Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи исследования






На базе Муниципального образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Кусинского детского дома, находящегося в Челябинской области в городе Куса по улице Гагарина дом 26, была проведена экспериментальная работа по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Цель: разработать и внедрить программу деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) Провести диагностирование дошкольников и воспитателей

2) Осуществить подбор форм и методов деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у дошкольников

3) Проверить эффективность разработанной программы

4) Дать рекомендации воспитателям.

При проведении диагностики дошкольников нами были использованы следующие методы: опросник дошкольников «Понимание агрессивности дошкольниками», анкетирование воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка», сбор данных, анализ.

Для данного исследования были взяты все дети дошкольного возраста находящиеся в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Кусинском детском доме. Всего в группу детей дошкольного возраста входит 7 детей: 3 девочки и 4 мальчика.

Для диагностики дошкольников мы использовали опросник «Понимание агрессивности дошкольниками», разработанный американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер (Приложение А).

Целью данного опросника является выявление у дошкольников уровня знаний о агрессивности, а так же определение уровня самооценки.

Опросник проводиться в индивидуальном порядке.

Для исследования дошкольнику задается 4 вопроса. Ответ заносится на опросный лист под соответствующий номер, воспитателем или лицом, тестирующим ребенка.

Результаты опросника «Понимание агрессивности дошкольниками», представлены в таблице 1, которая позволит наглядно увидеть, какое поведение дети считают агрессивным и выявить склонность детей к агрессии.

Таблица 1 Результаты опросника «Понимание агрессивности дошкольниками»

 

Вопрос Ответы агрессивных детей Ответы неагрессивных детей
1 Каких людей ты считаешь агрессивными? Маму и папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся (14% опрошенных детей)   Индейцев, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных (42% мальчиков, 42% девочек)  
2 Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым? Начал (а) драться", " Ударил(а) бы" (28% мальчиков, 0% девочек), " Обрызгала, испачкала бы" (14% девочек)   Просто прошел(ла) мимо, отвернулся(ась)" (0% мальчиков), " Позвал(ла) бы на помощь знакомых" (28% девочек, 28% мальчиков)  
3 Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным мальчиком (девочкой)? Стал(а) бы драться" (14% мальчиков, 0 % девочек), " Убежала бы" (14% девочек)   Ушел(ла) бы, убежал(а)" (42% мальчиков, 28% девочек)  
4 Считаешь ли ты себя агрессивным? " Нет" — 42% мальчиков, 0% девочек " Да" – 0% мальчиков, 0% девочек   " Нет" 14% мальчиков, 28% девочек. " Да" —0% мальчиков  

После проведения данного опросника было выявлено, что в среднем 42 % детей являются склонными к агрессии, а это 3 из 7 опрошенных дошкольников.

Следующая задача стоящая перед нами, заключалась в том, чтобы собрать информацию о детях, с точки зрения воспитателей. Для этого мы использовали специальную анкету под названием «Критерии агрессивности у ребенка», разработанную для воспитателей авторами Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М. (Приложение Б).

Вообще анкетирование — метод сбора социальной информации. Широко используется в социальной психологии, социологии, управлении персоналом. Анкетирование дает возможность за сравнительно короткий срок опросить значительное количество людей. Основным инструментом анкетирования является анкета (опросный лист), т. е. список специальных и определенным образом сгруппированных вопросов. По содержанию и форме задаваемых вопросов анкеты классифицируются на открытые (вопросы задаются в открытой форме, предполагающей произвольный ответ), закрытые (предусмотрены однозначные варианты ответов типа «да-нет») и комбинированные. По способу проведения анкетирование разделяют на прямое (в присутствии анкетера) и заочное. В нашей работе мы использовали анкету состоящею из закрытых вопросов.

Целью данной анкеты является выявление агрессивности у ребенка дошкольного возраста.

Анкетирование проводится среди воспитателей. Воспитателю предлагается ответить на 20 вопросов. На предложенные вопросы испытуемый должен отвечать «да» или «нет». Ответ заносить на опросный лист под соответствующий номер.

Результаты анкеты по выявлению агрессивности у ребенка, представлены в таблице, которая позволит наглядно выявить критерии агрессивности дошкольника, а так же его уровень агрессии и в чем это проявляется.

 

Таблица 2 Результаты анкеты по выявлению уровня агрессивности у детей дошкольного возраста.

 

  Белоножков Илья Громов Виктор Корлыханова Устинья Пальчикова Полина Макалов Леша Макалова Саша Торошин Кирилл
  - - + - - - -
  - - + + + + -
  - - + - + + -
  - - - - - - -
  - + - + + + +
  - - + + + + +
  - - - - - - -
  - - - - - + -
  - + - - + + +
  - - + - - - -
  - - - - + + -
  - - - - + - +
  - + - - + + +
  - - + - + + +
  + - - - + - +
  + - + - + - -
  - - - + + - +
  - - - - - - -
  - - - - + - -
  + + - - + - +
Итого              
низкая низкая средняя низкая средняя средняя средняя

 

Результаты анкетирования показали, что в группе высокого уровня агрессии у детей отсутствует. По мнению воспитателей у 4 дошкольников средний уровень агрессии, а у 3 детей низкий.

И последняя задача, стоящая перед нами – это определение уровня агрессивности дошкольников с помощью наблюдения. Наблюдая определенные ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребенок. В процессе наблюдения за детьми воспитателю для выявления детей с агрессивным поведением, необходимо обращать внимание на следующие критерии (Приложение В).

Целью данного наблюдения являлось, выявление дошкольников с агрессивным поведением.

Результаты наблюдение, представлены в таблице 3, которая позволит наглядно выявить детей дошкольного возраста с агрессивным поведением.

Таблица 3 Результаты наблюдения по выявлению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

  Белоножков Илья Громов Виктор Корлыханова Устинья Пальчикова Полина Макалов Леша Макалова Саша Торошин Кирилл
  - - - - - - -
  - - - - + - -
  - - - - - - -
  - - - - - - -
  - - - - - - -
  - - - - - - -
  - - - - + - -
  + - - - + + +
               

 

По результатам наблюдения, было выявлено, что данной группе дошкольников у 2 детей агрессивное поведение отсутствует, у 1 низкий уровень агрессивного поведения, а у 4 дошкольников, проявляются только первые признаки агрессивного поведения.

Итак, мы видим, что после проведения ряда методик для выявления агрессивного поведения, в данной группе уровень агрессии низкий. Для наглядности мы выявили средний балл и представили в диаграмме 1.

Диаграмма 1 Результаты обработанных методик, для выявления дошкольников с агрессивным поведением

Полученные результаты диагностики вызвали необходимость разработки программы деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения.

 

2.2 Программа деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Цель программы: профилактика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

1) Создать атмосферу принятия и понимания, и снять эмоциональную напряженность

2) Сформировать в группе атмосферы взаимной поддержки

4) Помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме

5) Обучить детей эффективным способам общения.

Программа была построена совместно с педагогом - психологом Кусинского детского дома.

Программа состоит из 9 блоков:

1) Знакомство

2) Настроение

3) Мы тебя любим

4) Мы с тобой так похожи

5) Дружба

6) Мы вместе

7) «Тух-тиби-дух»

8) Волшебная игра

9) Наша дружная семья

Все блоки в первую очередь были направлены, на сплочение коллектива и снятие эмоционального напряжения в группе.

Содержание программы предоставлено в таблице 4.

 

Таблица 4 Содержание программы деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

 

Направление деятельности, формы и методы   Основные цели Методическое обеспечение
     
1 “ЗНАКОМСТВО” 1) Игра “Интервью” 2) Игра “ Дракон кусает свой хвост” 3) Игра “Баржа” 4) Игра “Связующая нить” а) создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии б) снятие напряженности, невротических состояний, страхов в) снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе г) формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности. 1)Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203 2) Никитюк А.С. Игры для общения.-2001.-№4.-с.38-39  

 

 

Продолжение таблицы 4

 

     
2 “НАСТРОЕНИЕ” 1) Сказка “Репка” (инсценировка) 2) Рисование своего настроения 3) Игра “Колокол” а) накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы б) упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги в) сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства. 1)Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203  
3 “МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ” 1) Игра “Связующая нить” 2) Игра “Подари улыбку” 3) Игра “Ласковое имя” 4)Игра “Мы тебя любим” а) формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга б) создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние в) создание позитивного настроении, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки. 1)Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203  

Продолжение таблицы 4

 

     
4 “МЫ С ТОБОЙ ТАК ПОХОЖИ” 1) Игра “Связующая нить” 2) Игра “Передай сигнал”. 3) Танец “Цветок” 4) Игра “Зеркало” а) сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности. группы б) энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему “Я” в) эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности. 1)Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203  
5 “ДРУЖБА” 1) Игра “Связующая нить” 2) Игра “Только вместе! ” 4) Игра “Взаимоотношения” а) физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание б) снятие чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению 1)Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203  

Продолжение таблицы 4

 

     
6 “МЫ ВМЕСТЕ” 1) Игра “Закончи предложение” 2) Игра “Разведчики” 3) Игра “Аэробус” 4) Игра “Доброе животное” а) повышение уверенности в себе, в своих силах б) развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности в) учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по “команде” дает уверенность и спокойствие 1)Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203  
7 «ТУХ-ТИБИ-ДУХ» 1) Игра «Рубка дров» 2) Игра «Ворвись в прут» 3) Игра «Тух-тиби-дух!» 4) Игра «Газета» 5) Игра «Штурм» а) помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры б) снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях. 1)Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203  

Продолжение таблицы 4

 

     
8 “ВОЛШЕБНАЯ ИГРА” 1) Игра “Бумажные мячики” 2) Игра “Два барана” 3) Игра “Попроси игрушку” 4) Игра “Липучка” а) дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм б) предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло в) обучить детей эффективным способам общения г) сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства. 1)Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203 2)Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – Санкт-Петербург, изд-во «Речь», 2002  
9 “НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ” 1) “Связующая нить”   а) сплотить дошкольников, развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, развитие коммуникативных навыков 1)Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203

Продолжение таблицы 4

 

     
2)“Несуществующее животное” 3) Тема рисования: “Наша дружная семья” 4) “Подари камешек” б)влияние на поведение детей; они делаются спокойнее и доступнее. Улучшается общение со сверстниками, закрепляются в рисунке впечатления, полученные от игры, выявляются страхи в) обучить детей эффективным способам общения. 2)Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – Санкт-Петербург, изд-во «Речь», 2002  

 

В связи с тем, что преддипломная практика проходит всего 4 недели, а программа рассчитана на 9 недель, то все упражнения проводины не были из-за нехватки времени. Всего нами было проведено 18 упражнений, по 2 из каждого блока.

После внедрения профилактической программы, вернее некоторых упражнений, которые кратко представлены в таблице 4, и сравнения результатов повторной диагностики у контрольной и экспериментальной групп выявлены следующие изменения:

1) Снизилась склонность к агрессивному поведению по результатам опросника и анкетирования – на 28%

2) произошло снижение импульсивности на 14%, эгоцентризма – на 14%, интравертированности – на 28%, чувства одиночества – на 14%

3) уменьшилось число проявлений таких форм агрессивного поведения как пассивная невербальная – на 28%, скрытая активная невербальная – на 14%, прямая активная невербальная – на 10%

4) возрос уровень демонстративности – на 5%, оптимизма – на 14%, экстравертированности – на 28%.

Выше изложенные результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что если деятельность воспитателя будет целенаправленна на профилактику агрессивного поведения дошкольников, то агрессия у детей дошкольного возраста уменьшится.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

В данной дипломной работе проведен теоретический анализ проблемы, раскрыто понятие агрессия, агрессивность и агрессивное поведение.

Изучением данной проблемы занимались: Берковитц, А. Бандура, Д. Доллард, З. Фрейд, К.Лоренц, В. Оклендер, А.А. Реан, К. Бютнер, В.Клайн, Э. Фромм, Р. Берон, Д. Ричар, X. Хекхаузен, Р.Кратчфилд, Н.Левинсон, Й. Заграфова, Р.С.Хоманс, Л.М. Семенюк, Т. Г. Румянцева, Заградова, Осинский А.К., Левитов Н.Д. и другие.

Под агрессией мы понимаем мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам существования людей в обществе, наносящее вред объектам, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Под агрессивностью - устойчивую черту личности, проявляющую в готовности к агрессивным действиям.

А под агрессивным поведением - повторяющие агрессивные действия как ситуативной реакции.

Изучив виды агрессии, мы выяснили, что существуют виды агрессии:

а) направленные на внешний объект или предмет

б) на самого себя (аутоагрессия).

Раскрыта система работы воспитателя с агрессивными детьми. В работе необходимо использовать диагностические методы:

1) Опросники

2) Архивные исследования

3) Анкетирование

4) Оценивание другими

5) Проективный метод

6) Методы с использованием наблюдения

7) Лабораторные наблюдения.

Для исследования уровня агрессивного поведения у дошкольников мы использовали опросник «понимание агрессивности дошкольниками» разработанный американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер, и анкету Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М. «Критерии агрессивности у ребенка».

Полученные результаты исследования вызвали необходимость в разработке программы деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Программа построена по 9 блокам: Знакомство, Настроение, Мы тебя любим, Мы с тобой так похожи, Дружба, Мы вместе, «Тух-тиби-дух», Волшебная игра, Наша дружная семья.

Все блоки в первую очередь были направлены, на сплочение коллектива и снятие эмоционального напряжения в группе.

После внедрения программы была проведена повторная диагностика. Результаты которой подтвердили эффективность применения программы деятельности воспитателя по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

 

ЛИТЕРЕТУРА

 

1 Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Просвещение, 1999.-с.224

2 Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М.: Прайм- Еврознак, 2002.-с.510

3 Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Просвещение, 1990. – с.160.

4 Бэрон Р. Агрессия: Учебное пособие для студентов и аспирантов психологического факультета, а также слушателей курсов психологических дисциплин на гуманитарных факультетах вузов РФ. СПб: Питер, 1997, с.330

5 Бюттер К. Жить с агрессивными детьми.– М.: Просвещение., 1997, с.96

6 Ениколопов С. Н. Агрессия- одна из форм защиты «Я»// Химия и жизнь – XXI век, № 10 (2006), с.12-15

7 Журавлев Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен? // Народное образование, №2(2003), с.185-192

8 Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. – Минск.: Педагогика., 1985. – с.170

9 Кандинский В. В. О духовном в искусстве. — М.: Просвещение, с.1992- 260

10 Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. – М.: Просвещение, 1983. – с. 23

11 Ковальчук А.В., Рукавишникова Н.Г., Журавлев Д.Н. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков. Ярославль: Ярославльский государственный педагогический университет, 2004, с.116

12 Креч Д., Крачфилд А., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость. //Вопросы психологии. – 1992. - №1-2. – С. 4-10.

13 Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004, с.224

14 Королева Э. А. Ранние формы танца. — Кишинев, Штиинца, 19 77, с.127

15 Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб: Питер, 2003, с.333

16 Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Дону, 1994, с.116

17 Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М.: Педагогика., 1991. – с.37

18 Лоренц К. Агрессия. – М.: Просвещение, 1994. –с. 125

19 Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.. Большой психологический словарь. СПб: Прайм- Еврознак, 2003, - 666

20 Налчаджян А.А. Агрессивность человека. СПб: Питер, 2007, с.734

21 Немов Р.С. Психология: учебник для высших учебных заведений непсихологического профиля. М.: Высшее образование, 2007, с.154

22 Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся //Вопросы психологии, № 3 (1994), С.61-68

23 Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Лайнер., 1997.-96с.

24 Петровский А.В. Психология. Словарь./ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Просвещение., 1990.-с.740

25 Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс, 1990, с.224

26 Румянцева Н.М. Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. – 1992.-№ 5, 6.-С.35-40.

27 Сакович Н.А. Игры в тигры: сборник игр с агрессивными детьми и подростками. – М.: Речь Изд-во ООО, 2007, с.203

28 Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Воронеж: Институт практической психологии, 1996, с.96

29 Сенько Т.В. Истоки агрессивного поведения детей. Минск: издательство «Минск», 2002, с.187

30 Смирнова Е. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание, № 4(2003), С. 62-67

31 Чепелева Л. М. Решение проблемы агрессивности подростков в школе педагогической поддержки. Краснодар: Просвещение – ЮГ, 2002, с.62

32 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М..1994

33 Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.: Литера., 1996, с.240

34 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1. – М.: Просвещение., 1986. – с.405

35 Холлигер В. Человек и агрессия. – М.: Просвещение, 1985. – с.35.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.