Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высшее образование 1 страница






серия основана в 1 996 г.

В.Д. ДОРОФЕЕВА.Н. ШМЕЛЕВАН.Ю. ШЕСТОПАЛ

МЕНЕДЖМЕНТ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Допущено

Советом Учебно-методического объединениявузов России по образованию в области менеджментав качестве учебного пособия для студентоввысших учебных заведений, обучающихся по специальности

«Менеджмент организации»

Москва ИНФРА-М 2008

Рецензенты:

д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой «Экономика и менеджмент» Пензенской государственной технологической академии Б.Н. Гами- дуллаев;

д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой «Управление инновациями» Рос­сийского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства (филиал в г. Пенза) В.И. Чернецов

Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю.

Д69 Менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 440 с. — (Высшее образование»).

ISBN 978-5-16-003281-8

Учебное пособие представляет собой краткое изложение курса современного менеджмента, структурированного в соответствии с основными функциями менеджмента (организация, планирование, координация, мотивация и контроль). Такое изложение система­тизирует материал и позволяет читателю сконцентрировать вни­мание на главных вопросах управления. В дополнение к традици­онным темам авторы рассматривают такие важнейшие аспекты современного менеджмента, как основные направления развития менеджеров предприятий, институт качества управления, команд­ный менеджмент предприятия, системный подход к оценке опе­рационной эффективности управления предприятием и др.

УДК 65.0(075.8)ББК 65.290-2я73Д69

Для студентов высших учебных заведений, аспирантов и препо­давателей, специалистов организаций, испытывающих потребность в освоении основ современного управления в условиях рыночной экономики.

ISBN 978-5-16-003281-8

УДК 65.0(075.8) ББК 65.290-2я73

© Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю., 2008


ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время происходят коренные изменения в управле­нии всеми сферами человеческой деятельности. Ликвидация ста­рой административно-командной системы управления открыла дорогу для внедрения в России новейших достижений науки управ­ления, накопленного в мире в течение многих десятилетий опыта рациональной организации человеческой деятельности, стимули­рования работников к высокопродуктивному труду в условиях ли­берализации экономики.

В период экономического реформирования в нашей стране ста­новится необходимым поиск новых форм и методов управления, позволяющих предприятиям адаптироваться к динамике внешней среды, рационально использовать производственно-рыночный потенциал во всей совокупности его составляющих, наращивать конкурентные преимущества и создавать на этой основе реальные предпосылки к обеспечению стратегической устойчивости в обоз­римой перспективе. Возможность реализации данных задач обу­словлена рядом факторов, к которым относится и совершенство­вание системы управления российскими предприятиями, входя­щими в состав единого социально-экономического комплекса федерального уровня. Именно осуществляемая в России радикаль­ная экономическая реформа, сложные и во многом еще неизведан­ные пути перехода к хозяйственному механизму нового типа вы­зывают интерес к мировому опыту обеспечения экономического роста, выхода из кризисных ситуаций, эффективного использова­ния различных форм собственности. Главное в изучении этого опыта и применении на практике его достижений — выявить ме­тоды и механизмы управления, обеспечивающие удовлетворение спроса потребителей, высокую окупаемость и надежность эффек­та от инвестиций, ориентацию на современные новейшие техно­логии и способы высокопродуктивного ведения хозяйства. Можно без преувеличения утверждать, что самым главным достижением в ХХв. и самой высокой ценностью для всего мира стал менеджмент — наука, искусство и практика управления.

Двадцатый век по праву называется эпохой глобальных пере­мен. В социально-политической жизни это связано с переходом от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно- командной системы к рыночной, в жизни отдельного человека — с превращением его из придатка к некой механизированной системе в самостоятельного субъекта социально-экономической системы общества. Все перемены, особенно глобальные, несут для лично­сти, организации, страны как возможности, так и угрозы. Чтобы справиться с ними, нужны новые знания и практика.

Мировой опыт показывает, что одной из ключевых задач в этом смысле является постижение науки и искусства менеджмента. Зна­чимость менеджмента наиболее полно была осознана в 1930-е гг. Уже тогда стало очевидным, что эта деятельность превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельный предмет, а со­циальный слой — в весьма влиятельную общественную силу. На­чиная с XIX в. не было случая, когда бы новый социальный инсти­тут, новая ведущая группа появились бы так быстро и заняли бы ведущие позиции в обществе, как институт менеджеров. Менедже­ры — это особое профессиональное сообщество, обеспечивающее мак­симальную продуктивность ресурсов и несущее ответственность за организацию научно-технического прогресса и эффективность всей экономической жизни.

Растущая роль этой общественной силы заставила говорить о «революции менеджеров» в связи с появлением таких крупных транснациональных компаний (ТНК), как «Дженерал моторс», «Ай-Би-Эм», «Кока-Кола» и др., обладающих огромным экономи­ческим, производственным и научно-техническим потенциалом, сопоставимых по мощи с отдельными государствами. Сегодня ТНК контролируют до 40% промышленного производства в мире, по­ловину международной торговли.

В связи с новыми реалиями времени, а именно: глобализацией экономики; совершенствованием электронных средств информа­ции, моментально передающих любую информацию во все концы земного шара; образованной рабочей силой; быстрыми перемена­ми в технологии, рынках и потребительском спросе и т.д., пара­дигмы управления устаревают и им на смену приходят новые, от­вечающие духу времени и смене формаций. В большинстве случа­ев именно руководитель-менеджер представляет собой самую серьезную проблему. Тем, как он относится ко всему, что проис­ходит вокруг него и во внешнем окружении, как он мыслит и как ведет себя, определяется успех организации в целом.

Роль менеджеров не ограничивается работой в крупных корпо­ративных структурах. В рыночной экономике их роль неоценима в малом и среднем бизнесе, который составляет в большинстве стран, таких, как США, Япония, Германия, Франция, Великобри­тания, подавляющую долю — около 95%. В России потребность в организации предприятий малого и среднего бизнеса составляет около 15 млн. Именно эта цифра называется аналитиками той кри­тической массой, при которой могут начать работать рыночные механизмы в нашей стране. Не случайно в 1997 г. в России была объявлена одна из уникальных президентских программ подготов­ки менеджеров. Для этих целей были выделены огромные средства, в том числе для оплаты стажировок за рубежом.

В США — стране с самой развитой в мире управленческой ин­фраструктурой только официально зарегистрированных и име­ющих соответствующий сертификат школ бизнеса свыше 1300. В стране действуют свыше 10 тыс. консультативных фирм, не счи­тая десятков тысяч независимых управленческих консультантов. Наиболее престижной программой школ бизнеса в США является программа МБА (магистр делового администрирования). Европей­цы также имеют школы бизнеса. В их ведущей ассоциации — Ев­ропейском фонде развития менеджмента (EFMD) зарегистрировано около 300 центров обучения менеджеров.

В культуре развитых стран понятие «менеджмент» часто сосед­ствует с понятием «бизнес». Однако это не одно и то же. Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли, а, следо­вательно, бизнесмен — это человек, который «делает деньги», причем он может не занимать никакой должности в организации, а лишь быть владельцем ее акций или состоять членом ее правле­ния. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, и в его подчинении находятся люди.

В чистом виде менеджер — это наемный работник, занимающий­ся управлением.

Если в одном лице объединяются два понятия — менеджера и бизнесмена, то такая деятельность условно может быть отнесена к предпринимательской, а субъекта этой деятельности условно мож­но называть предпринимателем. Предприниматель — это личность, которая на свой страх и риск затевает собственное дело и, вклады­вая собственные средства, на первых порах самостоятельно несет основную нагрузку в управлении организацией и бизнесом.

Управленческая деятельность в многообразии факторов функ­ционирования и развития любой организации занимает одно из важнейших мест. Она пронизывает все подразделения и сотрудни­ков, которые адекватно реагируют на принимаемые управленче­ские решения, и это в конечном счете определяет состояние и раз­витие организации в настоящем и будущем. Производственная деятельность и ее управленческая надстройка находятся в непре­рывной адаптивной взаимосвязи, обусловленной теми изменени­ями, которые происходят на макро- и микроуровнях развития об­щества. Эта взаимосвязь проходит через неизбежное преодоление противоречий, возникающих на пути научно-технического про­гресса.

Рациональное ведение хозяйства в условиях дефицитности ре­сурсов и мощнейшей конкуренции предъявляет к системе управ­ления такие требования, как логика, гибкость и эффективность. В условиях перехода от плановой экономики к рыночным отноше­ниям, помимо декларирования целесообразности развития всех слагаемых рыночной экономики и прямого копирования зарубеж­ного опыта, целесообразно применить следующее правило. С од­ной стороны, необходимо учитывать реалии промышленного, со­циального и национального развития, а также менталитет обще­ства, с другой — вести практическую отработку известного опыта с учетом реальных стадий трансформирования деятельности пред­приятий. В этом смысле зарубежный опыт — не панацея, а ключ к анализу собственного опыта и практики, а также потенциальных возможностей российской экономики.

В основе менеджмента лежит система и организационная пра­вовая форма собственности, которая генетически закладывает ос­нову и методы управления, и поскольку она сама подвержена не­прерывному изменению, то и совершенствование принципов управления — процесс непрерывный. Через развитие системы и форм собственности происходит и развитие менеджмента как на­уки о становлении организационной культуры и творческого ин­новационного климата.

Сегодня наиболее характерны и заметны для управленческой мысли в теоретическом и практическом плане две новые тенден­ции. Во-первых, это интернационализация менеджмента, коллек­тивное осмысление новых реальностей, порождаемых углублением международного разделения труда, возрастанием конкуренции и взаимозависимости в мировой экономике, развитием ТНК, созда­нием международных систем информации, других структур интег­рирующего свойства. Посредством издания огромного количества работ по управлению, распространения программ обучения ме­неджменту, доступных миллионам людей, обобщения управлен­ческого опыта разных стран через обследования, разработку «си­туаций», широких международных контактов ученых-практиков управленческая мудрость все более становится достоянием всех, кто в ней нуждается.

Во-вторых, особенность последних лет — все большее обраще­ние к здравому смыслу, простым истинам, хорошо усваиваемым рецептам, которые доступны для понимания и использования теми, кто только несет нелегкое бремя управления или кто только встает на этот путь. Менеджмент как наука во всем его многообра­зии развивается своим путем и имеет огромные перспективы. Од­нако в настоящее время даже широкая публика проявляет живой интерес к управленческим идеям и к рецептам эффективного управления. Это происходит, разумеется, не без влияния живо и интересно написанных на эту тему книг таких авторов, как Д. Кар- неги, У. Оучи, Т. Питерс, Р. Уотермен, мемуаров Л. Якокки — пре­зидента автомобильного гиганта «Крайслер», А. Мориты — прези­дента и одного из основателей электронной фирмы Sony и целого ряда других. Появился даже термин «управление по бестселлерам» по аналогии с «управлением по целям», «управлением по отклоне­ниям».

Не следует забывать, что в настоящее время не только качества менеджеров и способы их обретения, но и сама роль менеджера как профессионально подготовленного руководителя являются пред­метом серьезных дискуссий. Хотя американцы и выступают родо­начальниками концепции менеджмента как специализированного вида деятельности, в 1980-е гг. даже они вдруг усомнились в пра­вильности своего пути, начали обвинять школы бизнеса в непра­вильной ориентации менеджеров, отрыве от жизни, неоправдан­ном увлечении «наукой управления». Ведь японцы — пожалуй, самая обучаемая нация — так и не пришли к идее формирования системы профессиональных управляющих. У них в стране всего три школы бизнеса, а руководителей они готовят прежде всего на практике посредством приобретения опыта, целенаправленно про­водя их через цепочку смен должностей в разных подразделениях фирмы, обучая не только делу, но и искусству человеческих отно­шений, постепенно культивируя в них качества, необходимые ру­ководителю.

Европейцы занимают промежуточную позицию между этими двумя управленческими культурами. С одной стороны, они имеют школы бизнеса и центры повышения квалификации по управле­нию, как американцы, хотя и не в таком количестве, с другой — управление как вид деятельности до сих пор в перечне карьерных предпочтений находится не на очень высоком месте и, например, в Англии не входит даже в первую десятку. И тем не менее, жизнь берет свое, и хорошие «школы бизнеса», фирмы консультационных и других деловых услуг во всех странах не только не разоряются, но и процветают, даже в условиях спадов производства. Просто необ­ходимо управлять эффективно, тем более, необходимо учить этому, овладевать знаниями, развивать в себе навыки эффективного управ­ления, избегая ошибок, находя наилучшие пути к успеху.

За последние 20 лет в структуре и деятельности как частных, так и государственных компаний произошли значительные изменения. Возможно, наиболее существенное из них — рост международной конкуренции, ведущий к тому, что выживают только наиболее эф­фективные фирмы. В Европе менеджеры обязаны справляться с уникальными проблемами. К примеру, экономические и полити­ческие надстройки Европейского экономического сообщества вы­зывают к жизни особые законы, которые создают одни возможно­сти, сдерживают другие и содержат свои собственные ограничения и загадки. Часто слышатся мрачные предсказания о будущем уров­не жизни и перспективах деловой активности в Европе. Многие наблюдатели высказывают мнение, что деловой мир проходит че­рез этап, который можно охарактеризовать падением прибыли, нехваткой энергии, безудержной инфляцией, безработицей, обще­ственными беспорядками и повышенной политической нестабиль­ностью. Однако предсказатели судного дня упускают одну важней­шую характеристику человека: способность к инновациям и пре­одолению трудностей. Пессимистические точки зрения зачастую очень наивны, а могут и сами приближать негативные ситуации, которые они предсказывают. Растущие изменчивость и враждеб­ность жесткой внешней среды означают, что все организации в мире предъявляют все более высокие требования к своим руково­дителям. Так, в частности, они должны стать более умелыми в об­ращении с непредсказуемым будущим. Как говорится: «Неизмен­но только постоянство изменений». Менеджеры должны развивать в себе установки, способности и умения, которые позволят им чет­ко и эффективно осуществлять управление в наступающие годы.


Сегодня, в начале XXI в. весь цивилизованный мир продолжает идти по пути быстрых перемен и преобразований, которые харак­теризуются технологическим и социальным прогрессом, усилени­ем конкуренции внутри стран и между ними, а также стремлением к свободе и демократии. В свою очередь бизнес изыскивает новые методы, программы, концепции и лидеров, способных справиться с реальным темпом перемен. Организационные структуры, методы управления людскими ресурсами, системы мотивации и стили управления, которые срабатывали в ХХ в., не всегда будут соответ­ствовать нынешним условиям и тенденциям, которые сложатся в XXI в.

При рассмотрении эффективного менеджмента на предприяти­ях различного профиля в качестве основных целей ставятся раци­онализация хозяйственной деятельности, адаптированной к ресурс­ным ограничениям, стремление к получению высоких конечных результатов при минимизации затрат. Их достижение требует по­следовательного решения ряда актуальных задач: формирования механизмов целесообразного использования ресурсного потенци­ала; создания замкнутых планово-управленческих циклов в соот­ветствии с принципами системного моделирования; сочетания административных методов управления с экономическими, поз­воляющими конструктивно использовать преимущества, даваемые самостоятельностью и свободой в выборе решений. Задачи, свя­занные с эффективным управлением, последовательно и комплекс­но рассмотрены в настоящем учебном пособии.


Раздел 1

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТАИ ЭВОЛЮЦИОННЫЕПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЕГО РАЗВИТИИ

Глава 1

ПРИРОДА УПРАВЛЕНИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ

1.1. ЭТАПЫ И школы В ИСТОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Анализ учебной и научной литературы показал, что не суще­ствует единого подхода к выделению периодов развития менедж­мента, его классификации, определению типов школ. Поэтому в зависимости от превалирования ценности какого-либо процесса, вида деятельности, объекта организации для управляющей систе­мы предлагается следующее видение истории возникновения и становления менеджмента (рис. 1.1).

1.1.1. Исторические предпосылки создания и развитияменеджмента

Первый этап, который можно охарактеризовать как истори­ческие предпосылки становления менеджмента, охватывает дли­тельный исторический период, начиная с древнейших обществ до времен Великой индустриальной революции XVII—XVIII вв.

Управление, управленческий труд, превращение его в особый вид деятельности, отличной от непосредственного производства, связаны с кооперацией труда. Кооперация труда в примитивной форме существовала уже в первобытнообщинном строе: как про­стое соединение усилий многочисленных работников. Но иссле­дователи истории менеджмента подчеркивают, что отдельные при­знаки управления появляются уже в древнейших обществах — Шу­мере, Египте, Аккаде. Тогда происходила трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров, а по сути гово­ря, менеджеров. Этому способствовало изменение религиозных

Рис. 1.1. Периоды создания и развития менеджмента

 

принципов — вместо человеческих жертв стали приносить симво­лические жертвы в виде денег, скота, масла, ремесленных изделий. В результате среди жрецов появился новый тип деловых людей, которые помимо соблюдения ритуальных почестей заведовали сбо­ром налогов, управляли государственной казной, ведали имущест­венными делами. Они вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, которые сегодня определяют содержание управ­ленческого процесса.

Побочным результатом такой управленческой деятельности стало появление письменности, так как запомнить весь объем де­ловой информации было невозможно, и потребности в расчетах. Таким образом, в самом начале менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превра­щаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие.

Очередной скачок в развитии менеджмента связывают с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Для эффективного управления обширными владениями им впервые был выработан так называемый свод Хаммурапи, который содер­жал 285 законов управления государством, регулировал все много­образие общественных отношений и служил руководством для администраторов всей империи.

Нововведением было и то, что Хаммурапи выработал ориги­нальный лидерский стиль, поддерживая постоянно образ самого себя как опекуна и защитника людей. Итак, впервые в период прав­ления Хаммурапи появляется чисто светская манера управления, возникает формальная система организации и регулирования отно­шений людей и зарождаются первые ростки лидерского стиля.

Значительно позже царь Навуходоносор II (605—562 гг. до н.э.), автор проектов Вавилонской башни и висячих садов, вводит сис­тему производственного контроля на текстильных фабриках и зер­нохранилищах, применяя, в частности, цветные ярлыки для опре­деления сроков поступления и хранения пряжи.

Значительное количество управленческих нововведений имело место в Древнем Риме. Самые знаменитые среди них — система территориального управления Диоклетиана (243—316 гг. до н.э.) и административная организация Римской католической церкви, которая сохранилась без изменений до сегодняшних дней.

1.1.2. модели рациональных целей

Ранний менеджмент

Начало второго этапа становления менеджмента (раннего) связано с таким историко-экономическим событием, происшед­шим в Шотландии и Англии, как промышленный переворот, ко­торый заключался в резком ускорении развития производительных сил и переходе от мануфактуры к более высокопроизводительному машинному производству.

Великая индустриальная революция XVII—XVIII вв. оказала го­раздо более существенное влияние на теорию и практику управле­ния, чем все предшествующие революции. По мере того как ин­дустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современ­ная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен сотнями и тысячами акционеров. Возникла новая, дивер­сифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единого собственника появилось множество акционеров, т.е. со­вместных (и долевых) владельцев одного капитала. Единственного руководителя-собственника заменили несколько наемных менед­жеров, рекрутировавшихся из всех, а не только из привилегиро­ванных классов.

При этом под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначаль­ном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их ре­ализацией.

Рост объема производства, ускорение оборота капитала, расши­рение банковских операций, влияние НТР чрезвычайно усложни­ли управление. Оно уже не могло быть сферой приложения одного лишь здравого смысла, а потребовало специальных знаний, навы­ков и умений экспертов. Каждый производственный процесс вы­деляется в самостоятельную функцию и сферу деятельности ме­неджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, под­разделение), а общие координационные функции отдаются ме­неджменту.

Родоначальником раннего этапа называют Р. Оуэна (1771— 1858) — шотландского фабриканта, которого можно отнести к ме­неджерам-практикам. Именно к раннему периоду относится ини­циация разработки «Закона о детском труде и ограничении про­должительности рабочего дня до 10 часов» Р. Оуэном. Историки считают, что в этот же период возникли основы теории эффектив­ности и контроля, первое описание которых представили шотланд­ский экономист А. Смит (1723—1790) в 1776 г. и английский мате­матик Ч. Беббидж (1791-1871) в 1835 г.

А. Смит разработал концепцию, которую позже назвали «сво­бодным предпринимательством». Ему была свойственна склон­ность к переоценке значения труда и недооценке всего бизнеса в целом, в рамках которого осуществляется труд. А. Смит пытался поставить знак равенства между владельцем капитала и управле­нием. Однако становилось все более очевидным, что между двумя этими функциями не существует автоматической взаимосвязи.

Различия между простым управлением и координацией ресур­сов, с одной стороны, и использованием ресурсов в созидательных целях, с другой, с особой силой были подчеркнуты Й. Шумпетером (1883—1950). Он создал концепцию созидательного разрушения, которую использовал для описания динамической природы эко­номических процессов. Суть ее заключается в следующем. Если кто-либо в какой-то момент времени приходит к выводу, что су­ществующим потребностям отвечает новая расстановка сил, от­личная от имеющейся, то тогда происходит созидательное разру­шение старых структур. Это продолжается до тех пор, пока не воз­никает некая новая ситуация — новый виток развития.

В США идеи А. Смита и Й. Шумпетера восприняли как свои соб­ственные, но американских бизнесменов интересовала исключитель­но коммерческая сторона дела при реализации этих концепций.

Целостная же система развития менеджмента начала склады­ваться на рубеже IXX—XX вв.

Научный менеджмент

Основоположник научной школы (вторая половина ХК — начало XX в.) — американский инженер-механик Ф.У. Тейлор (1856—1915), изучавший управление производством и организацию труда в условиях машинного производства.

Тейлор впервые предложил рационализацию производства и за счет этого увеличение его объема. Если добиться последнего, рас­суждал он, то рабочие смогут получать больше при меньших затра­тах труда и будут трудиться в более достойных условиях, а предпри­ниматели, увеличив свою прибыль, начнут вкладывать деньги в повышение технического уровня производства. Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной органи­зации труда. Составными ее элементами являются:

♦ математический способ исчисления себестоимости;

♦ дифференциальная система оплаты труда;

♦ метод изучения времени и движений (хронометраж);

♦ способ расчленения и рационализации трудовых приемов;

♦ инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемую доктрину научного менеджмента (классическая теория).

Проводя анализ трудовой деятельности работников, Тейлор пытался расчленить отдельные рабочие движения на элементарные составные части, устранить ошибочные, медленные и бесполезные движения и найти «идеальные» методы труда, позволявшие дости­гать наибольшей производительности. Вычислив также минималь­но необходимое время для восстановления сил и неизбежных не­производительных задержек, Тейлор установил «лучшие методы» выполнения каждой работы, предельно короткое время. Примене­ние тейлоровского подхода оказалось чрезвычайно эффективным. На предприятиях, где была внедрена его система, производитель­ность труда возросла в несколько раз.

В теории научного управления ведущая роль принадлежит на­учной организации труда. Администрация вырабатывает научный фундамент для каждого действия в различных видах труда, приме­няемого на предприятии. Далее, по научно обоснованным призна­кам, администрация производит отбор и обучение работников. Взаимоотношения с работниками администрация строит на прин­ципах сотрудничества, а разделение труда и ответственности зна­чительно уравниваются. То есть эта доктрина акцентирует внима­ние на использовании методов оптимизации организационных, тех­нических и социальных компонентов производственных систем. Все это способствовало повышению эффективности организации тру­да по сравнению со старыми системами управления. Фактически это представляло собой простое перенесение инженерных наук на управление в низовом производственном звене.

Внедрение тейлоровской системы значительно усложнило ра­боту мастеров и бригадиров, наделив их многими функциями, ра­нее не входившими в сферу их компетенции. Это побудило Тейло­ра отказаться от существовавшей линейной системы организации, при которой каждый рабочий подчинялся только одному непо­средственному начальнику, и поставить вопрос о специализации руководителей низового уровня.

Вместо непосредственного управления армейского типа Тейлор предложил функциональное управление, при котором каждый ра­бочий подчинялся не одному, а восьми узкоспециализированным непосредственным руководителям, ежедневно получая от них ука­зания, инструкции и необходимую помощь (рис. 1.2).

Из восьми «функциональных мастеров» непосредственно в цехе должны были находиться только четверо: бригадир, инспектор, оценивающий результат труда рабочего, мастер по ремонту и мас­тер, устанавливающий темп работы. Четверо других должны нахо­диться в специально устроенной «плановой комнате», занимаясь соответственно маршрутизацией, подготовкой карточек, инструк­ций, отчетами о затрачиваемом на производство продукции вре­мени, вопросами себестоимости, производственной дисциплины и т.д.

Рис. 1.2. Функциональное руководство по Ф. Тейлору

 

Таким образом, Тейлор явился пионером в области разделения труда в сфере управления и планирования на различных уровнях ор­ганизационной деятельности. Особое значение он придавал отделе­нию функции планирования от исполнительской деятельности и убеждал в необходимости заранее планировать методы работы и всю деятельность организации в целом. Он полагал, что в идеале организацией должен управлять именно плановый отдел.

Однако на тот период предприниматели взяли на вооружение только часть организационных принципов, касающихся повыше­ния производительности труда через его рационализацию, а со­циальные идеи Ф. Тейлора были отвергнуты как идеалистические. Именно из-за этого в 1912 г., когда подход Тейлора был довольно широко распространен, Американская федерация труда объявила Тейлора врагом рабочих номер один. О Тейлоре и его системе уз­нали в Европе после Первой мировой войны. Его последователи стали распространять и развивать ее, но снова односторонне, видя в ней лишь средство повышения производительности труда.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.