Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Размышление о медитации. Вышеописанный способ пошагового памятования дыхания основан на беседе Будды на эту тему






Вышеописанный способ пошагового памятования дыхания основан на беседе Будды на эту тему. Вот выдержка из его объ­яснения:

Вдыхая долго, знаете: «Я вдыхаю долго». Выдыхая дол­го, знаете: «Я выдыхаю долго». Вдыхая коротко, знаете: «Я вдыхаю коротко». Выдыхая коротко, знаете: «Я выды­хаю коротко». Так обучаетесь: «Я вдыхаю, ощущая все тело. Я выдыхаю, ощущая все тело. Я вдыхаю, успокаивая область тела. Я выдыхаю, успокаивая составляющие тела»4.

Как я уже говорил, в этой медитации вы никак не управляе­те дыханием, а просто отмечаете длительность каждого вдоха и выдоха. В большинстве толкований этой беседы в Тхераваде словосочетание «ощущая все тело» подразумевает все тело ды­хания, то есть полный круг вдоха и выдоха. Конечно, в этом цель данной медитации, но также ценно и наблюдение ощущений дыхания и во всем теле.

Таков «полевой» подход к воспитанию внимания. Не на­правляя внимание на мысленный образ, молитву, мантру или особую часть тела, откройте осознавание всей полноте ощуще­ний и особенно связанным с дыханием. Главное здесь — ум­ственное и физическое расслабление. Если вы сковываете ум или тело, воспитание шаматхи усугубит напряжение, которое и так уже есть. Укореняя осознавание в теле, вы расслабляете узлы и в теле, и в уме. Напряжение распадается само собой, и это успокаивает всю систему тела.

Памятование дыхания настоятельно рекомендуется тем, кто особенно склонен к навязчивому мышлению. Как говорил буддийский учитель V века Арья Асанга: «Если непроизволь­ные мысли в особенности сильно влияют на поведение, сосре­доточивайте ум на памятовании вдохов и выдохов»5. И по­скольку почти все, кто живет в современном мире, обречены на избыточное думание, запоминание и планирование, этот совет может стать тем, что доктор прописал: общей рекомендацией, как успокоить и исцелить переутомленные тело и ум.

Хотя обычно в буддизме для медитации и предпочитается поза со скрещенными ногами, Будда предлагал своим последо­вателям медитировать в любом из четырех положений: гуляя, стоя, сидя и лежа6. Любое из них совершенно годится. Нерв­ная система и склад ума у каждого свои. Если есть склонность к возбуждению, поза лежа на спине может оказаться особенно полезной, чтобы ослабить напряжение и непоседливость тела и ума. Но если вы больше склонны к вялости, когда бы ни при­легли, вы просто проваливаетесь в сон, так что для медитации вам, вероятно, больше подойдет вертикальное положение сидя.


Поза на спине так же очень полезна, когда вы чувствуете физическую усталость, но еще не готовы ко сну. В этом случае, вероятно, сложно сидеть в позе бдительности, а шанс поле­жать — вполне привлекателен. Сдайтесь потребности свое­го тела в отдыхе и примите позу лежа, чтобы успокоить и ум. Скорее всего это освежит вас и успокоит гораздо больше, чем смотреть ТВ или читать газету. Поза на спине может оказать­ся единственной возможностью, скажем, при болезни, увечье или просто при слабости. Ее можно применять для медитации в больницах, домах престарелых и хосписах.

Памятование дыхания хорошо готовит ум к работе, но мо­жет помочь и заснуть. Если вы страдаете бессонницей, выше­описанный способ поможет высвободить напряжение в теле и уме, помогая заснуть. А если вы проснулись посреди ночи и не можете уснуть, памятование дыхания даст возможность разобщиться с мыслями, наводняющими ум. Согласно недав­ним исследованиям, примерно 80% американцев страдают хро­нической нехваткой сна. Так что, если вся эта затея позволит просто выспаться наконец, она уже дорогого стоит.

Внимательный образ жизни

Всем нам известно, что тело способно исцеляться само. Фи­зиотерапевты не лечат раны, и хирурги не сращивают перело­манные кости, но делают все возможное, чтобы тело исцелило себя само, — они промывают раны, устанавливают на место сломанные кости и т. п. Это так привычно, что легко упустить глубинную природу целительной силы тела.

Обычно, когда сталкиваемся с тем, что поддается нашему контролю, мы пытаемся изменить это тем или иным спосо­бом. Но памятование дыхания позволяет дыханию течь внутрь и наружу с наименьшим вмешательством. Необходимо допу­стить, что тело лучше ума знает, как дышать. В точности так же,


как тело лучше знает, как исцелить рану или сломанную кость, оно лучше знает и как дышать. Доверяйте своему телу. Скорее всего вы обнаружите, что поддерживаемое осознавание дыха­ния, свободное от вмешательства чувств и зыбкости внимания, успокаивает и тело, и ум. И своими глазами увидите исцеление.

С помощью памятования можно преодолеть физическую и умственную неуравновешенность, вызванную напряженным, взвинченным стилем жизни, но таким памятованием можно и предотвращать подобные расстройства. Защитники окружа­ющей среды говорят об «уборке за слоном» — о бесконечной задаче очищения промышленных загрязнений и, прежде всего, о том, насколько действеннее может стать стратегия незагряз­нения окружающей среды. Так и памятование дыхания можно применить к предотвращению загрязнений среды внутренней. Это укротит слона ума и позволит удержать равновесие, потеря которого — не редкость в современной жизни.

Исцеление тела-ума имеет еще одну значимую параллель с представлениями защитников окружающей среды. Когда поток загрязнен примесями, можно добавлять в воду проти­воядия — в надежде, что такие добавки погасят нанесенный ущерб. Но гораздо более прямой и разумный настрой — про­сто не выбрасывать грязь в поток. В этом случае поток воды, текущий сквозь почву, камни и растительность, постепенно полностью очищается. Так и с дыханием: вместо того, чтобы дышать как-то по-особенному, просто не баламутьте дыхание сумбурными мыслями и чувствами. И вскоре вы заметите, что здоровое течение дыхания полностью восстановлено.

Согласно буддизму и другим созерцательным традициям, расстройства ума тесно связаны с телом и особенно с дыхани­ем. Расстроены мы или спокойны, дыхание отзывается стре­мительно. И наоборот — сбивчивое дыхание также влияет и иа внутреннее состояние. В будничных делах ум увлечен по­током беспокойных мыслей, планов, воспоминаний и забот. В следующий раз, когда рассердитесь или огорчитесь, впадете в восторг или удивитесь, обратите внимание на ритм дыхания. Проверьте его и когда усердно трудитесь, сосредоточиваясь на текущей задаче, или стоите в пробке. Сравните эти привычки в дыхании с теми, что есть, когда вы спокойно сидите дома, слу­шая музыку или любуясь закатом.

Мыслительная деятельность продолжается и во время сна, даже если тело и физические чувства дремлют. Внутренний отклик на сны не менее настоящий и влияет на тело и дыхание также, как и чувства в бодрствовании. Единственный перерыв в таких влияниях ума и чувств мы испытываем в глубоком сне без сновидёний. И тогда дыхание течет свободно, без возму­щающего влияния ума. Я считаю, это самое здоровое дыха­ние, какое только может случиться у многих из нас за сутки. В конце дня мы проваливаемся в сон истощенными, но восемь часов спустя просыпаемся свежими и готовыми к новому дню. Но чаще всего он превращается в еще один день, выбивающий тело и ум из состояния равновесия.

Сейчас у нас есть возможность сломить эту привычку. Не стоит ждать, когда наступит время сна, чтобы дыхание ис­целило ущерб, нанесенный дневными заботами. Помня о дыха­нии, это можно делать в любое время. Не управляя дыханием, позвольте ему течь совершенно без усилий, дав телу самостоя­тельно восстановить равновесие.

Простая сосредоточенность внимания на ощущениях ды­хания — направленное внимание, и это первая стадия меди­тации. Вы ее освоили, если способны удерживать внимание на дыхании всего нескольких секунд. Если серьезно к это­му относиться, короткая медитация бдения дыхания утром


и вечером сразу придаст гораздо больше ясности всем действи­ям и поможет естественным образом держать в узде нездоровые привычки.

Но даже если эта медитация покажется вам полезной, ве­роятно, не так-то просто найти время днем, чтобы посвятить его такому воспитанию внимания. И чтобы выкроить время для уравновешивания ума, нужно немного доброжелатель­ности поотношению к самому себе. И потому, чтобы сделать выбор, по-настоящему содействующий вашему благополучию, а не лишь доставляющий удовольствие ощущениям, вначале стоит развивать доброжелательность.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.