Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Николай Рерих и его Учителя.






Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874-го года в Петербурге. Род Рерихов древний, датско-норвежский, появился в России в первой половине XVIII-го века. Слово " Рерих" в переводе с древнескандинавского на русский язык означает " богатый славой".

Семья Рерихов со временем обрусела. Отец Николая, Константин Фёдорович, управлял большой нотариальной конторой в Петербурге, был близок к Вольному экономическому обществу, занимался вопросами народного образования. Мартинист и человек большой культуры, он дружил со многими видными людьми своего времени.

Николай Рерих рос необычайно впечатлительным, любознательным и склонным к фантазиям ребенком. Вся обстановка в доме располагала к этому. Он неоднократно присутствовал при беседах об истории, литературе, странах Востока. Особенно увлекали его рассказы востоковеда Позднева о путешествиях в Азию.

В 1883-ем году Николай поступает в гимназию. В первые же годы он выделяется среди своих сверстников редкой одарённостью и трудолюбием. Рерих проявляет огромный интерес к истории. В его ученической тетради за 1887—1888-ой годы наряду с переписанным «Плачем Ярославны», записями народных сказок есть работы на исторические темы: сочинение «Месть Ольги за смерть Игоря», стихи «Ронсевальское сражение», «Поход Игоря», «Йоркское сражение».

Однако этот деятельный мальчик не ограничивался знаниями, которые давала ему гимназия. Он постоянно находил для себя новые занятия и полностью посвящал им своё свободное время. Особенно плодотворными были для него летние месяцы в имении отца в Изваре, неподалёку от станции Волосово. Николая привлекали к себе глухие дремучие леса, озера с густыми туманами, заросли камышей. Всё в окрестностях усадьбы казалось ему необычным, таинственным, сказочным.

Рано привлекли внимание Рериха курганы. Как-то в усадьбе в Изваре остановился крупный археолог Ивановский. Рерих, всегда живо реагировавший на новое, под впечатлением знакомства с Ивановским уже девятилетним ребёнком начал раскапывать старинные захоронения в окрестностях имения своих родителей. Будучи в последних классах гимназии, он обратился за советом к известному археологу Спицыну и нашёл у него поддержку: уже в 1892-ом году по поручению Археологического общества Рерих производит раскопки курганов между селом Брызовым и деревней Озертицы, бывшего Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии. Все находки были переданы в гимназию.

К этому времени относятся и первые опыты рисования. В гимназии Рерих принимал активное участие в любительских спектаклях как актер и художник. Он сделал портрет Николая Гоголя для программы спектакля, эскизы декораций для постановки живых картин из «Страшной мести» и «Майской ночи».

Первым, кто обратил серьезное внимание на увлечение Николая рисованием, был художник Микешин, друг семьи Рерихов. С 1891-го Микешин занимается с ним, обучая этому нелёгкому искусству.

В 1893-ом году гимназия была успешно Рерихом закончена. Встал вопрос о будущем. Интерес Рериха к искусству и истории настолько окреп, что он мечтает одновременно об Академии художеств и историко-филологическом факультете Университета. Однако отец, собиравшийся со временем передать сыну нотариальную контору, настаивает, чтобы он поступил на юридический. Николаю пришлось пойти на компромисс: вместо историко-филологического факультета Рерих согласился поступить на юридический с одновременной сдачей экзаменов в Академии художеств. Осенью 1893-го года Николай становится студентом Университета и Академии.

Много времени Рерих уделяет занятиям в Университете. Но любимым стал не юридический, а историко-филологический факультет. Даже тему зачётного сочинения «Правовое положение художников древней Руси», за которое в 1898-ом году ему был выдан диплом, Рерих взял с историческим уклоном.

Именно там, в Университете, Рерих познакомился с будущим народным комиссаром иностранных дел Георгием Чичериным.

Не забывал Николай и про археологию. В 1894-ом году, интересуясь культурой племен Древней Водской Пятины, Рерих осмотрел двадцать семь курганов и раскопал из них одиннадцать. В 1897-ом году он вскрыл неизвестный могильник при мызе Извара.

Во время раскопок в Бологом Николай познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой, дочерью архитектора Шапошникова, двоюродной племянницей композитора Мусоргского и двоюродной правнучкой Михаила Кутузова. В 1901-ом году Елена Ивановна станет женой Николая Рериха.

Столь же значительными были успехи Рериха в Академии художеств. Отвоевав у отца право стать художником, он всей своей душой отдаётся искусству. С первых же дней учёбы в Академии Рерих помимо общих классных заданий пробует самостоятельно работать над историческими композициями, ставя перед собой такую цель — " пролитие света, иллюстрацию родной истории". Неоднократно обращается он к широкоизвестным темам и делает эскизы. Тут и «Плач Ярославны», и «Святополк окаянный», и «Иван царевич наезжает на убогую избушку», и «Вечер богатырства Киевского». В 1895-ом году началась работа по подготовке иллюстраций к сборнику литературных произведений студентов Университета, выпущенному в свет в следующем году. Рерих исполнил 24 иллюстрации к сборнику, обложку и оглавление.

В 1900-ом году Николай уезжает во Францию. В Париже он посещает музеи, выставки, художественные салоны, мастерские, знакомится с новейшими течениями искусства. Следуя советам своих старших товарищей о продолжении художественного образования, Рерих поступает в мастерскую Кормона, автора известных исторических картин.

Проработав во Франции год, Николай возвращается в Петербург. И в мае 1903-го года Николай Константинович вместе с женой начинают большое путешествие по России. Эта своеобразная " поездка за стариной", как называл её сам художник, охватила огромный район: города Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Москву, Смоленск и многие другие. Рерих поставил перед собой задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, разыскивал старинные костюмы, предметы прикладного искусства, записывал сказки, песни.

Помимо старинного русского искусства Рериха интересует также древнее искусство Скандинавии, Индии, Монголии и Китая. У Рериха зарождается мысль о возможном использовании в искусстве богатейших наработок Востока. К этому же его подталкивает и мартинизм (мы помним, что Рерих состоял в Мартинистской ложе и даже проявлял завидную активность на этом поприще): русские мартинисты отличались от западных прежде всего тем, что подобно теософам Блаватской особое значение придавали культуре Азии.

Тем временем служебная карьера Николая Рериха идёт по восходящей. В 1909-ом году он становится академиком. Занимает пост председателя объединения «Мир искусства», по отношению к которому вёл себя поначалу очень настороженно, и пост секретаря Общества поощрения художеств. Солидная должность позволяет ему получить близость ко двору. Результат сказывается незамедлительно — ему жалуется чин действительного статского советника, что приравнивалось к чину генерал-майора в армии или к контр-адмиралу на флоте.

В 1913-ом году Рерих публикует статью «Индийский путь», в которой пишет о необходимости глубокого изучения культуры Индии и организации туда большой экспедиции. Рерих видит определённое сходство культур Индии и древней Руси: «Невольно напрашивается преемственность нашего древнего быта и искусства от Индии. [...] Обычаи, погребальные " холмы" с оградами, орудия быта, строительство, подробности головных уборов и одежды, все памятники стенописи, наконец корни речи — всё это было так близко нашим истокам. Во всём чувствовалось единство начального пути» [28].

Вместе со своим другом, археологом Голубевым, Рерих составляет план экспедиции и начинает готовиться к путешествию, ставя перед собой целью изучение первоисточников восточной философии и древних культурных памятников.

Именно в это время в жизни Рерихов появляются Учителя. Началось знакомство с того, что где-то между 1907-ым и 1909-ым годами Елена Ивановна имела Видение, потрясшее всё её существо. Вечером она осталась одна (Николай Константинович был на каком-то совещании) и рано легла спать. Проснулась она внезапно от очень яркого света и увидела в своей спальне озаренную ярким сиянием фигуру человека с необыкновенно прекрасным лицом. Сначала Елена Ивановна решила, что умерла и за ней пришёл ангел. Она успела подумать о маленьких детях, которые спали рядом в комнате; о том, что перед смертью не успела дать нужных распоряжений. Однако вскоре мысль о смерти отступила, заменилась " необычным, ни с чем не сравнимым ощущением присутствия Высшей силы" [57].

Николай Константинович отнёсся к видению своей жены с пониманием. Реальная же встреча Елены Ивановны с Учителем произошла позже, в 1920-ом году — в Лондоне, куда Николай Рерих приехал со своей выставкой. Елена Ивановна увидела Учителя у ворот Гайд-парка. Он был одет в форму офицера англо-индийской армии. Учитель был высок, а его " удлиненной формы глаза излучали спокойную силу и как бы притягивали к себе". Елене Ивановне они напоминали глаза подвижников и святых. Ей показалось, что она где-то уже видела этого человека. Она замедлила шаг и остановилась. Офицер шагнул ей навстречу, и только тогда она заметила его спутника. Оба Учителя приветствовали Елену Ивановну. Беседа состоялась тут же у ворот парка.

Вообще же, сравнивая свидетельства Елены Рерих и Елены Блаватской о встречах с Учителями, можно заметить определённое сходство в показаниях. Тут возможны два варианта: или Учителя сознательно воспроизводили ситуацию семидесятилетней (!) давности, или центр Изначальной Традиции находится гораздо ближе к европейским столицам, чем принято считать.

Потом встречи с Учителями случались в Нью-Йорке, где Рерихи вели свою культурную работу, и в Индии, где они готовились к экспедиции в Центральную Азию.

 

* * *

Большевистскую революцию Николай Константинович Рерих воспринял неоднозначно. С одной стороны, он резко осуждал революционное насилие и вандализм (ещё бы не осуждал, ведь его коллекции и картины большевики реквизировали в первые же дни после прихода к власти), с другой стороны — принимал всё случившее с Россией как знамение исторических судеб, неизбежную мировую катастрофу, а потому стремился наладить сотрудничество с большевиками. Именно этим неоднозначным взглядом на происходящее в его родной стране можно объяснить и многие последующие противоречивые поступки Николая Константиновича.

В день большевистского переворота Рерих находился на лечении в Финляндии. Именно не­зависимость Финляндии спасла семью Рерихов от " красного террора". Художник все­гда любил подчёркивать, что он никуда не эмигрировал — эмиг­рировала страна, в которой он проживал.

В 1918-ом году Рерих получил письмо из Стокгольма. Там с предвоенной Балтийской вы­ставки оставались кар­тины русских художников, а сре­ди них и работы Рериха. Автор письма, профессор Оскар Биорк, приглашал художника устроить в Стокгольме персональную выставку из старых и новых работ, сделанных в Финляндии. Рерих дал своё согласие. Выставка открылась 8 но­ября 1918-го года.

В тот же день во время пре­зентации к художнику обратился один весьма странный человек с предложением о турне по Герма­нии на очень выгодных условиях. Вот как Рерих описывает этот эпизод в своём эссе «Призраки»:

«В Швеции на выставку явился та­инственный господин с невнятной фамилией, спрашивает:

— Вы собираетесь в Англию?

— Откуда вы это знаете?

— Многое знаем и пристально следим. Не советуем ехать в Англию. Там искусство не любят и ваше ис­кусство не поймут. Другое дело в Германии. Там ваше искусство будет оценено и приветствовано. Предлагаем устроить ваши вы­ставки по всей Германии и га­рантируем большую продажу. А чтобы не сомневались, можно сейчас же подписать договор и выдать задаток.

Призрак с задат­ком» [59].

По всей видимости, это первый случай контакта Николая Рериха с представителем внешней разведки Советской России. В том, что " призрак с задатком" был именно советским разведчиком можно не сомневаться. Дело в том, что как раз в это время в Германии шла подготовка к вооружённому коммунистическому восстанию. Правительство Германии предпринимало отчаянные усилия по предотвращению его и подавлению вспыхивающих то тут, то там очагов немецкой революции. В частности, был выявлен центр агитации, которым, как, наверное, того следовало ожидать, оказалось советское посольство в Берлине. Ми­нистр иностранных дел Зольф санкционировал вскрытие мно­гочисленных деревянных ящиков, приходивших на адрес посольства в Берлине. Вскрытие показало, что все они были туго набиты подрывными листовка­ми, напечатанными в России, и брошюрами Ленина «Государство и революция». Советская мис­сия была выдворена из Берлина.

Спецслужбам большевиков пришлось искать новый каналы для поставки агитационных материалов. Им показалось, что Рерих — самая подходящая кандидатура на роль " контейнера": кто будет " потрошить" багаж всемирно известного художника и учёного?

Рерих отка­зался тогда от этой роли Он по­ка ещё считал таких людей, как " призрак" из советской разведки " наглыми монстрами, которые врут человечеству". Более того, в те же дни Николай Константинович начал пи­сать обличительные статьи для колчаковской прессы.

«Вульгарность и лицемерие. Предательство и продажность. Извращение святых идей чело­вечества. Вот что такое больше­визм,» — так характеризовал Рерих новых хозяев России в воззвании Русского Ос­вободительного Комитета, кото­рое вошло в конце 1919-го гола в изданный в Берлине сборник «Мир и работа» («Friede und Arbeit»). Художник уже переехал к тому времени в Лондон и работал над новой декорацией для дягилевского «Половецкого стана».

Однако и в " белом" движении Рерих скоро разочаровался. Особенно после того, как была разгромлена армия Колчака, в которой служил его брат. Конечно, Рерих пока ещё не проявляет желания впрямую сотрудничать с большевиками, но мысль такая у него появляется. Об этом косвенно свидетельствует письмо художнику Тенишевой от 25 января 1920-го года:

«Де­ятельность большевиков и их агентов усилилась. Мне предла­гали крупную сумму, чтобы вой­ти в интернациональный журнал. Всё на почве искусства и знания. С этими козырями они не расстаются».

Ниже он добавляет:

«И есть надежда, что что-нибудь, совершенно неожиданное, может повернуть наши события. Думаю, что будет что-то совсем новое» [59].

28 июня 1920-го года семья Рерихов получает долгожданные визы в Британскую Индию. Но вместо того, чтобы отправиться в страну своей мечты, покупает билеты в Соединённые Штаты.

Существует несколько версий, почему Рерихи изменили свои планы. Одна из них исходит от самого Николая Константиновича. В том же письме, где он упоминает предложе­ние большевиков войти в коминтерновсхий журнал сообщает и о приглашении, поступившем от института Карнеги в Питсбурге. Однако версия эта представляется несколько легковесной, ведь мы помним сколько лет и усилий затратил Рерих, чтобы добиться разрешения на посещение Индии, и вдруг такой финт!

Беликов и Князева в биографии художника, изданной в серии «Жизнь замечательных людей» утверждают, что Рериха пригласил в США некий Чикагский институт с предложением провести турне по городам Америки. Тот же ответ.

Дð ó ã Рериха, писатель Гребенщиков, сообщает нам ещё одну причину: художник приехал в Америку " на случайно полученные за одну из лучших картин деньги". Почему же тогда не в Индию? Там бы ему эти деньги особенно пригодились.

Новую версию выдвигает историк Олег Шишкин [59—61]. Звучит она очень убедительно, поскольку сразу объясняет все " странности" этого переезда и даёт ответ на вопрос, что это за " призраки" (или может быть Учителя?) покровительствовали Николаю и Елене Рерихам на протяжении второй половины их жизни. Для пояснения своей мысли Олег Шишкин приводит несколько цитат. Обратимся и мы к ним.

Владимир Ильич Ленин в интервью, данном 5 октября 1919 года корреспонденту американской газе­ты «The Chicago Daily News», заявил: «Мы решительно за экономическую договоренность с Амери­кой, — со всеми странами, но особенно с Америкой».

Его слова дополнил начальник Англо-американского отдела ИНО ОГПУ Мельцер: «Основная наша за­дача в Америке — это подготовка обществен­ного мнения к признанию СССР. Это задача огромной важности, так как в случае удачно­го исхода мы бы наплевали на всех. Если бы Америка была с нами, то во внешней полити­ке мы меньше считались бы с Англией и, главное, с Японией на Дальнем Востоке. А в экономическом отношении это было бы спа­сением, ибо в конце концов все капиталы сконцентрированы в Америке».

И третья цитата на закуску. Свидетельствует Зинаида Фосдик: «В 1922 году я присутствовала на встрече Рериха с одним из возможных кандидатов на пост президента от республиканской партии. Это был человек выдающегося ума. лишённый обыч­ного для того времени предубеждения против советского строя. Помню, с каким сочувстви­ем он отнёсся к программе, которая, по мне­нию Рериха, могла бы иметь самые благие последствия для мира. А пункты этой про­граммы были: признание Советской страны, сотрудничество с нею, тесный экономический союз. Осуществись такая программа — и многое в нашей жизни пошло бы по-другому».

Таким образом, Рерих поехал в Америку за тем, чтобы лоббировать признание Советской России, к которой всего три года назад относился с плохо скрываемой ненавистью. Олег Шишкин объясняет это тем, что Рерих в 20-ом году всё-таки поддался на уговоры " призраков" из Иностранного отдела ОГПУ и стал следовать их указаниям.

Я склонен поддержать эту версию с одной принципиальной оговоркой. Вполне в духе Рериха было бы пойти на такое сотрудничество при сохранении, во-первых, его статус-кво — художника, учёного, мистика; а во-вторых, при поддержке его начинаний, то есть задуманных на ближайшее будущее экспедиций в Азию. Поскольку это не расходилось с планами советской разведки, Рериху был выдан карт-бланш. Позволив чекистам себя использовать, Николай Константинович рассчитывал сам использовать их для реализации своих замыслов — и на оккультном " фронте" в том числе. Думаю, Рерих сумел даже выторговать себе " особое отношение", при котором его фамилия не должна была фигурировать в списках секретных сотрудников. Это косвенно подтверждается тем, что пока не обнаружено документов, которые бы однозначно свидетельствовали в пользу версии Шишкина [56]. Впрочем, не все ещё архивы рассекречены.

Итак, приехав в Америку, семья Рерихов занимается агитацией местных финансовых и политических тузов за признание Советской России. Заодно идёт активная подготовка к экспедиции в Тибет, которая наконец состоялась в 1925—27-ом годах. Любопытно, что проходила она под американским флагом. Но об этом в следующем разделе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.