Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Два подхода к достижению целей






Существует два способа постановки и достижения целей. В основе традиционного подхода лежит метод «от внешнего к внутреннему». Соответствующая формулировка звучит так: «Если вы добьетесь определенных вещей в окружающем вас мире, то вы станете удачливым человеком и будете чувствовать себя прекрасно». Цели, поставленные таким способом, обычно не имеют ничего общего с тем, что вам действительно нравится делать каждый день. А если уж такие дела нельзя отнести к разряду развлечений, то уж лучше пусть они останутся несделанными, потому что маловероятно, чтобы они могли привести к серьезным результатам. Рассмотрим четыре основные ловушки такого традиционного подхода к достижению целей.

Ловушка первая: жизнь на отдыхе

Желания людей, ставящих перед собой цели, ничего общего не имеющие с их миссией, чаще всего приобретают форму вечного отдыха: «Через пять лет я хочу выйти на пенсию и поселиться на яхте». «Я хочу отдыхать на берегу озера и спать каждый день до полудня».

Подобные устремления свидетельствуют лишь о том, что человек, заявляющий о них, хотел бы на самом деле избавиться от сопровождающих его жизнь неприятностей. Если эти неприятности вызывают потребность в бездействии, значит, непродолжительный отдых и расслабление действительно могут помочь вам лучше сосредоточиться на своей настоящей миссии. Когда неприятности проходят, миссия ведет нас к решению действительно интересных и трудных задач. Тренер Джон Вуден говорил так: «Нет ничего интересного, увлекательного или приятного в том, что дается легко»[21].

Ловушка вторая — искушение рекламой, основанной на статусе

Многие люди изначально ставят перед собой такие цели, которые скорее напоминают лубочное изображение какого-нибудь привлекательного состояния: «Я хочу иметь дом и десятину земли — там будет мой «замок», а еще хочу шикарный «мерседес» и яхту». Все эти вещи могут принести немало удовольствия. Но, может быть, вам прежде, чем посвящать годы своей жизни достижению таких целей, следует сначала проверить, кому могут принадлежать эти желания. В конце концов ваша домоправительница и капитан вашей яхты будут по-настоящему довольны даже в том случае, если вам не удастся получить удовольствие от столь замечательных приобретений.

Вспомните, как кричал Арчи Банкер, призывая Эдит принести ему пиво, когда он увидел рекламу пива по телевизору. Это была непроизвольная сиюминутная реакция на рекламу, совершенно не связанная с его истинными желаниями. Подобным образом многие наши сегодняшние целевые образы пришли из рекламных роликов. А если задуматься чуть глубже, то не находите ли вы, что все ваши представления о хорошей жизни порождены нашей классовой системой, которая постоянно подталкивает нас «равняться на толстосумов»? А если так, то вам, наверное, захочется узнать кое-что о природе рекламы в американской классовой системе. Есть две хорошие книги, посвященные этой теме: «Класс» Пола Фассела и «Образ» Даниэля Бурштина.

Если вы уже поняли, что потребительские ценности, навязанные средствами массовой информации, оказываются зачастую более мелкими, чем те глубинные ценности, которые поддерживают вашу миссию, то вам легко удастся избежать ловушки искушения рекламой, играющей на вашем социальном статусе.

Ловушка третья — финансовые идеи типа если/то

«Если мне удастся сэкономить достаточное количество денег, выполняя эту работу, которая мне совсем не по душе, то я смогу заняться тем, что мне действительно нравится». Люди, для которых деньги становятся самоцелью, обычно утрачивают смысл жизни, подкрепленный их глубинными ценностями. В последние минуты своей жизни люди редко сокрушаются о том, что заработали мало денег. Чаще всего в этот момент их волнуют более серьезные ценности, чем деньги, власть, положение в обществе или слава.

Мы зарабатываем себе на жизнь тем, что «делаем деньги», но жизнь мы строим, опираясь на те услуги, которые предоставляем окружающим. По-видимому, следует дать определение тем деньгам, которые служат исполнению вашей миссии. Вот вполне подходящее определение: «Деньги — это то, на что мы готовы обменивать энергию своей жизни»[22]. А поскольку мы обмениваем нашу жизненную энергию на деньги, они становятся важным и необходимым атрибутом миссии каждого из нас. Деньги для миссии, что воздух для вашего организма, — это не самоцель, но необходимое средство достижения важных результатов. Стремление зарабатывать как можно больше денег, вероятно, аналогично желанию вдыхать как можно больше воздуха — в результате вас ждет гипервентиляция, затуманенный рассудок и утрата чувства реальности, в особенности если вы действуете слишком усердно.

Еще одна проблема, возникающая в связи с тем, что деньги превращаются в самоцель, заключается в том, что приходится выполнять работу, которая вам не нравится. Кроме ежедневной утраты внутреннего согласия, финансовые цели типа если/то скрывают в себе еще один недостаток — финансовое вознаграждение приходит гораздо позднее, чем хотелось бы думать.

Это вовсе не означает, что делать большие деньги, преследуя цели своей миссии, это плохо. Многие люди, добившиеся выдающихся результатов, использовали одну часть своей жизни, чтобы заработать деньги, а другую — чтобы исполнить главное дела своей жизни.

Юинг Кауффман — ярчайший пример человека с такого рода миссией. Основав фармацевтическую компанию Marion Merrell Dow, он лично заработал более миллиарда долларов.

И почти всю эту сумму денег он вложил в фонд, основанный им для того, чтобы иметь возможность совершенствовать общество и подарить городу Канзасу профессиональную бейсбольную команду.

С помощью созданной им фирмы и фонда Юинг Кауффман осуществлял свою миссию — он радовался жизни, помогая людям. Например, в колледже, основанном фондом Кауффмана, получили образование сотни молодых жителей Канзаса. Кауффман говорил: «Вы творите жизнь тем, что вы даете людям. Я получаю удовольствие, помогая своими деньгами людям сейчас, пока я жив»[23]. Делать большие деньги никогда не было его главной целью. Он стремился сделать общество лучше, и его наследство продолжает жить в форме одного из самых больших в Соединенных Штатах фондов.

Ловушка четвертая — средства важнее цели

Предположим, некий продавец ставит перед собой цель за некоторый промежуток времени совершить определенное количество торговых сделок. Какие средства будет использовать этот продавец, чтобы достичь своей цели? Если эта цель превратится для продавца в жизненную миссию, но в отрыве от его глубинных ценностей, то в работе с клиентами у него может возникнуть необходимость прибегнуть к тактике давления вместо честной и открытой работы с покупателем. Возможно, такому продавцу придется сделать ложные или сомнительные утверждения о своем товаре. Если это будет откровенной ложью, продавец окажется в ловушке типа «средства важнее цели».

И хотя такого рода тактика может повысить скорость продаж, репутация как самого продавца, так и всей фирмы будет при этом страдать. Главным образом, сам того не подозревая, будет страдать продавец. Когда человек ставит перед собой цель, которая расходится с миссией, достижение такой цели любыми средствами может создать проблему самообмана. Такой продавец, по мере того как истинные ценности будут отрицаться и отвергаться, все дальше и дальше будет уходить от тех вещей, которые считает важными для себя. «Наша способность к самообману не знает границ»[24], —говорил Томас Дж Сэвидж, президент Рокурст-коллежда в Канзасе. В противоположность этому, когда мы действуем в соответствии со своими глубинными ценностями и наши цели лежат в рамках хорошо продуманной миссии, тогда мы начинаем притягивать успех, благополучие и становимся привлекательными для окружающих нас людей.

цели, ориентированные на миссию,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.