Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смысловая нагрузка ландшафта






Человек мыслит непрерывно. Это значит, что каждую секунду он оценивает и осмысливает увиденное, пытается осознать и понять все, что его окружает. В том числе и ландшафт. Мысли, посещающие человека при взгляде на тот или иной пейзаж, его ассоциативный ряд, его фантазии — все это невозможно не учитывать при оценке аттрактивности.

Однако непосредственно при выставлении оценки численно оценивать смысловую нагрузку (т.е. давать ей количественную характеристику) мы не будем. Оправдано это тем, что параметризовать здесь что-либо крайне трудно, для этого необходимо углубленное изучение данного вопроса, которое не входит в задачи нашей работы. Поэтому, ввиду сложности объективной оценки, мы лишь вкратце коснемся этого фактора влияния на аттрактивность. Кроме того, авторы не питают уверенности касательно его принадлежности к той или иной методике.

Итак, под смысловой нагрузкой ландшафта мы понимаем ту сюжетную линию, которая в нем прослеживается, мысли и эмоции, желания и ассоциации, которые его элементы навевают человеку. Кто-то может заметить, что вызываемые ландшафтом мысли и желания входят в сферу изучения антропометодики оценки аттрактивности ландшафта, однако это не совсем так. Опыт общей психологии подсказывает, что, определенным образом воздействуя на мозг любого человека, можно вызвать в нем вполне конкретные желания и эмоции. На этом принципе строится весь современный маркетинг. Так, например, выше говорилось о применении различных цветов для привлечения внимания покупателей. Однако цветом все не ограничивается. Различные картинки, применяемые в наружной рекламе, правильно оформленная иллюминация привлекают наше внимание не только за счет своих броских цветов, но и за счет той информации, которая в них содержится. Именно поэтому наружная реклама всегда стремиться сыграть на базовых человеческих желаниях, потребностях или даже пороках, в связи с чем, например, два рекламных щита, оформленных в совершенно одинаковой цветовой гамме, но несущие разную смысловую нагрузку, могут привлекать внимание зрителя в совершенно разной степени. Однако (и это необходимо подчеркнуть) под смысловой нагрузкой в данном случае мы вовсе не подразумеваем текст. Напротив, для нас, как для представителей параметрического направления, наибольший интерес представляет смысловая нагрузка, переданная графически или фонически без привязки к какому-либо языку или культуре.

Конечно, у разных людей при взгляде на одну и ту же витрину могут возникнуть совершенно разные желания.Даже влияние цвета на восприятие человека, вызываемые им ассоциации, по утверждению специалистов, различны в разных странах. Так, например, желтый цвет символизирует в Америке - процветание, в России - солнечность, разлуку, в Сирии - траур, смерть, в Индии - великолепие, а в Бразилии - отчаяние. Это показывает, что восприятие цвета, как и всего вокруг, весьма индивидуально и субъективно. Тем не менее, определенная общность восприятия, основанная на общечеловеческих психофизических качествах, все же имеет место, что доказано множеством исследований с участием испытуемых, представлявших разные нации и культуры. Известно, например, что мозг любого человека воспринимает картинки эротического содержания в 1, 2 раза быстрее, чем другие (Dryden, 2013). То же самое и с изображением вкусной еды, привлекательнее которого не может быть ничего для голодного человека. Таким образом, вопрос субъективности оценки тут не стоит, так как она основывается на некоторых общих для всех чертах восприятия. Тут важно понимать, что существует грань между смысловой нагрузкой, одинаково воспринимаемой всеми (как правило, более примитивного уровня), и смысловой нагрузкой, воспринимаемой индивидуально на основе черт характера и жизненного опыта (более сложный уровень переносимой информации). Но провести эту грань бывает крайне непросто.

Разумеется, смысловая нагрузка будет выше в антропогенном ландшафте, в создание которого человек уже вложил определенную информацию. Однако смыслом наполнены элементы и природных ландшафтов: для кого-то не может быть ничего привлекательней гор, которые напоминают ему местность, в которой тот вырос, а кто-то провел всю жизнь на берегу моря, и уже оно вызовет в его, человека, мозгу целую цепочку воспоминаний и ассоциаций, надолго приковав к себе взгляд. Однако тут уже важнейшую роль будет играть индивидуальность человека, его предпочтения и пристрастия. Эту сторону аттрактивности ландшафта рассматривает антропометодика, о которой речь пойдет далее. Мы же резюмируем, что существуют некие общие для всех людей критерии восприятия смысловой нагрузки окружающей местности, углубленное изучение которых, возможно, в будущем позволит выделить дополнительный параметр оценки аттрактивности ландшафта и успешно применить его на практике.

Резюме

Авторами была выработана эффективная методика объективной оценки аттрактивности ландшафта, основанная на принципах концепции непроизвольного внимания в общей психологии. Методика позволяет абстрагироваться от личных предпочтений, особенностей характера, эмоционального состояния и прочих индивидуальных человеческих характеристик, которые вносят погрешность в результат оценки привлекательности чего либо. Происходи это за счет отказа от использования таких связанных с привлекательностью, но, безусловно, субъективных понятий как красота, живописность, эмоции, предпочтения, привычка и т.п. Оценка аттрактивности строится на исключительно объективных, исчисляемых, физических показателях, которые могут быть количественно и качественно измерены и сопоставлены с выработанной шкалой. Шкала была разработана с учетом общих физиологических и психологических особенностей всех людей и претендует на должную степень абстракции и беспристрастности.

Основным достоинством методики является отказ от дискуссионных понятий «хорошо-плохо», «красиво-некрасиво» и ее сосредоточение на «чистом» привлечении внимания. Результаты, полученные в ходе оценки, являются достаточно объективными, представлены в наглядном числовом виде и в удобной для сопоставлений десятибалльной шкале. Также несомненным достоинством методики является простота ее применения, возможность повсеместного использования (критерии оценки никак не связаны с особенностями природных зон), доступность для любого наблюдателя, обеспечиваемая за счет отсутствия необходимости специальной подготовки, простоте расчетов и подробных указаний по процессу измерений. Кроме того, проводится оценка каждого ландшафта в отдельности, то есть неважно, первый ли это оцениваемый ландшафт за сегодня или сотый (проще говоря, нет эффекта «усталости от ландшафта»).

Главным недостатком методики является сложность отвлечения наблюдателя от собственных индивидуальных предпочтений, определенные трудности с параметризацией некоторых критериев оценки элементов ландшафта, а также отсутствие сложного технического оборудования, которое бы, несомненно, повысило объективность оценки и упростило бы сбор данных.

Однако, несмотря на это, в ходе ведения дорожной темы методика подтвердила возможность своего эффективного применения и продемонстрировала значительный потенциал для доработки и дальнейшего совершенствования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.