Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к уровню освоения курса сводятся к следующему.






Декан филологического факультета

_________ проф. Т.А. Демешкина

«__»___________2012 г.

 

ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Рабочая программа

 

Специальность 021700 – ФИЛОЛОГИЯ

 

 

Статус дисциплины:

Федеральный компонент направления

 

Томск

 

ОДОБРЕНО кафедрой общего, славяно-русского языкознания и классической филологии

Протокол № от «__» _______ 2011 г.

 

Зав. кафедрой, профессор ___________ З.И. Резанова

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией филологического факультета

Председатель комиссии, доцент Т.Б. Банкова

«__»_____________ 2011 г.

 

 

Рабочая программа по курсу «История античной литературы» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 – ФИЛОЛОГИЯ, утвержденного 10 марта 2000 г.

Общий объем курса – 100 ч. Из них: лекции - 20 ч, самостоятельная работа студентов - 70 ч. Экзамен в первом семестре.

 

составитель:

Суханова Софья Юрьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры общего, славяно-русского языкознания и классической филологии.

 

рецензент:

Садыкова Ирина Викторовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры общего, славяно-русского языкознания и классической филологии.

 

 


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Целью курса «История античной литературы» является знакомство с теорией и историей возникновения и развития жанров античной литературы.

Задачи курса «История античной литературы»:

1) ознакомление с основным корпусом античных мифологических сказаний и классическими произведениями античной литературы;

2) формирование представлений о художественном своеобразии античной литературы, условиях ее формирования и развития;

3) выработка навыков литературоведческого анализа;

4) истолкование категориального аппарата и формирование навыков его использования в анализе конкретных текстов античной литературы;

5) формирование навыков работы с исследовательской литературой, учебными пособиями, словарями-справочниками.

 

Место курса: входит в блок дисциплин «История русской и зарубежной литературы».

 

 

Требования к уровню освоения курса сводятся к следующему.

Студент должен знать:

• основные тенденции античной литературы в ее историческом развитии;

• эстетические и художественные особенности творчества античных авторов;

• принципы построения художественного мира в основных жанрах античной литературы (эпосе, лирических жанрах, трагедии и комедии, романе);

• особенности античного миропонимания и менталитета;

• систему основных понятий и категорий (литературоведческих, философско-эстетических), необходимых для анализа художественных текстов античной литературы.

Студент должен уметь:

  • анализировать художественные тексты античной литературы, пользуясь основными литературоведческими и философско-эстетическими понятиями и категориями;
  • ориентироваться в основных этапах истории формирования и развития античной литературы;
  • пользоваться исследовательской литературой, учебными пособиями, словарями-справочниками;
  • ориентироваться в современных исследованиях по античной литературе.

 

П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

1. Введение. Общая характеристика античной литературы.

Литература Древней Греции: общая характеристика, периодизация.

2. Мифология древней Греции. Основные черты мифологического сознания как типа мировосприятия древних греков. Основные периоды развития мифология.

3. Древнегреческий эпос

3.1 Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Общая характеристика древнегреческого эпоса. Гомеровский вопрос. «Илиада» и «Одиссея» Гомера: особенности сюжета и композиции. Проблема характера и психологизма в гомеровском эпосе. Эволюция типа героя от «Илиады» к «Одиссее». Особенности эпического стиля и эпической картины мира в гомеровских поэмах.

3.2 Дидактический эпос. Поэма Гесиода «Труды и Дни».

4. Древнегреческая лирика. Общая характеристика древнегреческой лирики: хронологическая, племенная и территориальная, жанровая классификации; особенности лирического мировосприятия. Творчество Архилоха: жанровый состав, проблематика, поэтика. Греческая монодийная мелика (Сапфо, Алкей, Анакреонт). Греческая хоровая мелика. Творчество Пиндара: особенности жанра, проблематики и поэтики.

5. Древнегреческая драматургия. Древнегреческий театр и драматургия: фольклорные истоки, основные жанры, их особенности.

5.1 Древнегреческая трагедия.

5.1.1. Творчество Эсхила. Основные аспекты эволюции драматургии Эсхила. Трилогия «Орестея»: проблематика и поэтика. Трагедия «Прометей прикованный»: типология героя, природа конфликта. Религиозные воззрения Эсхила. Трагический и нормативный герой в драматургии Эсхила (Агамемнон, Орест, Прометей).

5.1.2. Творчество Софокла. Трагедия «Антигона»: природа конфликта, типология героя. «Эдип-царь» Софокла как трагедия человеческого знания. Религиозные воззрения Софокла. Нормативный герой Софокла (Эдип, Антигона).

5.1.3. Творчество Еврипида. Трагедия «Медея»: специфика трагической картины мира, новаторство Еврипида. Трагедия Еврипида «Ипполит»: кризис нормативного героя, религиозный скептицизм Еврипида-трагика.

5.2 Древнегреческая комедия.

5.2.1. Основные черты древнеаттической комедии. Особенности мировоззрения Аристофана. Комедии Аристофана «Всадники» и «Облака»: жанровая природа, проблематика, типология героев. Комедии Аристофана «Лягушки» и «Лисистрата».

5.2.2. Жанровое своеобразие новоаттической комедии в сравнении с древне- и среднеаттической. Творчество Менандра. Комедия Менандра «Третейский суд»: структура действия, специфика конфликта, типология героев. Комедия Менандра «Брюзга»: проблематика, диалектика традиции и новаторства.

6. «Поэтика» Аристотеля: общая характеристика текста и его сохранности, общие проблемы искусства и учение о трагедии.

7. Греческий роман. «Дафнис и Хлоя» Лонга как буколический роман.

8. Творчество Лукиана. «О кончине Перегрина»: жанровая природа, проблематика, поэтика.

9. Литература Древнего Рима: общая характеристика, периодизация.

10. Римская театральная культура. Комедиография Плавта. Комедии Плавта «Клад» и «Хвастливый воин»: традиции древнегреческой драматургии, средства и приемы создания комического.

11. Поэма Лукреция «О природе вещей»: традиции древнегреческой натурфилософии, художественные принципы организации философского содержания.

12. Римское ораторское искусство. Цицерон. «Речи против Катилины, «В защиту поэта Архия».

13. Творчество Катулла. Жанрово-тематическое своеобразие лирики, принципы построения «Книги Катулла Веронского». «Бранные» стихотворения Катулла: социокультурные основы лирической картины мира. Поэтика лирики Катулла. Своеобразие любовных стихотворений Катулла.

14. Творчество Вергилия. Раннее творчество Вергилия: «Буколики» и «Георгики». «Энеида» Вергилия: диалектика традиции и новаторства, особенности жанра, сюжета, композиции. «Энеида» Вергилия: особенности художественного времени, специфика образа героя.

15. Творчество Горация. Жанровый состав, философская и эстетическая проблематика лирики («Carmina», «Ars poetica»). Поэтика жанра оды Горация: метрика, стиль, образность, композиция.

16. Творчество Овидия. Общая характеристика творчества Овидия. «Amores»: своеобразие лирической картины мира, проблематика, поэтика. «Метаморфозы» Овидия: особенности жанра, идея метаморфозы как конструктивный принцип поэтики. «Метаморфозы» Овидия: композиция, сюжетосложение, специфика художественной образности и проблематики. «Tristia» и «Послания с Понта» Овидия: жанровое своеобразие, проблематика и поэтика.

17. Творчество Сенеки. «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки: своеобразие эпистолярного жанра, особенности этико-философские воззрения Сенеки. Драматургия Сенеки. Трагедии «Медея», «Эдип»: традиции и новаторство.

18. Общая характеристика римской сатиры.

18.1. Мениппея Сенеки «Отыквление».

18.2. Творчество Ювенала.

18.3. «Сатирикон» Петрония: проблематика и поэтика. Специфика сатирико-бытового приключенческого романа.

19. Творчество Марциала: жанровое своеобразие, проблематика, поэтика.

20. Роман Апулея «Метафорфозы, или Золотой осел». Жанровая природа и композиция романа Апулея. Особенности сюжетосложения, аллегорический смысл сюжета и функции «Сказки об Амуре и Психее» в романе.

 

8. Темы для реферата/презентации.

1. Гомеровский вопрос: основные теории и современное состояние.

2. «Илиада» Гомера: особенности сюжета и композиции. Особенности эпического повествования. Эпический идеал человека.

3. «Одиссея» Гомера: особенности сюжета и композиции. Эволюция типа героя и изображения внутреннего мира человека от «Илиады» к «Одиссее».

4. Поэмы Гесиода «Труды и Дни» и «Теогония». Особенности дидактического эпоса.

5. Греческая элегия (Тиртей, Феогнид и др.).

6. Лирика Архилоха.

7. Творчество Сапфо, Алкея, Анакреонта. Особенности греческой монодийной мелики.

8. Творчество Пиндара: особенности жанра, проблематики и поэтики. Особенности греческой хоровой мелики.

9. Древнегреческая драматургия: фольклорные истоки, основные жанры, их особенности. Устройство и общественное значение театра в Древней Греции.

10. Творчество Эсхила. Трилогия «Орестея»: проблематика и поэтика. Трагедия «Прометей прикованный»: типология героя, природа конфликта. Религиозные воззрения Эсхила.

11. Творчество Софокла. Трагедия «Антигона»: природа конфликта, типология героя. «Эдип-царь» Софокла как трагедия человеческого знания. Религиозные воззрения Софокла.

12. Творчество Еврипида. Трагедия «Медея»: специфика трагической картины мира, новаторство Еврипида. Трагедия Еврипида «Ипполит»: кризис нормативного героя, религиозный скептицизм Еврипида-трагика.

13. «Поэтика» Аристотеля.

14. Комедии Аристофана («Всадники», «Облака», «Лисистрата», «Лягушки»): жанровая природа, проблематика, типология героев. Основные черты древнеаттической комедии.

15. Творчество Менандра. Жанровое своеобразие новоаттической комедии в сравнении с древне- и среднеаттической. Комедии Менандра «Третейский суд» и «Брюзга»: структура действия, специфика конфликта, типология героев, проблематика, диалектика традиции и новаторства.

16. Идиллии Феокрита.

17. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха: жанровые особенности, проблематика, стиль.

18. Творчество Лукиана: жанровые особенности, проблематика, стиль.

19. Общая характеристика греческого романа: особенности сюжета и композиции, тип героя. «Дафнис и Хлоя» Лонга как буколический роман.

20. Римская театральная культура. Комедии Плавта «Клад» и «Хвастливый воин».

21. Римское ораторское искусство. Цицерон. «Речи против Катилины», «В защиту поэта Архия».

22. Поэма Лукреция «О природе вещей»6 жанровые особенности, проблематика поэтика.

23. Лирика Катулла: жанрово-тематическое своеобразие, особенности поэтики.

24. Творчество Вергилия. «Буколики» и «Георгики». «Энеида» Вергилия: гомеровская традиция и национальное своеобразие жанра и проблематики поэмы.

25. Творчество Горация: жанровый состав, особенности проблематики и поэтики.

26. Творчество Овидия. Любовные элегии, «Метаморфозы», «Tristia» и «Послания с Понта»: жанровые особенности, проблематика и поэтика.

27. Творчество Сенеки. «Нравственные письма к Луцилию». Трагедии «Медея», «Эдип».

28. «Сатирикон» Петрония: жанровая специфика, проблематика и поэтика.

29. Творчество Марциала.

30. Общая характеристика римской сатиры. Мениппея Сенеки «Отыквление». Творчество Ювенала.

31. Античная басня. Эзоп. Федр.

32. Роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел»: жанровая природа, композиция, проблематика, стиль.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.