Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистика как фактор развития общественного сознания






В доперестроечное время основой деятельности журналистов была коммунистическая идеология: пропаганда марксистско-ленинских идей, социалистического образа жизни, воспитание нового человека, критика ценностей Запада. Эти установки определяли не только содержание газет­ной и эфирной публицистики, но и их структуру, направленность, способы общения с аудиторией. Современная духовная и материальная жизнь рос­сийского общества пронизана разнообразными идеями, концепциями, про­граммами. Но теоретическое осмысление его идеологической жизни отста­ет от требований практики. В девяностые годы у нас не появилось крупных специальных работ, посвященных идеологии, хотя она и рассматривается в ряде учебников и учебных пособий по философии [3]. Раньше содержание социалистической идеологии определяли как совокупность философских, экономических, политических, правовых, нравственных, художественных и других взглядов и идей рабочего класса, всех трудящихся, выражающих их условия и образ их жизни, их коренные интересы [4].

В современном российской обществе существуют разнообразные идеологии — в соответствии со статьей 13 Конституции Российской Феде­рации («Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государ­ственной или обязательной») не допускается приоритет государственной или иной идеологии. И потому идеологией можно назвать систематизиро­ванное и концептуально-теоретическое знание, в котором обосновывают­ся интересы, ценности и положение в обществе конкретных субъектов и на этой основе объясняется динамика и перспективы социального разви­тия. Всякая идеология — это прямое или косвенное выражение коренных интересов какой-либо социальной группы, а поскольку нет достаточно вы­сокой степени обобщения интересов граждан и уровня их жизни, идеоло­гия не может выступать как общенациональная. Правда, примирить кон­цепции монизма и плюрализма могла бы идея гуманизма, как идея для человечества: «чтобы выжить, решая глобальные проблемы, сохраняя Зем­лю как общий дом, соблюдая права человека» [5].

К сожалению, у нас сложилось довольно критическое отношение к идеологии, связанное с отрицанием какой-либо положительной роли идео­логии советского периода.

Как естественный и необходимый элемент сознания людей, и как явление духовной жизни, идеология включает в себя не только теоретико-концептуальные знания, но и систему ценностей, идеологические отношения, совокупность конкретных действий субъектов, соотносится с наукой, искусством, религией, атеизмом, информационными процессами и други­ми элементами содержания духовной жизни.

Средства массовой информации, как один из субъектов идеологии, воздействуют на идеологические процессы. С одной стороны, они способ­ствуют распространению идеологической информации, утверждают сво­боду слова; с другой — для них характерна ведомственность, декларатив­ность многих идеологических мероприятий, негативность в ущерб нацио­нальному согласию, манипулирование общественным мнением и сознанием граждан.

В последние десять лет в отечественной литературе избегали упот­реблять в прямом значении не только слово «идеология», но и «пропаган­да». Но пропаганда всегда сохраняет свое значение. Разрушение идеоло­гического пространства не означает исчезновения пропаганды. Напротив, она заметно активизируется во время экономической, политической и иде­ологической нестабильности и социальных потрясений. Смысл пропаган­ды в целенаправленном соединении теоретического и обыденного уровня политического сознания, идеологии и массовой психологии, в обеспечении единства рационального и эмоционального моментов в поведении людей. Идеология всегда эффективна, когда она мобилизует национальное созна­ние и учитывает политические реалии своего времени. С идеологией и общественным сознанием были связаны прошедшие несколько лет назад дискуссии о высшей цели журналистики.

В шестидесятые годы была выдвинута точка зрения, согласно кото­рой генеральная функция публицистики состоит в формировании обще­ственного мнения [6]. Эта точка зрения развивалась, варьировалась, обога­щалась, но при всех различиях оставалась краеугольным камнем целого направления в теории публицистики [7]. Одни исследователи подчеркива­ли воздействие публицистики не только на общественное мнение, но и на общественное сознание; другие, относя к ее задачам организацию обще­ственного мнения, утверждали далее, что публицистика «в конечном счете, оказывает влияние в целом на общественное сознание»; третьи писали о правомерности трех вариантов воздействия: 1) на сознание и поведение аудитории через формирование общественного мнения; 2) на мнение и поведение аудитории через преимущественное обращение к фундамен­тальным мировоззренческим ценностям аудитории; 3) на общественное мнение и сознание широких слоев аудитории через воздействие на соци­альное поведение конкретного круга лиц [8].

Но и сегодня бытует утверждение, что целевая функция идеологи­ческой деятельности журналистики — способствовать росту сознательно­сти масс путем акцентирования внимания на задачах по развитию обще­ственного мнения [9].

Между тем, общественное мнение — лишь одно из состояний обще­ственного сознания, заключающее в себе отношение людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отдельных людей [10]. Не мнение воздействует на сознание, а, наоборот, зрелость общественного сознания делает общественное мнение компетен­тным и истинным. Мнение — элемент сознания, его слепок. Обществен­ное сознание с присущей ему творческой активностью — база обществен­ного мнения, оно значительно шире, более емкое. Пресса в первую оче­редь воздействует именно на общественное сознание, причем некоторые сформированные публицистикой убеждения людей, переплавленные в прак­тические действия, не находят отражения в общественном мнении. Во-первых, потому, что общественное мнение высказывается не по всякому поводу, а по фактам и событиям, вызывающим общественный интерес, отличающимся значимостью и актуальностью проблемы [11]. Во-вторых, за рамками общественного мнения остаются подчас такие духовные обра­зования, как новые нравственные и социально-психологические качества людей, их стремление к более активному участию в политической или эко­номической жизни страны, возникшее под воздействием теоретических знаний или показа примера, достойного подражания, впечатляющего по­ложительного опыта россиян.

Работника печати можно рассматривать как своего рода источник формирования читательской психологии, включающей в себя мысли и чув­ства, потребности, установки, ожидания, вкусы и т.д., возникающие по поводу прочитанного на уровне обыденного сознания [12].

Из истинной роли общественного сознания и общественного мне­ния и следует исходить при определении основного назначения публици­стики. В задачах журналистики проблема формирования мнения должна идти вторым планом как производная от главной — развития обществен­ного сознания. Таким образом, генеральная функция современной пуб­лицистики состоит в формировании и развитии общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взгля­дов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, ос­нованного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духов­ной жизни России. Однако интегрировать индивидуальное сознание раз­ных людей в общественное — задача весьма сложная. Во-первых, важ­нейшим условием формирования и развития нового сознания, прежде всего, на обыденном уровне выступают социально-экономические потреб­ности и интересы. Во-вторых, плюрализм мнений и многопартийность привели к раздробленности политического сознания в российском обще­стве: отдельные исследователи выделяют западников и патриотов; обнов­ленцев и государственников; обывателей, для которых главное — доступ­ность товаров в магазинах, и зеленых, цель которых — чистота окружаю­щей среды [13].

Итак, своими публицистическими текстами, телевизионными и ра­диосюжетами журналистика призвана содействовать развитию обществен­ного сознания, которое проявляется в таких формах, как политика, эконо­мика, мораль, искусство, наука, право, философия, религия. Рассмотрим подробнее проблемы журналистики, связанные с фор­мированием экономического (рыночного) сознания. Если экономическое мышление есть «интеллектуальная способность человека... осмысливать экономические явления, познавать их, усваивать экономические понятия, категории, теории, соотносить их с практикой и соответствующим обра­зом ориентироваться в экономической жизни», то экономическое созна­ние трактуется как «продукт отражения людьми экономических условий жизни, деятельности и отношений в виде экономических идей, взглядов, теорий, концепций и других духовных образований, общих для... социальных групп, всего общества и выражающих свое отношение к экономической действительности в каждый конкретный исторический момент» [14].

Экономическая практика постоянно вводит в сферу познания все новые факты и явления действительности, которые осознаются одновре­менно посредством как эмпирического, так и теоретического мышления, формируя одновременно оба уровня сознания: обыденный и теоретичес­кий. На обыденном уровне сознания, ограниченном житейским опытом, людям, замыкающимся на личных будничных заботах и стремлениях, труд­но подняться до понимания общественных интересов, всесторонне взгля­нуть на жизнь общества, отделить существенный факт действительности от второстепенного, выявить закономерности экономического развития. Часто стихийно, эмпирически складывается и социальная психология — эмоциональная сторона общественного сознания. Все это может привести к неправильным выводам, искаженной оценке тех или иных жизненных явлений, преувеличению или недооценке происходящих экономических процессов. Отсюда неадекватность общественно-экономического сознания как совокупности прогрессивных идей, взглядов, настроений, принятых большинством людей, экономическому сознанию отдельных граждан. По­этому важно, чтобы в область экономической психологии и обыденного сознания все больше проникали научные взгляды, повышался теоретичес­кий уровень сознания. И здесь средства массовой информации должны сыграть важную роль. Экономические идеи, факт, явление (знание о нем), доведенные СМИ до массовой аудитории, перерабатываются мышлением читателей, радиослушателей, телезрителей, закрепляются в сознании, под влиянием стимулирующих экономических потребностей и интересов пси­хически преобразовываются в убеждения — сплав рационального (знание), эмоционального (чувства) и волевого (волеустремление); убеждения стано­вятся основой моральных норм общества. Убеждения материализуются в поступках и поведении людей, а изменения в сознании дают толчок к воз­никновению мнения — стремления высказать свое отношение к тиражи­руемой СМИ идее. Отклики, заметки, корреспонденции читателей, теле­зрителей, радиослушателей как чуткий барометр общественного мнения наряду с другими журналистскими материалами в процессе повторной апел­ляции СМИ к той же идее привносят в сознание массовой аудитории но­вые знания и новый импульс развития. Идея, поддержанная мнением уже принявших ее людей, вербует себе новых сторонников и приверженцев. Но, как надстройка, воздействуя на базис, остается зависимой от него, так и общественное мнение, определенным образом влияя на общественное сознание, детерминировано последним. Речь идет, однако, о диалектичес­кой связи: общественное мнение — не только результат общественного сознания, но и предпосылка его возможного изменения.

Мерилом эффективности публицистики являются изменения; проис­ходящие в сознании представителей массовой аудитории, эмоциональных состояниях, волевых усилиях, в системе знаний, убеждений.

Пожалуй, ни один аспект исследования журналистики не был так привлекателен для теоретиков, как анализ социальных функций массовой коммуникации. Долгое время ориентировались на ленинское «газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Но уже в семидесятые годы началось расши­рение круга функций СМИ. Список их выглядел так:

— информационная, просветительская, воспитательная, регулятив­ная, гедонистическая функции (1969, г. И. Хмара);

— политико-воспитательная, пропагандистская, управленческая, орга­низаторская (1975, В. г. Афанасьев);

— интегративная, регулятивная, воспитательная, перераспределения духовных ценностей, социализации, ориентационная, идентификации, то­низирующая (1983, г. В. Дрюпин) [15];

— распространение знаний о действительности, информирование; интеграция общества и его саморегуляция; формирование общественного мнения; идейно-воспитательная функция; реализация социальной актив­ности членов общества; функция распространения культуры; функция раз­влечения (1993, разные авторы). Подобный поиск ведется и на Западе. К примеру, У. Липпман в своей книге «Общественное мнение» отдает при­оритет манипуляторской (управленческой) функции прессы, а Е. Мэйо — коммуникативной, позволяющей осуществлять связи по вертикали (от уп­равляющих к управляемым и обратно) и по горизонтали (на различных уровнях управления и социальных срезах общества).

В последнее время пишут об идеологических, непосредственно-орга­низаторских, культурно-просветительских, рекреативных (развлекательных), рекламно-справочных функциях [16]; рассматривают также и социальные роли журналистики: духовно-идеологическую, информационно-коммуни­кативную, регулирующую, производственно-экономическую (эту последнюю роль средства массовой информации получили только в условиях рынка, став коммерческими предприятиями). Опираясь на социально-ролевую ха­рактеристику журналистики, С. Г. Корконосенко предлагает субъектный подход к системе функций. Среди субъектов, использующих прессу в сво­их интересах, генеральным является общество, социальная система: здесь важны интеграционные и познавательные функции журналистики. Для другого субъекта — социальной структуры внутри общества — агитаци­онно-пропагандистская и организаторская; для третьего — личности — ориентирующая, рекреативная, утилитарная (рекламно-справочная). Осо- бо выделяется такой специфический вид социальных субъектов, как жур­налисты. Для них пресса выполняет профессиональную функцию (реали­зация знаний и навыков, исполнение должностных обязанностей и обще­ственного долга, обеспечение средствами к существованию) и творческую (самопознание, самореализация и саморазвитие в процессе создания жур­налистских произведений) [17].

Сохраняет свою ценность и прогностическая функция журналисти­ки, которая, на наш взгляд, вытекает из такого метода публицистики как анализ противоречий, когда поиск путей их разрешения позволяет с боль­шей долей вероятности рассчитать точный вариант будущего. Представля­ют интерес эвристическая функция и особенно повернутая к человеку за­ступ ительная функция [18].

Не всегда «расширение» функций СМИ имеет теоретическое обо­снование. Если газетный материал снимает у читателя напряжение (тони­зирующая функция) или даже вызывает наслаждение (гедонистическая), то это отнюдь не означает, что данная публикация лишена агитационного или пропагандистского заряда. Поскольку журналистика, как надстроеч­ный элемент, действующий в структуре общественного сознания, является фактором развития последнего, то с функциями сознания и следует соот­носить цели и задачи публицистики, тематическую направленность выс­туплений СМИ.

Через выполняемые общественным сознанием функции как раз и проявляется его активность. Исследователи называют различное число функций, в которые нередко вкладывается различное содержание: называ­ют такие группы функций общественного сознания, как познавательно-отражательные, интегративно-объединяющие, ориентирующе-мобилизующие, идеологической и психологической защиты общества; пишут о соци­альных функциях обыденного сознания: познавательной, эстетической, оценочной [19].

Что же касается экономического сознания, то к его функциям можно отнести познавательную, регулятивную, социально-преобразующую, вос­питательную, классово-ориентирующую, управленческую, оценочную, ана­литическую, контрольную, конструкторскую, консультативную, информа­тивную и др. [20]. Первые четыре функции представляют интерес с точки зрения экономической публицистики.

Становление рыночных отношений, усложнение экономических свя­зей усиливают значение процесса познания объективных экономических законов, познавательную функцию экономического сознания — своеоб­разного генератора экономических идей, теорий, взглядов. Важно добить­ся единства в познании людьми экономической теории, экономической политики и хозяйственной практики с целью получения реальной отдачи. Причем, обращаясь к аудитории, необходимо возвращаться к высказанной СМИ идеи, обогащая ее новым опытом и новым знанием. Регулятивная функция экономического сознания заключается в установлении норм и правил экономических отношений. Если, к примеру, правовое сознание осуществляет регулятивную функцию с помощью юридических законов, нравственное — посредством моральных норм, то экономическое созна­ние — через законы, принимаемые Государственной Думой, указы Прези­дента и правительственные постановления. Способствовать их подготовке выступлениями в СМИ, критически анализировать деятельность рыноч­ных структур, контролировать соблюдение установленных норм и правил экономических отношений — таков подход журналистики к регулятивной функции экономического сознания. Показывая опыт участников рыноч­ных отношений, достижения предпринимателей, активизируя тем самым участников экономической жизни, средства массовой информации обога­щают социально-преобразующую функцию экономического сознания. Вос­питательная функция последнего направлена на формирование у людей социально-психологических экономических качеств — бережливости, де­ловитости, организованности, причем базовым качеством следует считать экономность — личностную установку на достижение наилучших резуль­татов с наименьшими затратами.

В силу органической связи экономики и политики, экономики и права, экономики и морали, экономическое сознание взаимодействует с политическим, правовым, нравственным сознанием. Актуальность про­блемы нравственного сознания обусловлена расширением сферы действия морали как регулятора поведения личности за счет сокращения сферы административного регулирования. Журналистам целесообразно вклю­читься в решение самой злободневной проблемы страны, связанной с восстановлением здоровой экономической морали, воспитанием нравствен­ности. Очерки и фельетоны в рубриках «Экономика и нравственность», «Рынок и мораль» обязаны стать важнейшим компонентом содержания газет, радио-телепередач. В условиях рынка резко возрастает роль пред­приимчивости, поскольку на смену социалистическому соревнованию пришла жесткая конкуренция, экономическое соперничество, борьба за хозяйственную выживаемость, и показ опыта их работы в СМИ имеет немаловажное значение [21].

Таким образом, применительно к социальной структуре внутри обще­ства и его экономической жизни, журналистика своими агитационно-пропа­гандистскими и организаторской функциями воздействует на экономичес­кую психологию, теоретическую и обыденную сферы экономического со­знания. Под влиянием СМИ экономическое сознание получает определенное развитие, проявляя свою активность через собственные функции — позна­вательную, регулятивную, социально-преобразующую, воспитательную и др. Эта активность сознания ведет к лучшему использованию объективных эко­номических законов.

Конечно, в конкретном журналистском произведении чаще всего реализуется одновременно не одна, а две, три, четыре функции в их взаи­мосвязи. Сила взаимодействия экономической пропаганды и агитации с компонентами экономического сознания зависит от уровня отражения журналистикой экономических отношений, хозяйственной деятельности, составляющих вместе с экономическим сознанием суть понятия «экономи­ческая жизнь».

В своей практической деятельности журналистика опирается на фун­даментальные основания — принципы. «Ядром» принципа являются зна­ния об объективном законе, а «оболочкой» — основанный на их примене­нии метод подхода к пониманию и оценке явлений жизни [22]. Подход, понимание путей наилучшего использования объективного закона могут быть у разных журналистов различными в зависимости от того, интересы каких социальных слоев, партий они представляют. Поэтому в условиях многопартийности резко возросло значение принципа партийности, ко­торый должен сопрягаться, однако, с принципом гуманизма (признанием человека величайшей ценностью, требованием при освещении всех вопро­сов жизни общества исходить из интересов развития личности), а также с принципом правдивости и объективности (достоверностью анализа соци­альных явлений, добросовестной фиксацией фактов). Журналист рассмат­ривает мир с учетом существования множества наций, избегая национали­стических и шовинистических подходов к решению проблем развития стра­ны и мира (принципы национальной гордости и интернационализма); он гордится своей Родиной, но и уважает все то позитивное, что вносят дру­гие страны в копилку цивилизации (принципы патриотизма и космополи­тизма). Как институт демократии и трибуна внепарламентского участия людей в управлении общественными делами журналистика призвана по­могать своей аудитории становится активной силой в государстве (прин­цип демократизма); защищать интересы основной массы населения, стре­миться к тому, чтобы народ осознал свои истинные цели и действовал как сплоченная сила (принцип народности); добиваться эффективной обрат­ной связи, расширения авторского актива, увеличения потока читательс­ких откликов (принцип массовости).

Но если мы говорим о необходимости влиять на мировоззрение ауди­тории, то следует ввести в оборот и такой принцип, как научность. На наш взгляд, научность публицистики тесно связана с ее методом, основанном на анализе противоречий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.