Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 3 5 страница






поэтому они существуют лишь относительно тех измерительных прибо­ров, благодаря которым они были обна­ружены, а также относительно ума тех людей, которые осведомлены об их суще­ствовании. Судя по нашим сновидениям, общая основа выступает в роли своеобраз­ной динамо-машины, которая генерирует одну окружающую обстановку за другой. Мы вовлечены в целый мир субъектов и объектов, который мы называем «жизнь». В буддизме этот мир, который проявляется в результате путаницы, возникающей в процессе взаимо­действия различных составляющих внутри конгломерации* общей основы, носит назва­ние «сансара».

Помните, как точно подметил Сти­вен Лаберж: «Сознание сновидения — это сознание бодрствования, которое лишено физических ограничений, а сознание бодр­ствования — это сознание сновидения, поставленное в рамки физических ограни­чений». Основная задача заключается в том, чтобы разобраться в том, что такое физи­ческие ограничения и какова их природа. Исследователи осознанных сновидений ори­ентированы на науку, поэтому они считают, что физические ограничения — это что-то реальное. А если и не окончательно реальное, то, во всяком случае, они обладают природой, отличной от природы феноменов, встречаю­щихся в сновидениях, — они «более реальны», чем наши сновидения. Однако Падмасамбхава, а с ним и весь мир буддизма ваджраяны, представителем которого он является, рассматривают все феномены как «подобные сновидению» — как пустые и лишённые устойчивых, окончательных характеристик. Некоторые адепты буддизма (да и других духовных доктрин) время от времени демон­стрируют этот факт публично. Есть сведения, что некоторые тертоны могут погрузить руку в скалу, как если бы это была мягкая глина, и извлечь оттуда тексты и священные объ­екты. Падмасамбхава мог оставлять следы, ступая по камню. Современные тибетские ламы могут оставить на камне следы рук и ног или вонзить в него деревянный посох. Ламы, которые иногда демонстрируют подоб­ные «чудеса» перед большим скоплением народа, изменяют реальность бодрствования таким же способом, как практикующие тех­нику осознанных сновидений меняют реаль­ность сновидения. И дело тут не в том, что они хотят похвастаться своими «эзотериче­скими способностями». Их цель — показать людям, что мир сновидений простирается за пределы ночного сна — в то пространство, которое мы считаем «истинной реально­стью»29. Однако для того, чтобы сделать кон­цептуальное понимание «несуществования феноменов» частью своей жизни, нам необ­ходимо делать то же самое, что делали эти удивительные люди, — практиковать.

 

практика

 

Для практики йоги сновидений в состоя­нии бодрствования Падмасамбхава даёт нам особое, сущностное наставление: «В это время ясно представь, что вся окружа­ющая обстановка — город, дом, знакомые, разговоры и все другие виды деятельности являются сновидением. Скажи громко: „Это сон! " Непрерывно представляй, что нахо­дишься в сновидении». В другом тибетском буддийском тексте, посвящённом йоге сно­видений30, содержится более подробная инструкция, в соответствии с которой прак­тикующему даются следующие наставления: «Однонаправленно пребывай в медитатив­ном равновесии осознанности: „Я уснул. Это проявление — сон. Это иллюзия"». И далее: «Помести свою осознанность в пространство, где нет концепций, не фокусируйся ни на чём.

Затем направь свой ум на все проявления — на себя и других — и думай так: „Всё это просто проявления. Они не реальны". Если будешь непрерывно практиковать подобным образом и в ходе формальных сессий меди­тации, и в перерывах между ними, то прояв­ления всегда будут лишены истинного суще­ствования и страха». Теперь становится ясно, почему расслабленность и концентрация — навыки, которые вырабатываются практи­кой шаматхи, — так важны для успешной практики йоги сновидений в состоянии бодрствования.

Всё это прямо указывает на главное раз­личие между техникой осознанных сновиде­ний и практикой йоги сновидений, которое возникает, когда дело касается состояния бодрствования. Если в состоянии бодрство­вания вы осуществите дюжину контрольных проверок своего состояния, а ваши цифро­вые часы будут показывать всё те же цифры, даже если вы десять раз подряд отвернётесь и взглянете на них снова, то с точки зрения техники осознанных сновидений вы можете быть на 99% уверены, что не спите. И всё же Падмасамбхава советует нам думать, что это сон, даже несмотря на нашу уверен­ность в том, что мы бодрствуем. Но он не предлагает нам заняться добровольным самообманом. Он предлагает нам «выдер­нуть ковёр из-под ног» нашего привычного взгляда на переживаемый опыт. Он присваи­вает новое значение понятию «быть пробуж­дённым» и делает это фокусом практики в состоянии бодрствования.

Снова вернёмся к примеру неосознанного сновидения. Если вы верите, что сами являе­тесь тем индивидуумом, который вам снится, то есть «персонажем сна», и исходя из этого вовлекаетесь в действие, то вы застреваете в этом образе. Если вы уверены, что этот персонаж на самом деле и есть вы, то вы рас­писываетесь в собственной неосознанности во время сновидения. Вы застреваете в этой иллюзорной роли. Если у вас есть помощник, то, заметив, что вы видите сон, — внешне это может выглядеть так, что вы мечетесь по кровати, вертитесь и что-то бормочете, а ваши глазные яблоки активно движутся под веками (быстрые движения глаз), — он может

шепнуть вам на ухо: «Ты видишь сон»31. Пад­масамбхава поступает похожим образом — предлагает нам взглянуть на сновидение не как застрявший в своей роли «персонаж сна», а как, фигурально выражаясь, снови­дец, который спит в собственной постели. Он предлагает нам взглянуть на реальность яви с позиции природы Будды. Однажды Будду спросили: «Ты бог? Небожитель? Дух? Или человек?». Он ответил: «Я ни то, ни дру­гое, ни третье — я пробуждён»32.

С точки зрения учения дзогчен наставления Падмасамбхавы заключа­ются в том, что мы должны пытаться видеть реальность такой, какая она есть на самом деле. Воспринимать как феномены сновидения не только внешний мир, но и наше собственное тело. В каче­стве подготовки к практике ночной йоги сновидений мы учимся воспринимать своё тело как иллюзорную форму. Это практика иллюзорного тела. Мы воспринимаем тело и все его составляющие так, как будто это что-то нематериальное, — как отражение в зеркале33. Поскольку мы ещё не достигли изначальной осознанности, нам приходится использовать силу воображения. Поэтому необходимо «ясно представлять себе», что, находясь в состоянии бодрствования, мы полностью осознанны.

Подобная практика является большим шагом в сторону реальной осознанности. Использование воображения для подобных целей весьма уместно — мы ведь в конце концов и так уже погружены в грёзы. Но представляя себе, что мы видим всё так, как оно есть на самом деле, мы соз­даём некий шаблон восприятия, который соответствует реальности. Тогда наше вооб­ражение может раскрыться и преодолеть ограничения, которые не позволяют нам увидеть то, что происходит на самом деле, — то, что мы находимся во сне. А с буддийской точки зрения — с точки зрения изначаль­ной осознанности — реальность состояния бодрствования не просто «похожа на сно­видение», это и есть сновидение. И теперь для нас настало самое время попробовать пробудиться от того, что мы обычно оши­бочно называем «явью» или «состоянием бодрствования».

 

изначальная осознанность

 

Когда мы практикуем йогу сновидений во время сна и говорим себе: «Я нахожусь в сновидении», само обозначение «я» при­ходит из сознания общей основы. Для него это своего рода «точка локализации». Речь здесь идёт об относительном «я». Но на что конкретно мы ссылаемся, имея в виду «я», когда, будучи здравом уме и твёрдой памяти, практикуем йогу сновидений в состоянии бодрствования и говорим себе: «Я нахо­жусь в сновидении»? Кто или что находится в сновидении? Кто или что заблуждается относительно яви? Эта явь снится изна­чальной осознанности. Это одна из причин того, почему в ваджраяне говорится, что все визуальные проявления являются телом божества, все звуковые проявления явля­ются речью божества, а все мысли являются умом божества. Само божество, конечно же, является полностью просветлённым — оно является манифестацией просветлённого ума. В традиции дзогчен сказано, что все существа изначально являются просветлён­ными, а состоящая из миллиардов миров вселенная есть не что иное, как земля будды. По своей сути мы вовсе не обычные живые существа — мы просветлённые существа, которые просто не осознают этого. Как гово­рят об этой ситуации тибетцы: «Солнце све­тит всегда, и лишь случайные облака засло­няют его от нашего взора».

Познать реальность изначальной осознан­ности вполне возможно. Но это невозможно сделать ни посредством наблюдения за про­явлениями, ни силой логики, ни благодаря интеллекту, ни с помощью тщательного ана­литического исследования. Можно было бы сказать, что познать изначальную осознан­ность можно с помощью веры, но это соз­дало бы семантические сложности. Это знание не возникает на основе опыта, полученного с помощью ощущений, или в результате умо­заключений. Это прямое, непосредствен­ное, неконцептуальное знание — это знание интуитивное. Опыт переживания подобного постижения происходит, когда изначальная осознанность узнаёт о самой себе.

Я бы резюмировал наставления Падма­самбхавы о йоге сновидений в состоянии бодрствования следующим образом: исполь­зуйте интуицию и воображение для того, чтобы раз за разом возвращаться к той точке зрения, когда вы можете осмысленно ска­зать: «Это сновидение». Поддерживайте это воззрение. С течением времени это позволит разрушить преграду между вашим обычным двойственным умом и изначальной осознан­ностью. Таким образом, йога сновидений в состоянии бодрствования основывается на силе интуиции и поддерживается благо­даря силе внимательности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.