Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Президентская власть






Вст. 80 Конституции РФ определена основная сущностная характеристика статуса Президента РФ: он является главой государства.

Президент занимает особое место в системе органов государственной власти. Он не входит напрямую, непосредственно ни в одну из трех ее ветвей.

Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими и обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система " сдержек и противовесов", способствующая сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, в необходимом взаимодействии с парламентом и Правительством РФ.

В Конституции заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента в авторитарного правителя. Они заключаются в ограничении периода полномочий Президента коротким четырехлетним сроком, порядком всенародных прямых выборов, их альтернативным характером, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Невключение Конституцией РФ напрямую Президента в исполнительную власть не нарушает закрепленного в ст. 10 Конституции принципа осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Выделение этих ветвей власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента.

Кроме того, традиционно в системе органов государственной власти любого государства должно быть лицо, персонифицированно представляющее государство в отношениях с другими государствами. В мировой практике таким лицом в большинстве стран является президент. Поскольку Президент РФ не входит напрямую ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную власть, встает вопрос о том, как именовать государственную власть, осуществляемую Президентом, и не нарушает ли эта власть традиционной системы трех ветвей власти. Представляется, что нельзя абсолютизировать концепцию разделения власти на три ветви и полагать, что, кроме этих органов власти, нет и не может быть других носителей власти. Есть и местная власть, которая также является публичной властью. Есть и президентская власть.

Статус Президента РФ как главы государства проявляется во всех его конституционно и законодательно определенных полномочиях. Однако в обобщенной форме функции главы государства сформулированы в ст. 80 Конституции, установившей его дефиницию как главы государства: Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он должен принимать меры к тому, чтобы не допускалось нарушение Конституции, конституционный механизм защиты прав и свобод работал бесперебойно. Конкретные полномочия Президента, закрепленные в Конституции, обеспечивают возможности эффективно реализовать эту функцию. Среди них — право вето, право законодательной инициативы, обращения с запросом в Конституционный Суд РФ, роспуска Государственной Думы, отставки Правительства и многие др.

К важнейшим основам конституционного строя относятся суверенитет Российской Федерации, ее независимость и государственная целостность. На главу государства возлагается принятие мер по охране этих основ жизнедеятельности государства. Признание этих свойств государства является основополагающим для Президента в осуществлении его полномочий в сфере международных отношений, равно как и в аспектах внутренних ситуаций, могущих представлять угрозу для суверенитета и целостности государства. Президент, в частности, уполномочен вводить военное или чрезвычайное положение; как Верховный Главнокомандующий Президент несет ответственность за надлежащий уровень боеспособности страны, за состояние Вооруженных Сил РФ, их способность обеспечить охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

К функциям Президента относится обеспечение целостности государства не только по причинам внешнего, но и внутреннего порядка.

Он несет ответственность за надлежащий уровень регулирования отношений между Российской Федерацией в целом и ее субъектами, которые исключали бы нарушение единства государства, препятствовали проявлению сепаратистских устремлений.

Одним из принципов федеративного устройства Российской Федерации является единство системы государственной власти (ст. 5 Конституции). Наличие сложной системы органов государственной власти — федеральных, региональных, законодательных и исполнительных при действии принципа разделения властей обусловливает необходимость обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Такого рода функция и возложена на Президента.

Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Как глава государства Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Представительство государства в лице Президента в международном плане проявляется во всех сферах, где требуется уровень отношений в лице глав государств (подписание договоров, ведение переговоров, встречи глав государств и т. д.).

Президент РФ в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как главы государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и Президент в конечном счете ответствен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур.

Все полномочия Президента РФ основаны на Конституции, должны осуществляться в рамках Конституции и федеральных законов, не могут выходить за их пределы.

Полномочия Президента РФ в соответствии с Конституцией и федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами можно обобщить по следующим сферам. Полномочия, связанные:

1) с формированием и участием в деятельности федеральных органов государственной власти;

2) с обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации;

3) с руководством внешней политикой;

4) с руководством в военной сфере;

5) с иными, возложенными Конституцией на Президента функциями.

Каждая из названных сфер включает в себя широкий круг полномочий Президента, которые реализуются им как непосредственно, так и в тесном взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти и различными методами: в правовых формах посредством издания указов и распоряжений; определения приоритетных направлений деятельности всех государственных структур; разработки федеральных программ; проведения различного рода организационных мероприятий; встреч с руководителями различных органов, как федеральных, так и региональных, с представителями партий, иных общественных объединений и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.