Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шаманизм 4 страница






У каждого вида подводных обитателей есть своя «мать* Иво. Іѵ о) мать рыб Бокичико (ЬоцшсЬко) («0. РькЫЬЛш тщгшвтк мать рыб Карачама carachama Uom**b JVujomuitpu jeniborbts мать рыб Шуйо shuyo (Вгуікіпш»p.) Ntitb ѵ ащѵ тшмвв Uni кп f всех растений, жмстк». Чѵ «а рея > w іаиыгммц»

позволяют Шипибо пользовать «всем, «то еѵ тв в артролс Ив іс /іать это надо с большим *важ*««см и іч«гктюми.імв рубка ісѵ оь. ш|»)нгимс и& руаакмцпи іі|чікір«іктаі вшившг гнев Иво

Коіаа Шипибо іолодны ом» *> \ѣ мы офикшіъ гг- я ywMfr

шенил у іімяиня міи іпміаи to* *%м ші г Г«ві штші

осущеив \*гк «черсі (чкігммя Ікчрсдкттш р*«м% рщ, у*ттЛ 1і«ішбо сообщаю» (umcmm шщя в ivivfui ошв — ^ ѣ агш

тІІЗчш

Шипибо уходят на рыбную ловлю, они должны брать с собой специальные листы, например хенемоша (jenemosha), у которых много шипов, и которые, если зацепятся за кожу, очень болезненны; они похожи на рыболовный крючок. Шипибо берут этот лист, чтобы вначале измельчить и растереть в руках, а потом просят о помощи растение, которое непосредственно контактирует с Ронин. Так Шипибо сообщают Ронину о своих нуждах, а растение служит посредником. После этого, как верят Шипибо, поймать рыбу не составляет особого труда.

Второе пространство — Нон Нете (Non Nete), что можно перевести с Шипибо как «наш мир». Это мир, где живут люди, мир, где обитают животные, которых едят Шипибо, различные растения, деревья, минералы, птицы и все живущие на земле существа. Также в этом мире есть духи и другие существа, которые не являются подобием человека. Например, Шипибо очень боятся духа Лупуна (lupuna) и Катауа (catahua, духи деревьев). Духа Лупуна (lupuna) также называют Йоширапа (yoshirapa) — одержимый, чудовищный человек.

Здесь обитает также дух бамбука, который играет очень важную роль, потому что Шипибо использовали бамбук в качестве ножа и считали, что нет лучшего материала для войны. Здесь обитает дух Аяуаски, а также дух табака, тоэ (toe) и духи других растений, которые, как считают Шипибо, излечивают от всех видов зла. Аяуаска, так же как табак, — лучший посредник для перемещения в другие пространства. Шипибо считают, что все животные равны: как и люди, животные нуждаются в земле и пище, у них есть потребность размножаться и они хотят общаться с людьми. Шипибо думают, что могут вступать в брак с духами, которые являются родителями растений и животных. Кроме того, когда Шипибо умирают, они могут превратиться в одного из таких духов. Есть и другие существа, такие как подземная черная змея анаконда Маи Ронин (Mai Ronin). Это большая и опасная змея, которая, как верит Шипибо, если ее случайно встретить, является предвестником бед и смерти одного из родственников.

Эти существа обладают большой властью, и они могут покарать человека. Когда они наказывают людей, те заболевают, а если чело век совершит тяжкое преступление, то накаіаиием будет его преж девременная кончина. Но когда люди ведут себя хорошо, все. чего они ни попросят, духи им дают в изобилии, Шипибо ѵ чиіаюі, чю

их дети — дети тех существ. Например, когда племянники или дети хотят поесть, Шипибо обращаются к духам, и тогда появляются две или три сахинос (sajinos, горные свиньи).

Нельзя охотиться слишком много, Шипибо должны охотиться лишь в тех количествах, чтобы делиться с семьей, с родственниками, но ни в коем случае — про запас. Это означает уважать правило сельвы, и награда в таком случае — все, в чем нуждается человек, чтобы удовлетворять свои насущные потребности. Но когда правило нарушается, наказание неминуемо. Например, когда какое-то животное просто оставляют в лесу раненым и не забирают с собой, потом такой охотник заболевает, и ему очень трудно выздороветь.

Третье пространство — Желтый Мир, Паншин Нете (Panshm Mete). Это пространство, расположенное на вершине Лупуиы (lupuna), или Сейбы (Ceiba Pentandra). Лупуна — самое высокое и очень почитаемое дерево в лесу.

Желтый Мир, Panshin Nete — это мир греха, мир злых духов. Существуют различные злые духи: Беро Йошии • Вето Yo*hm — гг о злой дух, приносящий вред для гпжх, дух Мава Йошии {Маша Yoshin) — ЭТО дух умерших. Иошинком. Fujhh*oh Yo*hmioo) — по-настоящему очень плохой дух, Иошиикома (Yoehinkonia; менее плох, но он находится внутри злых дѵ хов.

В этом пространстве Паншин Неге i Pamhrn Nete! ш говорят Шипибо-Конибо, обитают йо& е (yobe или ші«и»мому o.mw aJumnui amis)1. Эго люди, которые без разрешения души іичади готоиигь или использоваіь Аяуаскѵ. не соблюдая особой хиеты. П.ю& шг г* рандерос, которые вместо того, чтобы выполнить свош х ллѣ м^ч) ми дачу — лечить и исцелять, занималась прммсігимем»f< ii и вор-

‘ В прошлом Комибо вгриім. ЧІО ІІЫ) дуж «aifMI*. «JMT Ш0ГГри ли; ит нею происходит»сг ми и и* мпадаг* *миИ.tjmK тп> врмИм at-

OXOTHO проиіМіКйі по ими Но кииMkNWM МСіЧ € мм умиь

МГДИКОВ, МД& ОДЯfwЯ с МММ • UfUMU UIWWVMt • «МП J' *«>

С4 змей и нисеьомыѵ «1 вь*«и мѵ (І%ѵ кмм< т тчьттшг «аиштти

іісдммг киѵ ювляюк* ил * t ѵ и — — ш ии^мм, ■ т

длшшпггип) К 4імм иОк мй иг—ім %ттттш.

мпвсіоі ѵ И/аоИ. и6р*іил«иіѵ «ы «имтим вѵ «ь(*»»ммт ъ П’тлш шлея» 0»«ничего НС ИИѴ І «мъ< м*м»к МО ***** «в НМІ иимиіиршиі ннірпмср. вт игшх до «в им гѵ чмагкв т»ц ічпіш в *-*-мН •иг імн ѵ м»р*гѵ ()Ц*ИН* AwfMA С т»

тІіЗт

чи — это также йобе (уоЬё). Шипиоо считают их очень опасными и вредными. Эти колдуны живут изолированно и одиноко в расщелинах. Когда они умирают, то прямиком отправляются в Желтый Мир. Jakonma amis — это также колдуны, которые должны были лечить, но вместо этого приносили зло. Желтый Мир — это посмертная участь всех, приносящих зло, а также тех, кто нарушал за преты и не соблюдал священный порядок при жизни.

Желтый Мир в вертикальном измерении (вертикальная Мировая Ось) находится между нашим Миром, Нон Нете и Чудесным Пространством, Хакон Нете. В горизонтальном измерении (горизонтальная Ось Мира) пространственное соотношение миров выглядит следующим образом. Согласно верованиям Шипибо, душа грешника после смерти, когда она совершает загробное путешест вие по рекам (символ горизонтальной оси — Мировой реки) во время спуска вниз по Укаяли, застревает в Желтом мире, вместо того, чтобы спуститься дальше к Амазонке. Не достигнув хорошего мира (Чудесного Пространства), душа обитает в Желтом Мире так долго, пока не будут исчерпаны все наказания для нее. Убежать из Паншина Нете никто не может. В некотором смысле, это аналог католического чистилища.

Когда умирает Шипибо, который вел себя при жизни плохо, он может превратиться в ягуара или в каймана, которые являются хищными животными1. Женщины, нарушившие супружескую верность, после смерти превращаются, например, в броненосца (carachupa). Когда поднимается сильный ветер, гнущий деревья леса, Шипибо называют его манайбо (manaibo)— это означает, что очередной дух, превратившись в животного, опускается из Желтого Мира на землю, прежде всего, в заброшенные фермы (purtnas). Можно увидеть его следы, услышать его рычание, его свист, и это

очень опасно, потому что, если человек находится близко, у него начнется диарея или рвота, он может даже упасть в обморок. Поэтому во время сильных порывов ветра лучше спрятаться и стараться не выходить из дома. Всеми этими духами, которые превращаются в животных, повелевает огромное существо, похожее на корову с рогами и одной очень длинной правой рукой. Шипибо называют его Симпира (Simpira). Длинная рука нужна Симпире (Simpira), чтобы дотянуться до другого пространства — «Нашего Мира» (Non Nete), чтобы забрать человека, который нарушил какое-нибудь правило. Его правая рука скручена и похожа на длинного удава. Когда человек ведет себя плохо, рука Симпира вытягивается, хватает грешника, и увлекает его из «нашего мира* Нон Нете (Non Nete) в Желтый Мир.

Четвертое пространство, которое Шипибо называют Хакон Нете (Jakon Nete) — чудесное пространство, новый мир, где обитает Отец Солнце, который является Инкой, в сопровождении Шипибо- Луны. Души прибывают к нему. Это мир, который достигают только избранные души. Если человек болел при жизни и умер больным, его душа также прибывает в этот мир больной, но в этом мире есть все, чтобы исцелиться. Сюда прибывают не только души людей (kayabo), но также души животных (уоіпа yoshinbo) и души растений {jiwi yohinbo). Так как у всех растений есть кайа кауа (душа,, они также идут в пространство Инки. Дух хороших растений покрывает все пространство этого мира, создавая такие прекрасные ландшафты и пейзажи, которых не встретить на земле. Это мир> полный цветов, фруктов, удивительных изящных растений При жизни только у шамана Мерайя (тегауа) есть способность путешествовать в этот мир с помощью Аяуаски. Остальные іюли могѵ т оказаться в этом мире только после смерти Особо со*решившая душа, осужденная на мучения в Наньшии Неіе. хля гоео^ что6м ое рейти в Чудесный Мир. должна быть имііечена из Жетгого Мира великим шаманом Мерайя (тггауа)

Мерайя (тегауа). или морайо врач орамдери, шторы* joe тиг высшею уровня духовною развития, не* иикого выше mi Он можег перемещаться во Все пространства ми; м а устамаа-шиать контакты с существами, коюрые гам обигаая Он но, *е«преар* щаться также в іверей пира, удава. пѵ м> в іюбоео. аого відонгѵ У него есть способность становиться невидимым. в ооаом

месте и появляться в другом

Магические узоры Шипибо-Конибо

Шипибо развили искусство геометрических узоров большой сложности. Это не просто " украшения". Рисунки Шипибо наполнены особым смыслом, раскрывающим взаимосвязь видимого и невидимого мира.

Узоры Шипибо связаны с древней космологией амазонских аборигенов. Это своеобразное особое видение вселенной. Есть поверье, что если разгадать смысл " кода Шипибо", то вам откроется карта, на которой отражен путь племени на землю из других измерений бытия. Ключ, открывающий врата в смысл этих узоров, хранится у шамана племени. Из рода в род ключ передается от одного шамана к другому. Секрет " кода Шипибо” тщательно оберегают духи-защитники племени.

Шаманы полагают, что растения-учителя говорят с нами на особом языке, но пока мы не научимся понимать этот язык, мы бу дем просто взирать на «великолепные узоры» и «космическую вязь». Эти узоры будут вызывать в нас восхищение, но смысл і ни щенного языка будет от нас ускользать. В определенном смысле,

эти узоры — космические вибрации, голоса духов природы, запечатленные в графическом виде.

Для непосвященных — узоры Шипибо лишь красивые декоративные картинки. Но шаман, являющийся посредником между миром живых и мертвых, между миром людей и духов, распознает смысл узоров-схем безошибочно. Здесь можно провести отдаленную аналогию с инженером. Для кого-то чертеж может показаться лишь набором замысловатых геометрических фигур. Но разбирающийся в чертежах инженер может построить по ним, например, космическую ракету'.

Для шамана весь физический мир — лишь проявление мира более тонкого, незримого обычному человеку. И поскольку наша реальность — проявление сакрального измерения, то в нем мы повсюду встречаем воплощенные символы и знаки священного мира. Например, мы можем увидеть причудливые узоры на чешуйчатой коже змей или завораживающие краски птичьих перьев. Вообще, мир амазонской флоры и фауны настолько живописен и магически неотразим, что он просто не может не служить бесконечным ис точником вдохновения для сакрального искусства индейцев.

Деревья, лианы, травы — растения-учителя Шипибо-Конибо

Магические растения на ншке Шнішоо носят название «мер[100]- мес» (merames) К ним относятся

1. Различные растения, деревья и гравы ысшчая.Ѵ яѵ асіч например: Сахар Уайо (Лгі^иг Нииук' ■ Айи Ѵ ма Л> а I Рѵ шжастш Remocaspi и Чульячамі ка*.пи O^iiuhdifui едже различные виды шамаіккой парфюмерии и Фѵ *гѵ ЛЧомь Кашарімш. ftaegu It Capirona.

2. Деревья учи і с la — ришэ moot? и* Чѵ пвья.

(Maytoiu* гЬечі/Ыш). Чирмь*аидшо. С! ш

difbra), Ц1иуауа*< л ShthuuAujbO ІЧрісг> > Tiutafevs Гvnuro. Kopec а. (orrw. hr как и іья. u ты

3. Растем им ѵ чміе ia pbntd> и кчжл См kr\thru*v lum coca). Та». Го*’ (Biugfnai»»*a»иа*ик< ш»>. Iliuuu* Іаииуц»», P»* non Coiofkuio (/am> pKu fiHAypifoik*. 41* v»? *. Vim и/a Рііпита Mb-

acea), Пири-пири, Piripiri (Cyperaceous s/>.), Мотелийо, Motelillo (Hit- tortia verschaffeltii). Листья Сача, Ajos Sacha (Mansoa alliacea), и corac sogas (лианы) — включая Аяуаску (Banisteriopsis sp.) и Сача Мотело, Sacha Motelo.

Диета с растениями считается непременным условием для становления шамана-вегеталиста, для приобретения мудрости и силы, а также для очищения тела и восстановления здоровья. Лишь следуя строгой диете можно получить связь с духовным миром п обучение у растений-учителей. Все вегеталисты считают, что только строгое соблюдение диеты является путем к мудрости. Во время диеты меняется не только восприятие, но и само тело. Оно становится легче и энергичнее, ум яснее и острее, тело меняет запах, сновидения становятся осознанными и наполненными особым глубинным смыслом.

Несмотря на то, что тело худеет, практики во время диеты не жалуются на слабость тела, и даже наоборот, они полагают, что диета дает им силы справиться со всеми трудностями во время уединенного пребывания в лесу. Также они считают, диета позволяет им избежать возможных заболеваний.

Диета и уединение в лесу— общая для южноамериканских шаманов практика. Так, например, в гвианских карибских племенах «если шаман (ріаі) не имеет собственных детей, то выбирает самого смышленого из деревенских мальчиков, уводит его в отдаленную часть леса и постепенно знакомит с техникой его будущего звания, пока он окончательно не постигнет ее в продолжение нескольких лет. Исчезнув из общества субъект возвращается к своим соплеменникам в качестве ученого врача, скорее похожего на скелет, чем на живого человека. Навар из табачных листьев составляет его единственное питье; небольшой ломоть хлеба касса- де — его пищу. В период учения он не должен иметь никаких сношений с европейцами, так как через это навсегда теряет влияние на демонический мир. По окончании обучения он получает от своего учителя мистическую погремушку «марака», перед могуществом которой преклоняется каждый злой дух; затем родители молодого человека подносят учителю более или менее значитель ные подарки»[101].

Диета помогает изгнать из тела патогенных духов и вредоносные субстанции, что открывает путь для действия полезных и благотворных духов растений и животных. Люди, практиковавшие ди- егу, рассказывают, что иногда в сновидениях или в видениях, вызванных приемом Аяуаски, к ним приходили растения-учителя в виде старца или пожилой женщины и помогали исцелиться от того или иного недуга. Они делали это либо в символической фор- ме__ беря веник и выметая из тела болезни, либо иногда даже являясь в виде западного доктора с набором медикаментов*.

Существуют разные диеты, например, диеты с онгос де бака, hongos de ѵ аса (магические «коровьи» грибы), с растениями, такими как Камалонга (Camalonga), даже с магическим «парфюмом», таким как Агуа де Флорида (Agua de Florida). Агуа де Флорида, или «Флоридская вода» — это одеколон, распространенный среди целителей-куран дерос Латинской Америки и в некоторых регионах США.

Главная задача диеты — установить непосредственный контакт и в дальнейшем — прочные отношения с Растением-Учителем.

В невербальном контакте Растения-учителя обучают ученика, иду щего путем курандеро, тайным знаниям целительсгва.

О возможности такой телепатической связи в западно-европейском мире известно уже давно. Клив Бакстер (Сіеѵ е Backster), американский специалист по использованию детектора іжи, проводил множество экспериментов с различными растениями Он выяснил, что растения способны чувствовать, переживать эмоции, они обладают памятью и даже читают мысли. Клив Бакстер использовал полиграф — устройство, которое с помощью электродов, подсоединенных к человеку, регистрирует электрическую проводимость живой ткани. В самом общем смысле, прибор пшво.ідет измерить колебания электрического потенциала (го есть наряда человеческого тела под воздействием мысли ити чувства. В 1%6 году Бакстер открыл, что растение Iш данном случае эго была jpa цена, или «драконье дерево») способно быстро реагировать даже при угрозе вреда. В дальнейшем Ьакѵ тер открыл, что рысгеммм способны восиринимаіь не голько действия, но лаже намерения чеа>

века. Бакстер назвал такие способности растений " первичным восприятием" (Primary Perception) и опубликовал результаты своих исследований в международном журнале парапсихологии. Опыты Бакстера стали широко известны благодаря бестселлеру двух американцев — Питера Томпкинса (Peter Tompkins) и Кристофера Берда (Christopher Bird). Книга называлась " Тайная жизнь растений" (The Secret Life of Plants) (1973). В этой книге авторы описывают фантастические примеры психологических, эмоциональных и духовных отношений между человеком и растениями. В «Тайной жизни растений» приводится множество документально подтвер жденных случаев непосредственной связи растений и человека, а также растений между собой — причем при этом растения и человека могут отделять тысячи километров!

Так что стоит ли удивляться тому, что шаманы уединяются в глубине джунглей в маленьких домиках-шалашах (тамбо), отключаются от мирской суеты и посвящают все время общению с Растениями, которые шаманы считают своими Учителями и На ставниками?

Амазонский шаман-курандеро Гильермо Аревало (к слову, участвовавший в фильме Яна Кунена «Блюбери»), у которого я жил некоторое время в его этномедицинском центре «Космическая Анаконда», говорил о диете следующее (в изложении Хэвена Росса и Говарда Дж. Черинга): «Независимо от того, соблюдаете вы диету для исцеления тела и духа или проходя шаманскую инициацию, ее эффект зависит исключительно от вашего позитивного намерения и вашего желания установить связь с духом растения. Когда дух вас признает, он подарит вам свою силу. Путь к мудрости открыт, и исцеление возможно»1.

Сила шамана, Марири

Поиск силы, ее накопление и использование для специфических целей — основное занятие шамана. Силы, с которыми он име ет дело, как правило, персонифицированы. Они могут быть очень разнообразными. Личности-силы можно различать но оказынае

мому ими эффекту, то есть функционально. Это вовсе не означает, что сама Сила имеет четкую функциональную характеристику. Просто тот или иной шаман находит свой «язык общения* с Силой и она проявляет через него специфическое воздействие. Через другого шамана она может действовать совершенно иначе. Так, например, Аяуаска в одних случаях может быть источником силы для исцеления, а в других — для убийства.

Амазонские целители верят, что могут исцелять людей посредством духа Марири, представляющего собой что-то вроде «плазмы», или «слизи», «мокроты». Благодаря Марири шаман может высасывать болезнь из тела больного, не опасаясь, что та проникнет в него самого

Марири (тагігі) — это магическая субстанция, плазма, или флегма. Можно сказать, что это энергетический резерв магической силы-субстанции шамана. Икарос (священные песни) являются одной из форм марири. Марири может использоваться по собственному усмотрению целителя, выступая как энергетическая и духовная (спиритуальная) защита.

Марири — оборонительное оружие кѵ рандеро и наступательное— для колдунов-брухос. В сущности, курандеро используют марири для защиты от виротес (virotes, или на языке Кичуа viruti. matiri), или чонтас-дротиков. Когда курандеро чувствует, «гто подвергся атаке с применением магических стрел, он иемехіенно призывает свою марири. Так же как и икарос. марири может быть получена от растений и от учителя (исп. мазстро) На физическом уровне марири передается изо рта в рог или *е через рѵ ки. Марири используется для защиты, для обращения всплть а гаки противника и для исцеления.

Марири весьма капризная субстанция, обитающая в rev шамана. Ее нужно постоянно кормить и взращивать. А пищей ем служит отвратительного вкуса отвар из табака малачо

Один шаман рассказывал, что ьѵ рамдеро во время иигг«ппеаи> го состояния способен увеличить марири интенсивно гаггіпшя табачный дым мапачо и таким образом корм хух Другие в ИСС (измененные состояния сознания) сіюсооны визетъ, ш ьѵ риилфо аыпускает плазму марири ню рта (она может вмгягнвиты.я ню ртш на 12 и более сшиѵ имегр%»в) и ікаьымгѵ се оорапю. Bkw wrv «паство сопровождаем «ффеынммм \ш\ълмм ЬоМ аимия oat моямгѵ ш сасывагь мшиче%*ие < тр*лы из іг и іьаангнга. Up- яѵ и внна m прижки і никакою і|«ги < tOc ималгченm ннгичвкяин сгрвам

дротика, выпущенного в тело жертвы каким-нибудь злым колдуном брухо на языке Шипибо называется кёпиа (соріа).

Мапачо (лат. Nicotiana rustica) — крепкий амазонский табак, используемый табакеросами и другими шаманами. Шаман кладет связку табака как подношение духу Аяуаски перед тем, как нарезать его. Мапачо — это основная пища марири. Если марири не кормить дымом мапачо, марири может выйти изо рта шамана, подвергая ею опасности со стороны брухо-колдуна, который может отрезать марири и таким образом оставить шамана беззащитным против своих злодейских чар.

Специализация и классификация иіаманов-курандерос

Существуют различные классификации шаманов курандерос.

Всех врачевателей-шаманов, использующих в своей практике растения, называют вегеталистами (от испанского «vegeta- lista» — vegetal — относящийся к растениям, растительный, растение1). На языке Шипибо — Ni Rao Onan. С некоторыми оговорками слово «вегеталист» можно перевести на русский язык как «травник». Обычно вегеталисты перед тем, как получить силу и мудрость растения, соблюдают особую диету или пост в течение года и более.

По использованию растений-учителей различают:

Мастер Тоэсеро (maestro Toesero) — шаман, специализирующийся на работе с растением-учителем Тоэ Тое' (лат. Brugmansia suaveolens).

Аяуаскеро — шаман, искусный в использовании Аяуаски. Натуриста — мастер-травник, знахарь.

Шаманы-перфумерос (исп. Perfumeros) — буквально шаманы- «парфюмеры», специалисты по использованию ароматов. Считается, что они способны привлечь удачу, финансовый успех и даже вернуть любимого человека (приворотная магия).

Классификация шаманов по степени мастерства:

'Ср. с греческим «pharmakeus» — колдун-травник, от «phurmakon» («лекарство», «зелье», -яд-*).

Мерайя, мырайя, мурайя, морайя (muraya, moraya, шегауа, щиегауа — в языковой семье Паноан, Рапоап) — это шаман высше- го уровня, высшего ранга.

Первый шаман Шипибо был Великим Мерайя. Легенды Шипибо рассказывают историю об Аши (Ashi), первом Мерайя (Мегауа), который трансформировал себя в полубожественное существо, после того как обрел невероятные сверхъестественные силы. Аши — Великий Мерайя — был первым, кто обнаружил, идентифицировал и дал имена различным растениям-учителям, деревьям и лианам Амазонской сельвы. Аши почитался всеми Шипибо и шаманами как полубожественное существо, наделенное сверхъестественной силой.

Мерайя, как верят Шипибо-Конибо, может перевоплощаться в любое животное. Он может трансформироваться во что угодна растворяться где пожелает, для того, чтобы беспрепятственно путешествовать во всех пространствах.

По другим данным1 — мерайя не является высшим уровнем ве- геталиста. Мерайя — это мастер речного царства и царства сельвы. Он является знатоком растений и животных, способен часть времени жить в подводном царстве, но не способен подняться на небо

Мерайе необходимо общаться с духами вод. Считается, что подводное царство — источник силы мерайя Мерайя на спине Якумамы способен опуститься в глубинные уровни подводного царства. Высший уровень шамана согласно Л. Э. Луна — Сѵ мнрѵ на (sumiruna), также называемого sumi. Суми обладает способностями трех царств: сельвы, воды и воздуха. В некоторых племенах словом мерайо обозначается один из уровней целителя шамана. Надо сказать, что подтверждения сведениям Л Э. Луны не встречается в других источниках. Также имеются данные о том. что в прошло[102] понятия мерайя (шегауа). роа (гоаі и йобе (yobe) оылм сѵ нонямами. обозначающими и шамана, и колдуна брѵ хо Возможно, что аелг* ние на «плохих* и «хороши** шаманов мроизошю под влиянием христианских миссионеров. Мносме современные іѵ рандгрчх ае любят, когда их называют шаманами Лаже»н> іювоч пппівинт в Латинскую Америку всего неіьольдо аеѵ яім ѵ гтніі нлллх rmt ѵ ілело

приобрести негативный оттенок. Поэтому нет оснований для предположения, что аборигенные обозначения шаманов также претер пели изменения.

Унайя, Уная, Оная, Онанья (El Unaya, Onanya) — шаман врачеватель, собственно курандеро или брухо (колдун). Онанья может диагностировать заболевания с помощью одного взгляда или прикосновения, а потом лечить пациента. Но он не имеет такой же силы, как Мерайя. Эти врачеватели — мастера икарос.

Йобе, Йобы, Йубу (Yobe или Yubu) — брухо или курандеро, находящийся уровнем ниже Унайя (Онанья). Большинство брухос, не являющиеся коренными Шипибо, относятся к этой категории. Обладая знаниями, аналогичными тем, что есть у шаманов Мерайя, Йобе используют в своей практике лечебные растения. Йобе специализируются на извлечении магических дротиков. Они прибегают к помощи отца и матери (іѵ о) Ячай или Чонта Марири (Llausa Магігі — на Кечуа, Huanin Quenon — на Шипибо).

Йобе — шаманы, которые не соблюдают правил особой диеты, позволяющей достичь уровня Мерайя. Йобе — в большей степени обладает качествами колдуна. В качестве наказания, растения завладели ими, поймали их в ловушку и наделили негативной силой. Юбу способны исцелять, но кроме того, они также могут и убивать. В этих представлениях индейцев хорошо видна вера в амбивалентность растений-учителей. В зависимости от склонностей взаимодействующих с растениями-учителями людей, одних они наделяют целительской силой, а других — вредоносной.

Кроме этих трех основных групп также выделяют повитух, или акушерок Кушуми Бакиабиль (Cushumi, baquiahil), специализирующихся на определенных вида растений, и костоправов, массажистов Тоби Уна (Tobi unA).

«Этическая» классификация — шитанеро и курандерос: Шитанеро, как мы уже говорили, — это злые колдуны (брухос, ичисейрос), которые специализируются на причинении вреда и насылании болезней, некоторые из которых смертельны. Жертву таким шаманамкиллерам обычно заказывают из корыстных мотивов— зависти, обиды или стремления устранить конкурента но бизнесу. Шитана (Shitana) на языке Кечуа — колдовство.

Шитанеро — это зловредный чонгеро, который исіюльзуеі ма гические дротики-стрелы для причинения вреда людям Колдун получает чонту дротик из марири и выдувает его н направлении

жертвы. Если курандеро не освободит жертву от чонты, то этот магический дротик может стать причиной невероятной боли и даже смерти.

Вообще, чонтеро— не обязательно шитанеро. Чонтеро— это мастер, овладевший искусством метания магических дротиков виротес. Понятие «чонтеро» произошло от чонта — так в Амазонии называют дротики (виротес) или стрелы для охоты, изготовленные из твердой древесины Чонты. Чонта (лат. Guiliema gasipaes) — персиковая пальма, известная также как пихигуао. Листья служат для изготовления луков, дротиков и наконечников стрел.

Виротес — магические шипы или дротики — магический заостренный предмет, черная кость, шип. стрела, подобная тем, что используется для духовых трубок. Виротес используются для причинения вреда выбранной колдуном жертве. Можно сказать, что виротес— это мыслеформа, мысленный образ, который метается в форме копья, стрелы, луча в представляемую жертву Тем не менее, пациент может воочию увидеть, как шаман извлекает из его организма твердые предметы вроде маленьких темных или черноватых камней, черных шипов или дротиков и-іи даже белоаатые червеобразные предметы. Это очень напоминает метод течения. которым используют тибетские медиумы Па>

Чонтеро может выпускать магические дротики хіл достижения позитивною эффекта, например, посылая \сообщая: гаяям оор* зом знания и силу. Также он знаеі как высасывать и удалять из те да пациента ядовитые, отравленные дротики источниками которых могут быть болезни и злые чары

Известный иеошаыан антрополог МаАкл Хариер кстати, хороший знакомый Карлоса К ас іанеды который исодожратио гча ствовал в церемониях Аяуаош, расскхшаает. что в практике «и дейцев хиваро (также переводят как и іисирѵ «шѵ чсѵ кме

стрелы, или магичеѵ кие д|к*тки мірмдм очо** аааиѵ ѵ, если m ключевую роль. Именчюкя ыагичсѵ ыяс дротики ѵ іимри *urmua ими». «Цеитсаки» ПО не просто ма/мчемаг — #тѵ дѵ ьж

Они могут оыіь как дугами ііѵ тшіиижааш. гав и там» Оо.ксшси. Iluiiому с их иомощкдо ъммьии и «сиг инк и»кииі% «имемм Злые шаманы ыкы іаян taaae цѵ гмя в іеви MfiiB Ьимсі»aa. ЧТО «цгмтсак* іасгреіьагт там на *сю мвь- С»mi>

щыо «мгнчекки* ітре» ичеѵ евркч Myujra ч імим ішмфі и^ ту» даже ѵ Оиі ь че.юяеаа

Я сам видел одного молодого человека, который вполне серьезно сетовал на то, что в детстве в его тело злой шаман внедрил такую стрелу. И ее до сих пор никто не может вытащить (а молодому человеку было уже не меньше двадцати пяти лет). Она причиняет ему невероятные страдания — головные боли и прочие недуги.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.