Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системно-психологические теории конца XX века






Дальнейшая эволюциясистемно-психологических взглядов вела к отказу от попыток прямого количественного измерения информационного содержания психических процессов. При этом наметившиеся ранее две линии информационных исследований получили развитие в так называемом системном подходеи направлении, которое с 70-х годов принято называть когнитивной психологией.Развитие этого направления связано с именами Дж. Брунера, А.Ньюэлла и Г. Саймона. Характерно, что наибольшее развитие кибернетическое направление получает в 70-е годы, совпадая с массовой компьютеризацией в развитых странах. В это же время благодаря У. Найссеру возникает и сам термин " когнитивная психология", закрепившийся за обозначением кибернетического подхода к изучению познавательных процессов.

Развитие системного подхода во многом связано с деятельностью одного из основателей отечественной школы инженерной психологии, создателя Института психологии Российской Академии Наук Б.Ф. Ломова. Возглавляемое им направление сосредоточило свои усилия на изучении целостного характера психической деятельности, требующего сочетания нескольких планов анализа, " рассмотрения психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целостная система" (Ломов Б.Ф., 1984).

Среди европейских исследователей ближе всего к этому направлению оказался выдающийся швейцарский психолог Ж. Пиаже, получивший известность еще в середине века, благодаря работам по генетической психологии. К обобщающим системным взглядам Ломов и Пиаже пришли различными путями. Работая над проблемой периодизации этапов развития ребенка, Ж. Пиаже построил свою концепцию как иерархию адаптации, направленную на достижение равновесия со средой на уровне всех биологических, психологических и социальных процессов.

В отличие от этого, Б.Ф. Ломов больше внимания уделял методологическому анализу принципов системной организации психических явлений, во многом восходящих к системологическим принципам Л. фон Берталанфи. В одной из своих последних работ «Методологические и теоретические проблемы психологии», опубликованной в 1984 г., Б.Ф.Ломов настаивает на необходимости «разработки общей схемы, которая раскрыла бы связи разноплановых, разномерных и разноуровневых законов развития индивида и его психики» (Б.Ф.Ломов, 1984).

Логика многовекового развития психологической науки и прогресс системологии в последнее столетие приводят к большей интеграции этих дисциплин. До настоящего времени их тяготение друг к другу имело характер общей концептуальной направленности и заимствования отдельных положений. Теперь вполне возможно предположить, что следующим шагом станет комплексное восприятие психологией системологического понятийно-методического аппарата и формирование на этой основе системной психологии как естественнонаучной дисциплины (Рыжов. Б.Н., 1999).

Семинар № 4 Системно-комплексный подход к изучению психики

1. Принципы системности.

2. Теория функциональных систем П. К. Анохина.

3. Психика человека как системообразующее качество.

Литература:

1. Александров Ю.И. Введение в системную психофизиологию // Психология XXI века. М., Пер Се, 2003, 39-85.

2. Барабанщиков В.А. Идея системности в современной психологии. М., Когито-Центр., 496с.

3. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Избранные психологические труды. – М.: МПСИ 2004 – 424 с.

4. Петровский А. В.Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 528 с.

5. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: «Наука», 1986. – 256 с.

6. Субетто А. И.Основы системологии образования: монография в 2-х частях. Ч. 1 / Федеральное агентство по образованию [и др.]. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки спец., 2006. - 250 с. - ISBN 5-7563-0320-0: 100.00.

7. Субетто А. И.Основы системологии образования: монография в 2-х частях. Ч. 2 / Федеральное агентство по образованию [и др.]. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки спец., 2006. - 251 с. - ISBN 5-7563-0325-1: 100.00

8. Теория функциональных систем в физиологии и психологии. – М.: «Наука», 1979. – 384 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.