Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бизнес-роман 7 страница






В Книге Исхода Бог является Моисею на горе Синай, и Моисей воздвигает в честь этого алтарь. Грэг обратил внимание на двенадцать столпов, которые, как двенадцать племен Израилевых, поддерживали алтарь. Племя!.. Это было первое упоминание о древней форме организации. Еще более древней, чем семья. Грэг стал читать дальше.

Племена Израилевы упоминались все чаще. В книге Чисел описанию жизни племен отводились целые главы. «Похоже, это то, что мне нужно. Старейшей формой организации является племя», – подумал Грэг. Он закрыл Библию и задумался.

Чем дольше он думал, тем больше убеждался в правильности своего вывода. Даже в наши дни индейцы на севере Америки живут племенами и жители одного племени похожи между собой.

Он размышлял, что именно имел в виду Батч. По телевизору время от времени показывали сюжеты об отважных исследователях, которые добирались до джунглей Амазонки и поселялись на некоторое время в первобытных обществах. Там люди до сих пор живут племенами и не видели достижений цивилизации. В Африке, кстати, тоже много таких племен. «Так что действительно древнейшей формой организации является племя», – мысленно подвел итоги Грэг.

Он все пытался понять, какая связь между племенами и проблемами на «Тэралоджик». Он решил позвонить Батчу и рассказать, что он надумал. К телефону долго никто не подходил. Когда Грэг уже было собрался положить трубку, Батч все-таки подошел. Он учащенно дышал.

– Джонсон, – донеслось из трубки.

– Здравствуйте, Батч, это Грэг.

– Я только что вернулся с пробежки, – ответил Батч. – Каждый вечер бегаю. – Его дыхание постепенно успокаивалось. – Перезвони мне через десять минут.

Батч повесил трубку.

Грэг сделал несколько пометок в блокноте, а потом снова позвонил. На этот раз Батч сразу поднял трубку.

– Я узнал, какая форма организации самая древняя, – выпалил Грэг.

– Какая же?

Грэг стал рассказывать, как он прочел о Моисее и племенах Израилевых и на него снизошло озарение. Батч немного помолчал.

– Ты слишком торопишься, – сказал он, – да, действительно, племена можно считать древнейшей формой организации, и они существуют по сей день. Когда я столкнулся в Африке с племенами, я понял, что племенное начало глубоко коренится в поведении людей. Посмотри, племена – устойчивая форма жизни. Пожалуй, даже более устойчивая, чем некоторые нынешние формы цивилизации. Например, британцы и французы принесли с собой в Африку демократию, но когда эпоха колониализма закончилась, демократия быстро выродилась в племенное поведение. Народ численностью в четырнадцать миллионов состоит из двух племен! И проживает в двух географических регионах: на Севере и на Юге. Каждые четыре года племена старательно проводят демократические выборы. Представители победившего племени получают посты на государственной службе. Те, кто был во власти и потерял ее, часто заканчивают свою жизнь на улице. Через четыре года ситуация меняется с точностью до наоборот. Из-за того, что власть так часто переходит из рук в руки и нет единого курса в управлении страной, в экономике настал полный развал. Я много думал об этом. И меня занимает вопрос: почему для них важнее, какое племя будет у власти, а не экономическое благосостояние страны?

– И почему же? – полюбопытствовал Грэг.

– Я не могу ответить на этот вопрос. Но я знаю, что мы в своих компаниях все время имеем дело с племенами, – жестко ответил Батч.

Грэг удивился.

– Вы шутите! – воскликнул Грэг. – Мы живем в одной из самых цивилизованных стран в мире. Мы давным-давно переросли племенное поведение!

В трубке повисло молчание.

– Но, может, я ошибаюсь… – осторожно сказал Грэг.

– Ты когда-нибудь видел толпу болельщиков на Суперболе? [13] – спросил Батч.

– Я и сам там бывал, – ответил Грэг.

– Ты считаешь, что люди ведут себя на работе точно так же, как и во время футбольного матча?

– Нет.

– Конечно, нет. Пусть мы не будем называть их племенами. Но от этого они не перестанут вести себя, как племена! Когда ты проанализируешь племенное поведение и постигнешь его суть, ты поймешь, что это единственная модель поведения общества, которая работает и действует.

Грэг растерялся. Слова Батча требовали осмысления.

– Я уверен, что на смену племенам давно пришли современные формы…

– Помнишь, я спрашивал тебя, соответствуют ли группы, в которые объединились твои подчиненные, формальной структуре организации в твоей компании, и ты согласился, что нет. Уже это доказывает, что людьми движет какая-то иная, более мощная сила.

Батч продолжал:

– Большинство людей считают, что существует только две организационные структуры. Первая – формальная – на профессиональной основе. Внутри такой структуры идет постоянная борьба, поэтому вряд ли эта структура эффективна. Вторая структура – это пресловутая «команда». Что-то сейчас все стали участниками тех или иных команд! Все, что не является формальной структурой, автоматически считается командой. Но на самом деле команды действуют лишь короткое время. Там не может быть постоянных отношений. А я утверждаю, что во всех организациях есть и третья, очень влиятельная базовая форма – племя! Это древнейшая социальная структура. Она по сей день влияет на наше поведение и наши отношения в обществе, даже если мы себя чувствуем очень и очень цивилизованными!

– Я чего-то не понимаю, – сказал Грэг. – Какое отношение все это имеет к моей работе?

– Все те черты поведения, которые ты мне описал в наших прежних беседах, – это симптомы «племенного» поведения. Если ты не поймешь сути этого поведения и этих отношений, ты не сможешь управлять ими. И не сможешь извлечь из них пользу.

Внезапно до Грэга начало доходить.

– Вы хотите сказать, что если я найду корни племенного поведения и осознаю их, то смогу построить свое «племя»?

– Вот именно, – голос Батча повеселел. – Поймешь это – получишь доступ к самым глубоким и мощным мотивам, которые управляют человечеством! Постигнешь суть этих отношений – сможешь создать свою организацию. Организация с такой сильной мотивацией обладает неограниченными возможностями!

Грэг интуитивно почувствовал, что Батч прав.

– Я тебе сейчас приведу пример из военной истории, – сказал Батч. – Слышал ли ты об атаке Легкой бригады?

– Что-то припоминаю… Но подробности, конечно, забыл…

– Двадцать пятого октября 1854 года во время Крымской кампании британские войска вступили в сражение с русскими войсками в бою за Балаклаву. В Балаклавской долине расположились лагерем около тридцати тысяч русских солдат и казаков: они устроили засаду. 13-му драгунскому полку, в который входила тяжелая и легкая кавалерия, было приказано атаковать русские войска. Капитан Нолэн, доставивший приказ лорду Лукану, генералу-лейтенанту, показал рукой на долину – атаковать нужно было там, где русские войска были укреплены лучше всего. По сей день неясно, то ли Нолэн указал неверное направление, то ли так велел главнокомандующий и это был его замысел. Как бы там ни было, лорд Лукан передал приказ графу Кардигану, командовавшему Легкой бригадой. Тот заметил, что русские сильно превосходят их в численности. В Легкой бригаде было всего 673 человека, включая офицеров, а русских было около тридцати тысяч. Они находились в глубине долины и были хорошо вооружены. Однако, в лучших традициях британской армии, солдаты стиснули зубы и пошли в атаку.

Когда полки понеслись в долину, капитан Нолэн, ехавший в передней линии, поскакал галопом, размахивая саблей, что-то крича и указывая в направлении высот. Но было уже слишком поздно. Русские открыли огонь, и капитан Нолэн был тут же убит. Конь вздыбился под ним и понесся вскачь сквозь боевые порядки, волоча за собой тело убитого офицера.

Русские стреляли отовсюду, но Легкая бригада продолжала атаку. Через полчаса полк был почти уничтожен. Оставшиеся в живых британцы почти добрались до позиций русской артиллерии. Потом единственный оставшийся в живых офицер обнаружил, что в седле держатся только четырнадцать человек, причем один из них был верхом на русской лошади. Он поймал ее, когда его лошадь была убита. Они начали отступать и перестраивать боевой порядок. На поле боя появились вражеская конница и казаки. Они безжалостно убивали раненых и пеших британских солдат. Тяжелая бригада пошла в наступление с других позиций, но тоже попала под огонь русской артиллерии и была вынуждена отступить. Затем в бой вступили одиннадцатая и семнадцатая бригады. Они атаковали противника. Завязалась рукопашная схватка. В какой-то момент британцы получили перевес над русскими.[14]

Самым примечательным в этом бою было то, что ни один солдат не бросил позиций, наоборот, они продолжали наступать. Несмотря на подавляющее преимущество противника, никто не отступал. Убитые солдаты падали на землю, но Легкая бригада смыкала ряды и продолжала бой. Их самоотверженность была просто невероятной! Что вело их в бой? Какие мотивы? Это не только героизм, но и пример того, каких высот можно достигнуть посредством сильного племенного поведения.

Израиль – еще один хороший пример. С первых дней создания государства в 1948 г. Израиль подвергается постоянным нападениям. Преодолев свои внутренние разногласия, евреи упорно защищают благополучие Израиля. Молодые люди отдают и отдают свои жизни за то, чтобы сохранить на Земле племя Израилево, но никто и не думает отказаться от борьбы.

Дважды на протяжении столетия мы наблюдали подобный феномен в Южной Африке. Первый – англо-бурская война на переломе веков, когда местные фермеры выступили против руководящей роли Британской империи. Они проявили фантастическое мужество и героизм, но победа стоила жизни большей части населения, и в итоге фермеры потерпели поражение. Второй пример – гражданская война в Анголе в 1975–1992-х и в 1998–2000 годах.

Три столетия небольшая группка переселенцев из Европы удерживала в своих руках власть и вкладывала все силы в то, чтобы защитить свое племя. Война в Анголе изменила ситуацию в корне. За двадцать лет противостояния погибло множество людей: черных и белых, таких же молодых, как солдаты из Легкой бригады.

Ближневосточный «племенной» конфликт в какой-то мере похож на противостояние черной и белой рас в Южной Африке. Одно маленькое племя вынуждено бороться за выживание среди больших и сильных племен. Белые из Южной Африки вынуждены были уступить черным под натиском международной общественности. У них не было выбора, поэтому им пришлось отдать власть коренным жителям – черным. Я, конечно, не пророк, но мне кажется, что такая же участь может постигнуть Израиль, если его перестанет поддерживать самое сильное племя в мире – Соединенные Штаты. До тех пор, пока племенное поведение Израиля не будет учитывать интересы Палестины и других соседних стран, проблема не решится.

Грэга поразило, что Батч так спокойно рассказывает о таких драматических событиях мировой истории.

– Почему же племенное поведение существует до сих пор? – спросил он.

– Мне кажется, у каждого человека есть врожденная потребность – принадлежать к какой-нибудь группе. И существует она с незапамятных времен, – ответил Батч. – Пожалуй, сегодня это единственная проблема человечества! Люди стремятся объединяться в группы. И в большом, и в малом. Мы не можем уйти от этого. В результате это приводит к страданиям, войнам, нищете и порокам. Во многих странах правительства ведут себя так, словно противниками их «племени» являются простые граждане. Богатые объединяются в борьбе против бедных, черные собираются в племя, чтобы дать отпор белым, и наоборот.

– Может быть, если в компании четко установлены цели, то такое племенное поведение будет не так сильно выражено? – предположил Грэг.

– Сколько программных заявлений разных компаний тебе доводилось видеть? – спросил Батч.

Грэг сразу же вспомнил покрытые плесенью рамочки – на стене в вестибюле «Тэралоджик».

– Много, – честно ответил он, – но вряд ли от них был хоть какой-то толк.

– Мне тоже приходилось их видеть. Они совершенно бессмысленны. Потому что учитывают какое-то предполагаемое, мифическое устройство организации. Я-то думаю, что все эти программные заявления и перспективные планы – детские попытки придать какую-то структуру «племенной» жизни в компаниях. Другими словами, это проявление ритуального поведения руководства, а рабочим приходится с этим мириться. Большая часть организаций в основном находится в стабильном состоянии. Год от года в компаниях выполняется одна и та же работа. Люди ощущают себя более или менее уверенно. Они соотносят себя со своей компанией-племенем. Все их поведение связано с работой в компании-племени и с отношениями внутри компании-племени! Руководству не всегда хватает знаний и умений, чтобы управлять этим социальным феноменом. Лишь некоторые руководители интуитивно чувствуют, что развитие коллектива идет по законам развития племени. Они пользуются этим. И весьма успешно!

– О-хо-хо, – печально вздохнул Грэг, вспомнив, как пытался составить программное заявление и перспективный план развития организации. Он наивно надеялся, что рабочие живо откликнутся, и тогда… – Вот вы рассказываете о коллективе-племени, и это очень впечатляет. Но я вложил столько труда во все эти программные заявления…

– И что, твои рабочие стали лучше трудиться? – спросил Батч.

– Да нет…

– Спорим, ты думал, что сможешь заставить их проникнуться всеми этими красивыми словами в программном заявлении! И тогда-то они горы свернут, – заметил Батч.

– Думал, – сознался Грэг.

– Этого никогда не случится, – жестко сказал Батч.

– Почему? – спросил Грэг.

Его удивила резкость Батча.

– Потому что ты противопоставляешь себя племенам в твоей организации.

Грэг снова вспомнил о производственниках, эксплуатационщиках, плановиках и снабженцах. «Наверное, Батч прав. Они все ведут себя, словно маленькие племена, и пекутся только о собственном интересе и благе», – подумал он.

– Вы правы, – признал Грэг, – но как же изменить эту ситуацию?

– Вместо того чтобы писать программные заявления, займись созданием нового племени, – ответил Батч. – Пусть у его членов будут такие же мощные мотивы, как у солдат из Легкой бригады, израильтян, палестинцев или южноафриканцев. Такая общность сама себя подпитывает. Все члены такого племени готовы на подвиг и самопожертвование. Заставить жертвовать собой невозможно! В магистерских программах по деловому администрированию такому поведению уделяют совсем немного внимания. Студентов учат быть членами общеуниверситетского племени, а не тому, как выжать все до последней капли из подчиненных, которыми они когда-то будут руководить.

– В своей компании вы создали такое племя? – спросил Грэг.

– Да, – ответил Батч, – когда ты создашь свое племя, ты станешь выдающимся руководителем.

– И как мне его создать? – спросил Грэг с волнением в голосе.

В трубке снова стало тихо.

– Кажется, я зря это спросил, – пробормотал Грэг.

– Попробуй составить характеристики сильного племени, в котором у людей хорошие мотивации. Составишь – сразу звони! – сказал Батч. – Вот тебе подсказка. Всего существует пять особенностей племенного поведения и двадцать две характеристики. Тебе нужно сформулировать их и понять, как они действуют. Тогда ты сможешь использовать их в своей компании, как мы используем их в «Кэйп Индастриз».

И он повесил трубку.

За ужином Кэтрин рассказала, что их сынишка сегодня играл во дворе с соседскими мальчишками. Как и положено мальчишкам, они все вокруг перевернули вверх дном. После ужина Грэг вышел из дома и внезапно замер, увидев у лестницы надпись, сделанную ярко-красным маркером:

Дивчёнкам вход ЗАПРИЩЁН!!!

Грэг изумленно рассматривал надпись. Кто, скажите на милость, придумал, что мальчишки и девчонки должны враждовать?! Почему же возникла надпись? Был серьезный повод?

Может быть, потребность в общем враге – и есть характеристика успешного племени? Неужели нам тоже нужен общий враг?

Мысли теснились в голове Грэга. Он вспомнил, как его родители и друзья постоянно ругали правительство, которое принимает неправильные решения, – не важно, кто в тот момент находился у власти. Обвинять других в чем-то – это всего лишь способ самоутвердиться, а еще – обменяться мыслями и мнениями, не вступая ни в какую борьбу. После беседы с Батчем многое стало понятным.

Грэг нашел на столе блокнот с такими желтенькими листочками, которые можно оторвать и приклеить. Он оторвал листок и написал:

Характеристика племени № 1.

У сильного племени должен быть общий враг!

В задумчивости он прилепил листок к портфелю, выключил свет и пошел в спальню. Мысли о племенах и о враге, которому нужно противостоять, полночи не давали ему уснуть.

Глава 7

– Племена? – переспросил Дэннис. – При чем здесь племена? Мы что, будем раскладывать священный костер посреди завода и танцевать вокруг него в набедренных повязках и с копьями в руках? – Дэннис забавно замахал руками и очень лихо исполнил танец войны прямо возле стола для совещаний. Из кармана его рубашки вылетела ручка.

В этот момент в дверь заглянула Мэгги. Увидев, что Дэннис пляшет, подпрыгивает и бьет себя руками по груди и по животу, она замерла, раскрыв рот от изумления.

– Входи, женщина! – закричал Дэннис. – Станцуй со мной новый танец войны!

Дэннис схватил Мэгги за руку и потащил ее в комнату.

Глаза Мэгги блеснули озорным огоньком – она сразу включилась в игру. Вдвоем с Дэннисом они пустились в пляс – это была странная смесь вальса с чирлидингом. Вскоре они запыхались и, громко хохоча, упали на стулья.

Грэг наблюдал за ними с некоторым удивлением.

– Слушайте, нам надо почаще устраивать такие танцы! – воскликнула Мэгги. – Будет гораздо веселее работать.

Дэннис показал на Грэга:

– Вот кого надо благодарить. Это в его голову пришла такая роскошная идея.

Все еще улыбаясь, Мэгги поднялась.

– Я зашла напомнить, что производственное совещание – через час. Снова надумаете потанцевать – позовите меня! – она подмигнула Дэннису и ушла.

Дэннис посмотрел на Грэга.

– Что ты там говорил про племена? Объясни-ка мне еще раз.

Грэг пересказал ему свой разговор с Батчем, стараясь не пропустить ни одной детали. Дэннис внимательно слушал, наморщив лоб.

Когда Грэг дошел до замечаний Батча и своих собственных наблюдений, Дэннис посмотрел на Грэга с явным одобрением.

– Звучит заманчиво! И как бы нам создать такое племя на «Тэралоджик»? Племя с сильной мотивацией.

– Не знаю, – ответил Грэг. – Я знаю только, что «Кэйп Индастриз» – действительно мощная организация, хотя и небольшая. Если мы сможем создать что-то похожее – победа будет за нами. Как же Батч всего этого добился? А? Я все равно узнаю! Даже если ты меня не поддержишь.

Дэннис поднял брови, и они почти исчезли под челкой.

– Я поддержу, – ответил он сдержанно. – Давай уже начнем.

Грэг широко улыбнулся:

– Я знал, что ты примешь вызов!

– Надо бы найти какое-нибудь племя для изучения. Вот все характеристики племени и вычислим, – придумал Дэннис.

– Пошли сначала сходим на производственное совещание, – усмехнулся Грэг. Он встал и подошел к двери.

В комнате было людно. Грэг начал совещание.

– Приветствую всех. Давайте сразу перейдем к делу. Как обстоят дела с заказом для «АзияКомНэт»? – спросил он, глядя на Рона, который в ответ, как обычно, поправил очки.

– Дата отправки заказа по-прежнему шестое августа, – пробормотал он, покрываясь испариной.

– Это на две недели позже назначенного срока, – резко сказал Грэг.

По комнате разнесся шум. Грэг вспомнил о племенах. Где искать общего врага?

– Мне каждый божий день звонят из главного офиса и выясняют, что с заказом. Если мы не придумаем, как выполнить заказ быстрее, мы все не задержимся на этом заводе.

Повисла гнетущая тишина.

– Но наш самый большой враг – это даже не главный офис. Гораздо больше меня тревожит другое. «Тэралоджик» – один из лучших заводов в стране по производству плат, но мы никак не можем объединить наши усилия. Наши конкуренты только и ждут, чтобы мы провалили заказ для «АзияКомНэт» – тогда они смогут отнять у нас выход на китайский рынок и дискредитировать нас в глазах остальных заказчиков.

Он посмотрел на коллег. Все они внимательно слушали его.

– Если это случится, мы потеряем множество выгодных сделок. И это загонит нас в такую пропасть, из которой мы никогда не сможем выбраться.

Теперь уже все взгляды были прикованы к Грэгу.

– Сейчас я расскажу вам о наших конкурентах.

Грэг стал описывать производственные мощности, маркетинговые стратегии и размеры конкурирующих компаний, которые размещались по всему миру.

Слушали его с таким безраздельным вниманием, что становилось ясно: никогда прежде никто не говорил с людьми об этом.

– Если мы не сплотимся и не дадим отпор этим хищникам, они нас уничтожат.

В комнате наступила полная тишина.

– Я знаю, многим кажется, что новое руководство завода представляет для вас какую-то угрозу. И я почувствовал это, когда приехал сюда. Это нормальное желание – ощущать себя в безопасности в своем коллективе. Чтобы жизнь шла в привычном ритме. И все-таки ваш противник – не я.

В комнате послышались смешки.

– Главный офис тоже нам не враг. Да, они любят совать нос в наши дела. Но они вовсе не хотят погубить нас. А вот наши конкуренты не теряют ни минуты – все ищут, как бы выбить у нас почву из-под ног. Мы должны дать им отпор. Не позволим использовать наши слабости против нас самих!

Атмосфера в комнате заметно изменилась. Исчезла настороженность. Возникла настоящая озабоченность судьбой завода.

– Я постараюсь сообщить каждому из вас как можно больше о наших конкурентах. Тогда нам будет легче одолеть их.

Все в комнате закивали головами.

– Сможете найти о них еще какую-нибудь информацию – пожалуйста, сообщите нам.

Эл, руководитель отдела технической эксплуатации, поднял руку:

– Мы поищем информацию в Интернете и доложим о результатах.

Грэг удивился и порадовался: Эл, постоянно мрачный, угрюмый и замкнутый, вдруг проявил активность. Глаза его сверкали: он рвался в бой! Дэннис посмотрел на него с искренним изумлением и подмигнул Грэгу.

– Ну… это отличная идея! – нашелся Грэг.

– Кстати, многие наши конкуренты используют технологию, которую мы сейчас пытаемся внедрить, – заметил Дэннис.

И снова ответил Эл:

– Эта технология поможет нам справиться с конкурентами?

– Безусловно! – воскликнул Дэннис, – прежде всего применение этой технологии ускорит выполнение заказа для «АзияКомНэт».

– Кто занимается внедрением новой технологии? – уточнил Эл.

– Мы с Майком, – ответил Дэннис.

– Дайте мне взглянуть на технические характеристики, и я подумаю, как это получше сделать, – сказал Эл. Грэг не смог удержаться от улыбки. Атмосфера в комнате стала совершенно другой. Впервые он почувствовал: настрой людей изменился!

* * *

Грэг и Дэннис возвращались с совещания и обсуждали эту резкую перемену в отношении людей к делу.

– Как все это здорово! – сказал Дэннис. – Если такой эффект вызван всеми этими штуками, связанными с племенем, то мы должны создать это злополучное племя как можно скорее!

Грэг одобрительно кивнул.

– Сначала мы должны определить для себя, что же это такое – племя, а потом уже будем разбираться, какую группу мы будем рассматривать в качестве условного племени.

Вернувшись к себе, Грэг позвонил в отдел финансов и попросил добыть как можно больше сведений о конкурентах.

– Я хочу, чтобы наш общий враг был осязаем, – объяснил Грэг. – Нужно, чтобы все знали, против кого мы боремся.

Целый час они с Дэннисом обсуждали свои представления о племенах. Грэг с удивлением обнаружил, что в обществе насчитывается огромное количество различных племен: посетители оздоровительных клубов и фитнесс-клубов, участницы женских добровольческих групп, каменщики, выпускники бизнес-школ, пилоты и многие другие.

– Да, похоже, общество в самом деле состоит из племен, – задумчиво произнес Дэннис.

– Когда Батч впервые это сказал, я просто растерялся. Я не готов был сразу согласиться с этой теорией. Он вообще утверждает, что люди не могут эффективно взаимодействовать, если не используют некоторые моменты племенного поведения. Образование и жизненный опыт здесь значения не имеют.

– В этом есть определенный резон, – пробормотал Дэннис.

В качестве условного племени они решили рассмотреть какую-нибудь баскетбольную команду из НБА. Но какую именно выбрать? Грэг болел за «Чикаго Балз», а Дэннис – за «Бостон Кэлтикс». Они поспорили и даже чуть не поругались.

Дэннис кричал:

– Твоя команда не в состоянии даже…

– Неправда! – спорил Грэг. – Это твоя «Кэлтикс» не может…

Внезапно Грэг закрыл рот двумя руками. Дэннис тоже замолчал и посмотрел на него с удивлением.

– Боже мой, что же мы делаем! – воскликнул Грэг и схватился за голову.

– Кажется, ты наконец-то понял, что защищать твою дурацкую команду совершенно не стоит! – съязвил Дэннис.

– Нет, нет! – Грэг вскочил на ноги. – Посмотри, ведь мы ведем себя, как враждующие племена! Разве ты не видишь? Мы даже не умеем играть в баскетбол, зато и у тебя, и у меня полно собственных идей, как нужно играть. Это нам урок! Настоящий урок! Его стоит запомнить.

Грэг глубоко задумался.

– Скажи, а что мы получаем взамен, когда болеем за какую-нибудь команду? – спросил он, вперившись в стену невидящим взглядом.

Дэннис потер подбородок и тоже посмотрел на стену.

– Когда мы болеем за футбольную или какую-нибудь другую команду, у нас возникает чувство принадлежности, сопричастности. И мы сами себе кажемся значительнее. Мы можем важно обмениваться мнениями и не бояться, что нас сочтут дураками.

– И все-таки твоя команда совсем паршивая! – выпалил Дэннис.

Он пригнулся и – как раз вовремя – успел увернуться от желтого блокнотика, пролетевшего над его ухом.

– А теперь пора поговорить серьезно, – постановил Грэг.

– Хорошо, – согласился Дэннис.

Он залез под стол и достал тот самый блокнотик.

– Чем мы отличаемся от баскетбольной команды? – спросил Грэг.

– Ну, нам не нужно каждый день носить смешную разноцветную форму, – ответил Дэннис.

– Угу, – пробормотал Грэг, – а зачем они ее вообще носят?

– Чтобы их все узнавали, дурачок, – саркастически хмыкнул Дэннис.

Грэг насмешливо посмотрел на него.

– Форма, конечно, очень важна. Фанаты покупают футболки, кепки и кучу всякого барахла с логотипом и сочетанием цветов любимой команды.

– Этим самым они демонстрируют приверженность своей команде, – сказал Дэннис. – Одним из признаков принадлежности людей к племени является использование его символов.

– Точно! – воскликнул Грэг, – как показать, что ты принадлежишь к какому-нибудь племени? Единственным способом – использовать те же символы, что и остальное племя!

– Да, вот мой брат, к примеру, ездит только на «Шевроле». Каждый месяц он отправляется на встречу с другими владельцами «Шевроле», и они все время поливают грязью «Форды».

– Передай мне тот желтенький блокнот, – попросил Грэг.

И в тот же миг блокнотик просвистел у него над ухом, громко стукнулся о стену и шлепнулся прямо на стол. Дэннис улыбался довольной улыбкой. Грэг сделал запись на листочке и прилепил его к белой доске рядом с первой записью – желтым листком, который он принес из дома. Новая надпись гласила:

Характеристика племени № 2.

У сильного племени есть свои СИМВОЛЫ

Грэг смотрел на нее.

– Знаешь, это правда. Ну, как американский флаг. Когда я вижу, что в какой-то стране третьего мира жгут наш флаг, мне хочется сбросить на них атомную бомбу. Ведь флаг – это символ одного из моих племен – американского народа.

– Но преуспевающие капиталисты-американцы – это общий враг для всех этих несчастных поджигателей флагов, которые едва сводят концы с концами где-нибудь в пустыне, – заметил Дэннис. – Сжигая символ вражеского племени, они просто демонстрируют свою враждебность. Это такое правило.

Грэг кивнул. Внезапно лицо его помрачнело.

– Что случилось? – заволновался Дэннис.

– Если наш вывод верен, тогда получается, что противник тоже прав. Мы действительно создаем племена, когда обзаводимся собственной символикой.

Дэннис молча почесал затылок.

– Вот смотри, мы все жалуемся на недоверие наших рабочих к руководству, но мы сами заставляем их носить униформу на заводе и нагрудные значки с именами и должностями. Однако сами-то мы не носим форму и значки. Мы носим то, что хотим. Уже эта разница в одежде делит нас на два разных племени: мы сами проводим черту между руководством и всеми остальными. Вынуждая их носить значки с именами, мы как будто говорим им: «Мне ни к чему запоминать твое имя – ты должен носить этот значок, чтобы я видел, как тебя зовут. Я здороваюсь с тобой и чувствую себя отлично. Никакой неловкости! А еще я заставлю тебя носить такую же одежду, какую носят все – чтобы ты чувствовал себя униженным! В довершение всего я хочу, чтобы ты знал, как меня зовут, но значок со своим именем я носить не собираюсь», – сказал Грэг, покачав головой.

– Если мы правильно понимаем эту вот потребность племени в общем враге, то… Посмотри, что получается: мы хотим, чтобы они носили некие символы и форму, но ведь они объединяют их в одно племя против нас – как против общего врага! – удивленно заметил Дэннис.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.