Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осмысленная жизнь






Развитие исключительного умственного здоровья и равно­весия, без всяких затемнений, имеет насущное значение для осмысленной жизни, что гораздо важнее, чем обрести сверх­обычные способности. Чтобы жизнь наполнилась смыслом, важны три составляющие: поиск истинного счастья, истины и добродетели.

Поиск истинного счастья. Когда мыслители вроде Блаженного Августина, Уильяма Джеймза или Далай-ламы говорят, что поиск истинного сча­стья наполняет жизнь смыслом, вероятно, они подразумевают нечто большее, чем просто погоню за удовольствием. Они име­ют в виду нечто более глубокое, некое равновесие и устойчи­вость ума, что позволяет преодолевать жизненные невзгоды. Истинное счастье — отличительная особенность человеческо­го процветания, — признак уравновешенного здравого ума,
как физическое благополучие — признак здорового тела. Мы постепенно слишком привыкли к мысли, что страдание при­суще жизни, это попросту в природе людей — разочаровы­ваться, унывать, тревожиться и горевать. Иногда печаль и мо­жет быть осмысленной — скажем, когда мы теряем близкого человека или видим страдания людей, переживших стихийное бедствие. Страх тоже может сослужить хорошую службу — благодаря ему мы откликаемся на опасность. Но во многих случаях умственного страдания слишком много, а это не при­водит ни к чему хорошему. Это просто симптом неуравнове­шенного ума.

Можно страдать из-за последствий желаний, вредящих на­шему собственному благополучию и благополучию прочих, — как, скажем, в случае с навязчивыми пристрастиями. Изнури­тельна неспособность сосредоточивать внимание по своей воле, когда ум отвлекается на то и се, или просто заторможен. Всех мастей трудности непременно возникают, если мы ошибаемся в восприятии действительности, либо совсем не воспринимая того, что явлено со всей очевидностью, либо путая действитель­ность со своими представлениями и мечтами. Бывает, что мы без необходимости маемся от несдержанности чувств, мечась между избыточной надеждой и страхом, восторгом и подавлен­ностью. Общий показатель всех видов неуравновешенности ума — страдание. Так же, как мы ощущаем боль в теле, когда оно поранено или хворо, наш ум недомогает, если он затемнен или неуравновешен.

Осмысленная жизнь устремлена к истинному счастью, причина которого — уравновешенный ум. Чем здоровее ум, тем сильнее чувство внутреннего благополучия. И ключ к до­стижению исключительной здравости ума — в воспитании


сосредоточенного внимания. Шантидева подчеркивал, на­сколько важно воспитывать шаматху, предупреждая:

Те, чьи умы распущены, блуждают,

В клыках терзающих, увы, застряли118.

Неуравновешенный ум подобен повреждению психологиче­ской иммунной системы, и оттого легко подвержен любым за­темнениям.

Поиск истины

Хотя знание и многосторонне, основное место в осмыслен­ной жизни занимают именно те знание и понимание, которые приносят истинное счастье. Согласно Блаженному Августину, стоит найти ответ лишь на один вопрос: «Как стать счастли­вым?»119 Это счастье он называет «радостью, дарованной исти­ной». По его мнению, только истина, дающая такое счастье, — божественна. В молитве Св. Августина «Да познаю я себя, дабы познать Тебя» слышится отзвук сократовской жалобы: «Я все еще не способен, как повелевает дельфийское предписание, по­знать себя, и нелепо устремлять свой взор на что-либо иное, покуда я не изведал этого»120.

Есть множество истин, ожидающих раскрытия, многое зна­ние, что предстоит обрести, но может ли быть что-либо важнее и насущнее в поисках истинного счастья, чем прозрение в свою же природу и в отношения с окружающим миром? Суть таких поисков — изучение ума. Поведенческие и нейробиологиче- ские исследования могут многое косвенно сказать об особенно­стях умственной деятельности, но для изучения ума, как заявил

Уильям Джеймз, самонаблюдение — первое, на что следует полагаться во всем и всегда121. Этого взгляда придерживались и созерцатели всего мира, а для внутреннего самонаблюдения за глубинами человеческого ума необходимо сосредоточенное внимание.

Поиски добра

Аристотель приравнивал настоящее счастье к «человеческому благу», замечая, что оно «понимается как возделывание духа согласно добродетели, и, если добродетелей больше одной, ис­тинное счастье следует понимать в соответствии с лучшей и наи­более полной из них»122. От каждого из нас зависит — со всеми нашими системами верований и ценностями — что именно считать человеческими достоинствами, и какое из них — наи­более ценно и полно. Осмысленная жизнь — та, что воспитыва­ет достоинства, ценимые среди людей. Достойная жизнь есте­ственно будет посвящена тому, чтобы преодолеть свойственные уму черты и поведенческие склонности, идущие вразрез с такой добродетелью; а, чтобы воспитать добродетель и устранить по­роки, жизненно важно умение сосредоточивать ум.

Уравновешенный ум необходим во всех трех составляющих осмысленной жизни — ив поиске истинного счастья, и истины, и добродетели. Идя по пути шаматхи, применяя чрезвычайно сосредоточенное внимание к природе самого сознания, вы, ве­роятно, обнаружите глубинную взаимосвязь между тремя эти­ми направлениями поиска. Есть такие грани истинного счастья, какие можно уловить лишь самораскрытием, есть истины, что познаются лишь в переживании добродетельной жизни, и есть добродетели, которые могут возникнуть, если обретено прямое


прозрение в природу действительности. В мире, где поиски счастья, истины и добродетели не связаны, а порой и противо­речат друг от другу, этот целостный путь поможет объединить древнее и современное наследие мудрости Востока и Запада.




Приложение 1 ОБОБЩЕНИЕ ДЕВЯТИ СТАДИЙ

 


 


Обобщение девяти стадий

 


памятование дыхания (анапанасати)

Избранное из «Стадий слушателей» («Шравакабхуми»), АрьяАсанга, Vвек Перевод с тибетского и санскрита на английский Б. Алена Уоллеса

[223]1 Что есть памятование дыхания? [224] Памятование предмета вдоха и выдоха зовется памятованием. Тогда что же есть два вдоха? Это вдох и промежуточный вдох. А что есть два выдоха? Это выдох и промежуточный выдох. Итак, вдох — это жизненная энергия, втягиваемая внутрь до пупка на вдохе. Промежуточный вдох случается, когда вдох прекратился, а вы­дох еще не настал. Жизненная энергия также ненадолго втяги­вается во время расслабления, и это зовется промежуточным вдохом. Выдох и промежуточный выдох следует понимать в том же духе. Вот отличие: направленная вовне жизненная энергия движется наружу от области пупка до верхней губы и кончика носа — оттуда вовне.

Каковы причины вдоха и выдоха? Их две: приводящая в движение карма [225] и пространство в области пупка, а более широко — пространство тела. Каковы основы вдоха и выдоха? Их две: тело и ум. Отчего же так? Вдох и выдох зависят от тела и ума. А последние — соответствуют обстоятельствам.

Вопрос: Могут ли они зависеть только от тела?

Ответ: Такое случается с теми, кто поглощен состоянием со­зерцательного равновесия без различения — равновесием прекращения, и с теми, кто рожден среди богов — смертных, лишенных различения.

Вопрос: Могут ли они зависеть только от ума?

Ответ: Такое случается с теми, кто поглощен созерцательным равновесием отсутствия образа, и с теми, кто рожден в мире отсутствия образа.

Вопрос: Могут ли они зависеть и от тела, и от ума?

Ответ: Так бывает не всегда. Будь оно так, это бы случалось с теми, кто поглощен самадхи четвертой дхьяны, с теми, кто рожден в четвертой дхьяне, и с теми, кто находится в оваль­ной, продолговатой и круглой стадиях развития зародыша2. Но в данных случаях этого не происходит. Следовательно, вдохи и выдохи зависят от тела и ума, [226] и соответствуют обстоятельствам.

Каковы движения вдоха и выдоха? Их два: движение вдоха вниз и движение выдоха вверх.

В каких областях находятся вдох и выдох? Их две: грубое пространство и более тонкие пространства. Грубое простран­ство простирается от области пупка вверх до рта или носа, или ото рта и носа до области пупка. Каковы тонкие пространства? Это поры всего тела.

Каков четырехуровневый перечень названий вдохов и вы­дохов? Он таков: (1) жизненная энергия, (2) вдохи и выдохи,


(3) вдыхания и выдыхания и (4) образования тела. Слова «жиз­ненная энергия» подразумевают и все остальные жизненные энергии, и это обозначение общее для всех (трех в перечне), а три другие — самобытны.

Каковы два изъяна усилий при вдохе и выдохе? Недостаточ­ная вовлеченность и [227] чрезмерная вовлеченность. Из-за не­достаточной вовлеченности ленивый ум покрывается пеленой тусклости и сонливости или же отвлекается на внешнее. Чрез­мерная вовлеченность вредит и телу, и уму. Как наносится вред телу? Вдох и выдох совершены силою и с трудом отпущены, и из- за этого тело заполняется неуравновешенными жизненными энергиями. А поскольку они изначально охватывают основные и второстепенные области тела, они зовутся «заполняющими». Более того, когда заполняющие жизненные энергии набирают­ся в избытке, говорится, что они плодят недуги и творят физи­ческие расстройства в основных и второстепенных областях тела. Это и зовется нанесением вреда телу.

Как причиняется вред уму? При чрезмерных усилиях ум перегружается и оттого отвлекается, становясь подавленным или возбужденным. Так причиняется вред уму.

В понятиях памятования дыхания следует знать следую­щие пять видов воспитания: (I) исчерпывающее воспитание с помощью счета, (II) исчерпывающее воспитание с помощью погружения в совокупности, (III) исчерпывающее воспита­ние с помощью [228] погружения в зависимое происхожде­ние, (IV) исчерпывающее воспитание с помощью погружения в обитель, и (V) исчерпывающее воспитание с помощью шест­надцати граней.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.