Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура морали






Мораль представляет собой довольно сложное явление. Как было уже отмечено, слово «мораль» восходит к латинскому слову «mores», которое переводят и как «нрав». Вот почему понятия «мораль» и «нравственность» употребляются как синонимы.

Мораль на протяжении развития человеческой мысли получала различные толкования: как «опыт житейской мудрости», как школа воспитания человека в направлении добродетели. В истории этической мысли в это понятие также вкладывались различные смыслы. Мораль трактовалась как путь достижения счастья, как высшее наслаждение, как следование долгу, как требование общественной пользы и др. Сложность выявления своеобразия морали была обусловлена тем, что она не локализована в какой-то сфере человеческой жизнедеятельности.

Мораль является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения. В любом из периодов общественного развития основными функциями морали является регулирование и оценка индивидуального поведения людей, приведение его в соответствие с теми нормами и принципами, которые приняты данным обществом в качестве базовых и, соответственно, служат цели поддержания стабильности самого общества. Эти базовые нормы и принципы, в свою очередь, должны соответствовать коренным потребностям общества и отражать общественные интересы, поскольку моральность есть определенное свойство реальных человеческих отношений, которые уже затем получают более или менее точное отражение в сознании в виде оценочных шаблонов и правил поведения.

Мораль в отличие от права, политики, экономики обладает способностью проникать во все сферы человеческого бытия, чем затрудняет возможность выявления её сущности. Поэтому любое из перечисленных выше толкований морали фиксировало какую-либо её особенность и не всегда выражало суть этого феномена.

Понять специфику морали можно лишь, выявив её структуру и функции.

Большинство исследователей выделяют в морали моральное сознание и моральную деятельность. Рассмотрим эти два компонента морали.

 

Моральное сознание является духовной стороной морали и представляет собой совокупность эмоций, чувств, переживаний, норм, принципов поведения.

Рациональный уровень морального сознания представляет собой систему

этических принципов, знаний о нормах поведения, являющихся теоретическим обоснованием нравственности. Высшим выражением формирования рационального уровня морального сознания являются убеждения. Наличие убеждений является свидетельством того, что человек осознаёт необходимость следования должному в морали.

Эмоционально-чувственный и рациональный уровни морального сознания взаимодействуют друг с другом. Многие моральные нормы и принципы проявляются на каждом из этих уровней. Некоторые моральные понятия (добро, зло, долг, ответственность и др.) проявляют себя не только на уровне чувств, но и на уровне убеждений.

Роль чувств и разума одинаково важна в моральном сознании. Ещё Сократ и Платон отмечали важную роль разума в нравственной жизни человека. Действительно, на рациональном уровне морального сознания формируются понятия, убеждения о добре и зле, справедливости, долге, ответственности. Однако, хотя разум вырабатывает стратегию нравственного поведения, возникают такие ситуации, при которых необходима помощь нравственных чувств (милосердия, совести, долга и др.).

Это особенно необходимо в тех ситуациях, когда человек не имеет ещё чёткой нравственной стратегии поведения, когда он не знает, как правильно поступить.

Мораль существует не только на уровне сознания. Нравственные чувства, понятия и убеждения проявляют себя в разнообразных действиях, то есть в реальных поступках людей, в том числе, в их профессиональной деятельности. Практический аспект морали находит выражение во всех сферах человеческой деятельности (производственной, политической, бытовой и др.).

Моральное сознание и моральный поступок взаимосвязаны. Моральная деятельность (поступок) является реализацией ценностей морального сознания (добра, справедливости, долга и т. д.). Однако в реальной действительности не всегда легко оценить то или иное действие как моральное или аморальное. Анализ того или иного действия и отнесение его к разряду поступка (действия, имеющего положительную нравственную значимость) или проступка (действия, имеющего отрицательную нравственную значимость) должен учитывать реализацию следующих факторов.

Прежде всего, необходимо выявить определяющий мотив этого действия. Однако иногда случается, что благовидный мотив может привести к неблаговидным результатам. Поэтому не менее важно увидеть результат последствия действия: принесло ли это действие благо другим людям. Дать оценку совершённому действию, т.е. оценить средства, которые человек использовал при достижении определённой цели. Как видим, оценка моральности поведения личности не должна быть поспешной.

1.3.Понятие о «ценности»

Как уже было определено, что мораль – это система высших ценностей.

Изучением ценностей занимается аксиология(греч. axia – ценность, logos - учение) – философское учение о ценностях.

Ценность – это то, что не безразлично для человека. Иначе говоря, ценность присуща предмету или феномену не от природы, а в силу их вовлеченности в сферу бытия человека, и через понятие ценности человек определяет свою позицию по отношению к данному предмету или феномену.

В своих суждениях, принятии решений, поведении, даже единичных поступках человек исходит из определенных ценностей.

Необходимость реализации ценностей и организации в связи с этим деятельности человек ощущает через потребность. Потребность может быть представлена как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо (объекте потребности), необходимом для его существования и развития, и выступающее источником его активности. С этой точки зрения потребности человека являются, наряду с другими, регуляторами его поведения, мышления, чувств и воли. Многочисленные фундаментальные и прикладные исследования потребностей человека позволяют вычленить в их разнообразии потребности антропоморфного (связанного с биологической природой человека) и социокультурного (обусловленного процессами онтогенеза и социогенеза) происхождения; и те, и другие важны для понимания природы человека и его деятельности. И те, и другие неотторжимы от человека. Разнообразные потребности человека и общества в значительной степени детерминируют их отношение к миру, бытию, самим себе, а значит, являются существенным фактором определения, систематизации и иерархизации ценнностей.

Любая деятельность вообще предпринимается человеком и обществом в рамках их ориентации на определенные, признаваемые ими ценности, и в соответствии с этой ориентацией деятельность может получать ту или иную направленность, быть конструктивной или деструктивной, более или менее успешной. В конечном итоге именно системы ценностей и ценностные ориентации человека и общества, складывающиеся в значительной мере под воздействием конкретно-исторических условий жизнедеятельности, детерминируют необходимость человеческой деятельности, направленной на трансформацию и совершенствование условий и способов бытия. Поэтому среди многочисленных детерминант социальной работы важнейшее место занимает система ценностей как общества, так и собственно социальной работы как жизненно важной и необходимой сферы социальной жизни.

Социальная работа является специфическим видом социальной деятельности, прямо или опосредованно охватывающим практически все стороны общественного бытия. Она оказывает особое, сложное и многомерное воздействие на личность и общество, далеко не всегда совпадающее по направленности с другими детерминантами общественного развития. Социальная работа поэтому – одно из важнейших условий и одновременно средств развития и совершенствования человека и общества, достижения ими благополучия и устремленности к благу, поскольку она требует от человека и общества готовности и обусловливает их оптимальную подготовленность к деятельности, направленной на трансформацию, совершенствование общественного и индивидуального бытия.

Для выполнения профессионально необходимых операций, процедур, приемов и т.п. человек должен быть достаточно физически и интеллектуально развит, должен обладать соответствующими качествами: чтобы работать грузчиком, необходима хорошая физическая подготовка; чтобы стать ученым, необходим высоко развитый интеллект. Но требования к физическим и интеллектуальным данным не всегда оказываются достаточными. Некоторые из профессий (в основном это профессии, оказывающие решающее влияние на судьбу и благополучие человека и общества, в том числе и так называемые «помогающие» профессии) предъявляют особые требования к качествам личности специалиста, в первую очередь, к его ценностным ориентациям. Например, вряд ли кому-нибудь хотелось бы стать пациентом врача-садиста или социального работника, высшие ценности для которого – деньги и власть над клиентами. Такого рода «специалисты» нанесут ущерб и своим клиентам, и профессии, и обществу в целом. Даже не прибегая к таким экстремальным примерам, можно показать, что специалист, неверно расставивший ценностные акценты в своей деятельности, может в качестве высшей ценности воспринимать сам процесс деятельности, и в меньшей степени – ее конечный результат, может вследствие этого не понимать смысла деятельности. Например, социальный работник в этом случае может думать, что смысл и цель социальной работы заключается в помощи человеку и затруднится ответить на вопрос, зачем это делается. Поэтому ценностные ориентации специалистов играют важнейшую роль не только в их личной профессиональной деятельности, но и в деятельности совокупной профессиональной группы.

2. Этика социальной работы: соотношение теоретического и прикладного аспектов этического знания

Область этического знания имеет два аспекта: теоретический и прикладной. Основной смысл понятия «прикладная этика» заключается в следующем: чтобы знать, что делать, столкнувшись с какими-либо практическими затруднениями, необходимы истинные или хотя бы разумные принципы морали, которыми можно было бы пользоваться в каждой конкретной ситуации. Для правильной оценки ситуации требуется правильно интерпретировать все относящиеся к делу факты. Таким образом, можно использовать простейшую модель, отраженную на рис. 1.1.

 

1. Моральный принцип
2. Учет относящихся к делу фактов
3. Практическое заключение.

 

 


Рис. 1. Модель прикладной этики

 

Моральный принцип в виде некой закономерности (1) и учет необходимых фактов (2) позволят подойти к практическому заключению (3). Если вывод логично вытекает из названных предпосылок, получаем не только решение проблемы, но также и моральное обоснование такого решения.

Профессиональная этика может быть понята как прикладная этика, являющаяся практическим воплощением норм морали в деятельности представителей определенной профессии. В свою очередь, профессия как феномен и фактор личностной мотивации обладает следующими существенными характеристиками:

· приверженность высоким моральным стандартам;

· альтруистическая ориентация;

· обязательная образовательная подготовка;

· образование в течение всей жизни;

· наличие формальной ассоциации или сообщества;

· относительная независимость;

· общественное признание.

Профессиональная этика
В современном значении термин «профессия» указывает не только на некий круг проблем, но и на набор приемов и принципов (в том числе этических), с помощью которых можно эти проблемы выявлять и решать. Важнейшим фактором, определяющим профессиональную автономию специалиста и независимость выражаемой им позиции, наряду со знаниями, навыками, умениями, и выступает профессиональная этика. Она конкретизирует принципы, нормы и категории этики применительно к сфере действия и в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, показывает характер воздействия общих принципов и норм на практику профессиональных отношений, раскрывает то, как они откладываются в сознании каждого человека (той или иной специальности) и выполняются в его поступках.

 

 

Основные категории
Виды профессиональной этики
Долг. Совесть
Честь. Достоинство  
Этика социальной работы
Другие виды профессиональной этики

 


Рис. 2. Структура профессиональной этики

 

Важным направлением профессиональной этики является к вопросам профессиональной морали. В самом общем смысле всякая профессиональная мораль является и трудовой моралью, так как основополагающие трудовые моральные заповеди обращены ко всем профессиям: добросовестность, дисциплинированность, ответственность, творческая инициативность в труде. Однако понятие «профессиональная мораль» не сводится абсолютно к трудовой морали. Это объясняется тем, что в некоторых профессиях существуют специфические проблемы морального порядка, которые хотя и могут быть отнесены к числу проблем трудовой морали, но несут на себе «печать» (особенность) той или иной профессии (медицинской, педагогической и др.). Формирование профессиональной морали для некоторых профессий имеет длительную историю. Для примера рассмотрим различные модели профессиональной морали, которые формировались в медицине (рис.3). Многие элементы этих моделей стали классическими и вошли в профессиональную этику социальной работы.

Модель Гиппократа «Не навреди»
Деонтологическая модель «соблюдай долг»
Модель сакрального типа «ответственность врача перед пациентом»
Техническая модель «будь беспристрастным в оценках»
Модель Парацельса «делай добро»

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.