Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила психологического истолкования рисунка семьи






Правило 1

В рисунке семьи случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Оговорки типа «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не поместилась» должны потерять для вас значение.

Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:

1. Наличие бессознательных негативных чувств к этому челове­ку, которые ребенок, однако, воспринимает как запретные. Напри­мер, сильная ревность к младшему брату или сестре. Ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».

2. Полное отсутствие эмоционального контакта с отсутствующим на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в
эмоциональном мире ребенка.

Правило 2

Если на рисунке семьи отсутствует сам автор рисунка, то вы може­те строить гипотезу в двух направлениях:

1. Либо это свидетельствует о трудностях самовыражения в отно­шениях с близкими людьми типа: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место», либо

2. «Я и не стремлюсь найти здесь свое место или способ выраже­ния», «Все уже»схвачено» в этой структуре, но меня это мало волнует».

Правило 3.

Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т.е. какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в душе ребенка (рис. 2). Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отно­шения с родителями стоят для ребенка на втором плане.

Правило 4

После того как ребенок закончит рисунок, обязательно спросите его, «кто есть кто» на рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо, так как даже если количество персона­жей равно количеству членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть изображен вымыш­ленный персонаж. Например, Дед Мороз или Фея.

Правило 5

Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетво­ренные потребности ребенка. Поэтому эти потребности он удовлет­воряет в своей фантазии, в воображаемых отношениях.

Если вы встретились с таким персонажем, то подробно расспросите ребенка о нем — так вы узнаете, чего ребенку не хватает в жизни. Конеч­но, это не означает, что вы окажетесь в состоянии немедленно «додать»

Рис. 2

 
 

ребенку недостающее. Или что в неудовлетворенности его желаний вино­ваты именно родители. Так, образ Феи может символизировать типично детскую потребность в беспрепятственном, непрерывном и немедленном волшебном удовлетворении всех возникающих у него потребностей.

Невозможность такого удовлетворения ребенку еще предстоит для себя принять, чтобы научиться полагаться на собственные усилия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.