Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое поле журналистики






Более зримым и впечатляющим это «поле» предстанет, если сравнить российское законодательство о СМИ с подобными нормами, принятыми другими странами, например, такими как Австралия, Австрия, Великобритания, Германия, Испания, Канада, Нидерланды. Норвегия, США, Фран­ция, Швеция. Рассмотрим некоторые «номинации».

1. Конституция страны. Как и везде, Россия гарантирует свободу выражения мнений (подобной явной гарантии, однако, нет лишь в Вели­кобритании).

2. Общенациональный закон о СМИ кроме россии принят только в Австрии и Швеции. В Германии — подобные нормы принимаются на уровне Земель, во Франции о СМИ говорится только в разных кодексах, семь стран (Австралия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Испания, Великобрита­ния, США) отдельного закона о печати не имеют и мало (или вообще не имеют) законов, которые применяются к прессе.

3. Регистрационный принцип утверждения средств массовой инфор­мации принят всеми странами. Некоторые особенности: во Франции дек­ларация регистрируется в канцелярии прокурора, а в Австралии и Австрии редакция обязана в каждом номере публиковать имена и адреса издателей и работников типографии.

4. Право собственности. Во Франции и Германии приняты жесткие законы, запрещающие сделки, ведущие к концентрации печати; в Австра­лии, Канаде, Норвегии, Великобритании и США существуют ограничения на одновременное владение разными видами СМИ. Во Франции запреще­но иностранцам приобретать более 20 процентов акций предприятия СМИ. В России подобных запретов и ограничений нет.

5. Право на ответ и (или) опровержение. В Австралии, Канаде, Анг­лии — нет права на опровержение или исправление, а Верховный суд США признал неконституционными законы, которые требуют права на ответ. В России право на ответ гарантировано статьей 46 Закона «О средствах мас­совой информации», реализация ее экономит время конфликтующих сто­рон, сокращает срок от публикации до опровержения, избавляет от судеб­ных расходов, снижает нагрузку на судебные органы; но, если ответ опуб­ликован, в суд нельзя обращаться за материальной компенсацией, кроме того, суд учитывает и то, что человек уклоняется от внесудебного удовлет­ворения притязаний и обращается сразу в суд.

6. Наказание за клевету. Во Франции, Германии и Швеции дела о кле­вете рассматриваются как гражданское и уголовное правонарушения одно­временно, одним составом судей — в уголовном процессе штраф идет в пользу государства, в гражданском — в пользу потерпевшего. В Германии, Англии, Франции и Австрии истец обязан доказать ложность утверждений, а в Норвегии — ответчик. В Швеции к ответственности привлекается только редактор, а в Англии преследуются даже распространители газеты.

7. Доступ к парламентским заседаниям гарантирован в Австрии, Гер­мании, Швеции. В России при Государственной думе в 1998 году было акк­редитовано 535 парламентских корреспондентов, 157 спецкоров, 435 чело­век технического персонала электронных СМИ, 22 информационных аген­тства, 12 телерадиовещательных компаний, 94 газеты, 48 журналов. Кроме того, аккредитация иностранных журналистов шла по линии МИДа. 8. Ограничение политической рекламы: политическая реклама, кроме предвыборной, ограничена в Германии и Испании, а во Франции и Анг­лии, наоборот, ограничена предвыборная (более того, во Франции за 3 ме­сяца до выборов запрещена любая платная политическая реклама, а бес­платная ограничена). Российский закон «О рекламе» не распространяется на политическую рекламу [1].

Базой в системе права в России, как и в других странах, является Конституция (Основной закон) страны, гарантирующая свободу мысли и слова, запрет на цензуру (ст. 29), идеологический плюрализм (ст. 13), бес­препятственное движение информации. Любая свобода абсолютной быть не может, должна иметь свои границы, и Конституция Российской Федера­ции вводит ее пределы: охраняемое государством достоинство личности, которое нельзя умалить ни по каким основаниям (п. 1 ст. 21); право на неприкосновенность частной жизни, личные и семейные тайны, защита чести и доброго имени (ст. 23); запрет на сбор, хранение и распростране­ние информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24); запрет на пропаганду ненависти, вражды, любого вида превосходства (п. 2 ст. 29). Согласно статьи 15 подчеркивается приоритет норм международного пра­ва и международных договоров России.

На основе статей Конституции строятся положения специального, отраслевого законодательства. Так, пункт 5 ее 29-ой статьи «Гарантиру­ется свобода массовой информации. Цензура запрещается» стал основой статьи 3 «Недопустимость цензуры» Закона «О средствах массовой ин­формации».

Редакции, журналисты в своей работе сталкиваются с самыми раз­личными нормативными актами, относящимися не только к журналистско­му праву: встречаются с гражданским правом — при сборе и распростра­нении информации, с уголовным — при преступлениях журналистов про­тив чести и достоинства личности, с трудовым и административным — при служебных отношениях в коллективе, финансовым — в ходе хозяйст­венной практики редакции.

Зная, уважая и соблюдая нормы права, журналист не только демон­стрирует высокую правовую культуру, но и способствует повышению ре­зультативности СМИ, оберегая редакцию от возможных юридических оши­бок при сборе и распространении информации.

Конечно, важно знать систему журналистского права в России, взаи­модействие ее различных законов, место ее в законодательстве в целом. Следует учитывать, что правовое поле журналистики достаточно сложное. Попытаемся раскрыть его, рассмотрев такие аспекты, как право на инфор­мацию, информационная безопасность общества и личности, правовая за­щита журналистов и их юридическая ответственность.

Итак, сначала о системе журналистского права.

В декабре 1991 г. был принят Закон РФ «О средствах массовой ин­формации». Отныне как главный нормативный документ в российской журналистике он формулирует права и обязанности журналистов, регулирует взаимоотношения редакций с учредителями, издателями, массовой аудиторией, гражданами, источниками информации и т.д. Закон был тогда единственным нормативным актом для работников СМИ страны. Но ста­тья пятая этого документа предусматривала возможность укрепления зако­нодательной базы. И она стала пополняться. В 1993 г. начали действовать Конституция РФ, Законы «Об авторском праве и смежных правах», «О государственной тайне»; в 1994-м — «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» и «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». 1995 год был особо урожайным: принято семь Законов («Об информации, информатизации и защите информации», «Об экономической поддержке районных (городских) газет», «О государствен­ной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», «О связи» и т.д.), а в действующий Закон «О средствах массо­вой информации» внесены четыре изменения и дополнения. Позднее всту­пили в силу новые Гражданский и Уголовный кодексы, ряд статей которых ' связаны с деятельностью СМИ. В нормативную базу СМИ входят также подзаконные акты органов исполнительной власти на общероссийском уровне: указы, правительственные постановления, приказы министерств и др.; на региональном уровне: законодательство субъектов Федерации (ре­гиональное законодательство) и подзаконные акты органов власти; на уров­не городов и поселков: акты органов местного самоуправления и админис­тративные приказы и распоряжения в организациях (например, правила внутреннего трудового распорядка в редакции).

А тем временем первенец системы журналистского права явно уста­рел, часть его статей уже не стыкуется с новыми Законами. Так, по Закону редакция вправе отказать в опровержении недостоверной и порочащей честь и достоинство гражданина публикации, если заявление от него поступило в редакцию через год после публикации (ст. 45), но по Гражданскому кодексу (по состоянию на 1 января 1998 г.) общий срок исковой давности устанав­ливается в три года (ст. 196 Кодекса), а, согласно статьи 208, и вовсе не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав (это принадлежащие гражданину от рождения нематериальные блага — достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосно­венность личной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право ав­торства и т.д.). Статьи 41 и 49 Закона обязывает редакцию и журналиста сохранять в тайне полученную информацию и ее источник, но несут при этом уголовную ответственность по статье 308 Уголовного кодекса (отказ свидетеля от дачи показаний). Поэтому на стадии предварительного, мили­цейского, расследования редакция еще может ссылаться на журналистский Закон, но он умолкает и в действие вступает Уголовно-процессуальный ко­декс, как только прокуратура заводит уголовное дело и ей нужны имена и адреса тех источников информации, тайну которых соблюдает редакция.

В Государственной Думе, журналистских коллективах ведутся ожив­ленные дискуссии о необходимости замены или существенного обновле- ния закона «О средствах массовой информации». Их участники предлага­ют целый ряд положений, которых нет в действующем Законе. Многие из них связаны с экономическими проблемами: нужны правовые гарантии экономической самостоятельности изданий, независимости от местных властей, влияющих на редакционную политику через механизм дотаций; положения о финансовой базе СМИ, об экономических основах права при приватизации зданий, земельного участка, о дифференцированных нало­говых льготах. Что же касается организационных принципов работы СМИ, то необходимо четко установить, какое издание освобождается от регист­рации, каков механизм закрытия СМИ. Многие предлагают ввести ответ­ственность СМИ за ложную информацию, особенно если она чревата не­гативными последствиями; санкции к лицам, безосновательно затевающих по отношению к СМИ судебные тяжбы; установить статус неприкосновен­ности журналиста (подобно депутатской) и т.п.

Европейский суд по правам человека, Государственный комитет по защите свободы печати и массовой информации, Судебная палата по ин­формационным спорам при Президенте России, Фонд защиты гласности, Комиссия Союза журналистов по этике — все эти инстанции защищают профессиональные, гражданские и служебные права журналиста. Наруше­ние последних, а также введение цензуры, вмешательство в работу редак­ции, необоснованное приостановление выпуска СМИ, изъятие или унич­тожение тиража (без судебного решения) и т.д. влекут уголовную, админи­стративную, дисциплинарную или иную ответственность (ст. 58 Закона «О средствах массовой информации»).

Журналисту статьей 47 Закона «О средствах массовой информации» предоставлены права искать, запрашивать, получать и распространять информацию, получать доступ к документам и материалам, за исключени­ем их фрагментов, содержащих сведения, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну; копировать, публи­ковать, оглашать или иным образом воспроизводить документы и матери­алы (с соблюдением авторских прав); вести записи, в том числе с использо­ванием средств аудио-видеотехники, кино-фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; проверять достоверность сообщаемой ему информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью. Журналист имеет право отказаться от подготовки за своей подписью сооб­щения или материала, противоречащего его убеждениям; снять свою под­пись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мне­нию, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения; распространять материалы за своей подписью, под псевдони­мом или без подписи и т.д.

Но наряду с правами у журналиста есть и обязанности, они перечис­лены в статье 49 Закона «О средствах массовой информации»:

1) соблюдать устав редакции; Во-первых, установлены сведения, которые следует отнести к госу­дарственной тайне (причем они могут быть трех степеней — «особой важ­ности», «совершенно секретно» и просто «секретно»), определены принци­пы засекречивания. К не подлежащей засекречиванию относится инфор­мация о катастрофах и чрезвычайных происшествиях, состоянии экологии и преступности, золотом запасе.о здоровье Президента России и других высших должностных лиц, о фактах нарушения законности в стране и т.д. (ст. 5, 6, 7 Закона «О государственной тайне»).

Во-вторых, и в информационных ресурсах есть информация, относи­мая к государственной тайне, но там есть и конфиденциальная, к которой относятся персональные данные, и по Закону «Об информации, инфор­матизации и защите информации» (ст. 11) не допускается сбор, хранение, использование и распространение этой конфиденциальной информации, которая раскрывает частную жизнь, личную, семейную тайну, тайну пере­писки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений физи­ческого лица без его согласия.

В-третьих, целый ряд статей Уголовного кодекса самими названиями раскрывает нацеленность на информационную безопасность личности: нарушение неприкосновенности частной жизни; нарушение тайны пере­писки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сооб­щений; нарушение изобретательских и патентных прав, разглашение тай­ны усыновления (удочерения) [статьи 137, 138, 147, 155]. Туже цель пресле­дует и восьмая глава Гражданского кодекса, связанная с нематериальными благами и их защитой. Нарушение подобных юридических норм порой происходит от незнания их или недооценки, особенно это относится к на­чинающим журналистам. Автор пишет очерк об интересной женщине. От соседей узнает, что сын, которого она воспитывает, не рожден ею, а взят из Дома малютки. Из благих побуждений журналист рассказывает об этом благородном шаге в газете и после публикации очерка может испытать силу сразу двух кодексов — Уголовного и Гражданского.

К сожалению, право на тайну частной жизни часто нарушается, осо­бенно тогда, " когда нужно скомпрометировать то или иное должностное лицо. Прежде всего, достается руководителям правоохранительных орга­нов. В 1997 г. министр юстиции вынужден уйти в отставку после публика­ции в газете «Совершенно секретно» компрометирующих снимков, в мар­те 1999 г. с подобным сюжетом уже по поводу Генерального прокурора России выступило сначала грузинское, а на другой вечер и российское телевидение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.