Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные нормативы точности выполнения теста Тулуз-Пьерона






Возрастная группа Патология Слабая Возрастная норма Хорошая Высокая
6-7 лет 0, 88 и менее 0, 89 – 0, 90 0, 91 – 0, 95 0, 96 – 0, 97 0, 98 – 1, 0
1-2 класс 0, 89 и менее 0, 90 – 0, 97 0, 92 – 0, 95 0, 96 – 0, 97 0, 98 – 1, 0
3 класс 0, 89 и менее 0, 90 – 0, 91 0, 92 – 0, 93 0, 94 – 0, 96 0, 97 – 1, 0

 

Точность выполнения теста связана с концентрацией внимания, однако может зависеть и от следующих характеристик: переключение внимания, объем внимания, оперативная память, визуальное мышление, личностные характеристики. Если ошибки возрастют пропорционально расстоянию от образцов, т.е. по мере продвижения вправо и вниз на ответном бланке, то нарушены объемныех характеристики внимания, сужено поле внимания. Выпадение или подмена образцов типичны для ослабленной оперативной памяти. Ошибки, связанные с одновременным вычеркиванием квадратиков, как соответсвующих образцам, так и тех, которые им зеркальны или симметричны относительно вертикальной оси, свидетельствуют о недостатках визуального мышления и анализа, а также несформированности разделения право-левой ориентации.


Методика «Найди и вычеркни»
(адаптация Е.В. Доценко)

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.

Для исследования внимания использовалась методика «Найди и вычеркни», один из вариантов «корректурной пробы», общий принцип которой был разработан Б. Бурдоном в 1895 г. Применение корректурной пробы для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью предлагают И.П. Брязгунов и Е.В. Касатикова [3], Л.А. Ясюкова [17], поскольку нарушение внимания является характерной особенностью синдрома гиперактивноси. Выбор этой методики обосновывается тем, что тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Эта методика адаптирована для детей дошкольного возраста, ее можно проводить в виде игры, в ней использованы знакомы детям изображения.

Ребенку показывается бланк, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: треугольник, прямоугольник, флажок, круг, звезда, половинка круга.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных фигурок. Когда я скажу тебе «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те фигурки, которые я назову. Искать и зачеркивать их надо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». Ты должен сразу остановиться и показать, какую фигуру увидел последней. После этого я отмечу это место и снова скажу «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое – искать и вычеркивать фигуры. Так будет несколько раз, пока я не скажу «конец». На этом игра закончится».

Ребенок работает 2, 5 минуты, в течении которых 5 раз через каждые 30 секунд ему говорят «стоп».

Для проведения этой методики необходим бланк, секундомер, карандаш для ребенка и ручка для экспериментатора.

 

Фамилия, имя __________________________________________ Возраст _____________

Дата обследования _________________________

Обработка результатов

Просмотрено изображений N Количество ошибок n Продуктивность и устойчивость S=0, 5xN – 2, 8xn/t (t=30 и 150)
       
       
       
       
       
Общ      

Фамилия, имя __________________________________________ Возраст _____________

Дата обследования _________________________

 

Обработка результатов

Просмотрено изображений N Количество ошибок   n Продуктивность и устойчивость S=0, 5xN – 2, 8xn/t (t=30 и 150)
       
       
       
       
       
Общ      

Обработка и оценка результатов. При обработке определяется количество фигур, просмотренных ребенком в течении 2, 5 минут, а также отдельно за каждый 30-сек интервал. По формуле определяется общий показатель развитости продуктивности и устойчивости внимания:

S = 0.5 х N – 2.8 x t /t

Где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания

N – количество изображений, просмотренных ребенком за время работы

t – время работы

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

По показателям строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка.

Рисунок 1. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

На рисунке № 1 представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике.


График динамики продуктивности и устойчивости внимания

1, 25

         
1, 00

         
0, 75

         
0, 50

         
0, 25

         
0, 00

         
           

0, 5 1, 0 1, 5 2, 0 2, 5

 

 


Методика «Домик»

(Н.И. Гуткина).

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.

Методика «Домик» позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. И.П. Брязгунов рекомендует использовать в комплексном обследовании детей с гиперактивностью широко применяемые в пси­хологической практике рисуночные техники. Эта методика рассчитана на детей 5 – 10 лет.

Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Материал: картинка, изображающая домик, лист А4, простой карандаш.

Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуй пожалуйста, точно такую же картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед ребенком кладется листок – «Домик»). Не торопись, будь внимательным, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать не надо, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда начинай рисовать». По окончании работы ребенку предлагается проверить, все ли у него верно.

Обработка результатов производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Безошибочное копирование оценивается в 0 баллов.

Ошибками считаются:

1. Отсутствие каких-либо деталей рисунка (4 балла)

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (3 балла)

3. Неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла)

4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл)

5. Отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления (1 балл)

6. Разрывы между линиями в тех метах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв).

7. Залезание линий одна на другую (1 балл за каждое залезание).

При анализе рисунка так же надо обращать внимание на характер линий, которые могут говорить как о развитии мелкой моторики, так и о личностных особенностях ребенка. Хорошее выполнение рисунка оценивается как «0» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «0» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.


Методика «Домик» *

(Н.Н. Гуткиной)

Фамилия, имя _________________________________ Возраст ________________

Дата обследования ______________

Баллы Ошибки Выполнение
  нет  
  Отсутствует какая-либо деталь: - правая половина забора - левая половина забора - дым - труба на крыше - крыша - штриховка на крыше - окно - линия основания домика  
  Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (за каждую деталь)  
  Неправильно изображенный элемент рисунка Количество неважно.  
  Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка: - Забор не на одной линии с домом - Смещение трубы к левому углу крыши - Смещение окна в сторону от центра - Расположение дыма более чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии - Основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его  
  Отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления  
  Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв) Если линии штриховки крыши не доходят до линии крыши (1 балл за штриховку в целом)  
  Залезание линий одна на другую (1 балл за каждое залезание)  
      Сумма баллов    

 



Методика «Проставь значки»

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.

Выбор этой методики обусловлен тем, что тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания мы показывали ребенку рисунок 2 и объясняли, как с ним работать.

Инструкция: «Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков ты должен проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку».

Дети непрерывно работали, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения внимания каждого ребёнка определялся по формуле:

где S – показатель переключения и распределения внимания;

N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считались неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры. Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики внимания детей с СДВГ и с нормой развития (см. диаграмма 1).



Методика «Запомни и расставь точки»

Выбор этой методики обусловлен тем, что с помощью данной методики оценивается объём внимания ребёнка. Для этого использовался стимульный материал, изображённый на рисунке 3.

Лист с точками предварительно разрезался на 8 малых квадратов, которые затем складывались в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получал следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1–2 сек, показывалась каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагалось воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время давалось ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.