Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маркетинг СМИ и социология журналистики






Термин «социология» (от лат, societas — общество и греч. logos — слово, понятие, учение) в общем значении «наука об обществе» был введен в оборот французским философом середины XIX века Огюстом Контом, и эта наука изучает поведение людей и функционирование общественных институтов.

Полученное на основе анализа представительных (репрезентативных) массовых данных знание о реальных фактах, процессах и тенденциях функ­ционирования тех или иных журналистских объектов мы называем социоло­гией журналистики. Ограниченная рамками социологии, как специальная со­циологическая дисциплина, она является в то же время одним из научных направлений журналистики. Отсюда специфические методология и методика исследования журналистики, опора на смежные дисциплины: с одной сторо­ны, на социальную психологию, теорию управления, с другой — на теорию творчества, функций, эффективности и т.п. В конкретных социологических исследованиях массово-информационных процессов имеют дело с данными, полученными путем опросов, анализа массивов документов, изучения журна­листских текстов, широкого наблюдения, сбора мнений большого числа экс­пертов. Собранная таким образом информация позволяет увидеть всесторон­не картину изучаемого объекта во всех его связях, чертах, факторах, а анализ и интерпретация эмпирических данных помогают определить научно обоб­щенные характеристики этого объекта, сформулировать выводы, оценки, ре­комендации по улучшению его состояния и деятельности.

Как уже говорилось, в маркетинге начинают именно с социологичес­ких исследований, стремясь выявить размеры, а также интересы, мотивы, информационные запросы и предпочтения потенциальной, расчетной, ре­альной аудитории, ее всесторонние характеристики. Но все это является задачей социологии журналистики. Ее методы аналогичны методам марке­тингового исследования: опрос (интервью, анкетирование), наблюдение, анализ журналистских текстов, архивных материалов, писем в редакцию, редакционных документов; затем данные проходят статистическую обра­ботку, наполняют таблицы, обобщаются и интерпретируются с примене­нием сравнения и сопоставления, индукции и дедукции, анализа и синтеза и т.д. Таким образом, социологию журналистики можно рассматривать как инструмент маркетинга средств массовой информации. Снабдив работни­ков СМИ данными о положении на информационном рынке, рынке жур­налистского труда, она дает возможность уверенно реализовывать другие маркетинговые мероприятия — сегментирование рынка, позиционирова­ние издания, инновацию и т.д.

Конечно, социология журналистики, особенно на макроуровне, вы­полняет и иные задачи, когда выявляет тенденции развития средств мас­совой информации или анализирует систему СМИ как социальный ин­ститут. Некоторые исследователи, рассматривая состав социологии жур­налистики, пишут о трех уровнях: на первом — общесоциологическом — решаются методологические вопросы об общественном назначении и роли прессы, закономерностях ее функционирования и совершенствования в социальных системах, влиянии на развитие цивилизации. На втором — специальном — разрабатываются частные, более конкретные теории: о массовой аудитории, отдельных ветвях СМИ, о социологии журналистс­кого труда. На третьем — эмпирическом — собирают и систематизиру­ют конкретные явления журналистского процесса — о деятельности ре­дакций, мнениях публики, письмах в органы печати [50]. Если исходить из такой классификации задач социологии журналистики, то на третьем и частично на втором уровнях она и встраивается в маркетинг средств массовой информации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.