Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ограничения эффективной работы коллектива






На отдельных стадиях развития коллектив может вдруг об­наружиться, что рост его показателей затормозился. Один из сим­птомов появившихся ограничений — это психологические конф­ликты и невысокие результаты. Стоит отметить наиболее типичные ограничения, с которыми коллективы часто сталкиваются.

1. Несоответствие руководителя и коллектива

Лидерство и руководство — это самые важные факторы, опре­деляющие качество работы коллектива. Руководитель, который не хочет применять коллективный подход или которому недостает умения использовать этот стиль руководства, подавит любую ини­циативу, направленную на создание коллектива. Хороший руко­водитель всегда обращает особое внимание и показывает личным примером, как доводить вопросы до полного решения. Эффектив­ный руководитель коллектива создает условия для эффективной работы группы. Плохой руководитель не является «мотором» кол­лектива и постепенно разрушает условия и методы эффективного труда в группе.

2. Неквалифицированные и неразвивающиеся сотрудники

Коллектив — это больше, чем сумма личностей. Нужен сбалан­сированный состав сотрудников, которые могут работать вместе. В любом коллективе есть разнообразные функции, и анализ таких ролей помогает создать сбалансированный и полнокровный кол­лектив. Можно выделить такие взаимодополняющие роли, как организатор, генератор идей, критик, эксперт, связной, делопро­изводитель, которые способствуют интенсивному взаимодействию и работе по методу «мозгового штурма».

Бывает, что каждый сотрудник берет на себя одну или больше перечисленных ролей. Если же какую-то роль выполнять некому, то коллективу приходится восполнить этот пробел. Если членам коллектива не хватает элементарных навыков, то вряд ли будут по­лучены полезные результаты. Нужно добиваться сочетания про­фессиональных и человеческих качеств, которые в совокупности только и позволяют успешно справляться с работой. Потребности в тех или качествах неодинаковы в различных коллективах. Задача руководителя заключается в создании и поддержании обстановки саморазвития на основе непрерывного обучения.

Мы определяем развитых сотрудников по следующим призна­кам: энергичен, ведет правильный образ жизни; умеет совладать со своими эмоциями; готов открыто излагать свою точку зрения под воздействием аргументов; хорошо и аргументированно изла­гает свое мнение; занимается самообразованием и всегда готов повышать квалификацию; ищет пути решения проблемы, а не при­чины для ухода от нее.

3. Плохой социально-психологический климат

Часто оказывается, что в коллективе объединены люди с самым разным прошлым, с различными ценностными установками и жиз­ненными планами. Коллективный подход развивает и поощряет стремление быть личностью. Преданность сотрудников руководи­телю — один из признаков положительного климата. Преданность коллективу нужно развивать сознательно, поскольку она редко возникает сама по себе, пока каждый из сотрудников лично не ре­шит направить свою энергию на коллективные цели. Рост предан­ности — это показатель зрелости коллектива. Эмоциональные узы между сотрудниками укрепляются, и они легче достигают совмест­ных целей, причем сопричастность вызывает огромное удовлетво­рение. В коллективе возникает теплота, сочетающая прямоту и честность с заботой о благе каждого.

Руководителю принадлежит важная функция в поддержании хорошего климата. Для этого ему нужно выслушивать обе кон­фликтные стороны и не поодиночке, не тратить время на собира­ние сплетен и наговоров, стремиться к тому, чтобы конфликтую­щие стороны достигли согласия и продолжили совместную работу, а в случае невозможности мирного ухода — уволить «сцепившихся» сотрудников, чтобы другим было неповадно. Вот некоторые сове­ты по улучшению климата: найдите общие цели; добивайтесь лич­ного взаимопонимания; изыщите возможности для регулярного совместного решения проблем; создайте климат доверия между коллективами.

4. Нечеткость цели и критериев работы

Способная и зрелая команда людей обычно бывает в состоянии достичь цели, если каждый ясно представляет себе желаемые ре­зультаты.

Члены коллектива скорее посвятят себя какой-то цели, если они разделяют ее и считают в определенной мере собственной целью. Добиться такого согласия бывает нелегко, но это сущест­венная предпосылка успешной коллективной работы. Если нет ясного видения цели, то как следствие отдельные члены коллек­тива не могут внести свой вклад в общий успех. Даже когда цели понятны всем, важно найти компромисс между личными и кол­лективными интересами. Эффективный коллектив дает возмож­ность каждому сотруднику удовлетворить свои личные интересы и внести вклад в реализацию коллективных.

Процедура целевого планирования в коллективе базируется на следующих правилах:

♦ стратегические цели не должны часто меняться, так как люди по своей природе консервативны; тактические цели обсуждаются и разделяются всеми заинтересованными со­трудниками;

♦ области ответственности определяются при участии каждо­го и всех; во главу угла ставятся конечные результаты, а не планы действий;

♦ тактические цели ставятся таким образом, чтобы четко ука­зать требуемый результат, способы оценки и периодич­ность контроля;

♦ изменение внешних обстоятельств может вносить коррек­тивы в поставленные цели;

♦ критерии работы должны по возможности быть конкрет­ными, с привязкой к срокам, и поддаваться измерению; личные цели должны группироваться в коллективные по принципу «матрешки».

Коллективные и индивидуальные цели нужно менять с течени­ем времени. Есть бесконечное множество примеров того, как кол­лективы имели ясные цели вначале, но поплатились за свое неуме­ние корректировать их впоследствии. Коллектив, который смотрит вперед, предвидит трудности, использует возможности, конкрети­зирует цели в зависимости от опыта, в конечном счете добьется успеха. Если дела пошли плохо и причина в критериях работы, ру­ководитель обязан заняться целевым планированием.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.