Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь

АБСЕНТЕИЗМ (< лат. absentia от­сутствие) — уклонение от полити­ческого участия, политическая апатия. Причинами абсентеизма счи­таются: отсутствие у личности об­щепринятых норм политической культуры; утрата или отсутствие групповой идентичности; крайняя степень недоверия к политическим институтам; чувство собственной беспомощности и неспособности повлиять на власть; высокая сте­пень удовлетворенности личных интересов, порождающая ощуще­ние ненужности политики. А. может быть следствием крайней степени удовлетворенности или не­удовлетворенности социально-экономическими условиями жизни. А. можно рассматривать и как свиде­тельство политической стабильности и как следствие утраты поддержки власти со стороны общества. В со­временной России достаточно вели­ка доля населения, для которого ха­рактерен политический А.

АБСОЛЮТИЗМ (< лат absolutus безусловный) — форма правле­ния, разновидность авторитаризма, характеризующаяся сосредоточе­нием в руках монарха законодательной, исполнительной и судеб­ной властей. А. был наиболее рас­пространен в период позднего сре­дневековья в Западной Европе. Современными абсолютистскими монархиями являются Саудовская Аравия, Марокко, Непал. В России А. окончательно утвердился в пери­од правления Петра I и просущест­вовал до 1917г.

АВТАРКИЯ (< греч. autarkeia самоудовлетворение) — политика замкнутости и самоизоляции государства. Чаще всего проявляется в стремлении государства создать самодостаточную экономику, спо­собную функционировать вне ми­ровой хозяйственной системы. А. также может сводиться к культурной изоляции, борьбе с «космополитизмом», утверждению традици­онализма. В Советском Союзе черты автаркии проявлялись в по­литике «железного занавеса», про­водимой с 20-х по 70-е гг.

АВТОНОМИЯ (гр. autos — сам, nomos — закон) — право какой-либо части государства на самостоятельное решение своих внутренних вопросов; самоуправление.

АВТОРИТЕТ (лат. auctoritas — власть, влияние; от auctor — деятель, творец) — влияние индивида (института), обусловленное признанием другими, по их собственной воле, чьего-то права вводить нормы, установления либо распоряжаться, рассчитывая на повиновение. В политологии принято как понятие, обозначающее: 1) форму осуществления власти (влияния), основанную на высоко ценимых в обществе качествах, заслугах носителя авторитета или приобретенную на основании утвержденных процедур; 2) источник влияния преимущественно ненасильственными средствами; 3) легитимизированное руководство (управление), т.е. вид власти, основанный на ее добровольном признании управляемыми правомерной. Авторитетно-властное отношение является субъективно воспринимаемым психологически либо нравственно, в отличие от форм влияния, связанных с принуждением. В современной политике авторитет в своем воздействии на управляемых основан на доброй воле — нужно повиноваться, ибо это правильно, т.е. люди готовы следовать нормам и указаниям должностных лиц. Ныне авторитет воспринимается как позитивное свойство индивидов или институтов со сложным сочетанием профессиональных, психологических, морально- этических качеств, одобренных обществом заслуг при их соответствии общественным нормам, традициям, требованиям и ожиданиям. Кроме того, за авторитетом признается довольно высокий уровень эффективности при выполнении политических и социальных функций, а также обязательств. Авторитет в политике является в итоге способностью выявлять, концентрировать и усиливать важнейшие аспекты общего согласия. Сохранение авторитета политическими институтами (путем его подтверждения) — важный фактор их стабильности.

АВТОРИТАРИЗМ (< лат. auctoritas власть, влияние) — политичес­кий режим, характеризующийся монополией на власть одного лица, группировки или партии. При авто­ритаризме, в отличие от тоталита­ризма, сохраняются дифференци­рованные отношения между госу­дарством и обществом. К автори­тарным режимам можно отнести восточные деспотии, тирании, оли­гархии, диктатуры древней римской империи; феодальные государства средневековой Европы; абсолю­тизм Нового времени; политичес­кие режимы части европейских стран в период между I и II мировы­ми войнами, а в наши дни — большинство государств Азии, Африки, Востока. А. считается антиподом демократии. Его отличительными признаками являются: 1) сильная централизация власти; 2) монопо­лия на власть одной группы, лица или партии; 3) формирование элиты на основе наследования или кооптации; 4) полный или частич­ный запрет оппозиции; 5)насильст­венный характер смены власти; 5) ограниченный плюрализм; 6) широкое использование силовых структур для удержания власти. При авторитаризме могут сущест­вовать представительные органы власти, выборы, оппозиция. Одна­ко их функционирование достаточ­но ограничено и носит формальный характер. Причинами сохранения авторитаризма в современном мире являются: неразвитость граждан­ского общества и экономическая отсталость; преобладание верти­кальных связей и отношений патронажно-клиентального типа в обществе; господство подданнического типа политической культуры; высо­кая степень конфликтности в раз­вивающихся обществах. Существу­ют различные типы авторитариз­ма — военный, олигархический, популистский, бюрократический, развивающийся (А. развития).

АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ (лат. agens — действующий) — семья, система образования, общественные и политические институты (организации), церковь, СМИ, неформальные ассоциации и группы интересов, отдельные явления и события (политический кризис, революция, репрессии, голод и пр.), способные кардинально влиять на систему убеждений и верований человека. Любому периоду жизни — дотрудовому (дополитическому), стадии зрелости, послетрудовому (это не означает обязательное отчуждение личности от политики) — соответствует свой набор таких агентов.

АГОРА (гр. agora) — предназначенная для публичных собраний и торговли главная площадь древнегреческих городов-полисов, расположенная в центре или около порта, окруженная храмами, портиками и городскими учреждениями. Значение слова «агора» со временем менялось: в V в. до н.э. оно обозначало повседневную социальную, политическую, религиозную и пр. активность граждан, а также место спортивных состязаний и театральных представлений; позже во многих городах (Афинах, Салониках и др.) стали выделять торговую и церемониальную агоры, где, в частности, проводились суды. Захоронение в агоре признавалось почетнейшим для гражданина.

АГРЕГАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ — функция политической системы, заключающаяся в придании однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработке общих требований и их иерархизации. А.И. также связана с согласованием разнонаправленных интересов (например, требований наемных работников и предпринимателей). Функцию А.И. в демократических политических систе­мах выполняют группы интересов, политические партии, парламент. В процессе агрегирования интересов могут вырабатываться как общие соглашения, так и поляризованные позиции, крайние альтернативы политики.

АДАПТАЦИЯ ПОЛИТИЧЕС­КАЯ — приспособление полити­ческой системы, политических структур к требованиям, исходящим от окружающей среды, выра­жающееся в изменении функций, определении новых целей и выра­ботке новых подходов к решению проблем.

АНАРХИЗМ (гр. anarchia— безначалие, безвластие)— 1) общественно-политическое учение (или идеология), провозглашающее своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднения любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами; 2) термин, обозначающий всякие антиэтатистские (т.е. направленные против государства) взгляды, идеи, позиции, а также соответствующую им практику, в т.ч. экстремизм. Несмотря на то что ряд анархистских идей появился еще в античные времена, развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем У. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости»(1793) концепцию «общества без государства». Разработка экономической основы анархизма и включение этого понятия в политический и научный оборот были осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером («Единственный и его собственность», 1845), предложившим индивидуалистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и обмене товарами между независимыми производителями, и французским философом П.-Ж. Прудоном («Что такое собственность?», 1840; «Система экономических противоречий, или Философия нищеты», 1846). Последний утверждал: основа неравенства и несправедливости — собственность и неэквивалентный обмен, которые могут быть устранены нереволюционными, ненасильственными организационными мерами вроде безденежного и эквивалентного обмена продуктами труда, а это способствовало бы постепенному отмиранию государства. В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители М.А. Бакунин («Государственность и анархия», 1873), отстаивавший идею революционного уничтожения государства и создания «свободной федерации» крестьянских и пролетарских сообществ, коллективно владеющих орудиями труда (коллективистская версия анархизма), и П.А. Кропоткин («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия», 1920), на основании им же сформулированных биосоциальных законов «взаимной помощи» призвавший к переходу к федерации свободных коммун путем уничтожения частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма). Расцвет разных вариантов идеологии анархизма пришелся на первую половину XX в.; сейчас анархизм занимает маргинальные позиции в идейно-политическом спектре, действуя в союзе с другими движениями (например, либертаристского, антиглобалистского и экологического толка).

АНОМИЯ (гр. anomie: а — отрицательная частица, nomos — закон — отсутствие закона, организации) — 1) состояние общества, характеризующееся ослаблением или исчезновением нормативных стандартов поведения, широко разделяемых ценностей и суждений и, как следствие, ростом отклоняющегося, асоциального поведения, в т.ч. радикализма и экстремизма в политике; 2) состояние индивида, которому свойственны ощущения отчужденности от общества, социальной дезориентации (неспособность оценить свой статус в обществе и выбрать соответствующую модель поведения), постоянной тревоги. Понятие введено Э. Дюркгеймом, считавшим аномию результатом прежде всего модернизации и индустриализации, разрушивших традиционное общество, а также поддерживавшую его систему социальных ролей, связей, норм и ценностей. Американский социолог Р. Мертон выдвинул гипотезу: основная причина возникновения аномии — утрата баланса между распространенными в обществе представлениями о целях и средствах, их отрицание или замена на другие.

АПАРТЕИД (африкаанс apartness — раздельное проживание) — политика, устанавливавшая социальные отношения в ЮАР между белым меньшинством и небелым большинством; она предполагала сегрегацию (расчленение общества на расовые группы при запрете на любого рода их смешение), политическую и экономическую дискриминацию небелого населения. В качестве государственного курса была санкционирована Актом по регистрации населения (1950), который распределил южноафриканцев на три категории: банту (черные африканцы), цветные (все смешанные расы) и белые; четвертая — азиаты (выходцы из Индии и Пакистана) — была добавлена позже. После изменения политического режима в ЮАР в 1993-1994 гг. (в его переходном и ныне установившемся вариантах) часть лидеров темнокожего большинства пытается применить элементы апартеида к белому меньшинству.

АРИСТОКРАТИЯ (гр. aristos — лучший, kratos — власть) — форма правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати; господство знати.

АРТИКУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСОВ — одна из функций политической сис­темы, заключающаяся в формули­ровании требований, предъявляе­мых к структурам, принимающим решения. В демократических поли­тических системах эту функцию вы­полняют группы интересов, поли­тические партии, парламент, в ав­торитарных — корпоративные ин­ституты. Различают несколько видов требований, предъявляемых политической системе: 1) требова­ния о распределении благ и услуг (напр., принять законы о прожи­точном минимуме, об образовании, охране окружающей среды и т.п.); 2) требования о регулировании по­ведения (напр., об обеспечении правопорядка, регулировании тру­довых отношений, предоставления права на забастовки); 3) требова­ния, касающиеся коммуникации и информации (например: свободы слова, принятия законов о средст­вах массовой информации, информирования населения о целях про­водимой политики). А.И. способст­вует установлению коммуникации между окружающей средой и поли­тической системой.

АРХЕТИП (гр. arche — начало, typos — образ) — в аналитической психологии Карла Густава Юнга это первичные, врожденные структурные элементы «коллективного бессознательного», архаические психические наслоения повторяющихся жизненных ситуаций и переживаний человека; универсальные, общечеловеческие первообразы и изначальные идеи, проявляющиеся как индивидуально (фантазии, способствующие творческому мышлению, сновидения, некоторые виды бреда), так и в различных мифологических, культурных и т.п. системах. В проблемной, кризисной ситуации в личной или общественной жизни архетип бессознательно возрождается.

БИХЕВИОРИЗМ (англ. behavio(u)rism от behaviour— поведение)— ведущее направление американской экспериментальной психологии XX в., идеи и методы которого были перенесены в 1950-1960-х годах в политологию. Для современных бихевиористских концепций политики характерен акцент на изучении ее микроповеденческих сторон, различных механизмов индивидуального, межличностного и группового политического поведения. Бихевиористскому методу в политологии присуща отчетливая прикладная ориентация.

БЮРОКРАТИЯ (< франц. bureau бюро, канцелярия и греч. kratos сила, власть, господство) — прослойка людей, профессионально занимающихся вопросами управ­ления и выполнением решений высших органов власти. Деятель­ность этой прослойки основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и про­цедур.

ВЕНСКАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНЦЕРТ) — структура межгосударственных отношений в Европе, сложившаяся после войн Наполеона I (1799-1814; 1815) и просуществовавшая, с серьезными изменениями, до Первой мировой войны. Ее принципы были заложены решениями Венского конгресса (1814-1815) — раннего общеевропейского (за исключением Турции) мирного урегулирования. Эта система базировалась на общем согласии наиболее могущественных европейских монархий (великих держав, включая Россию) относительно территориального и политического статус-кво в Европе; она предполагала возможность коллективного вмешательства в дела тех государств, которым угрожают революции, равно как и требование дипломатических консультаций по территориальным и пр. проблемам. В XIX в. в Европе «именно традиционные национальные интересы и меняющееся соотношение сил определяли дипломатическую игру, образование и развал союзов, изменение сфер влияния» (Г. Киссинджер, «Дипломатия»),

ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ — миропорядок, основы которого были заложены Версальским мирным договором 1919 г., договором с союзниками Германии, а также соглашениями, заключенными на Вашингтонской конференции 1921-1922 гт. Европейская часть этой системы (иначе — Версальская) в значимой мере была создана под влиянием политических и военно-стратегических соображений стран-победительниц при игнорирования интересов побежденных и вновь образованных стран (в Европе — 9), что делало эту структуру уязвимой из-за требований ее преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах. Отказ США от участия в функционировании Версальской системы, изоляция России и антигерманская направленность превращали ее в несбалансированную и неуниверсальную, что увеличивало потенциал будущего мирового конфликта. Вашингтонская система, распространяющаяся на АТР, отличалась несколько большим равновесием, но тоже была неуниверсальной. Ее нестабильность обусловливали неопределенность политического развития Китая, милитаристский внешнеполитический курс Японии и изоляционизм США.

ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР 1648 г. — два мирных договора, переговоры о достижении которых велись с 1644 г. в Мюнстере и Оснабрюке (Вестфалия), подписанных между Священной Римской империей германской нации и Францией в Мюнстере и между этой же Империей, с одной стороны, и Швецией с протестантскими германскими княжествами — с другой, в Оснабрюке. Вестфальский мир завершил Тридцатилетнюю войну (1618-1648), в которой участвовала по разным причинам (в т.ч. вначале религиозным, а затем династическим, территориальным и т.п.) значительная часть европейских государств. Мир закрепил за Францией, Швецией и их союзниками немалые территориальные приобретения, право на вмешательство в дела Империи. Голландия и Швейцарская конфедерация получили государственный суверенитет, а германские князья — права суверенных государей. Тогда Священная Римская империя германской нации превратилась в конгломерат независимых государств (около 300). Вестфальский мир признал религиозные права и свободы за лютеранами и кальвинистами. Иногда к Вестфальскому миру относят также мирный договор 1648 г. между Голландией и Испанией, который завершил Восьмидесятилетнюю войну между ними (боевые действия с 1625 г. между Голландией и Испанией историки рассматривают одновременно как часть Тридцатилетней и как часть Восьмидесятилетней войн).

ВЕТО (лат. veto — запрещаю) — отказ главы государства (монарха или президента) подписать и ввести в действие законопроект, принятый парламентом. Абсолютное вето означает окончательное отклонение законопроекта; отлагательное (суспензивное) вето предполагает повторное утверждение парламентом законопроекта (после его доработки или без таковой), который становится законом вопреки противодействию со стороны главы государства.

ВЛАСТЬ (как властное могущество вообще) (англ. power; от лат. potere — быть в состоянии, мочь, иметь возможность) — социологически «аморфное» (М. Вебер), т.е. неуточненное, понятие, предполагающее способность каким-либо желаемым образом и многими приемами воздействовать на поведение других в самых разных обстоятельствах. Механизмы власти — от убеждения (т.е. успешного воздействия без обещания вознаграждения или угрозы наказания со стороны обладающего властью) до давления, применения силы, принуждения (угроз сурового наказания или лишения благ за неповиновение). Предметом политологии являются: «власть и ее носители» — Г. Лассуэлл; осуществление «власти, господства (англ. rule) либо авторитета» (англ. authority) — Р. Даль; а сама политика есть «властное распределение ценностей» — Д. Истон. Отношения власти подразумевают стабильность, постоянство, институционализацию, т.е. установленность. В политологии категория власти, при широком определении, нередко выступает синонимом «влияния» (см. Дж. Плейно, Р. Риггс, X. Робин. «Словарь политического анализа», 1982).

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА — совокупность действий государства и его институтов за пределами своей суверенной территории для реализации национальных интересов. Принято считать, что внешняя политика есть воплощение на практике специализированным внешнеполитическим ведомством страны ее целей и интересов во взаимоотношениях с другими государственными субъектами, международными организациями и т.д.

ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ — принцип организации власти преимущественно в племенных образованиях: право принятия и осуществления важных решений возлагается только на тех, кто непосредственно обеспечивает безопасность племени (клана, рода), т.е. на всех вооруженных мужчин-дружинников; остальные члены племени исключены из процесса принятия решений.

ВОТУМ (лат. votum — желание) — решение или мнение, выраженное путем голосования.

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА — принятый на Парижской сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. документ, определяющий основные права и свободы человека; среди них выделяются политические и гражданские права (на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; равную защиту законом; равную защиту от любого вида дискриминации; свободное перемещение и любое местожительство в пределах каждого государства; на гражданство; на свободу мысли, совести и религии; на свободу мирных собраний и ассоциаций; участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей и др.); социально-экономические права (владение имуществомкак единолично, так и совместно с другими; социальное обеспечение; на труд, отдых и досуг и др.); культурные права (образование; свободное участие в культурной жизни общества, наслаждение искусством, участие в деятельности, способствующей научному прогрессу, и пользование его благами и др.).

ВЫБОРЫ — все формы индивидуального или коллективного доступа к власти (как правило, на определенный законом срок) и замещения должностей путем избрания голосованием (президента, парламентариев и т.д.), что наделяет избранных лиц правом принимать решения.

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ — ГАТТ (англ. General Agreement on Tariffs and Trade) — серия многосторонних договоров, ориентированных на обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем упразднения таможенных и прочих ограничений, снижения тарифных ставок, устранения всех форм дискриминации в мировой торговле ради повышения уровня жизни, занятости и т.п. в странах-участницах. Документ о ГАТТ, имеющий обязательный международно-правовой характер и подписанный 23 странами в Женеве, вступил в силу в 1948 г. Планировалось, что ГАТТ будет замещено специальным агентством ООН, но по ряду причин оно не было создано. Вместе с тем ГАТТ оказалось самым эффективным инструментом либерализации мировой торговли, содействовавшим значительному ее росту за последние 50 лет (например, тарифы на промышленную продукцию были снижены почти в 8 раз). В 1995 г. ГАТТ было заменено Всемирной торговой организацией (ВТО) с более четкой институциональной структурой, но при сохранении общих договорных основ в виде ГАТТ и решений торговых раундов (встреч членов ВТО). Режим ВТО, предполагающий мониторинг и регулирование мировой торговли, распространяется на 90% совокупного торгового обмена на нашей планете.

ГЕОПОЛИТИКА (< греч. gё Земля, politike политика) — наука, изучающая обусловленность политических процессов в больших со­циальных системах географичес­ким положением страны (региона) и другими физико- и экономико-географическими факторами. В геополитическом анализе выделяются три аспекта: исследование социально-политической ситуации с точки зрения конкретных географи­ческих и временных условий их раз­вития; сопоставление реальных данных с различными и часто противоположными представлениями об одной и той же территории; про­гноз и рекомендации по проведе­нию политической стратегии преобразования пространства. Основ­ными геополитическими фактора­ми выступают: географические (пространственное положение, природные ресурсы); политические (политический строй и особенности государства, его границ, социаль­ная структура общества, наличие основных свобод и т.д.); экономи­ческие (мощность и структура производительных сил, уровень жизни населения, инфраструктура, стра­тегические запасы и др.); военные (величина, мощь, боеготовность и боеспособность вооруженных сил и т.д.); культурные (конфессио­нальные, национальные традиции, уровень развития науки, образова­ния, здравоохранения, урбанизации и др.); демографические (плотность и состав населения, динамика его развития); экологические (демографическое давление на ограни­ченные ресурсы страны и планеты, истощение сырьевых ресурсов, изменение жизнеспособности насе­ления различных стран и т.д.).

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ (фр. global — всеобщий) — охват экономическими, политическими, социальными и культурными взаимоотношениями всего человеческого сообщества.

ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ (англ. global village) — метафора, используемая в журналистике и популярной литературе, дабы выразить представление о том, что все люди на Земле объединены единой судьбой. Считается, что глобальная деревня становится возможной благодаря распространению универсальных культурных образцов, развитию технологий (в первую очередь транспортных, информационных и коммуникационных), мировых торговой и финансовой систем и т.п., соединяющих всех людей во взаимосвязанное и взаимозависимое сообщество.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА — 1) организованная совокупность осознанных акций многих людей, в т.ч. политиков и чиновников, специализирующихся в данной сфере деятельности; 2) взаимодействие управленческих звеньев и блоков институционального механизма, направленное на выработку и реализацию стратегических целей и решений; 3) определенный управленческий цикл, в котором отсутствует жесткая последовательность функциональных фаз, поскольку субпроцессы такого рода нередко идут параллельно и в их «круговороте» нет четко выделяющихся начала и завершения.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕНТРИСТСКАЯ (ВЕСТФАЛЬСКАЯ) МОДЕЛЬ МИРА — 1) аналитическая схема международных отношений, в которой главный объект рассмотрения — суверенное государство, его взаимодействия с подобными ему государствами как основными акторами на международной сцене; 2) сформированная Вестфальским договором 1648 г. система мироустройства, представляющая собой совокупность наций-государств, ведущих самостоятельную внешнюю политику. В рамках Вестфальской системы суверенитет впервые становится атрибутом государства, а не монарха.

ГОСУДАРСТВО (произвол, от рус. господин, государь) (определение дано в упрощенном виде) — совокупность взаимосвязанных между собой учреждений и организаций, управляющих обществом; звено политической системы общества с властными полномочиями. Государство обладает суверенитетом и территориальностью, т.е. осуществляет власть над конкретным политико-географическим пространством, устанавливает систему права. Обладая монополией на насилие, оно принуждает ко всеобщему исполнению законов и в целом обеспечивает охрану существующего порядка. Основные государственные органы — правительственный аппарат, административная и финансовая системы, вооруженные силы, полиция, карательные учреждения и пр.

ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА (англ. civic culture) — 1) смешанный тип политической культуры (по Г. Алмонду и С. Вербе), в котором наряду с преобладанием составляющих культуры участнического (активистского) типа (плюрализм, рационализм, взаимное доверие, согласие относительно целей политики, базовых ценностей и легитимности основных политических институтов, ориентация на практическую вовлеченность в политику) органически присутствуют элементы приходской (патриархальной) и подданнической культур (отсюда — наличие умеренной политической пассивности и некоторых традиционных ценностей); считается наиболее подходящей для стабильного демократического устройства; 2) обозначение политической культуры развитых демократий (в особенности американо-британской).

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — совокупность множества межличностных отношений, семейных, социальных, экономических, культурных, религиозных и других ассоциаций и структур, которые развиваются в данном сообществе вне рамок государства и без его непосредственного вмешательства либо помощи. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (комплекс политических институтов, в т.ч. государство) и глобальное общество (самая широкая социальная общность, которая осуществляет наивысший уровень интеграции индивидов и автономна по отношению к своему окружению).

ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ — все виды негосударственного политического института, для которого характерны: 1) добровольность объединения людей в коллективы и организации с формальной структурой (обычно нежесткой); 2) общие представления и цели членов группы; 3) соединение личных требований с общественно-полезными материальными и духовными мотивами, которые выражаются внутри своего коллектива с помощью сотрудничества и различных воздействий либо адресуются иным группам, политическим институтам, законодательной и исполнительной властям; 4) как правило, отсутствие бюрократических структур.

ГУМАНИЗМ (лат. humanus — человечный) — 1) отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству; 2) мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности связей между людьми.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ (как специфически политическое явление) — это совокупность изменений в политической сфере, ведущих к институционализации открытой конкуренции за право контролировать правительство; предполагает признание вместе с институциональным обеспечением широких политических прав и свобод всех граждан конкретного государства для приумножения их политического участия, а также свободные выборы, в результате которых определяется состав правительства; имеет национальное (например, смена авторитарного режима демократически ориентированным в конкретной стране) и международное (территориальное распространение демократии в концепции «волн» демократизации) измерения.

ДЕЛЕГАТИВНАЯ ДЕМОКРА­ТИЯ — одна из разновидностей гибридных режимов. Понятие «Д.Д.» было введено в политичес­кую науку аргентинским политоло­гом 0'Доннеллом для обозначения режима, сочетающего в себе признаки демократии и авторитаризма. Его отличительными чертами явля­ются: 1) регулярные выборы главы исполнительной власти, который на несколько лет становится выс­шим толкователем интересов нации; 2) низкий уровень институализации власти; 3) отсутствие каких-либо ограничений исполни­тельной власти, кроме неформаль­ных отношений и сроков переиз­брания ее главы; 4) наличие граж­данских прав и свобод; 5) формаль­ный характер законодательной власти; 6) радикальный характер политики, проводимой общенацио­нальным лидером; 7) отсутствие механизмов согласования интере­сов. Д.Д., по мнению автора кон­цепции, отличается от представи­тельной отсутствием горизонталь­ной подотчетности исполнительной власти. В представительной демо­кратии существует как вертикаль­ная подотчетность власти (выбо­ры), так и горизонтальная (система разделения властей, «сдержек и противовесов»). Отсутствие гори­зонтальной подотчетности при Д.Д. обусловлено низкой степенью институализации власти. Поскольку Д.Д. является промежуточным типом политического режима, по­стольку существуют две потенци­альные альтернативы его развития. Одна их них сводится к регрессии Д.Д. и откату к авторитаризму; дру­гая — к постепенной институализации режима и переходу к представительной демократии. В настоя­щее время понятие «Д.Д.» исполь­зуется некоторыми политологами для характеристики режима, сложившегося в современной России.

ДЕМАГОГИЯ (< греч. demagogia, demos народ, ago вести) — заявле­ния, высказывания, выступления, в которых для достижения полити­ческих целей используются ложь, обман, спекуляции, методы манипулирования сознанием.

ДЕМОКРАТИЯ (< греч. demos народ, kratos власть; власть наро­да) — политический режим, характеризующийся следующими при­знаками: 1)гарантиями прав и сво­бод человека; 2) наличием всеоб­щего избирательного права и сво­бодных выборов; 3) уважением прав меньшинства; 4) политичес­ким плюрализмом; 5) публичнос­тью власти; 6) разделением влас­тей; 7) политической конкурен­цией. В политологии выделяются две основные линии, две трактовки демократии: идентитарная и представительная. Первая из них, беру­щая свое начало от античной тради­ции, была наиболее полно разрабо­тана Ж.Ж. Руссо. Ее главными по­ложениями являются: тождество (идентичность) правителей и уп­равляемых, стремление власти к выражению общего интереса, единой воли народа и реализации всеобщего блага, подчинение частных интересов всеобщим, меньшинства большинству. Согласно представи­тельной теории, при демократии сохраняются различия между пра­вящими и управляемыми. Однако власть осуществляется всенародно избранными представителями. Представительная демократия сво­дится к совокупности способов вы­явления и согласования различных социальных интересов. Вторая трактовка является доминирующей в современной политической науке. Существует несколько теоретичес­ких моделей демократии: теория элитистской демократии (демократического господства элит), теория либеральной демократии, теория плюралистической демократии, теория плебисцитарной демокра­тии, теория партисипаторной демо­кратии, теория полиархии Р. Даля.

ДЕПРИВАЦИЯ — состояние недо­вольства, вызываемое расхождени­ем между реальным и/или оценива­емым состоянием, к которому стре­мится субъект. Концепция депривации является исходной для объ­яснения протестных форм полити­ческого поведения. Существует несколько моделей Д. Согласно Дж. Дэвису и Т. Гурру, «относи­тельная Д.» — это представления людей о несправедливом характере распределения ценностей, порож­дающие недовольство и готовность к действию. Т. Гурр определяет Д. как результат расхождения между «ценностными ожиданиями» и «ценностными возможностями». При изменении ценностных ориен­таций социальные возможности и уровень потребления, считавшиеся ранее удовлетворительными, ста­новятся неприемлемыми. Возни­кающее стремление к новым стан­дартам жизни значительно расхо­дится с существующими возмож­ностями. Данный феномен получил название «революции растущих ожиданий». Вторая модель строит­ся на допущении сохранения преж­него типа ориентации и уровня на­дежд при резком падении жизнен­ных стандартов, сокращении объе­ма ценностей, которыми распола­гает субъект. Такое состояние об­разно обозначается как «револю­ция отобранных выгод». Третья модель, известная под названием «прогрессивной депривации», включает в себя концепты первой и второй модели. Дж. Дэвис связывает прогрессивную Д. с таким пе­риодом, когда возраставшие и удов­летворявшиеся ранее потребности начинают блокироваться, что вы­ывает раздражение и озлоблен­ность.

ДЕСПОТИЯ — одна из разновид­ностей авторитарного режима, су­ществовавшая в странах Древнего Востока. Специфическими чертами этого режима являлись: концентра­ция власти в руках деспота, опирав­шегося на широкий слой государст­венных чиновников; теократичес­кий характер государства; государственная и общинная собствен­ность на землю.

ДИКТАТУРА (< лат. dictatura не­ограниченная власть) — полити­ческий режим, характеризующийся неограниченной властью одного лица, небольшой группы или организации. В Древнем Риме диктатором назывался правитель, назна­чавшийся на высшую должность и наделявшийся для выполнения осо­бых поручений или в случаях угро­зы государству широкими полномо­чиями. Время правления диктатора было строго ограничено — не более 6 месяцев, но полномочия часто слагались сразу же после исполнения поручений. Само правле­ние диктатора и обозначалось сло­вом «Д.». Первыми диктаторами были Тит Ларций (498 г. до н.э.) и Марк Рутий (356 г. до н.э.). Пос­ледним историческим диктатором в Римской империи был Марк Юний Каннах (82 г. до н.э.). Д. Юлия Це­заря (47, 45—44 гг. до н.э.) носила уже более «современный» харак­тер и была, по существу, бессроч­ной узурпацией власти. После смерти Цезаря Антоний навсегда отменил диктатуру как форму правления. Однако история диктатуры на этом не заканчивается. Тирания, азиатский деспотизм, цезаризм, Д. пролетариата, фашизм, авторита­ризм, тоталитаризм и др. — исто­рические разновидности диктатуры. Всем им присущ ряд общих черт: неограниченный и бесконтрольный характер власти, отсутствие разде­ления властей, монополизация власти, бесправность человека, низкая степень легитимности власти, применение преимущественно репрессивных форм и методов со­циального контроля. XX в. знает две разновидности диктатуры — авторитаризм и тоталитаризм. Причины возникновения диктатур весьма разнообразны. Их усмат­ривают в кризисах и разрушении традиционных структур общества, традициях, политической культуре народов, психологии масс, отсут­ствии развитого гражданского общества.

ДИСКРИМИНАЦИЯ (< лат. discriminatio различение) — ограни­чение или лишение прав определенной категории граждан по при­знаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д. Д. нарушает права человека. Формами дискриминации являются: сегрегация — переселение лиц какой-либо наци­ональности на специально отведенные территории (резервации, гетто) и геноцид — намеренное и систематическое физическое унич­тожение представителей опреде­ленной этнической, религиозный или социальной группы.

ДИССИДЕНТ (< лат. dissidens не­согласный) — лицо, находящееся в нравственно-политической оппозиции к существующей власти и официальным политико-правовым нормам и ценностям. Диссидентами называли в средневековой Европе вероотступников и еретиков, а в более поздние исторические перио­ды — тех индивидов, которые не придерживались господствующей религии. В Советском Союзе дис­сидентами называли членов право­защитного движения, которое уделяло основное внимание отстаива­нию таких прав и свобод, как сво­бода совести, слова, передвиже­ния, право на честь и достоинство личности и др.

ДИСКУРС (лат. discursus — беседа, разговор) - термин, широко используемый в гуманитарных дисциплинах, но не имеющий единого общепринятого определения. Обычно под дискурсом понимается: 1) любая совокупность высказываний, объединенных тем или иным набором социально заданных характеристик (цели высказывания, предметная область, типичный лексикон, характерные риторические приемы и т.д.). Иными словами, дискурс - это речевая деятельность, понимаемая как социальная практика. Такое понимание термина сложилось в 1960-1970-е гг. До этого под дискурсом понимался: 2) метод познания, основанный на рассудочном, рациональном, построенном на логике постижении истины и противопоставляемый интуитивному познанию. В этом смысле понятие дискурс восходит к основополагающей для европейского рационализма работе Р. Декарта «Рассуждение о методе» («Discours de la methode»). Следует выделить употребление термина дискурс, введенное немецким философом Ю. Хабермасом в начале 1970-х гг. Он предложил называть дискурсом 3) особый идеальный вид речевой коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, авторитетов, интересов, мотивации и т.д., позволяющем сформировать никем не оспариваемый минимум проблем и решений, а также критически обсудить взгляды и намерения участников.

ЕВРАЗИЙСТВО — идейное и общественно-политическое движение русской эмиграции 20—30-х гг. XX в. Главные представители евразийской мысли — Н.С. Трубецкой (1890—1938), П.Н. Савицкий (1895—1965), Л.П. Красавин (1882—1952), Г.В. Флоровский (1893—1979) и др. представители Е. обосновывали развитие России как особой цивилизации — Евра­зии — нового историко-культурного и геополитического феномена. Евразийцами было разработано учение об идеократическом государстве с «единой культурно-государственной евразийской идеоло­гией правящего слоя», выдвигае­мого путем отбора из народа.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА — права и свободы, присущие человеку от рождения, т.е. данные природой, проистекающие из ее основных законов. Будучи «досоциальными», эти права первичны по отношению ко всем нормам, установлениям общества и государства; они неотъемлемы, действуют везде и на протяжении всей истории. Либеральная концепция естественных прав, разрабатывавшаяся Дж. Локком, Ш.Л. Монтескьё и др., была зафиксирована в американской Декларации независимости 1776 г., провозгласившей такие естественные права человека, как право на жизнь, свободу, стремление к счастью, «самоочевидными истинами», для обеспечения которых «учреждаются правительства», и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., назвавшей основами естественных прав свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

ЗАПАДНИЧЕСТВО — идейно-политическое течение русской обще­ственной мысли. Существует предположение, что термин «З.» ввел в оборот Н.В. Гоголь. Идеалом за­падников было приобщение России к ценностям и достижениям запад­ной цивилизации. По своему содер­жанию, идейной направленности 3. было неоднородно. В нем просле­живаются два основных течения: умеренное и радикальное (револю­ционное). Представители первого течения — Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, П. В. Анненков и др. — провозглашали целью общественного развития утверждение правового порядка, парламента­ризма и конституционной монар­хии. Сторонники второго — В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский — видели бу­дущее России в утверждении социалистического идеала.

ИДЕАЛИЗМ (во внешней политике) — внешнеполитический подход, основанный на оптимистическом представлении о природе человека и формируемых им сообществ (разумность, стремление к благу, способность к мирному общежитию и к справедливости). Он предполагает миропорядок, устроенный на демократических принципах, сотрудничестве и морали. Идеализм особенно был распространен в 1919-1939 гг., представляя собой попытку через международные институты, в первую очередь Лигу Наций, обеспечить мир и кооперацию междугосударствами.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ — психологический процесс отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, общностью, помогающий ему успешно овладевать разными видами социальной деятельности, усваивать нормы и ценности данного сообщества.

ИДЕНТИЧНОСТЬ (лат. identificus — тождественный, одинаковый) — качество, являющееся результатом индивидуального или группового самовосприятия в виде определенного субъекта.

 

ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ — распространение в массовом сознании политических идей, представлений, концепций и доктрин об устройстве и принципах функционирования данного общества, составляющих его идеологическую систему, и их закрепление в политической практике. Наивысшая идеологизация — это индоктринация (фр. doctrinaire — человек, слепо следующий какому-либо учению).

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ (ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ) СПЕКТР — 1) логически упорядоченная совокупность политически значимых идейных (идеологических) направлений и течений, а также выражающих их носителей (партий и движений), которые включены в политическую жизнь общества; 2) аналитический инструмент для классификации и сравнения распространенных в обществе фундаментальных политических идей и ценностей, их представителей, конкурирующих между собой по принципиальным целям и проблемам. Локализация идеологии или ее носителя в идеологическом спектре совершается, как правило, по одной из двух пересекающихся осей: левые — правые, либерализм — консерватизм. Иногда добавляют третью: радикализм - реформизм.

ИДЕОЛОГИЯ (гр. idea — идея, образ, logos — учение) — относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, представлений, концепций и доктрин как об устройстве и принципах функционирования общества, так и о способах достижения отвечающего интересам носителя этих идей состояния общества, которая создает основу для организованной политической деятельности независимо от того, является ли целью идеологии сохранение, преобразование или разрушение наличной политической действительности. В политической науке существует влиятельная традиция понимания феномена идеологии, связанная с работами К. Маркса и К. Мангейма: идеология — форма сознания, отражающая искаженный и частичный образ реальности, обусловленный социально-историческими обстоятельствами в целом, а в частности, особенностями познания реальности, ее интеллектуальной реконструкции познающим субъектом и его интересами (отсюда— представления о «ложности», «иллюзорности» идеологии). В этом смысле идеология понимается как противоположность претендующему на объективность и аналитичность научному постижению действительности. Менее распространена интерпретация идеологии как закрытой, негибкой системы догматических положений, преимущественно коммунистического и фашистского толка, притязающей на обладание абсолютной истиной (К. Поппер, Дж. Тэлмон, X. Арендт). В данной версии идеология воспринимается как инструмент социального контроля на службе тоталитарного режима или, шире, как орудие властвования правящей элиты, подчиняющее себе даже эстетическое и религиозное сознание (Г. Моска, В. Парето). Для прикладного политического анализа идеология — это ориентированная на определенное действие система связанных идей; акцент в изучении идеологии делается на ее практическом участии в формировании общественного мнения и политических пристрастий.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — совокупность избирательных прав и процедур, на основе которых осуществляются выборы в пред­ставительные органы власти или высших должностных лиц. При демократии выборы носят всеоб­щий, равный и тайный характер. Существует три типа избиратель­ных систем: мажоритарная, про­порциональная и смешанная. При мажоритарной системе избран­ным считается депутат, набрав­ший большинство голосов в своем избирательном округе. В зависи­мости от законодательной трак­товки понятия «большинство», мажоритарные системы подразде­ляются на: а) абсолютные, в кото­рых для победы кандидата на вы­борах необходимо собрать как ми­нимум 50% +1 голос избирателей (Австралия) и б) относительные, где для избрания необходимо со­брать простое большинство голо­сов (Великобритания, Канада, США, Новая Зеландия). В случае использования абсолютной мажо­ритарной системы выборы, как правило, проводят в два тура. Если в первом ни один из кандидатов не набирает абсолютного большинст­ва голосов, проводится второй тур. В нем принимают участие два кан­дидата, набравшие наибольшее ко­личество голосов. Победитель определяется здесь простым большинством голосов. При пропорци­ональной системе избиратели отдают свои голоса за партии, включенные в избирательный бюллетень (Бельгия, Швеция). Партия, перешагнувшая процентный барьер (более 5% голосов в Германии и России или более 4% в Швеции) получает депутатские мандаты, пропорционально доле голосов избирателей, полученных на выборах. Пропорциональные избирательные системы могут действовать на двух уровнях: а) на общегосударствен­ном уровне и б) на уровне много­мандатных округов. При смешан­ной избирательной системе часть депутатов избирается по мажори­тарному, а часть по пропорцио­нальному принципу. В России вы­боры в Государственную Думу осуществляются на основе смешанной системы: 225 депутатов избирают­ся по абсолютной мажоритарной системе и 225 по пропорциональной.

ИМПЕРИЯ (< лат. imperium власть, государство) — одна из древнейших форм государственно­го устройства. Признаками импе­рии являются: высокая концентра­ция власти, ее распространение на обширную территорию; значитель­но этнически и культурно разнород­ный состав населения; экспансионистские стремления элиты; силь­ный бюрократический аппарат. Империи возникают в результате широкой территориальной экспансии, осуществляемой правящими элитами. Для создания и сохране­ния империй политические элиты вынуждены не только осущест­влять физическое насилие, но и создавать мощный и эффективный бюрократический аппарат, способ­ствовать экономическому развитию провинций и периферии. Примера­ми империй могут служить Римская империя, империя инков, Россий­ская империя.

ИНАУГУРАЦИЯ (< лат. inaugurare посвящать) — процедура вступле­ния в должность главы государства.

ИМПИЧМЕНТ (англ. impeachment) — особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о нарушениях закона высшими должностными лицами государства. При импичменте право привлечения к ответственности и предания суду принадлежит нижней палате, а право рассмотрения дела — верхней. Применяется в США, Великобритании, Японии и др. государствах.

ИНИЦИАТИВА (лат. initiare — начинать) — инструмент прямой демократии, который дает право группе граждан (зарегистрированных избирателей) с установленным законом количеством участников или собравшей необходимое число подписей (например, в Швейцарии — 50 тыс., в Калифорнии, США — 5% от электората, голосовавшего на последних выборах губернатора) потребовать вынесения на голосование сформулированного ею вопроса (законопроект», изменений и дополнений какого-либо существующего закона, в т.ч. конституции). Инициатива может быть прямой (вопрос сразу выносится на рассмотрение/голосование граждан) или

непрямой (вопрос сначала обсуждается в законодательном органе и только при негативном ответе передается на всенародное голосование, иногда с альтернативным вариантом, предложенным законодателями). Получила широкое распространение в Швейцарии (впервые — в 1845 г.), 23 штатах США (в основном западных), Италии. Инициативу как легальный способ заполнить пробелы в законодательстве или изменить его нормы часто используют группы интересов, обладающие достаточными ресурсами для сбора подписей и мобилизации политического участия граждан.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ — 1) учреждение каких-либо новых общественных институтов; 2) правовое и организационное закрепление тех или иных социальных отношений. Термин чаще всего используется в политическом плане.

 

КАТЕГОРИЯ (гр. kategoria - высказывание; признак)— 1) в науке: наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные свойства и отношения какого-либо явления действительности или процесса; 2) разряд, группа явлений, лиц, объединенных общностью некоторых признаков.

КЛИКА (в политическом смысле) (фр. clique — шайка, банда) — группа людей, объединенная корпоративными — экономическими, социальными, политическими и др. — интересами, осуществляющая своекорыстные требования через институты и каналы государства (как правило, авторитарного).

КОАЛИЦИЯ (< лат. coalitio союз) — политический союз, воз­никающий в результате соглаше­ния различных политических сил, партий относительно целей и мето­дов проводимой политики. Существуют государственные, партийные и правительственные коалиции. Государственные коалиции образу­ются на основе общих внешнеполи­тических интересов и целей. Партийные коалиции возникают в ус­ловиях многопартийности (см. пар­тийная система), когда ни одна из политических партий не имеет большинства в парламенте. Прави­тельство, формирующееся из пред­ставителей различных политических сил, называется коалиционным или правительственной коалицией.

КОММУНИЗМ (< греч. сommunis общий) — политическая идеология, предполагающая устройство общества на основе принципов коллективизма, социального ра­венства и социальной справедли­вости. Ведущими теоретиками К. были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др. Анализ общест­венного положения классов, слоев, социальных групп в К. является ис­ходным пунктом для понимания политического поведения масс, от­дельных лидеров, их интересов. Стержень коммунистической идеологии — учение о классовой борь­бе, ориентация на преимуществен­но насильственную реализацию классовых целей. Раскрывая содер­жание и формы классовой борьбы пролетариата, Маркс и Энгельс определили ее основную цель: установление диктатуры пролетариата, являющейся антиподом диктатуры эксплуататорских классов и приво­дящей к построению бесклассового общества, созданию условий для отмирания государства.

КОНСЕНСУС (< лат. consensus согласие, единодушие) — состоя­ние согласия большинства общест­ва, основных социально-полити­ческих сил относительно наиболее важных принципов политической организации, распределения цен­ностей, власти и прав в обществе. Чаще всего идея консенсуса трактуется в форме «справедливости», т.е. приемлемости того или иного положения. Ее прообразом счита­ется концепция «общественного договора» Гоббса, Локка и Руссо. У философов Нового времени и эпохи Просвещения общественное согласие основывается на знании большинством того, что делает правительство в его интересах. Принцип консенсуса предполагает учет мнения как большинства, так и меньшинства. Достижению консен­суса способствует высокий уровень жизни, уважение прав и свобод че­ловека, наличие толерантности в обществе, существование институ­циональных форм разрешения кон­фликта, этнолингвистическая и ре­лигиозная однородность общества. Выделяют три объекта консенсуса: ценности, процедуры и политика. К. по поводу ценностей означает согласие по базовым нормам и принципам большинства общества. К. по поводу процедур означает со­гласие большинства относительно главных «правил игры» (напр., признание результатов состояв­шихся выборов). К. по поводу по­литики означает согласие большинства относительно основных форм организации политической власти (напр., согласие с сущест­вованием данной формы правле­ния). Кризис консенсуса обычно связан с кризисом отношений церковь — государство, традици­онной политики и включением в нее нетрадиционных групп, пере­распределением ролей и статусов, политизацией масс.

КОММУНИКАЦИЯ (лат. communicatio от communico - делаю общим, связываю, общаюсь)— 1)акт общения или связь между двумя и более индивидами, основанная на взаимопонимании; передача информации от человека к человеку; 2) массовая коммуникация — процесс сообщения информации с помощью высокотехнологичных средств (печать, радио, телевидение, Интернет и пр.) масштабным и рассредоточенным в пространстве аудиториям.

КОНСЕРВАТИЗМ (лат. conservare — охранять, сохранять) — многоуровневое и сложное общественное явление; это: 1) социально-психологическое качество индивида, выражающееся, в частности, в акцентировании опыта и в предпочтении существующего порядка вещей, в чем бы он ни состоял, нововведениями; 2) политическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов поддержание морально-этических основ общества, естественноисторически сложившихся институтов государства и политических процедур, а также сохранение стабильности (порядка) и преемственности как факторов устойчивого развития общества; 3) совокупность партий и движений, занимающих основные позиции в правой части идейно-политического спектра. Есть и особые ситуационные трактовки консерватизма— С. Хантингтон, например, предложил считать его явлением с исторически изменяющимся ценностным содержанием: это «система идей, которая служит сохранению существующего порядка, независимо от того, где и когда он имеет место, и направлена против любых попыток его разрушения». Главные образующие принципы консерватизма как метаидеологии — преемственность, эволюционность, традиционные ценности и порядок. Современный консерватизм, оставаясь построенным на стереотипах охранительного сознания, представляет собой синкретическую (смешанную) систему взглядов, в которой сочетаются принцип уважения свободы индивида (взятый у классического либерализма) с уверенной ориентацией на защиту традиционных ценностей, институтов и процедур, с критикой коллективистских тенденций и социально-экономических программ «большого государства». Все эти особенности обусловливают по-прежнему значительное влияние консерватизма в политике.

КОНСОЛИДАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ (лат. consolidatio — укреплять, уплотнять, сращивать) — 1) наблюдаемая в глобальной «волне» демократизации тенденция, аналитически противопоставляемая тенденции количественного роста группы формально демократических государств (экспансия демократии), состоящая в «усилении демократических институтов и демократической практики в каждой из стран, а также в укреплении межгосударственных связей в сообществе демократических наций» (С. Хантингтон); 2) совокупность социально-экономических, политических и др. процессов, ведущих к становлению в стране консолидированной демократии (англ. consolidated democracy), т.е. таких политических условий, в которых демократические принципы признаны основными в сфере политики и демократические перемены являются необратимыми. Американские политологи X. Линц и А. Степан определяют консолидированную демократию как политический режим, при котором соблюдаются следующие условия: 1) не существует сколько-нибудь влиятельных, распоряжающихся значительными ресурсами акторов, представленных этническими, социальными, экономическими, политическими и др. группами, которые добиваются своих целей путем создания недемократического режима, применения насилия или отделения от государства; 2) устойчивое большинство граждан убеждены, что демократические процедуры и институты — самые оптимальные средства организации политической жизни их общества; соответственно, доля выступающих против демократического порядка невелика и невлиятельна; эти антисистемные силы маргинальны и не пользуются какой-либо существенной поддержкой населения; 3) государственные и негосударственные акторы согласны разрешать любые возникающие конфликты на основании закона или в рамках сложившихся демократических политических институтов и в соответствии с установленными процедурами.

КОНСОЦИАТИВНАЯ (СООБЩЕСТВЕННАЯ) ДЕМОКРАТИЯ (англ. consociational democracy) — альтернативная мажоритарной (т.е. опирающейся на большинство) форма демократии, являющаяся наиболее приемлемой для плюралистических (многосоставных, мультикультуральных) обществ, в которых особенно сильно выражено разделение на сегменты (группы) по этническим, религиозным, идеологическим, региональным и др. признакам. Начало распространению термина положила книга А. Лейпхарта < < Демократия в многосоставных обществах» (1977). Сейчас в переводной и отечественной литературе чаще используется равнозначное понятие плюралистического общества (калька с англ. plural society). Политический режим, основанный на такой форме демократии, отличается следующим: 1) разделение полномочий в сфере исполнительной власти предполагает осуществление управления в виде большой коалиции представителей основных сегментов (групп) общества; 2) коалиционность означает, что решения, затрагивающие интересы всех сегментов общества, принимаются совместно их представителями, но вопросы, касающиеся только одного из них, решаются им самостоятельно (т.е. речь идет о значительной автономии сегментов), а институционально данный принцип чаще всего выражается в федеративном устройстве государства, хотя может иметь и нетерриториальное истолкование; 3) пропорциональность является основным принципом при реализации политического представительства, в т.ч. меньшинств, получающих таким образом возможность артикулировать (заявлять) и защищать свои интересы в назначениях на государственные должности и при формировании бюджета; 4) право вето меньшинств, участвующих в коалиции, заставляет учитывать их потребности при принятии важных решений. Консоциативная демократия утверждается и эффективно функционирует при соблюдении ряда условий, среди которых: отсутствие в плюралистическом обществе абсолютно доминирующего сегмента; равное влияние основных сегментов; ограниченное (3-5) количество сегментов; наличие внешней угрозы, одинаково воспринимаемой всеми сегментами и т.д. Примеры относительно успешных консоциативных демократических режимов — Швейцария (с 1943), Бельгия (после Первой мировой войны); частично консоциативные режимы — Канада, Австрия и др.

КОНСОЦИАТИВНОСТЬ (англ. consociationism) — принцип организации власти, основанный на сотрудничестве в рамках сложившейся институциональной структуры политических элит, представляющих различные относительно автономные сегменты общества; соблюдение принципа консоциативности позволяет поддерживать достаточно высокий уровень «национального единства», а также добиться стабильности демократии в стране с «фрагментированной политической культурой» (А. Лейпхарт). Термин «консоциация» (группа общественного единения) изначально применялся для обозначения пресвитерианских организаций в Шотландии, а в политологии его впервые использовал Д. Аптер. Консоциативность предполагает элитарный характер организации системы власти, а значит, ее эффективность зависит от готовности частей политической элиты к сотрудничеству, толерантности их лидеров и гибкости институциональной структуры межэлитного сотрудничества. Если эти условия отсутствуют, то неизбежен распад политической системы, который обычно сопровождается насилием (Ливан, Кипр, Югославия).

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ (лат. constitutio — установление) — процесс обретения государственными институтами конституционных (т.е. легально-рациональных, установленных главным законом государства) оснований, обеспечивающих их деятельность в соответствии с закрепленными законом (реже — традициями) правилами и процедурами.

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ — 1) принцип строгого соблюдения буквы и духа основного закона (конституции) или совокупности самых важных законов государства, обладающих высшей юридической силой, конституционных процедур и установлений; порядок, при котором обеспечивается власть закона, т.е. государственные органы и должностные лица действуют не произвольно, а в соответствии с правовыми предписаниями; 2) направление политической мысли, отстаивающее власть закона в качестве главенствующих принципа и инструмента политического властвования. Англосаксонская политическая традиция ставит знак равенства между конституционализмом и конституционной системой правления, центральными элементами которой являются: процедурная стабильность (основные процедуры и правила, включая права человека, неприкосновенны, т.е. не могут быть изменены или отменены); ответственность (подотчетность) правительства перед избирателями; представительный характер власти; разделение властей и полномочий; открытость (публичность) политики.

КОНФЕДЕРАЦИЯ (позднелат. Confoederatio — объединение) — постоянный союз государственных образований, сохраняющих свою независимость (суверенитет), располагающих собственными структурами власти, которые объединяются для координации действий по некоторым внутри- и внешнеполитическим вопросам и создают специальные совместные органы.

КОРПОРАТИЗМ (лат. corporatio — объединение, сообщество) — по Ф. Шмиттеру — система представительства интересов, в которой ограниченное число единичных, недобровольных, несоревновательных, иерархически организованных, функционально различных, признанных или созданных государством элементов получают монопольное представительство в обмен на контроль над избранием лидеров и артикуляцией требований.

КРАТОЛОГИЯ (гр. kratos - власть) — направление в политологии, исследующее комплекс проблем, связанных с понятием власти, формами и способами ее осуществления и/или распределения.

ЛЕГАЛЬНОСТЬ — законность. Понятие «Л.» означает формаль­но-юридическую законность, объектом которой может быть власть, политические институты, полити­ческая деятельность.

ЛЕГИТИМНОСТЬ (лат. legitimus — законный, надлежащий, правильный) — соответствие политической власти основным ценностям большинства общества и его устремлениям. В широком смысле понятия легитимным является любое правление, которое отвечает критериям относительно долговременного общественного согласия с ним, восприятия его людьми как оправданного, должного, оптимального. История понятия Л. восходит к средним векам, когда складывается понимание легитимности как согласия с обычаями, традициями и установленными нормами поведе­ния. Преимущественно Л. трактовалась как право должностных лиц поступать согласно обычаям, но уже около XIV в. начинает употреб­ляться в смысле правомочия вы­борной власти. Указанный термин ввел в политическую науку и де­тально его разработал М. Вебер. Немецкий ученый указывал на то, что любая власть нуждается в само­оправдании, признании и поддерж­ке. Именно признание власти, вера в ее справедливый характер, согласие со сложившимся распределе­нием ценностей и ресурсов состав­ляет, по Веберу, основу легитим­ности. Основоположник концепции легитимности выделял три ее «чис­тых» типа: традиционный, харизматический и рационально-легаль­ный. Традиционный тип легитим­ности означает, что индивиды, общество подчиняются власти в силу традиций, обычаев и привычки. Харизматический — основан на вере в необыкновенные качества поли­тического лидера. При рациональ­но-легальном типе общество ориентировано на поддержку закона и власти, которая носит легальный характер. В реальной политической жизни можно обнаружить различные комбинации этих типов легитимности. Д. Истон выделяет три источника легитимности: а) веру в существующие политические цен­ности; б) убеждение в законности установл

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава 16. Зейн был зол, и он сам не знал почему | День открытых дверей всем очень понравился, многие ушли с желанием посетить нашу студию еще раз.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.