Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация организационных культур






Культуру организации можно классифицировать по множе­ству признаков. Пожалуй, самую краткую и точную классифика­цию организационных культур дал американский исследователь Уильям Оучи. Он выделил три их основных вида:

1) рыночную культуру, которая характеризуется господством сто­имостных отношений и ориентацией на прибыль. Источником влас­ти в рамках такой культуры является собственность на ресурсы;

2) бюрократическую культуру, основанную на господстве регла­ментов, правил и процедур. Источником власти здесь служит долж­ность членов организации;

3) клановую культуру, дополняющую предыдущую. Ее основу составляют внутренние ценности организации, направляющие деятельность последней. Источником власти здесь служат тради­ции.

Еще одну популярнейшую классификацию организационных культур дал С. Хонди, где он показал взаимосвязь культуры и структуры организации:

♦ культура власти (Зевса). Она характерна для небольших предпринимательских организаций, ей присуща большая централизация. Данному типу культуры чаще соответ­ствуют линейные структуры;

♦ культура роли (Аполлона). Олицетворением ее является классическая форма организации (бюрократия). Этот тип культуры характеризуется строгой специализацией различ­ных подразделений (финансовое, сбыта и т.д.), определя­ющим влиянием правил и инструкций, задающим разделе­ние работы, полномочия, способы связи и разрешение кон­фликтов (линейно-функциональные структуры). В культуре роли основной источник власти — сила положения;

♦ культура задачи (Афины). Эта культура ориентирована на конкретные проекты, программу или работу. Организация с матричной структурой — один из примеров культуры за­дачи. Основной акцент в этой культуре делается на выпол­нение работы. Организация с такой культурой стремится достичь наибольшей эффективности, соединяя необходи­мые ресурсы и подходящих работников. Культура задачи означает способность группы повысить эффективность ра­боты и объединить, отождествить сотрудника с целями ор­ганизации. Результат работы команды ставится выше ин­дивидуальных целей и различий в статусе, поэтому культу­ра организации наилучшим образом подходит для тех организаций, которые гибко реагируют на изменения на рынке, во внешнем окружении;

♦ культура личности (Диониса). В этой культуре личность на­ходится в центре, человек делает то, что хорошо умеет де­лать в рамках общей цели, и поэтому к нему прислушива­ются. Этот стиль характерен для работы инновационных подразделений, венчурных (рисковых) групп.

Исходя из таких обстоятельств, как ориентация культуры на людей или материальные условия, с одной стороны, открытость и закрытость — с другой, выделяют следующие ее типы:

♦ бюрократическая культура основывается на регулировании всех сторон деятельности организации на основе докумен­тов, четких правил, процедур; оценке персонала по фор­мальным принципам и критериям. Источником власти, сконцентрированной в руках руководства, здесь является собственность, должность. Такая культура гарантирует лю­дям стабильность, безопасность, избавляет от конфликтов;

♦ опекунская культура основывается на благоприятном мо­рально-психологическом климате, сплоченности людей, групповых нормах и ценностях, неформальном статусе со­трудников, их личной активности, взаимопонимании, гар­монии отношений. Культура гарантирует персоналу ста­бильность, развитие, участие в делах организации;

♦ праксиологическая (греч. praktikos — деятельный) культура нацелена на обеспечение наивысшей эффективности рабо­ты. Она покоится на порядке, рациональности, планах, тщательном контроле за их выполнением, оценке деятель­ности работника по результатам.

Главной фигурой является руководитель, власть которого осно­вывается на должностных полномочиях и глубоких знаниях. Он допускает в определенных границах привлечение работников к управлению. Огромное значение для организационной культуры имеет стиль руководства, который выбирает лидер (менеджер) ор­ганизации. По Р. Акоффу, в зависимости от стиля управления и степени привлечения работников к установлению целей и выбору средств для их достижения формируются различные типы органи­зационных культур (рис. 12.1).

При автократическом подходе формируется корпоративный тип культуры, демократическом — предпринимательский, автоном­ном — «партизанский», при подходе типа «доктор—пациент» — консультативный. Корпоративный тип культуры свойственен тра­диционно управляемым корпорациям с централизованной струк­турой; предпринимательский — организациям, управляемым по целям или результатам; «партизанский» — кооперативам, творчес­ким союзам, клубам; консультативный — организациям социаль­ной сферы.

В одной организации под крышей одной общей культуры могут быть несколько локальных культур — субкультур, вписывающихся в ключевые ценности доминирующей культуры организации и от­дельные — не конфликтующие ценности, выработанные отдель­ными подразделениями для себя. Большинству современных круп-

1 ОТНОШЕНИЯ АВТОКРАТИИ корпоративный тип культуры ОТНОшЕНИЯ 2 «ДОКТОР-ПАЦИЕНТ» консультативный тип культуры
ОТНОшЕНИЯ АВТОНОМИИ «партизанский» тип культуры ОТНОшЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ предпринимательский тип культуры 4
Степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей
Степень привлечения

Низкая ---- ► работников^--------------------------- Высокая к установлению целей в группе/организации

 

Рис. 12.1. Типы культур как отношение власти к привлечению работников при выборе цели и средств ее достижения

Типовые примеры:

1— Традиционно управляемая корпорация с централизованной структурой;

2 — Институты социальных и других услуг (лечебные и учебные заведения);

3 — Кооперативы, творческие союзы, клубы; 4 — Группы и организации, управляемые «по целям» или «по результатам», компании со структурой «перевернутой пирамиды»

ных компаний присуща доминирующая культура и множество субкультур в ее рамках. Может существовать и так называемая контркультура, которая отвергает то, что хочет достигнуть органи­зация:

♦ прямая оппозиция ценностям доминирующей культуры;

♦ оппозиция структуре власти в рамках доминирующей куль­туры организации;

♦ оппозиция образцам отношений и взаимодействия, подде­рживаемых доминирующей культурой.

Некоторые из контркультур могут быть весьма сильными. Они свидетельствуют о кризисе в организации.

Развитие организационной культуры предполагает ее формиро­вание, поддержание и изменение.

Высокая ▲
f Низкая

Аспекты организационной культуры формируются с усваивания подчиненными принятых на предприятии ценностных ориентиров выполнения своих служебных обязанностей. Менеджеры должны

Таблица 12.2
организационные переменные Корпоративная культура Предпринимательская культура
Система контроля Извне Изнутри
Отношения собственности Собственник процесса Собственник имущества
Отношение к возможностям Ждет момента Ведет поиск
Организационные переменные Корпоративная культура Предпринимательская культура
Преимущественное решение проблем Рационально логические Интуитивное
Делегирование полномочий Централизация Децентрализация
Организационная структура Иерархическая Сетевая
Отношения субординации «Взрослый—ребенок» «Взрослый—ребенок»
Организационный фокус На организацию На человека
Производственная стратегия Снижение стоимости Дифференциация производства
Главные цели Производительность Эффективность
Подход к управлению Системный Ситуационный
Работа проектируется с позиций Интеграции Автономии
Выполнение работы По правилам Творческое
Проводимые изменения Модификация Радикальные
Основополагающий курс действий Делать дело правильно Делать правильное дело

 

специально встраивать важные культурные сигналы в программы обучения и ежедневную помощь подчиненным в работе.

Постоянно концентрируя на этих моментах внимание, менед­жер поддерживает на своем участке работы определенные аспекты принятой организационной культуры. С течением времени и под воздействием обстоятельств культура может претерпевать измене­ния, и поэтому важно знать, как проводить изменения такого рода. Методы изменения культуры организации созвучны рассмотрен­ным выше методам поддержания культуры.

Следует заметить, что изменения могут происходить по сцена­рию, когда изменение в поведении приводит к изменению культу­ры и наоборот. Однако это происходит не неизбежно или автома­тически.

сравнение корпоративной и предпринимательской культур

По В. Сате возможны три сочетания.

В первом варианте изменение в культуре происходит без изме­нения в поведении. В этом случае сотрудники могут изменить одно или несколько верований или ценностей, но при этом они не спо­собны изменить поведение. Например, некоторые верят, что ку­рить вредно, но не могут отказаться от этой порочной культуры.

Во втором варианте происходит изменение поведения без из­менения культуры. Например, люди «старой закалки» добросовест­но работают в новых условиях, однако не меняя при этом своего мировоззрения.

В третьем варианте изменения происходят и в области поведе­ния и в области культуры. Это ситуация постоянных изменений в том смысле, что сотрудники по-настоящему и искренне верят в то, что они меняют свой стиль работы. Постоянство возникает в дан­ном случае в связи с тем, что поведение и культура взаимно усили­вают и поддерживают друг друга. Может возникнуть такая ситуа­ция, когда поведение сотрудников меняется раньше, чем проис­ходят изменения в организационной культуре. В подобной ситуации менеджерам рекомендуется «ловить момент».

При введении изменений в организационной культуре менед­жеры могут встретиться с сопротивлением отдельных сотрудников, особенно если изменения затрагивают глубинное содержание ор­ганизационной культуры. В этом случае необходимо воздейство­вать на поведение сотрудников. Успех в бизнесе предполагает вы­сокую степень совместимости стратегии и культуры в организации. И здесь могут возникать следующие ситуации:

♦ игнорируется культура, сильно препятствующая эффектив­ному выполнению выбранной стратегии;

♦ система управления подстраивается под существующую в организации культуру;

♦ делается попытка изменить культуру в соответствии с вы­бранной стратегией;

♦ стратегия подстраивается под существующую культуру.

Организационная культура, безусловно, зависит и от ментали­тета нации, поэтому менеджеру необходимо знать национальную культуру его сотрудников, чтобы предвидеть ее влияние на культу­ру организации, а также использовать все лучшее из разных наци­ональных культур в рамках одной организации в целях повышения эффективности (синергия культур).


Контрольные вопросы

1. Какие врожденные и приобретенные элементы личности необходимо учиты­вать менеджерам при работе с сотрудниками?

2. Как будет восприниматься руководство и подчинение менеджеру сотрудника­ми с различным типом поведения (независимым, нейтральным и зависи­мым)?

3. Какие потребности человека удовлетворяются в рамках коллектива и каким методом можно обеспечить социально-психологическую совместимость?

4. Чего должен опасаться менеджер при сборе и анализе информации о членах своего коллектива?

5. Как можно охарактеризовать понятие групповой власти и за счет чего она мо­жет быть усилена в коллективе?

6. Как практически можно было бы использовать в коллективе законы сохранения (личного положения, достоинства и социального статуса) и компенсаций (не­достатков одних способностями других)?

7. Какие свойства неформальных групп вас больше всего интересуют и как в принципе необходимо относиться менеджеру к неформальным отношениям в коллективе?

8. Как можно использовать положительные стороны конформизма и как можно избежать его отрицательных последствий?

литература

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер, 1999.

2. Боброва И. Особенности управления традиционными российски­ми трудовыми коллективами // Управление персоналом. — 2004. — № 5.

3. Бочкарев В.К., Дорофеев В.Д. Основы современного менеджмен­та. — Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 1999.

4. Егоршин А.П. Формирование эффективного коллектива // Управление персоналом. — 2005. — № 13.

5. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. — СПб.: Питер, 2003.

6. Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. — СПб.: Речь, 2005.

7. Спивак В.А. Корпоративная культура. Теория и практика. — СПб.: Питер, 2001.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.