Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отчет о движении денежных средств.




 

Отчет о движении денежных потоков является обязательной частью полного комплекта финансовой отчетности для предприятий и не для некоммерческих организаций (IFRS (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств», CON , CON 5). Основной целью отчета о движении денежных потоков является предоставление информации о денежных поступлениях и денежных выплатах субъекта в течение периода. Вторая цель заключается в предоставлении информации об инвестиционной и финансовой деятельности предприятия за отчетный период. Отчет о движении денежных средств, используемый в увязке с другими компонентами финансовой отчетности, представляет информацию, которая помогает пользователям оценить изменения чистых активов компании, ее финансовой структуры (в том числе ликвидности и платежеспособности), а также способность компании влиять на объемы (и сроки) денежных потоков в целях адаптации к изменяющимся обстоятельствам и возможностям.

В частности, отчет о движении денежных потоков помогает инвесторам и кредиторам оценить:

1. Способность генерировать будущие положительные денежные потоки;

2. Возможность выполнения обязательств и выплаты дивидендов;

3. Причины различий между чистой прибылью и чистыми денежными поступлениями и платежами;

4. Денежные и неденежные аспекты операций по инвестированию и финансированию и их влияние на финансовое положение предприятия.

CON 1 устанавливает, что "финансовая отчетность должна предоставлять информацию, которая будет полезна для существующих и потенциальных инвесторов, кредиторов и других пользователей для принятия рациональных инвестиционных и кредитных решений"(financial reporting should provide information that is useful to present and potential investors, creditors, and other users for making rational investment and credit decisions). Так как конечной целью инвестиционных и кредитных решений является максимизация чистого притока денежных средств, крайне нужна информация для оценки суммы, сроков и неопределенности будущих потоков денежных средств. CON 5 заключает, что финансовая отчетность для того, чтобы быть полной, должна показать денежные потоки в течение периода. Аналогичная точка зрения высказывается и в IFRS (IAS) 7.

Отчет о движении денежных потоков включает в себя только притоки и оттоки денежных средств и их эквивалентов. Денежные эквиваленты включают в себя любые краткосрочные высоколиквидные финансовые вложения, используемые в качестве временного инвестирования свободных денежных средств. Последствия инвестиционной и финансовой деятельности, которые не приводят к получению или платежам денежными средствами, должны сообщаться в отдельном приложении к отчету, либо в примечаниях к финансовой отчетности. Аргументом для не включения неденежных элементов в отчет о движении денежных средств и размещения их в отдельном приложении является то, что в отчете уделяется основное внимание именно движению денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Таким образом, если операция является частично связана с денежными средствами, а частично не связана сними, то только о денежной части операции сообщается в отчете о движении денежных потоков.



Отчет о движении денежных потоков требует классификации денежных поступлений и выплат денежных средств на три категории. Классификация потоков по категориям деятельности обеспечивает представление информации, позволяющей пользователям оценить влияние каждого вида деятельности на финансовое положение компании и на сумму денежных средств (и их эквивалентов). Данная информация может также использоваться для анализа связи между указанными категориями деятельности. Компания представляет движение денежных средств в результате ведения операционной, инвестиционной и финансовой деятельности в такой форме, которая наиболее адекватна специфике ее хозяйственной деятельности.

Инвестиционная деятельность включает в себя приобретение и выбытие ( 1 ) долгосрочных производственных активов или ( 2 ) ценных бумаг, удерживаемых в наличии для продажи, которые не считаются денежными эквивалентами. Инвестиционная деятельность также включает в себя кредитование деньгами и операции по возврату кредитов.

Денежные потоки классифицируются как операционные денежные потоков, если они происходят в результате покупки или продажи кредитов, задолженностей, или долевых инструментов, приобретенных специально для перепродажи и отражаются в отчетности по рыночной стоимости.



Финансовая деятельность связана с операциями с собственниками и кредиторами, которые предоставляют финансовые ресурсы для предприятия, включая операции по возврату и погашению денежных средств владельцам и кредиторам.

Операционная деятельность включает все операции, которые не классифицируются как инвестиционная или финансовая деятельность. Операционная деятельность включает доставку или производство товаров для продажи и оказания услуг. Большинство денежных потоков, связанных с налогообложением доходов, классифицируются как операционная деятельность .

Информация о движении денежных средств используется для анализа способности компании создавать денежные средства (и их эквивалентны), что позволяет пользователям разрабатывать модели для сопоставления приведенной стоимости денежных потоков различных компаний. Такая информация также расширяет возможности сопоставления отчетности разных компаний, так как устраняет эффект применения различных методов в учете аналогичных операций. Информация о движении денежных средств за предыдущие периоды часто используется в качестве основы для формирования представлений о размерах, сроках и определенности денежных потоков в будущем. Она также полезна при проверке точности составления прогнозов о будущих потоках денежных средств и при анализе связей между рентабельностью, чистыми денежными потоками и ценовыми изменениями.

 

Ссылки

Закон Республики Беларусь (12.07.2013 № 57-З) «О бухгалтерском учете и отчетности». http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/2055

IAS 1: Presentation of Financial Statements.

http://www.iasplus.com/en/standards/standard5

 

IAS 7: Statement of Cash Flows. http://www.iasplus.com/en/standards/ias/ias7

 

FASBconcepts statement no. 5 (CON 5): Recognition and Measurement in Financial Statements of Business Enterprises. http://www.fasb.org/cs/BlobServer?blobcol=urldata&blobtable=MungoBlobs&blobkey=id&blobwhere=1175820900391&blobheader=application%2Fpdf

Составление, представление и публикация отчетности в соответствии с МСФО (статья 17 Закона)

IFRS не являются нормативными актами. Поэтому обязанность применения IFRS может возникнуть, если она будет нормативно установлена национальным или наднациональным институтом. Так, законодательством некоторых стран предусмотрена обязанность составления отчетности по IFRS. Например, Законом Республики Казахстан предусмотрено составление финансовой отчетности по IFRS: с 01.01.2003 финансовыми организациями, с 01.01.2005 акционерными обществами, с 01.01.2006 иными организациями.

Среди новых подходов к отчетности в Законе обратим внимание читателя на принятие на законодательном уровне решения о применении Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности в Республике Беларусь.

Согласно Закону, Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком Республики Беларусь будет установлен порядок введения в действие IFRS. После заключения соглашения с Фондом IFRS будут получены официальные тексты IFRS на русском языке, которые будут введены в действие в качестве технических нормативных правовых актов. Эта работа должна быть проведена до 1 января 2016 г.

Согласно Закону начиная с 2016 года открытые акционерные общества, отнесенные к общественно значимым организациям, страховые организации обязаны составлять консолидированную отчетность в соответствии с IFRS, банки — консолидированную (при наличии группы организаций) или индивидуальную отчетность в соответствии с IFRS. При этом в процессе подготовки консолидированной отчетности в соответствии с IFRS будут задействованы все входящие в группу организации (материнская, дочерние, зависимые).

Если общественно значимая организация будет составлять отчетность по IFRS за 2016 год впервые, ей необходимо руководствоваться IFRS (IFRS) 1 «Первое применение IFRS». Данный стандарт содержит особые требования к учетной политике в отношении первой отчетности организации, составленной по IFRS, которые отличаются от требований IFRS (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

В случае составления общественно значимой организацией отчетности по IFRS за 2016 год впервые отчетной датой будет являться 31 декабря 2016 г. Если в этой отчетности будет представлена сравнительная информация только за несколько предыдущих лет (например, 2013-2015 годы), то датой перехода на IFRS будет являться 1 января 2013 г.

Согласно IFRS (IFRS) 1 организация должна подготовить и представить начальный отчет о финансовом положении (вступительный баланс) по IFRS на дату перехода на IFRS (в нашем примере на 1 января 2013 г.).

Организация должна использовать единую учетную политику при подготовке начального отчета о финансовом положении (вступительного баланса) и во всех периодах, представленных в ее первой отчетности по IFRS (в нашем примере 2013– 2016 гг.). Эта учетная политика должна соответствовать всем IFRS, действующим на отчетную дату (в нашем примере на 31 декабря 2016 г.), за исключением случаев, указанных в IFRS (IFRS) 1.

Появилась и обязанность публиковать данные об итогах работы. Ранее даже предприятия, составляющие отчетность по IFRS в добровольном порядке, не размещали ее в открытом доступе. Согласно новым требованиям (абз. 2 п. 4 ст. 17 Закона) общественно значимые организации начиная с 2016 года будут размещать отчетность по IFRS на сайте компании не позднее 31 июля года, следующего за отчетным.

 

Ссылки

 

Закон Республики Беларусь (12.07.2013 № 57-З) «О бухгалтерском учете и отчетности». http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/2055

 

IFRS 1: First-time Adoption of International Financial Reporting Standards. http://www.iasplus.com/en/standards/ifrs/ifrs1

 

IAS 8: Accounting Policies, Changes in Accounting Estimates and Errors. http://www.iasplus.com/en/standards/ias/ias8

 

 

Раздел 2 УЧЕТ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

 

Как было ранее указано нами в 1.1, первое уравнение модели бухгалтерского учета Лука Пачиоли описывает организацию как имущественный комплекс, состоящий из имущества, обязательств и капитала, а именно:

Ценности (Имущество, Активы) = обязательства + долги собственникам (i.e. капитал) (Assets = liabilities + owners’ equity).

 

Первое уравнение модели Лука Пачиоли лежит в основе составления отчета о финансовом положении (финансовой позиции) организации, или формы бухгалтерского баланса. В данном разделе мы остановимся на учете имущества организации. Имущество– это полученные в результате прошлых операций или событий имущественные и личные неимущественные блага и права, имеющие стоимостную оценку, от которых ожидается получение доходов в будущем.

Имущество для целей бухгалтерского учета и отчетности классифицируется на текущее (или оборотное) и долгосрочное (внеоборотное). Имущество классифицируется как оборотное, когда оно удовлетворяет одному из следующих критериев: (а) его предполагается продавать или оно предназначено для целей продажи или потребления при обычных условиях операционного цикла организации; (б) оно предназначено главным образом для целей продажи; (с) его предполагается реализовать в течение двенадцати месяцев после отчетной даты; либо (д) оно представляет собой денежные средства или эквивалент денежных средств, кроме случаев, когда его запрещено обменивать или использовать для погашения какого-либо обязательства в течение, по меньшей мере, двенадцати месяцев после отчетной даты. Все прочее имущество классифицируется как долгосрочное.

В соответствии с международными требованиями к составлению отчетности организация обязана представлять краткосрочное и долгосрочное имущество как отдельные разделы непосредственно в балансе, за исключением случаев, когда разбивка на основе ликвидности дает такую информацию, которая является надежной и более значимой. Когда применяется это исключение, все имущество в обязательном порядке должно представляться в целом в порядке его ликвидности.

Ликвидность означает наличие денег в ближайшем будущем после погашения обязательств организации за этот период. Платежеспособность означает наличие денег в более длительном промежутке времени для своевременного выполнения обязательств организации.

Организация обязана раскрывать в балансе или в примечаниях к нему дальнейшие подклассы каждой из представленных линейных статей имущества, классифицированных таким способом, который соответствует осуществленным операциям организации.

Итак, имущество в бухгалтерском балансе может располагаться либо в порядке возрастания его ликвидности, либо в порядке его убывания. В соответствии с белорусским бухгалтерским законодательством, имущество в отчетности располагается в порядке возрастания его ликвидности. Поэтому рассмотрение методики учета имущества организации в данном разделе будет осуществляться в порядке возрастания его ликвидности. А само рассмотрение начнем с наименее ликвидного имущества.

 

2 УЧЕТ ВЛОЖЕНИЙ В ДОЛГОСРОЧНОЕ ИМУЩЕСТВО (АКТИВЫ)

2.1 Понятие, классификация и оценка долгосрочных инвестиций

 

Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Долгосрочные инвестиции— это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотного (долгосрочного) имущества длительного пользования (свыше одного года), не предназначенного для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций. Долгосрочные инвестиции связаны со следующими действиями в рамках сделок гражданско-правового характера и (или) трудовых отношений:

§ осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы;

§ приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств;

§ получением земельных участков в аренду или во временное пользование и объектов природопользования;

§ приобретением и созданием активов нематериального характера (патентов, лицензий, программных продуктов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, проектно-изыскательских работ и др.).

Как видно из приведенного нами определения понятие «долгосрочные инвестиции» охватывает капитальные вложения (затраты на воспроизводство основных средств), затраты, связанные с получением земельных участков и объектов природопользования, и затраты по приобретению и созданию нематериальных активов. В учетной практике понятие «капитальные вложения» обычно используют в узком значении этого слова (затраты на воспроизводство основных средств); в широком смысле слова под капитальными вложениями (вложениями капитала) понимают инвестиции организации в любые виды долгосрочных активов (долгосрочного имущества), т.е. и в долгосрочные финансовые вложения. Следовательно, понятие «долгосрочные инвестиции» является более емким и более широким по сравнению с понятием «капитальные вложения» в узком смысле этого слова и менее емким по сравнению с этим понятием в широком смысле этого слова.

Законченные долгосрочные инвестиции оценивают исходя из инвентарной стоимости законченных строительных объектов и приобретенных отдельных видов основных средств и других долгосрочных активов (см. 2.2 и 2.3).

В балансе долгосрочные инвестиции показываются по статье «Вложения в долгосрочные активы». По этой статье застройщик отражает стоимость незаконченного строительства, осуществляемого хозяйственным и подрядным способами.

Под застройщиками принято понимать инвестора или лицо, уполномоченное инвестором, выполняющее функции по реализации инвестиционного проекта до заключения договора строительного подряда либо осуществляющее реализацию инвестиционного проекта собственными силами. Под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность. Под инвестиционной деятельностью понимаются действия юридического лица, или (и) физического лица, или (и) государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Расходы по содержанию застройщиков производятся за счет средств, предназначенных на финансирование капитального строительства, и включаются в инвентарную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов.

При выполнении строительных работ подрядным способом застройщик выступает в роли заказчика по отношению к подрядной строительной организации. Итак, заказчик - инвестор или лицо, уполномоченное инвестором, привлекающее подрядчика для реализации инвестиционного проекта путем заключения договора строительного подряда или государственного контракта для выполнения подрядных работ.

 

Ссылки

 

Закон Республики Беларусь (12.07.2013 № 57-З) «О бухгалтерском учете и отчетности». http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/2055

 

Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. «Об инвестициях»

Instruction"On establishing accounting forms, approval of the Instruction on the procedure of preparation of financial statements” (Ministry of Finance of Belarus 31.10. 2011, № 111)

 

 

2.2 Организация учета долгосрочных инвестиций

 

Основными целями учета долгосрочных инвестиций являются:

■ своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по их видам и учитываемым объектам;

§ обеспечение контроля за ходом выполнения строительства, вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств;

§ правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств и нематериальных активов;

§ осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.

Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам:

§ в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружению и др.), входящим в него;

§ по приобретенным отдельным объектам основных средств и нематериальным активам.

При строительстве объектов застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат.

Одновременно с учетом затрат по фактической стоимости застройщик независимо от способа производства строительных работ ведет учет производственных капитальных вложений по договорной стоимости.

При организации учета затрат по строительству объектов застройщику необходимо предусматривать получение информации о воспроизводственной и технологической структуре затрат, способе производства строительных работ, а также предназначении строящихся объектов и иных приобретений.

Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведут на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы». Счет 08 «Вложения в долгосрочные активы» предназначен для отражения информации о вложениях организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, нематериальных активов, инвестиционной недвижимости, иных долгосрочных активов, в том числе о затратах по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы живой, зверей пушных, кроликов, пчелосемей, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются как запасы).

К счету 08 «Вложения в долгосрочные активы» могут быть открыты субсчета:

08-1 «Приобретение и создание основных средств»;

08-2 «Приобретение и создание инвестиционной недвижимости»;

08-3 «Приобретение предметов финансовой аренды (лизинга)»;

08-4 «Приобретение и создание нематериальных активов»;

08-5 «Приобретение и создание иных долгосрочных активов».

На субсчете 08-1 «Приобретение и создание основных средств» учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования к установке и другие затраты, непосредственно связанные с приобретением и созданием основных средств.

На субсчете 08-2 «Приобретение и создание инвестиционной недвижимости» учитываются затраты на приобретение и создание инвестиционной недвижимости.

На субсчете 08-3 «Приобретение предметов финансовой аренды (лизинга)» учитываются затраты на приобретение предметов финансовой аренды (лизинга).

На субсчете 08-4 «Приобретение и создание нематериальных активов» учитываются затраты на приобретение и создание нематериальных активов.

На субсчете 08-5 «Приобретение и создание иных долгосрочных активов» учитываются затраты на приобретение и создание иных долгосрочных активов, в том числе создаваемых на условиях долевого строительства.

По дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов.

Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных и других активов, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные активы», 04 «Нематериальные активы» и др. Затраты по завершенным операциям формирования основного стада списываются со счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства».

При выбытии вложений, учитываемых на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы», их стоимость отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 08 «Вложения в долгосрочные активы».

Сальдо по счету 08 «Вложения в долгосрочные активы» отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции по приобретению или созданию основных средств, инвестиционной недвижимости, предметов финансовой аренды (лизинга), нематериальных активов, по формированию основного стада.

Аналитический учет по счету 08 «Вложения в долгосрочные активы» ведется по каждому строящемуся или приобретенному объекту, а также по видам животных.

По затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о затратах на строительные работы и реконструкцию, буровые работы, монтаж оборудования, оборудование, требующее монтажа, оборудование, не требующее монтажа, а также на инструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капитальное строительство, проектно-изыскательские работы, прочие затраты по капитальным вложениям.

 

 

Ссылки

 

Инструкция о порядке применения типового плата счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50

 

Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республики Беларусь»

 

Инструкция о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.05.2007 № 10

 

 

2.3 Учет затрат по строительству объектов

Строительная деятельность (строительство) – это деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.

Учет затрат по строительству объектов ведется по следующей технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией:

а) на строительные работы;

б) на работы по монтажу оборудования;

в) на приобретение оборудования, сданного в монтаж;

г) на приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструмента и инвентаря; оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса;

д) на прочие капитальные затраты;

е) на затраты, не увеличивающие стоимость основных средств.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал