Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Документ 4. Анкета эксперта






 

Уважаемый коллега!

Вам будет предложена анкета, представляющая собой набор двухполосных шкал, на противоположных концах которой расположены антонимические характеристики коммуникативных качеств ведущего. Расстояние между антонимами разбиты на семь делений: от +3 до -3. Отметьте, пожалуйста, какие, на Ваш взгляд, качества, отражают степень присутствия того или иного признака в оцениваемом коммуникаторе:

• Коммуникабельность – некоммуникабельность.

• Артистичность – внешнее однообразие.

• Общительность – эмоциональная статичность

• Быстрая реакция ведущего – заторможенность.

• Заражение собеседника собственной игривостью – излишняя серьезность.

• Раскрепощенность – определенная зашоренность.

• Энергичность – медлительность.

• Выразительность мимики – статичное выражение лица.

• Быстрая смена настроений ведущего – полный эмоциональный самоконтроль.

• Способность к импровизации – «чтение по бумажке».

• Владение литературным языком – неясное выражение мыслей.

• Хорошая дикция – плохая дикция.

• Умелое модулирование голоса – отсутствие элементарных фононавыков.

• Тембровое богатство оттенков – разговор в одной тональности, одним тоном.

• Тактичность в разговоре – одергивание собеседника.

• Умение слушать собеседника, внимательность – «передергивание» его слов.

• Сдержанность и тактичность в разговоре – явное выражение приязни или неприязни к ответу.

• Умение строить беседу, логичность – полнейшая разбросанность.

• Умение формулировать вопросы – отсутствие такта в вопросах.

• Умение непринужденно вести беседу – смех невпопад.

• Высокая «запоминаемость» речи – отсутствие «следа» от коммуникативного контакта с ведущим.

Если есть такая возможность, сформулируйте сами антонимические характеристики коммуникативных качеств ведущего:

______________________________________________________

 

 

Документ 4. Сценарий «фокус-групп» по актуальным проблемам практической журналистской деятельности

 

Выборка: участники областных и региональных семинаров журналистов областных и городских СМИ региона Урала, проходивших в 1996–2003 гг., а также студенты заочного отделения факультета журналистики УрГУ, проработавшие не менее двух лет в СМИ.

Условия: численность групп – 8–12 человек; члены группы до начала дискуссий не информировались о ее теме и целях; модератором во всех случаях был В.Ф. Олешко; модератор не навязывал свое мнение, а лишь управлял дискуссией; средняя длительность дискуссии 80–90 минут.

Процедура: дискуссия, как правило, проходила в форме «круглого стола» и записывалась на диктофон. После чего запись подлежала расшифровке и полученные стенограммы служили основой для отчета.

1. Творческая индивидуальность в журналистике: вводная часть; методологические обоснования темы дискуссии (длительность – не более 20–25 минут):

– Как вы считаете, что включает в себя понятие «индивидуальность» в соотнесении с практической журналистской деятельностью? (ответы желательно получить у каждого респондента).

– А может быть кто-то из присутствующих скажет – в чем заключается творческая индивидуальность кого-либо из известных всем журналистов?

– В последующем углубить дискуссию по отдельным понятиям и составляющим.

Критерий творческой индивидуальности:

а) Умение увидеть «необычное в обычном»; поиск («добывание») информации; умение «хранить» и систематизировать ее; «трансформация» имеющейся информации в различные формы; индивидуальные технологии творческой деятельности.

б) Оригинальность авторского стиля подачи информации; обостренное чувство потребностей аудитории; единичность методов творческой деятельности и отдельных приемов.

в) Применение на практике метода социально-психологического моделирования деятельности безличного и индивидуального коммуникатора.

2. Дискуссия по поводу применения на практике индивидуальных технологий журналистской деятельности (30 минут):

– Мог бы кто-то из присутствующих рассказать о своих индивидуальных технологиях творческой деятельности?

– Если дискуссии сразу не получается, то совместно выделяем и обсуждаем какой-либо яркий пример из последней практики центральных СМИ, но постепенно возвращаемся к основной теме и творчеству присутствующих (для этого модератор заранее знакомится с несколькими материалами данных авторов или просматривает местные телепрограммы).

– Каковы критерии эффективной деятельности журналиста?

– Считают ли респонденты целесообразным, продуктивным применение метода социально-психологического моделирования деятельности коммуникатора в практике городских и районных СМИ?

3. Механизм реализации технологий массово-коммуникационной деятельности (30 минут):

– Какие из технологий индивидуальной творческой деятельности журналистов вы считаете наиболее продуктивными и приемлемыми для повседневной практической деятельности? Почему?

– Можно ли к ним отнести и технологии организации диалоговых отношений с аудиторией СМИ, технологии игрореализации, какие-то другие?

– Как вы считаете, существуют ли для их реализации какие-либо ограничения профессионально-этического характера? Может быть назовете еще какие-либо ограничения?

– Что бы вы в связи с этим могли сказать о законодательной базе в сфере средств массовой информации? Какие стороны, аспекты деятельности СМИ оказались неохваченными? Есть ли у кого-либо из присутствующих конструктивные предложения?

– Какие еще проблемы деятельности региональных и местных СМИ, незатронутые в дискуссии, необходимо, на ваш взгляд, обсудить?

Итого: общая длительность дискуссии 85–90 минут. По итогам дискуссии в группе осуществляется анализ и систематизация материала.

 

Документ 6. Единицы анализа материалов (доминанта – диалогичность)

 

1.Тип материала (не рекламные материалы)

1.1. Новостные публикации

1.2. Новостные публикации с комментарием

1.3. Монолог

1.4. Монолог с явным использованием суждений других людей

1.5. Диалог

1.6. Полилог

1.7. Реплика, суждение, мнение

1.8. Аналитика

1.9. Иллюстрация, инфографика, коллажи, рисунки, прочиевизуальные материалы

1.10. Другое

2.Форма подачи публикаций

2.1. Под постоянной рубрикой (отдельно)

2.2. Под постоянной рубрикой (в подборке)

2.3. Под временной рубрикой

2.4. Без рубрики

2.5. Колонка (1-я колонка и т.п.)

3.Место материала в номере (номер полосы)

4.Объем материала

4.1. До 50 строк

4.2. От 51 до 100 строк

4.3. От 101 до 200 строк

4.4. От 201 до 300 строк

4.5. Свыше 300 строк

5.Главный герой публикации

5.1. Основное действующее лицо (физическое, юридическое, организация, социальный страт) в тексте (указать кто именно)

5.2. Герой отсутствует

6.Оценка действий героя или качество его действий (с точки зрения реципиента, если оценка автора отсутствует)

6.1. Положительно

6.2. Отрицательно

6.3. Есть и положительное и отрицательное

6.4. Нейтрально (без оценки)

7.Главная задача публикации

7.1. Фиксация, сообщение

7.2. Информационно-просветительская

7.3. Информационно- развлекательная

7.4. Рассуждение, дополнение, пояснение, «распространение» (на уровне видимого, не доходя до анализа)

7.5. Расследование, «выведение на чистую воду», предание огласке

7.6. Анализ, поиск сути причин, выявление противоречий, проблем, последствий

7.7. Совет, консультация (кроме ответа)

7.8. Вопрос читателя – ответ специалиста/журналиста

7.9. Ответ (отклики, опровержения и т.п. реакции на публикации в других номерах)

7.10. Вопрос, призыв, просьба

7.11. Публикация официальных документов (законов, указов и иных актов правового регулирования)

7.12. Другое (в том числе самостоятельные иллюстрации)

8.Уровень рассмотрения

8.1. Конкретный человек

8.2. Население (региона, области, района)

8.3. Население города

8.4. Население страны

8.5. Определенный социальный слой, социальная группа, страт

8.6. Семья, коллектив, команда

8.7. Определенная возрастная группа

8.8. Отрасль, организация, предприятие, фирма

8.9. Человек вообще, человечество, мир

8.10. Космос, вселенная, все сущее

8.11. Другое (что именно)

9.Географическое пространство материала

9.1. Дальнее зарубежье

9.2. Ближнее зарубежье

9.3. Россия в целом

9.4. Регион, район

9.5. Большой город, областной центр, Москва

9.6. Малый город (город областного подчинения, поселок городского типа)

9.7. Село, деревня

9.8. Другое (что именно)

9.9. Категория «география» не применима или не определяется

10.Временное пространство материала

10.1. Давно прошедшее (месяц назад и более)

10.2. Сообщение касается события, дата которого не указывается

10.3. Сообщение о событии дается через 2–7 дней и более (до месяца)

10.4. Сообщение о событии дается на другой день

10.5. Сообщение о событии дается в день свершения (настоящее)

10.6. Сообщение о событии, которое должно произойти в скором будущем

11.Сфера (тематика)

11.1. Материал касается нескольких сфер (пример синтеза объективной реальности в тексте)

11.2. Власть и медицина

11.3. Власть и криминал

11.4. Власть и общество

11.5. Политика

11.6. Власть и бизнес (экономика, промышленность)

11.7. Власть и СМИ

11.8. Преступность (криминал и маргиналы)

11.9. Силовые структуры (армия, спецслужбы, МВД)

11.10. Медицина (здоровье)

11.11. Экономика (финансы, бизнес, торговля, производство, промышленность)

11.12. Религия

11.13. Этика, мораль

11.14. Труд

11.15. Культура (литература, искусство, образование, наука, музыка)

11.16. Досуг (туризм, отдых и т.п.)

11.17. Спорт

11.18. «Экзотика»

11.19. Общественно важные, социально значимые материалы

11.20. Материалы, отражающие обыденную жизнь, отвечающие насущным потребностям населения («бытовые» темы)

11.21. История

11.22. Семья, воспитание детей

11.23. Секс, любовь, брачные отношения

11.24. Связь данного издания с читателем (опубликованные письма)

11.25. Другие сферы

12. Автор

12.1. Журналист, группа журналистов

12.2. Специалист, исследователь, эксперт

12.3. Чиновник, должностное лицо (представитель судебной. Законодательной, исполнительной власти)

12.4. Рядовой гражданин, читатель, «простой человек»

12.5. Политик

12.6. Экономист

12.7. Управленец

12.8. Другое

12.9. Статус автора не определяется

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.