Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основная (контрольная) диагностика в детекции лжи






Подготовка процедуры основной (контрольной) диагностики предполагает, прежде всего, подбор вопросов с учетом обстоятельств расследуемого правонарушения и индивидуальных особенностей исследуемого. Это трудоемкий и ответственный момент.

В мировой практике детекции лжи используется несколько типов вопросов, которые различаются по своим функциям и местоположению в процедуре тестирования. Рассмотрим виды этих вопросов с учетом процедуры тестирования.

1. Нулевые (бросовые) вопросы. Начинать процедуру тестирования следует с одного - двух нулевых вопросов, исключающихся при обработке результатов тестирования. Их необходимость обусловлена тем, что первые вопросы (даже нейтральные) вызывают у опрашиваемого повышенное эмоциональное напряжение, негативно влияющее на точность тестирования. Нулевые вопросы должны отвечать следующим требованиям:

· Быть индифферентными (нейтральными), т.е. не иметь отношения к негативной информации об испытуемом и не быть для него эмоционально значимыми,

· Соответствовать прочим требованиям к индифферентным (нейтральным) вопросам, описанным ниже.

Тем не менее, сопоставляя реакцию на нулевые и другие индифферентные вопросы, можно оценить степень адаптации испытуемого к тесту. Чем меньше реакция на второй нулевой вопрос по отношению к первому, тем значительней адаптация испытуемого к тестированию.

2. Индифферентные (нейтральные) вопросы. Индифферентные вопросы носят общий характер и не связаны с преступлением, например вопросы о возрасте, семейном положении, погоде и т.п. Их следует располагать между значимыми вопросами, как бы разбивая их. Это дает возможность обследуемому несколько успокоиться после ответов на значимые вопросы, повышая четкость реакции на них. Одновременно реакция на индифферентные вопросы служит фоном, на котором проявляется и с которым сравнивается реакция на значимые вопросы.

Поэтому индифферентные вопросы:

· должны предполагать заведомо правдивые ответы, как правило, ответ «Да»,

· не должны иметь существенной эмоциональной значимости,

· не вызывать необходимости анализа возможных ситуаций, но предполагать четкий и однозначный ответ.

Правильно сформулировать индифферентный вопрос сложнее, чем кажется на первый взгляд. Так, не следует задавать кажущиеся индифферентными, но не являющиеся таковыми вопросы, связанные с религиозными убеждениями, расовой принадлежностью, политическими взглядами, семейным положением. Так, согласно одной из переписей населения, женщин, считающих себя замужем, на 10 миллионов больше, чем мужчин, считающих себя женатыми.

В.А.Варламов и Г.В.Варламов (2003) рекомендуют следующие нейтральные вопросы:

1. Вам … лет? (если возраст точно не известен, называется на 2-3 года меньше).

2. Вы живете в (на) … (республика, город, деревня, улица)?

3. Вас зовут … (в некоторых случаях можно назвать кличку или так, как опрашиваемого называют родные или знакомые)?

4. Ваша фамилия …?

5. Вы сейчас находитесь в … (город, помещение учреждения)?

6. Раньше Вы учились в … (школе, институте, училище и т.д.)?

7. Вы пили когда-нибудь чай, молоко, кофе и т.д., кроме алкогольных напитков)?

8. Вы когда-либо были в кино (в театре)?

9. Вы когда-либо читали книги (газеты, журналы)?

10. Вы иногда смотрите телевизор?

11. Сегодня (сейчас) …(год, месяц, число, день недели)? (после предварительного обсуждения в предтестовой беседе).

Вышеуказанные вопросы являются хорошими примерами индифферентных вопросов, тем более что некоторые из них можно задавать неоднократно, варьируя варианты. Например, вопрос 2 о месте жительства, может иметь варианты:

· Вы живете в республике …?

· Вы живете в городе (деревне) …?

· Вы живете на улице...?

Возможны варианты и по вопросам: 5, 6, 7, 8, 9, 11.

3. Условно-нейтральные вопросы. Если вышеописанные нейтральные вопросы носят общий характер и не связаны с преступлением, то условно-нейтральные вопросы имеют отношение к разновидности и ситуации преступления, но не содержат информацию о деталях преступления, которые однозначно известны причастному к нему лицу.

В случаях более мягкого (щадящего) для исследуемого варианта детекции лжи условно-нейтральные вопросы играют роль контрольных вопросов, когда реакции на них непосредственно сравниваются с реакциями на значимые вопросы.

Условно-нейтральные вопросы используют в случаях испытаний на «знания виновного», т.е. знает ли испытуемый детали преступления или связанные с ними событиях, которые однозначно известны причастному к преступлению лицу. Например, при выяснении, знает ли испытуемый, что в фирме было похищено 500 тысяч рублей, можно сформулировать следующие вопросы:

Как Вы считаете, какая сумма денег была украдена в фирме?

1. Было украдено 100 тысяч рублей?

2. Было украдено 300 тысяч рублей?

3. Было украдено 500 тысяч рублей? (значимый вопрос)

4. Было украдено 200 тысяч рублей?

5. Было украдено 400 тысяч рублей?

6. Было украдено 800 тысяч рублей?

Из всех вопросов только третий является значимым. Остальные вопросы являются условно-нейтральными (УН).

4. Значимые (проверочные) вопросы. Эти вопросы, несут информацию о таких деталях преступления или связанных с ними событиях, которые однозначно известны причастному к нему лицу. Значимые вопросы являются основными при определении причастности подозреваемого лица к расследуемому факту. Они могут предъявляться:

· в форме прямого вопроса, который носит обвинительный уклон. Например, «Вы похитили компьютер из склада?»;

· в виде развернутого вопроса: «Знаете ли Вы достоверно, кто взял компьютер «Ноутбук» из склада?»;

· в виде набора вопросов, определяющих отдельные детали преступления, которые известны только человеку, совершившему его. В этом варианте, например, если нам известно, что компьютер был изъят из верхнего отделения левой стороны шкафа, то можно сформулировать следующий вопрос с вариантами ответов на него: «Знаете ли Вы абсолютно точно, что компьютер «Ноутбук» похищен:

0. Из автомобиля инкассатора? - нулевой вопрос (0).

1. Со стола директора? - условно-нейтральный вопрос (У/Н).

2. Из верхнего отделения левой стороны шкафа? - значимый вопрос (З).

3. Из кабинета бухгалтера? - условно-нейтральный вопрос (У/Н).

4. Из ящика письменного стола, стоящего в кабинете …? - условно-нейтральный вопрос (У/Н).

Требования к значимым вопросам:

1. Вопросы одного исследования должны быть ограничены одной тематикой, одним расследуемым преступлением (правонарушением), одним фактом скрываемой информации. Ибо одновременное выявление двух или более несвязанных между собой преступлений с помощью детекции лжи неэффективно.

2. Не следует предлагать значимые вопросы, предполагающие двойное толкование. Например, в вопросе «Вы употребляли и продавали наркотики до 2000 года?» спрашивается о двух действиях. На одно из них правдивый ответ может звучать как «нет» (не распространял), на другое – как «да» (употреблял).

3. При конструировании теста значимые вопросы должны располагаться в направлении нарастания силы возможного психологического воздействия: первым предъявляется наиболее слабый по воздействию вопрос. С каждым последующим вопросом это воздействие усиливается. Например: «Вы каким-либо образом причастны к …?», затем: «Вы принимали участие в краже …?», после чего: «Вы совершили кражу денег из сейфа …?».

5. Контрольные (внутрипроблемные) вопросы. Этот важнейший вид вопросов используется во всех, так называемых, «прямых тестах», в которых значимые вопросы ставятся в обвинительной форме, например: «Вы украли …?». При необходимости, контрольный вопрос может быть развернутым и иметь довольно широкую формулировку. Например: «До мая этого года в своей жизни Вы когда-нибудь что-нибудь крали?».

Типы контрольных вопросов.

1. Вопрос о прошлом, касающийся не расследуемого правонарушения (преступления), но того же вида преступления как бы отдаленного по времени двумя и более годами (вопрос Бакстера). Например, если обследуемому 35 лет, можно спросить: «Вы помните, что воровали что-нибудь, когда вам было от 25 до 30 лет?».

2. Вопрос о настоящем, не касающийся расследуемого преступления и предметов значимого вопроса (тоже вопрос Бакстера). Например, при расследовании кражи из сейфа 300 долларов, можно спросить: «Вы хотели украсть что-либо в супермаркете?».

3. Вопрос о настоящем, не касающийся расследуемого преступления, но формулируемый на основе проблемы значимого вопроса (вопрос Рейда). Он похож на значимый и является как бы его информационным продолжением. При этом контрольный вопрос о выдуманном преступлении по силе воздействия может быть более мощным, чем значимый. Например, после значимого вопроса «Вы взяли у гражданки «А» 5 тысяч рублей?», можно задать контрольный вопрос «Вы взяли в магазине из кассы около 15 тысяч рублей?». Перед проведением этого теста подозреваемому сообщается время и место второго (вымышленного) преступления.

Если подозреваемый действительно ограбил гражданку «А», у него существенно возрастет эмоциональное напряжение и активация полушарий головного мозга, т.к. он мысленно попытается воспроизвести детали преступления чтобы выяснить, кто мог его видеть, на чем он попался, почему его арестовали и допрашивают. По второму же вымышленному преступлению, озвученному в контрольном вопросе, он сравнительно спокоен, т.к. не совершал его и не боится последствий.

Если же подозреваемый невиновен, то у него, напротив, эмоциональное напряжение и активация полушарий головного мозга больше возрастет на контрольный вопрос, т.к. по силе воздействия он более мощный, чем значимый.

4. Особенностью хорошего контрольного вопроса является то, что он по-разному понимается виновным и невиновным подозреваемым. Если невиновный имеет внутреннюю установку говорить правду, чтобы оправдаться в глазах следствия, то виновный имеет единственное желание не быть уличенным в причастности к расследуемому преступлению.

5. Наиболее действенными считаются контрольные вопросы, связанные с негативным прошлым опрашиваемого, но конкретно не связанные с расследуемым делом. При этом опрашиваемый должен проявлять некоторое беспокойство и сомнение о правдивости своего ответа. Не работающим считается контрольный вопрос, на который опрашиваемый дает абсолютно уверенный отрицательный ответ или не может его понять.

6. Провоцирующие вопросы. Используются для определения индивидуального уровня реагирования на тесты вообще, а также позволяют определить наличие и разрушить оборонительный комплекс неправдивого субъекта, снизить контрольный барьер. Существенную роль играют трудности в ответах, оговорки, утечка информации.

Примеры провоцирующих вопросов.

1. Вы опасаетесь, что по результатам этого тестирования я допущу ошибку?

2. Вы надеетесь, что я допущу ошибку при определении Вашей причастности?

3. Сейчас Вы озабочены тем, что Вас подозревают в …?

4. Сейчас Вы озабочены тем, что Вас могут разоблачить в …?

5. Это правда, что Вы украли …?

6. Это ложь, что Вы украли …?

7. Вы заслуживаете наказания за …?

7. Метод свободных ассоциаций. Наряду с использованием соответствующих вопросов, возможно использование метода свободных ассоциаций. В последнем случае испытуемый должен быстро, не задумываясь называть слова по ассоциации с названными экспериментатором. Например: солнышко – цветок; бабушка – внучка; молоток – гвоздь и т.д. На подготовительном этапе исследователь заранее подбирает значимые и индифферентные слова. Значимые слова связаны с обстоятельствами и деталями расследуемого преступления, а индифферентные не связаны с преступлением.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.