Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VI. Сравнение себя с самим собой






Шестая, и последняя, характерная черта, необходимая для успешной реабилитации и создания устойчивой положительной психологической установки, состоит в том, как эти спортсмены судили о собственных действиях, какие сравнения они проводили. Спортивные комментаторы, статистические данные, приводимые в газетах, и болельщики постоянно провоцируют спортсменов на то, чтобы те сравнивали себя и свои действия с личными качествами и мастерством других спортсменов — современников и мастеров прошлого.

Хорошо, если спортсмен показал лучшие результаты, чем образец, с которым он себя сравнивает, если же такое сравнение оказывается не в его пользу, то чаще всего он чувствует себя далеко не лучшим образом. Та же самая тенденция, сравнивать себя с кем-то, глубоко укоренилась во многих из нас. В детстве мы порой замечали сами, или нам на это указывали учителя, что одни дети оказывались более интеллектуальными, другие — более спортивными, третьи — более симпатичными, четвертые — более общительными, чем мы. Мы могли находиться в верхней части одной шкалы, а проверка других наших качеств могла оказаться далеко не в нашу пользу. Когда мы вошли во взрослый мир, оказалось, что тенденция сравнивать себя с другими людьми не только не исчезла, но в некоторых случаях даже усилилась.

Нам встречались люди, которые были более агрессивными или способными, или лучше знали, как вести себя в офисе, или лучше работали на компьютере, чем мы. Часто мы проводили эти сравнения неосознанно и автоматически. Мы сравниваем себя со звездами кино, с лидерами бизнеса, со своими соседями и с первым попавшимся нам на глаза человеком. Мы склонны делать это на работе и дома, и продолжаем заниматься этим, не понимая, какую цену мы за это платим.

Спортсмены, проходящие процесс реабилитации, знают эту цену. Они знают, насколько важно не поддаваться этой привычке. Они понимают, что из-за своей травмы они не смогут «быть на уровне». Они едва ли смогут сравниться даже со спортсменами-любителями. Это может изрядно расхолаживать и приводить их в уныние, но они знают, что это так. Гэри Фэрис обнаружил, что вместо того, чтобы сравнивать себя с другими спортсменами, наиболее успешно продвигающиеся спортсмены следили исключительно за своим собственным прогрессом. Они сравнивали себя с самим собой. Они задавали себе вопросы типа: «Как далеко я продвинулся по сравнению со вчерашним днем или с прошлой неделей? По сравнению с прошлым месяцем? С прошлым годом?» Каждый из нас также может научиться этому. Мы можем научиться оценивать собственный прогресс, ориентируясь на собственный процесс развития, касается ли это спорта, работы или наших домашних занятий.

Это одно из тех открытий, которое применимо не только к положительной психологической установке, но и практически ко всем аспектам нашей жизни. Лучшие ораторы иногда спрашивают, обращаясь к аудитории: «Что бы вы сделали, если бы знали, что не можете потерпеть неудачу?» — несомненно, провокационный и стимулирующий вопрос. Однако каждый человек, который сначала пробовал и учился, а затем овладел в совершенстве каким-нибудь видом спорта, профессией или музыкальным инструментом, знает, что в основе любого успеха лежат многочисленные неудачи.

Помните ли вы, как начинались ваши занятия гольфом, теннисом или гитарой? Должно быть, ваше воображение тогда переполняли образы будущих успехов. Возможно, вы представляли себе, как легко и практически без усилий вы посылаете шарик точно в цель, или слышали, как из-под ваших пальцев рождаются красивые и чистые звуки. Быть может, вам повезло и вы действительно смогли почувствовать радостное волнение и ощущение красоты и гармонии первые несколько раз. Но затем реальность все равно брала свое.

Красивые результаты оказываются достижимыми в любом из выбранных вами занятий, будь то теннисная ракетка, струнный инструмент или клавиатура компьютера. Однако цена таких результатов — длительное обучение и упорство в освоении выбранного инструмента. Многие из нас в свое время посчитали музыкальные инструменты слишком сложными для изучения и занялись не менее сложным гольфом или теннисом, а может быть, другим видом спорта. Сделанный нами выбор превратился в наше увлечение на многие годы, и он доставлял нам не только разочарование, но и удовольствие.

Делая выбор, мы от чего-то отказались, но чем же эти вещи отличались от тех занятий, которые стали нашими многолетними увлечениями? Если руководствоваться исследованиями, проведенными Гэри, то, по крайней мере частично, отличие определяется тем, как быстро мы начинаем чувствовать прогресс в освоении выбранной деятельности. Как скоро мяч начал попадать точно в цель? Как скоро мы ощутили первый намек на способности? Это ощущение прогресса возникает из сравнения того, как мы начинали, с нашими текущими достижениями. Другими словами, из сравнения себя с самим собой.

Но изо дня в день газеты, благонамеренные учителя и тренеры и даже другие студенты и ученики напоминают нам и нашим детям о том, что существуют люди, которые в некоторых вещах нас превосходят. Но ведь есть и такие люди, которые оказываются в чем-то слабее нас. Если ребенок начинает показывать хорошие результаты в гимнастике, некоторые родители немедленно начинают строить далеко идущие планы олимпийских побед. Если рисунки ребенка свидетельствуют о наличии природного таланта, некоторые начинают проводить параллели с Пикассо.

Поскольку в нашем обществе так любят сравнивать себя с другими людьми, в этом должно быть что-то положительное. Так оно и есть. Чужие достижения показывают нам, на что способен человек. Они оказываются также ценными примерами того, как можно чего-то добиться. Изучив особенности мышления и физического поведения этих людей, мы можем узнать и наши возможности и как их можно реализовать.

Каким бы ценным ни было сравнение себя с другими людьми, в нем скрывается и серьезная опасность. Когда человек замечает огромное различие в способностях, он может прийти к заключению: «Я никогда не смогу сделать этого» или «Наверняка у него врожденный талант». И если ваш ребенок с самого начала занятий математикой или другой наукой не показал многообещающих результатов, то из-за сравнений, которые разрушают всякие надежды, второго шанса у него может уже и не быть. Возникает преждевременное заключение: «У меня нет к этому никаких способностей». Все это может убить всякое желание продолжать обучение. Это может охладить ту радость достижений, которая вдохновляла молодого Пикассо, Мэри Лу Реттон, Альберта Эйнштейна, проявлявшего полную неспособность к математике, и даже суперзвезду баскетбола Майкла Джордана постоянно улучшать свои результаты.

И помните: королевская дорога к успеху измеряется нашим собственным прогрессом. Если наши дети руководствуются в своем поведении и мышлении результатами сравнения себя с самим собой, они могут относиться к чужим достижениям как к источнику вдохновения, образцу для подражания и полезной информации об их собственном развитии, но не как к объекту для зависти или ревности. Они научатся радоваться чужим успехам, которые могут служить ориентирами для развития их собственных способностей. Позже они скорее всего сами станут образцами успеха для будущих поколений. Они будут высоко ценить собственный успех, познав его в полной мере. Научив своих детей сравнивать себя с самим собой, вы сделаете им наилучший подарок из всего того, что вы можете им предложить.

Итак, шесть характерных черт, отличавших спортсменов, которые удачно проходили процесс реабилитации, и свойственных устойчивой положительной психологической установке, суть внутренняя мотивация, использование повышенных стандартов, разбиение процесса достижения цели на мелкие шаги, гибкое восприятие времени, личная вовлеченность и сравнение себя с самим собой. Вместе эти элементы создают неосознаваемый, но привлекательный внутренний образ успеха. Они служат гарантией положительной психологической установки. Без них новые достижения в жизни могут стать почти невозможными.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.