Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые принципы деятельности журналистов в Украине






ДЛЯ СТУДЕНТІВ ЗАОЧНОГО ВІДДІЛЕННЯ

1. Назвіть нормативні документи з питань журналістської праці та професійної кваліфікації.

2. Окресліть критерії класифікації журналістської роботи у друкованих та електронних ЗМІ в Україні.

3. Окресліть особливості поділу журналістської роботи та журналістських посад за ступенем складності виконуваної роботи.

4. Окресліть професійні стандарти журналістів.

Правовые принципы деятельности журналистов в Украине

Правовые принципы деятельности журналистов определено Конституцией Украины, законами Украины " О информации", " О печатных средствах массовой информации (прессу) в Украине", " О информационных агентствах", " О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации", " О телевидении и радиовещании", " О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов" но другими нормативно правовыми актами.

Да статьей 34 Конституции Украины каждому гражданину Украины независимо от его профессии гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений.

Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, в письменном виде или другим способом на свой выбор.

Осуществление этих прав может быть ограничено законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для здравоохранения населения, для защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и непредубежденности правосудия.

Также, частью третьей статьи 15 Конституции Украины установлено, что цензура в Украине запрещена.

Важное значение относительно обеспечения деятельности журналистов на современном этапе имеет Закон Украины от 13 января 2011 года N 2938 " О внесении изменений в Закон Украины " О информации", что вступил в силу 10 мая 2011 года, которым Закон Украины " О информации" изложено в новой редакции.

В соответствии с статье 24 указанного Закона запрещается цензура, то есть любое требование, которое направлено, в частности, к журналисту, средству массовой информации, его основателя (соучредителя), издателя, руководителя, распространителя, которая предусматривает согласование информации о ее распространении или наложении запрещения или препятствии в любой другой форме тиражированию или распространению информации.

В то же время это запрещение не распространяется на случаи, когда предыдущее согласование информации осуществляется на основании закона, а также в случае наложения судорог запрещения на распространение информации.

Также запрещаются вмешательство в профессиональную деятельность журналистов, контроль за содержанием распространяемой информации, в частности с целью распространения или нераспространения определенной информации, умалчивания общественно необходимой информации, наложения запрещения на освещение отдельных тем, показ отдельных личностей или распространение информации о них, запрети критиковать субъекты властных полномочий, кроме случаев, установленных законом, договором между основателем (владельцем) и трудовым коллективом, редакционным уставом.

Преднамеренное препятствие законной профессиональной деятельности журналистов и/или преследование журналиста за выполнение профессиональных обязанностей, за критику тянет за собой ответственность согласно законам Украины.

Да статьей 171 Криминального кодекса Украины установлена ответственность за преднамеренное препятствие законной профессиональной деятельности журналистов. Такие деяния караются штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением воли на срок до трех лет. Преследование журналиста за выполнение профессиональных обязанностей, за критику, осуществляемое служебным лицом или группой лиц по предварительному сговору, карается штрафом до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением воли на срок до пяти лет, или лишением права обнимать определены должности на срок до трех лет.

Статьей 17 Закона Украины " О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов" установлена ответственность за посягательство на жизнь и здоровье журналиста, другие действия против него и ответственность журналиста за нанесенный им моральный (неимущественную) вред.

Вместе с этим ответственность за совершение преступления против журналиста в связи с выполнением им профессиональных обязанностей или препятствия его служебной деятельности приравнивается к ответственности за совершение таких именно действий против работника правоохранительного органа.

Служебная деятельность журналиста не может быть основанием для его ареста, задержания, а также исключения собранных, проработанных, подготовленных им материалов и технических средств, которыми он пользуется в своей работе.

В случае возмещения, в соответствии с Гражданского кодекса Украины, журналистом и средством массовой информации причиненного ими морального (неимущественной) вреда на них возлагается солидарная ответственность с учетом меры вины каждого.

Следует отметить, что в случае рассмотрения судорог спора относительно нанесенного морального (неимущественной) вреда между журналистом или средством массовой информации как ответчиком и политической партией, избирательным блоком, должностным лицом (должностными лицами) как истцом суд вправе назначить компенсацию морального (неимущественной) вреда лишь при наличии умысла журналиста или служебных лиц средства массовой информации. Суд учитывает последствия использования истцом возможностей внесудебного, в частности досудебного, опровержение неправдивых сведений, отстаивания его чести и достоинства, деловой репутации и урегулирования спора в целом. С учетом отмеченных обстоятельств суд вправе отказать в возмещении морального вреда.

Умыслом журналиста и/или служебного лица средства массовой информации есть такое их/ее отношение к распространению информации, когда журналист и/или служебное лицо средства массовой информации осознавали недостоверность информации и предусматривали ее общественно опасные последствия.

Журналист и/или средство массовой информации освобождаются от ответственности за распространение информации, которая не отвечает действительности, если суд установит, что журналист действовал добросовестно и осуществлял ее проверку.

К сфере профессиональной деятельности журналиста Закон Украины " О печатных средствах массовой информации (прессу) в Украине" включает сбор, создание, редактирование, подготовку информации в печать и издание печатных средств массовой информации с целью ее распространения среди читателей. Принадлежность журналиста к соответствующему средству массовой информации подтверждается редакционным удостоверением или другим документом, выданным ему редакцией этого печатного средства массовой информации. Права и обязанности журналиста установлены статьей 26 отмеченного Закона. Журналист должен хорошо отдавать себе отчет в том, что он несет ответственность в пределах действующего законодательства за превышение своих прав и невыполнения обязанностей.

Законом Украины " О информации" закреплены гарантии деятельности средств массовой информации и журналистов, поскольку профессия обязывает журналиста первым оказываться в чащобе событий, постигать глубинное содержание явлений, причины и последствия и истолковывать их для общественности.

Поэтому в время выполнения профессиональных обязанностей журналист имеет право осуществлять письменные, аудіо- и видеозаписи с применением необходимых технических средств, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Имеет право беспрепятственно посещать помещение субъектов властных полномочий, открытые мероприятия, которые ими проводятся, и быть лично принятым в умные сроки их должностными и служебными лицами, кроме случаев, определенных законодательством.

Также журналист имеет право не раскрывать источник информации или информацию, которая позволяет установить источники информации, кроме случаев, когда он обязан к этому решением суда на основе закона.

При этом Законом установлено, что после предъявления документа, который удостоверяет его профессиональную принадлежность, работник средства массовой информации имеет право собирать информацию в районах стихийного бедствия, катастроф, в местах аварий, массовых безпорядків, военных действий, кроме случаев, предусмотренных законом.

Однако на практике нередко возникают проблемы относительно доступа журналистов к необходимой им информации. Поэтому с целью создания благоприятных условий для осуществления журналистами, работниками средств массовой информации профессиональной деятельности субъект властных полномочий может осуществлять их аккредитацию.

Все действия, связанные с аккредитацией, основываются на принципах открытости, равенства, справедливости с целью обеспечения права общественности на получение информации через средства массовой информации. Отсутствие аккредитации не может быть основанием для отказа в допуске журналиста, работника средства массовой информации на открытые мероприятия, что проводит субъект властных полномочий.

Аккредитация журналиста, любого работника средства массовой информации осуществляется безвозмездно на основании его заявления или представления средства массовой информации.

Орган, при котором аккредитованы журналисты, работники средств массовой информации, обязан способствовать осуществлению ими профессиональной деятельности; заблаговременно извещать их о месте и времени проведения сессий, заседаний, совещаний, брифингов и других публичных мероприятий; предоставлять им информацию, предназначенную для средств массовой информации; а также способствовать созданию условий для осуществления записи и передачи информации, проведения интервью, получения комментариев должностных лиц.

При этом журналист, работник средства массовой информации обязан придерживаться установленных субъектом властных полномочий правил внутреннего трудового распорядка, не препятствовать деятельности его служебных и должностных лиц.

Субъекты властных полномочий принимают решение о прекращении аккредитации представителя средств массовой информации в таких случаях: представление им соответствующего заявления; неоднократного грубого нарушения им обязанностей, определенных статьей 26 Закона Украины " О информации"; обращение средства массовой информации, по предоставлению которого осуществленная аккредитация. Письменное сообщение о прекращении аккредитации выдается или посылается средству массовой информации или журналисту, работнику средства массовой информации в течение пяти рабочих дней с дня принятия соответствующего решения (части седьмая но восьмая статье 26 отмеченного Закона).

Решение о прекращении аккредитации может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Проанализировав действующее законодательство Украины, можно прийти к выводу, что на сегодня значительное внимание уделено гарантиям профессиональной деятельности журналистов. Государство пытается реализовать права и свободы журналистов путем возложения обязанностей на учреждения и организации, их должностные лица подавать объективную информацию о своей деятельности. Определенно порядок аккредитации журналистов при учреждениях и организациях. Прилагаются много усилий на решение вопросов относительно установления ответственности за нарушение прав и свобод журналистов, препятствия их профессиональной деятельности, преследование журналиста в связи с его профессиональной деятельностью, осуществление цензуры и тому подобное.

На сегодня журналисты, в время осуществления их профессиональной деятельности, имеют возможность пользоваться общепризнанной свободой мысли и слова, свободой выражения взглядов, в то же время подчеркивается недопустимость злоупотребления правами и свободами журналиста.

2. Критерії, що використовуються при оцінці посади, мають конкретизувати, що очікується від того, хто претендує на посаду. Це винятково вимоги щодо знань і відповідальності на посаді.

Критеріями, доречними при оцінці посади, є:

- досвід;

- самостійність;

- загальна обізнаність;

- увага до деталей;

- різносторонність;

- вміння озвучувати думку;

- фахові знання;

- виробнича відповідальність;

- стійкість до стресу;

- швидкість;

- стиль написання;

- цілеспрямованість;

- освіта;

- творчий потенціал;

- зовнішні стосунки;

 

Оценочная анкета журналиста может включать в себя оценку по таким параметрам:

1. Качество работы

2. Объем работы

3. Компетентность

4. Трудовая дисциплина

5. Инициативность

6. Сотрудничество и коммуникация

7. Уравновешенность

8. Целеустремленность

9. Гибкость

(пример подобной анкеты рекомендуем смотреть в книге Татьяны Репковой «Новое время»)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.