевизионные новости печатным, причем на тот случай, если бы существовал единственный источник информации, один американец из двух выбрал бы телевидение, предпочтя его и радио, и газетам[18][26]. Столь мощная и всеохватывающая экспансия телевидения не могла оказать своего прямого или косвенного влияния на периодическую печать, властно побудив ее к многосторонней адаптации к новым условиям, вызванным «электронной революцией» в системе средств массовой коммуникации.

Количественный объем и качество рекламных поступлений – важнейший показатель финансового, а следовательно, и иного здоровья отдельно взятых СМИ. К 1985 году национальная реклама распределялась в американских масс-медиа следующим образом: телевидение – 59, 4%, журналы – 20, 5%, а газеты всего лишь 13, 3%, радио – 6, 8%. Происходит, как никогда прежде, острая конкуренция в сфере рекламы между различными средствами массовой информации. Достаточно сказать в связи с этим, что если в 1948 году на газеты приходилось 33% всей рекламы, на журналы – 37%, на радио – 29, 5%, то в 1960 году телевидение поглотило уже 39, 1% всей рекламы, доля которой уменьшилась для газет до 25%, а для журналов до 28%, к 1970 году этот показатель еще более снизился для газет до 18% и журналов до 23%, зато на телевидении поднялся до 51, 7%.

И по этому показателю, и по другим бесспорным фактам флагманом среди всех видов американских масс-медиа оставалось телевидение.

«К середине 1980 годов структура телевизионной индустрии США претерпела существенные изменения. Они были обусловлены как причинами общими для всей американской экономики, так и рядом тенденций, проявившихся в пропагандистском бизнесе. Проводившаяся администрацией Рейгана политика дерегулирования имела своим следствием многочисленные слияния и поглощения, усиление концентрации во всех сферах деловой активности. Влияние этой мании слияния на телевизионную индустрию было огромным: буквально за два года она претерпела изменения в структуре собственности, равных которым она не знала предыдущие 30–40 лет. Слияние Эй-би-си с Кепитл ситиз, поглощение монополией Дженерал электрик Ар-си-эй (и принадлежавшей ей Эн-би-си), приход к власти в Си-би-эс Лоренса Тиша, который спас корпорацию от враждебного поглощения Тедом Тернером, но взамен стал ее крупнейшим акционером и президентом, – все эти события произошли буквально одно за другим, на глазах у всей страны. Резкая ломка устоявшихся форм собственности и управления в трех ведущих телесетях, которые десятилетиями были признанной элитой бизнеса и казались незыблемыми в изменчивом мире американских СМИ, не могла не приковать к себе внимание»[19][27].

Важнейшим событием в американских СМИ несомненно явилось слияние в 1989 году крупнейших корпораций масс-медиа «Тайм инкорпорейтед» и «Уорнер коммьюникейшенс», в результате чего образовалась поистине гигантская империя масс-медиа, едва ли не крупнейшая в мире.

«От Токио до Парижа и Голливуда владельцы средств массовой информации со всех сторон обмерили ее, прикидывая, какую роль она будет играть во все более жестокой битве за читателей, кино- и телезрителей... – писал еженедельник " Тайм" в связи с этим событием. – Инвесторы и спекулянты до предела возбуждены обменом акций " Тайм" на акции Уорнер на сумму в 9, 5 млрд. долларов – крупнейшей в истории сделкой подобного рода»[20][28].

До слияния в «Тайм инкорпорейтед» входили многие журналы: «Тайм» («Время»), «Лайф» («Жизнь»), «Спортс иллюстрейтед» («Спорт в иллюстрациях»), «Мани» («Деньги»), «Пипл» («Народ»), «Стьюдент лайф» («Студенческая жизнь»), «Прогрессив фермер» («Прогрессивный фермер») и др., общий годовой доход которых составлял 1 млрд. 752 млн. долларов, производство программ кабельного телевидения (компании Эйч-би-оу, Синимекс, Эйч-би-оу видео) давало совместную годовую прибыль 1 млрд. 52 млн. долларов. Издание книг (Тайм-Лайф букс, Бук оф зе манс клаб, Тайм-Лайф мьюзик, Тайм-Лайф хоум видео) приносило корпорации еще около 900 млн. долларов дохода. Тайм-Лайф инкорпорейтед принадлежали также компании кабельного телевидения, 82% которых приходятся на компанию Америкен телевижн энд коммьюникейшенз (812 млрд. долларов годового дохода).

Что же касается корпорации «Уорнер коммьюникейшенз», то к ней относятся: 1) производство фильмов, дающее годовой доход 2 млрд. 96 млн. долларов; 2) производство музыки при участии, например Мадонны, обеспечивающее 2 млрд. 40 млн. долларов прибыли; 3) компании кабельного телевидения – 456 млн. долларов; 4) издательское дело, включая компании Уорнер букс, Уорнепабли-шинг сервисиз, Ди-си комикс и др. – 139 млн. долларов.

Журнал «Ю-Эс ньюс энд Уорлд рипорт» отмечал: «Сделка между " Тайм" и " Уорнер" – это лишь одна из волн недавних " мегасделок" в области средств массовой информации. В последние два года французская " Ашетт" совершила потрясающий налет на США, приобретя за 450 млн. долларов " Трольер инкорпорейтед", издателя " Энциклопедиа Американа". " Ньюс корпорейшен" Руперта Мердока нашла 3 млрд. долларов, чтобы приобрести " Ти-Ви гайд" и родственные ему издания. Мердок высказал опасение, что этот процесс неизбежно ведет к уменьшению разнообразия мнений, ибо " несколько гигантских корпораций могут определять, что народ должен читать, слышать и видеть"»[21][29].

Событием подобного масштаба считают также происшедшее в феврале 1994 года после пятимесячной биржевой битвы слияние «Парамаунта», одной из последний студий независимого кино Голливуда, и международной компании видео «Виаком интернешнл», крупнейшей корпорации кабельного телевидения, собственника музыкальной цепи Эм-ти-ви, которая производит программы, распределяемые по подписке и продаваемые ТВ-сетям. Третьим союзником стал «Блокбастер интертейнмент», фирма номер один в США по производству видеокассет. Это привело к рождению второй мировой после Тайм – Уорнер группы «мультимедиа». «Парамаунт», финансовый оборот которой достиг в 1992 году 5 млрд. долларов (43% приходилось на кинопроизводство и 35% на издательское дело), рекомендовал своим акционерам переместить акции в компании, специализирующейся на «телешоппинге» (телепокупка). А Самнер Редстоун, семидесятилетний главный собственник, президент и генеральный директор «Виаком», истинный победитель этой эпопеи, самодовольно заявил: «Теперь мы сможем создать супердержаву мультимедиа».

Не осталось незамеченным и соглашение о совместном производстве между французским государственным обществом «Франс-телевизьон» и американской группой «Редженси» о совместном производстве. Доход компании «Редженси», ассоциированной в компанию «Уорнер бразерс» и в группу австралийского магната Керри Пакера, президента телевизионной сети Канал-9 и собственника 70% австралийской прессы, составил в 1993 году 1 млрд. долларов. Президент Редженси Арнон Милчен так объяснил причины своего тесного сотрудничества с «общественной французской службой»: «Хотя наши фильмы, доверенные нам " Уорнер бразерс", и распространяются в Америке, мы должны выработать европейскую стратегию, отличную от американской системы... Мы в особенном долгу перед Францией, имеющей замечательную кинематографическую традицию, и хотим ей помочь развивать и защищать европейское кино. Впрочем, кино не является больше национальной индустрией. Есть лишь большие артисты и международные таланты»[22][30].

При всей неровности ритма существования и деятельности американских газет в послевоенную эпоху в целом, имеются достаточные основания для того, чтобы говорить об относительной стабилизации американской прессы США за полувековой период (1930–1980 годы). Количество ежедневных газет в течение всего указанного периода в общем удерживалось около цифры 1700. И это при том, что названный промежуток времени знавал и уменьшение количества газет, как это было, к примеру, в 1931–1933 годах, когда произошло вынужденное прекращение издания 145 ежедневных газет; во время Второй мировой войны, когда перестали выходить в общей сложности 197 газетных изданий; наконец, было сокращение газет и в 1960–1970 годы. Несмотря на исчезновение 350 ежедневных газет за период с 1945 по 1960 год, их общее количество не только не уменьшилось, но даже возросло до 1763 в 1961 году.

Общее разовое распространение американских ежедневных газет составляло в 1930 году примерно 40 млн. экземпляров при населении 122 млн. человек, тогда как в 1980 году эта цифра поднялась до 62 млн. экземпляров при населении 226 млн. человек. Причем консолидация утренних и вечерних газет продолжалась, остановившись к 1986 году на цифре 1676 при общем разовом распространении 63 млн. экземпляров. Послевоенный период принес явное превышение новых, т.е. заново созданных, газет над переставшими выходить. Несмотря на исчезновение 350 ежедневных газет их общее количество достигло к 1952 году цифры 1786 с тем, чтобы уменьшиться до 1763 в 1961 году, а глобальный тираж газетной прессы увеличился.

Относительная стабильность количества ежедневных газет в США скрывала их возрастающую концентрацию, так как создание мелких газет в провинциальных городах уравновешивало исчезновение более крупных газет в больших городах. В 1963 году только 60 американских городов из 5911 их общего числа имели более одной газеты. Но зато лишь 168 крупных газет, особенно утренних, обеспечивали в крупных городах половину всего глобального тиража.

Почти полное отсутствие газет с национальным распространением (лишь «Нью-Йорк таймс» и «Крисчен сайенс монитор» – «Наставник христианской науки», а с 1983 года также «Ю-Эс-Эй тудей» находят читателей на всей федеральной территории), предельная децентрализация прессы в этой стране, по сути, компенсируется централизованным обеспечением газет через пресс-синдикаты как в масштабах всей страны, так и внутри ее крупнейших регионов или внутри отдельных газетных «цепей» основными материалами, которые распространяются посредством фотонабора или факсимиле.

Кроме Нью-Йорка, который имел в 1987 году четыре ежедневные газеты с четырьмя разными собственниками, и Сан-Диего с тремя газетами и двумя разными собственниками, в Соединенных Штатах Америки к середине 1990 годов не стало городов, выпускающих более двух газет. А по две газеты с двумя собственниками имели 12 из 25 крупнейших американских городов, причем шесть из них имели по две газеты, находящиеся в руках одного владельца (Филадельфия, Балтимор, Милуоки, Индиана-полис, Джексонвил и Феникс). Пять же (Кливленд, Нью-Орлеан, Мемфис, Колумбус и Сан-Хосе) довольствовались лишь одной ежедневной газетой.

В 1950-1978 годах перестали существовать 25 крупных ежедневных газет. Так, в Нью-Йорке за 1950–1967 годы исчезли 8 ежедневных газет, каждая из которых имела тираж более полумиллиона экземпляров («Нью-Йорк сан», «Нью-Йорк миррор» – «Нью-Йоркское зеркало», «Нью-Йорк геральд трибюн», «Нью-Йорк джорнел америкен», «Нью-Йорк уорлд телеграмм энд сан» и др. А в 1982 году закрылись «Вашингтон стар», «Филадельфиа булетин» – «Филадельфийский бюллетень», «Кливленд пресс», с которыми четыре года спустя разделили аналогичную участь «Сент-Луис глоб демократ» и «Балтимор ньюс Америкен». Общее количество американских ежедневных газет на 1986 год составило 1940. В 1987 году наивысший показатель в США по тиражности среди ежедневных газет имели: «Уолл стрит джорнел» (2, 026 млн. экземпляров), «Ю-Эс-Эй тудей» (около 1, 312 млн.), «Лос-Анджелес таймс» (1, 118 млн.), «Нью-Йорк таймс» (около 1, 057 млн. экземпляров). Далее шли «Вашингтон пост», «Чикаго трибюн», «Лонг Айленд ньюсдей». Крупнейшими воскресными изданиями с тиражом 1, 126 – 1, 645 млн. экземпляров были «Нью-Йорк таймс», «Нью-Йорк дейли ньюс», «Лос-Анджелес таймс», «Чикаго трибюн», «Вашингтон пост».

«1991 год был для печати США более благоприятным, чем предыдущий, который специалисты и издатели называли катастрофическим, имея в виду падение из-за экономического спада объема рекламы и доходов от нее, – пишет Г. А. Голованова. – В 1992 году спад продолжался, но все-таки наметились признаки оздоровления, улучшения ситуации»[23][31].

Об этом свидетельствовал рост рекламы и прибылей таких информационных корпораций, как «Ганнетт компани», «Найт-Риддер ньюспейперс», что объясняют, в частности, довольно низкими ценами на бумагу (420–425 долларов за тонну, т.е. значительно ниже, чем было 10 лет назад, когда тонна газетной бумаги стоила 475 долларов).

Снова стала прибыльной крупнейшая в мире коммуникационная корпорация «Тайм-Уорнер» после того, как она в 1991 году понесла 50-миллионные убытки. Этот год также характеризовался продолжением процесса купли-продажи газетных изданий, переходом их из одних рук в другие. Однако спрос на газеты в целом сохранился на прежнем уровне, а многие из них даже повысили свою тиражность. Так или иначе, в 1992 году печатались тиражом более 1 млн. экземпляров лишь четыре газеты («Уолл-стрит джорнел», «Ю-Эс-Эй тудей», «Нью-Йорк таймс» и «Лос-Анджелес таймс»), идущие с большим отрывом от остальных изданий этого типа, причем тираж первой из них достигал 1852863 экземпляров, а второй – 1698640 экземпляров.

По масштабу влияния и распространения наибольшая доля в системе американской журнальной печати, несомненно, приходится на журналы «общие редакционные». Эта группа также неоднородна по своему составу.

Как известно, читатель имеет выбор лишь там, где ему предлагают конкурирующие газеты. Однако уже в конце прошлого – начале нынешнего столетия специалисты заметили, что американские газеты, по крайней мере, в своей массовидной, «усредненной» форме, становились все более похожими друг на друга, и этот процесс сильно убыстрился к середине XX века. Выразилось это в первую очередь во все большей униформизации информации. Речь идет о газетах, не располагающих возможностями иметь своих собственных корреспондентов и поэтому получающих наибольшую дозу новостей по каналам информационных агентств и пресс-синдикатов.

Среди американских газет, как это всегда было, чрезвычайно редки публикации, использующие услуги большинства из шести мировых агентств (АП, ЮПИ, Рейтер, АФП, Киодо Цусин, ИТАР-ТАСС). Ж. Кейзер, касаясь этого вопроса, с горечью отмечал: «Ни подлинного выбора новостей для зрителя, ни благоприятных условий, побуждающих слушателя радио повседневно осуществлять свою способность к выбору, ни свободы для читателя, оказавшегося перед лицом информации и мнений, отобранных для него, а не им самим. Так применяется «свобода информации», которой, если верить универсальной «Декларации прав человека», должен пользоваться каждый гражданин. Существующая система пресс-синдикатов сокращает расходы по набору, но навязывает стандарт, чуждый всякой самобытности. Эту тенденцию поддерживают рекламодатели, требующие предельной стандартизации форматов и ширины газетных колонок, ибо это снижает стоимость рекламы. Таким образом, миллионы индивидов узнают новость и получают к ней комментарий одного и того же источника и одинаково написанные. Они читают одни и те же статьи. Они пребывают в неведении относительно одних и тех же фактов. Они формируются в одной и той же матрице»[24][32].

Профессор Принстонского университета С. Бейкер одну из причин повсеместного охлаждения публики к печати видит именно в отсутствии соревновательности в ней, так как в 90% американских городов издается лишь одна ежедневная газета. Наличие в стране «фальсифицированных медиа» он прямо объяснил, коммерциализацией газет, их всесторонней зависимостью от рекламных поступлений (70–80% общего дохода газет), имеющих целью исключить конкуренцию. «Находящиеся под давлением рекламы, газеты, – как считает он, – распространяют под предлогом объективности " послания для всех случаев", не имеющие ни цвета, ни запаха, но стремящиеся затронуть средние классы и состоятельную клиентуру, разыскиваемую рекламодателями»[25][33].

Радикальные предложения Бейкера, в частности, ввести особую «таксу» на рекламу, а полученные затем от этого средства распределить по нуждающимся газетам и журналам, естественно, не встретили понимания и тем более поддержки в журналистских кругах, полагающих, что все издержки господствующего положения рекламы в американских СМИ представляют собой неизмеримо меньшее зло, чем финансовое субсидирование масс-медиа правительством либо партиями, что неизбежно привело бы к установлению над ними прямого политического контроля, в корне несовместимого с их независимостью[26][34]. По мнению многих экспертов и практиков, потери в тиражах и рекламе можно возместить, если не вообще избежать их, при условии выработки правильной стратегии обслуживания прежних читателей и привлечения новых – в частности, молодежи, женщин и представителей национальных меньшинств. На роль журналов к началу 1990 годов в США претендовали более 11000 периодических изданий, многие из которых представляли собой бюллетени узкого профиля, имеющие крайне ограниченный круг читателей. Конечно, издания журнальной периодики США, чаще всего имеющие общенациональное распространение, можно было бы классифицировать по проблемно-тематическому признаку (религиозные, сельскохозяйственные, научные и т.п.). Однако здесь считается более удобной иная классификация.

Наиболее широко распространено деление изданий этого рода на две большие группы: первая – так называемые журналы «общего интереса», или «общие редакционные» («дженерал эдиториэл»), их также называют «потребительскими» («консьюмер мэгэзин»). Вторую группу образуют издания, рассчитанные на более или менее узкие категории читателей, ограниченные специальными интересами (промышленные, технические публикации, научные журналы по различным отраслям знаний, церковные, литературные, спортивные и т.д.). Эта группа насчитывает огромное количество изданий, но тиражи их, как правило, невелики.

В категорию «общие редакционные», которая имеет наибольшее распространение в системе американской журналистики, входят и «качественные» журналы, дорогие и роскошно изданные, рассчитанные на привилегированных, состоятельных читателей и имеющие сравнительно невысокие тиражи («Форчун», «Харперс мэгэзин», «Атлантик мансли» и др.). Журналы «массовые», в отличие от «качественных», рассчитаны на широкую публику. Они подразделяются на информационные, иллюстрированные и бульварно-развлекательные; последние, в свою очередь, можно разделить на «палпс мэгэзинс» (дешевые издания на плохой желтоватой бумаге), «фэн мэгэзинс» (журналы для болельщиков, любителей, поклонников и т.д.), «чиз-кейк мэгэзинс» (порнография), молодежные, для женщин, для мужчин и т.п.

«Массовые» журналы отличаются огромными тиражами. Среди них первым заслуживает упоминания ежемесячник «Ридерс дайджест» («Читательское обозрение»), к началу 1990 годов являвшийся рекордсменом американских печатных СМИ по тиражу (26, 6 млн. экземпляров, из которых 16, 6 млн. поглощали сами США, а 10 млн. экземпляров распространялись за границей). Идущий за ним еженедельник «Перейд» («Парад»), основанный в 1936 году, представляет собой еженедельное журнальное приложение к 130 ежедневным газетам (22 млн. экземпляров). Находящийся на третьем месте по этому показателю еженедельник «Ти-Ви гайд» («Гид телевидения»), имеет ряд региональных изданий (тираж 12, 8 млн. экземпляров).

Чрезвычайно распространенными являются журналы новостей («уикли ньюс мэгэзинс»), или еженедельники информации и комментариев. Родоначальником и промоделью этой категории американского журнального издания является «Тайм» («Время»), основанный Г. Люсом и Б. Хадденом в начале 1920 годов во многом с целью компенсировать отсутствие в стране национальной ежедневной газеты. Следующими изданиями этой категории явились «Ньюсуик» («Новости недели», 1933 год) и «Ю-Эс ньюс энд Уорлд рипорт» («Новости Соединенных Штатов и Мировой отчет», 1938 год). После Второй мировой войны появились подражатели журнала «Тайм» во всем западном мире. Специалисты считают, что «Тайм» почти не изменился с момента своего основания. Как и в самом начале существования, он продолжает ориентироваться на гипотетического читателя, не имеющего доступа к другим источникам информации. Новость в репортажах «Тайма» традиционно неотделима от комментария, а в основе его проблемно-тематического содержания лежат одни и те же ценности, составляющие теорию американизма. Издающийся с 1989 года компанией «Тайм-Лайф-Уорнер инкорпорейтед», а до этого «Тайм-Лайф инкорпорейтед», «Тайм» практикует издания, рассчитанные на определенные регионы США, страны мира и профессии, и в них искусно варьируется содержание рекламы, всегда находящееся в зависимости от категории читателей. Одна из особенностей этого издания, фактически имеющего глобальное распространение, заключается в том, что в основу его положен «групповой журнализм» и большинство публикаций на его страницах анонимны, исключая те, которые касаются искусства, театральной жизни, кинокритики и литературных журналов. Такие публикации, начиная с 1960 годов, подписываются инициалами. «Тайм» располагает 53 корреспондентами и 8 бюро на территории США, а также 32 корреспондентами и 21 бюро за пределами страны. В редакционном аппарате этого издания занято 450 журналистов. Считают, что лишь сами США поглощают 4, 8 млн. экземпляров еженедельника «Тайм».

Крупными тиражами выходят и другие журнальные издания этой группы: ежемесячник «Лайф», прервавший из-за финансовых трудностей свое издание в 1972 году и возобновивший его в 1978 году на уровне 1, 2 млн. экземпляров, еженедельник «Спортс иллюстрейтед» – 2, 8 млн. экземпляров.

Так же, как и «Лайф», прекращал выход и журнал «Лук» («Взгляд»), не выходивший с 1972 по 1978 год.

Начиная с основания в 1974 году своего нового еженедельника «Пипл» («Люди» – 2, 8 млн. экземпляров), группа «Тайм» создала в 1970–1980 годы еще ряд еженедельных периодических изданий: «Мани» («Деньги» – 1, 7 млн. экземпляров), «Прогрессив фермер» («Прогрессивный фермер»), «Стьюдентлайф» («Студенческая жизнь»), «Телевижн кейбл уик» («Неделя кабельного телевидения»), «Пикчер уик» («Неделя кино»), «Эйша уик» («Азия за неделю»).

Соперниками «Тайм» стали другие иллюстрированные еженедельные «журналы новостей» – «Ньюсуик» (3 млн. экземпляров), «Ю-Эс ньюс энд Уорлд рипорт» (2, 25 млн.) и присоед

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общественно-политические еженедельники. | Периодическая печать США в 1783–1833 годах




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.