Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеал и его функции в социальной работе






Идеал - это выражение требования, должного вне зависимости от того, в какой мере он реализуется в настоящее время в социальной работе. Моральный идеал - это выражение абсолютного совершенства в организации социальной работы. В этом смысле идеал может пониматься как положительная высшая ценность, которая раскрывает перед социальным работником более широкие горизонты, определяет веру в достижение добра. Моральный идеал в социальной работе позволяет более адекватно оценивать результаты текущей работы, участвовать в выработке социальной политики, т.е. жить с уверенностью, что лучшее будущее своей профессии можно приблизить.

Идеал отражается в такой основополагающей ценности социальной работы, как справедливость. В этике социальной работы это понятие является центральным.

Социальный работник от имени государства осуществляет справедливое воздаяние тем, кто этого заслуживает. Однако социальному работнику в своей деятельности приходится иметь дело с категориями людей, которые по своим действиям не должны были бы рассчитывать на милосердное отношение к себе. Это свидетельствует, с одной стороны, о том, что справедливость - не единственное ценностное основание этики социальной работы.

С другой стороны, реализация справедливости предполагает меру моральной требовательности к людям со стороны других людей, общества. Только с учетом этого обстоятельства справедливость может быть фактором моральной регуляции взаимоотношений между клиентами и службами социальной защиты. При этом не исключается тот факт, что социальные работники должны защищать естественные права граждан: детства, старости, инвалидности, человеческого достоинства. Если несправедливость состоит в нарушении элементарных прав человека, то справедливость - в охране этих прав. Социальный работник в силу своей профессии охраняет социальные и иные права граждан. Контроль не должен осуществляться вразрез с общими этическими и профессиональными нормами.

Позиция социального работника должна быть позицией справедливого человека. Понятие «справедливость» в этом смысле оборачивается еще одной своей гранью. Справедливость, выступая мерой воздаяния и требования, выражает также правильность этой меры. Справедливость в этом смысле - это предъявление одних и тех же требований к фактам действительности, их единая моральная оценка.

В этом аспекте справедливость понимается как индивидуальная добродетель, справедливая личность. Основная особенность социального работника как справедливой личности состоит в выполнении нравственных обязанностей независимо от личного интереса, пристрастий и склонностей.

Таким образом, справедливость как основополагающее понятие профессионального морального сознания соединяет объективное беспристрастное отношение социального работника к клиенту с непримиримостью к несправедливости, если она проявляется в работе коллег. Попрание социальными службами прав клиентов приводит к критической оценке существующего общественного устройства, к поиску идеала, к конфликтам. В этом смысле работа социальных служб выступает гарантом социальной стабильности общества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.