Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аналитические жанры






Журналисты обычно не ограничиваются изложением фактов, но и стремятся проанализировать их, сопоставить с другими, оценить ситуацию и явление, предложить свое видение решения проблемы. По сравнению с информационными, аналитические жанры шире по фактическому матери­алу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений. Имея дело с суммой однотипных фактов за определенное время, автор стремится обобщить их, чтобы выявить все аспекты проблемы. Аналити­ческие жанры различаются по предмету познания, отображению объекта, конкретному назначению, познавательно-воспитательным задачам, по ши­роте освещения действительности, по масштабу выводов и обобщений, ха­рактеру литературно-стилистических средств, выразительно-изобразитель­ным средствам.

Одним из основных представителей этой группы жанров является корреспонденция — жанр, в котором на конкретном материале, взятом в сравнительно нешироком масштабе, в аналитическом плане разрабатыва­ется актуальная тема, решается определенная проблема. Корреспонденция может быть информационной: сообщения зарубежных корреспондентов, рассказ о новом явлении, научном открытии, производственном опыте. Она напоминает развернутую заметку, но отличается от нее широтой ох­вата материала, обстоятельным развитием определенной темы. Аналити­ческая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления (ситу­ации, конфликта). Чаще всего она, в отличие от информационной, крити­ческого плана. На основе анализа фактов в материале нередко ставятся новые проблемы, выдвигаются для обсуждения злободневные вопросы со­циально-экономической или политической жизни. Такие корреспонденции называют постановочными. Порой журналист как бы вместе с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает, оценивает целый ряд фактов — так рождается корреспонденция-раздумье.

Важнейшим аналитическим жанром, позволяющим обстоятельно, глу­боко, по-научному трактовать проблемы социальной действительности, ос­мысливать их и обобщать теоретически, является статья. Масштабные выводы предваряются характеристикой фактических данных и ситуаций, рассмотренных в совокупности. Если в корреспонденции все строиться на факте, то в статье факты играют иллюстративную роль, их можно менять, но проблема, явление при этом останутся все теми же (так, в статье о преступности легко поменять адреса примеров: Санкт-Петербург на Екате­ринбург, Саратов на Тверь и т.п., структура же материала не изменится). До перестройки, когда пресса считалась орудием коммунистического стро­ительства, приоритет отдавался передовым (директивным) и пропагандист­ским статьям. Ныне к пропагандистским материалам можно отнести науч­но-популярную статью, освещающую те или иные достижения научной, технической мысли. Но особенно ценными являются проблемные (поста­новочные) статьи, требующие от автора всестороннего, глубокого изучения вопроса, компетентности, инициативы, смелости.

К особому подвиду статьи можно отнести публицистический коммен­тарий, позволяющий оперативно откликнуться на различные события, прокомментировать и оценить их.

Рецензия — аналитический жанр, в котором критикуется, дается оцен­ка художественного или научного произведения, общественно-политичес­кой или технической литературы, театральных постановок (театральная рецензия), кинофильмов (кинорецензия), телевизионных передач (телере­цензия), художественных выставок, музыкальных концертов.

Еще в XIX веке слово «обозрение» характеризовало жанр, ставящий целью ознакомить читателя с определенными событиями, Так, в рамках это­го жанра с ежегодными литературными обозрениями выступал В. Г. Белин­ский (например, «Взгляд на русскую литературу 1847 года»). Современный газетно-журналъный обозреватель обычно рассматривает развитие события во времени, нередко от зарождения до завершения. Поэтому образно «обо­зрение» можно назвать «панорамой событий». Обозрения могут быть внут ренними и международными, еженедельными, месячными, годичными, ин­формационными или аналитическими, а по проблематике — политически­ми, экономическими, сельскохозяйственными, литературными, газетными, телевизионными (к примеру, обозрение телевизионных передач в минув­шую неделю санкт-петербургская газета «Невское время» дает под рубри­кой «Переключая каналы»).

Особым подвидом обозрения служат обзоры писем, в которых обоб­щаются читательские мысли (рубрики «Переписка с читателем», «Обзор писем»).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.