Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационные жанры






К ним относятся: новость, заметка, интервью, беседа, реплика, ком­ментарий, репортаж, отчет.

Если, изучив какое-то важное явление, событие, факт, журналист ставит своей целью сообщить о них, проинформировать общественность, то он выбирает или заметку, или репортаж. В заметке более или менее подробно излагает факт и наиболее важные его составляющие (место дей­ствие, участвующие лица). В репортаже главенствует уже наглядно-чув­ственное изображение фактов. Автор эмоционально, объективно воспри­нимает определенные факты и рассказывает о них, как очевидец, читате­лю. Если заметке, отчету свойственна краткость, лаконичность, скупость изобразительных средств, то для репортажа, интервью характерны почти все художественно-выразительные средства, которыми пользуется публицистика. И все информационные жанры объединены такими качествами, как новизна и актуальность факта и оперативная его подача.

Итак, заметка — простейшая форма оперативного газетного сооб­щения, в основе которой лежит злободневный, оперативный, общественно значимый факт. Ее характеризуют новизна и краткость. Для журналиста важно уметь за частным фактом увидеть явление, не только сообщить о нем, но и оценить, прокомментировать. Наиболее краткой формой замет­ки является хроника, или новость.

Различают два способа подачи краткой новости. Жесткий, когда идет информация о событии, сенсации, и мягкий, когда информация оживлена подробностями и деталями. Искусство состоит в том, чтобы дать аудитории ответы на такие вопросы, как: кто?, что?, где?, когда?, почему?, зачем? в предельно ограниченном (35-40 слов!) газетном пространстве. С этой це­лью прибегают к «перевернутой пирамиде» или «опрокинутому треуголь­нику», когда начинают с наиболее значимого факта (с основания пирами­ды), а остальные факты располагают по степени убывания значимости и интереса. А чтобы привлечь читателя, вызвать любопытство и интерес к заметке, начинать следует с лила (lead), освещающего главную тему.

Американская учебная литература рекомендует при подготовке «же­сткой» новости применять различные виды лилов:

Лид «одного элемента». Используется в том случае, если в новости есть очень сильный элемент, который следует выделить (все сосредоточено на имени, или на итоге, или на времени происшествия и т.д.).

Лид — обобщение. Используется, если в информации присутствует несколько одинаково важных элементов (Равное внимание к персоне и действию).

Лид — «вешалка». Практически исчерпывает новостной материал. Автор «навешивает» на первый абзац ответы сразу на все вопросы. (Что редко бывает оправдано, подчас приводит к сумбурному, хаотичному лиду).

Лид — немедленная идентификация. Начинается с ответа на вопрос «кто», причем дается очень точный ответ, поскольку центр новости — уча­стие известной личности в описываемом событии.

Лид — затянутая идентификация. Используется в случае, когда лицо само по себе не является важным, но стало таким в результате совершен­ных действий (например, убийства). Заход с «кто» не дает полностью всех сведений о личности (имени, профессии, должности и т.п.) часть этих све­дений перекидывается во второй абзац.

Лид — «одиночный выстрел». Применим, когда предмет сообщения (главная новость) может быть очень краток, афористично обозначен. (На­пример: «Переговоры состоятся — это решено»).

Лид — комментарий. Новости зачастую выглядят объективно, но со­держат попутный комментарий журналиста, если в фразах попадаются вводные слова и оговорки («однако», «несмотря на...», «хотя, но...» и т.д.). Иногда лидом — комментарием является комбинированный лид, в одной фразе совмещающий ответы: «Кто, почему?», «Что, почему?», «Что, как?» (Например: «С огромным трудом преодолев...», «Признавая на словах...» или «Сжег себя, протестуя...»).

Лид — каламбур или игровой лид. Обычно встречается на страницах популярной развлекательной прессы и в местных изданиях. В основе по­добных лидов — названия фильмов, телепередач, имена «звезд», просто­речные обороты. (Например: «Молодая красавица, жена создателя переда­чи «Алло! Алло!» Джереми Ллойда угрожает сказать ему «Пока! Пока!»).

Лид — рассказ. Используется, если необычность происшествия мо­жет быть показана через краткую хронологию событий. Иногда перечню фактов предшествует краткое обобщение. Например: «Бонн. Немецкие полицейские вчера краснели от стыда: сначала они допустили побег четы­рех опасных преступников из надежно охраняемой тюрьмы, предоставили им машину и два миллиона марок, а затем потеряли их след, — сообщает агентство».

Для «мягких» новостей — занимательных, но не особенно оператив­ных, со спокойным течением событий рекомендуются иные лиды, не столь четкие, но зато интригующие, дразнящие воображение читателя, подготав­ливающие восприятие.

Повествовательный лид или «лид — рассказ».

Контрастный лид («лид — контраст»). В первом абзаце сталкиваются старое и новое, «вчера» и «сегодня», разные обстоятельства, сопутствую­щие действию.

Лид «стаккато». Это ряд коротких, отрывистых, «телеграфных» фраз — полунамеков, отдельных элементов смысла. Недосказанность лида — стак­като, поддразнивание читателя часто используется в массовой прессе.

Направленно адресованный лид. В первом абзаце текста содержится прямое обращение к читателю («вы», «ваше» и пр.).

Лид — вопрос. Форма вопроса может быть как открытая (с вопроси­тельным знаком на конце), так и приглушенная. (Например: «неужели можно поверить в то, что было сказано на конференции...») Лиды жестких ново­стей никогда не начинаются с вопросов.

Лид — цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек. Эта форма захода распространена более в европейской (напр, французской), нежели в американской прессе.

Лид — «каприз». Творческий вариант лида, часто ироничный, обыг­рывающий ситуацию [10].

Кроме краткой или расширенной хроники (новости) к вышеназван­ному жанру можно отнести критическую заметку и реплику (ответ оппо­ненту), Иногда факт комментируется в острой фельетонной манере (сати­рическая заметка).

Отчет — это информационное сообщение о мероприятии, на кото­ром присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т.д.). По характеру подхода к осве­щаемому материалу отчет может быть общим или тематическим, а по Цели и особенностям изложения — информационным (речи, события, факты передаются последовательно) или аналитическим (внимание концентриру­ется на конкретном аспекте, дается оценка, комментарий случившегося).

Интервью — это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста, а беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собе­седником, комментирует его ответы. Заметим, что интервью называют не только жанром, но и методом получения сведений для корреспонденции, очерка, других материалов.

Как с жанром мы встречаемся с интервью-монологом (к примеру, ответ Президента РФ на вопрос газеты «Известия»); интервью-сообщением (излагаются наиболее существенные аспекты беседы, ответы даются в со­кращенном виде); интервью-диалогом (полный текст беседы); интервью-за­рисовкой (кроме содержания беседы, журналист передает обстановку раз­говора, его характер, рассказывает о жизни и делах собеседника; публику­ется под рубриками «Разговор с интересным собеседником», «Гость редакции», «Наши интервью» и т.д.); интервью-мнение (комментарий про­блемы, события, факта); массовые интервью (с пресс-конференций, бри­фингов). К жанру интервью можно отнести анкеты, популярные недавно целые газетные страницы под шапками «Деловой клуб», «Беседа за круг­лым столом редакции».

Репортаж рассматривается также в двух планах — как сбор, подача информационных материалов для печати, радио и телевидения, и как ин­формационный жанр, оперативно и ярко рассказывающий о событии, ситуации, явлении (эти черты особенно заметны на телевидении и радио, где репортаж ведется с места события в момент его свершения). Эффек­ты присутствия, достоверности, сопереживания — таковы требования к репортажу, автор которого всегда или очевидец или активный участник события.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.