Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речь Уинстона Черчилля в Фултоне (США) в 1946 г. положила начало длительному периоду противостояния капитализма и социализма в условиях биполярного мира.






В рассматриваемый период большой насыщенностью отличалась культурная жизнь страны. Литература и искусство испытывали на себе огромное воздействие общественных процессов, развернувшихся и в Англии, и крупнейших социальных потрясений XX столетия.

В 20-е годы XX в. понятие журналистики как системы средств, выполняющих определенные функции по распространению информации, начинает наполняться новым содержанием. Пресса перестает быть единственным компонентом этой системы. Уже к 1914 г. 350000 миль подводного телеграфного кабеля соединяли метрополии с колониями, 40% этих линий контролировала Англия. Первая мировая война продемонстрировала огромные возможности «беспроволочного телеграфа». В 1918 г. Маркони начинает передавать радиосообщения из Англии в Австралию, в 1920 г. устанавливается радиосвязь с Мадридом, в 1921 г. – с Парижем, в 1922 г. – с Берном, в 1923 г. – с Веной, в 1926 г. – с Белградом, Москвой, Лиссабоном, в 1928 г. – с Бейрутом, Каиром, Стамбулом. Был сделан новый шаг к формированию международной системы коммуникаций.

Важным этапом становления внутреннего вещания явилось создание Британской радиовещательной компании (1923).В 1927 г. возникает радиовещательная корпорация Би-Би-Си. Исполнительный, а затем генеральный директор корпорации Джон Рит (1889–1971) считал, что «радио – это инструмент, практически бесценный в социальной и политической жизни общества. Его влияние будет все больше чувствоваться в повседневной жизни почти во всех областях человеческой деятельности, делах национальных и интернациональных»[160]. В 1932 г. Би-Би-Си начинает вести передачи для англичан за границей и для англоязычных доминионов: на Рождество Георг V обратился по радио к подданным империи. В скором времени Би-Би-Си стала передавать двухчасовые «блоки» программ в Австралию, Новую Зеландию, Индию, Восточную и Южную Африку. В 1935 г. Дж. Рит подготовил документ «Позиции Би-Би-Си в войне», в котором были сформулированы задачи корпорации в условиях неизбежной, по мнению организаторов Би-Би-Си, войны.

В 1925 г. в Лондоне впервые с помощью аппаратуры зрительная информация была передана на расстояние. В 1927 г. Би-Би-Си организовала публичный сеанс телевизионного вещания. В 1936 г. начала работу первая регулярная телевещательная служба в Лондоне. Электронные средства информации – «друзья-соперники» прессы – все активнее заявляли о себе. По словам известного исследователя проблем масс медиа М. Маклюэна, печатная техника создала публику, электронная – массу.

Формирование расширявшейся системы массовой информации предполагало и расширение сфер влияния агентств новостей. Но в послевоенный период «Рейтер» испытывало трудности, в определенной степени обусловленные вызовом, брошенным ему Америкой. Потребовалась серьезная реорганизация различных служб агентства, руководство которого по достоинству оценило преимущества «беспроволочной» телеграфной связи и телефона. В 20-е годы «Рейтер» начинает систематически пользоваться радиослужбой, с 1935 г. – новой, усовершенствованной, технологией. К концу 30-х гг. 90% новостей «Рейтер» «проходило» по радио[ 161].

Укрепились финансовые связи «Рейтер» с английской прессой. По словам Дональда Рида, Родерик Джонс превратил «Рейтер» в часть совместной собственности, принадлежащей владельцам британской печати[162]. После первой мировой войны «Рейтер» стремилось усилить свои позиции в разных регионах мира – в Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Индии (отсюда агентство продолжало получать самые большие прибыли), Китае. Но «Рейтер» все больше и больше ощущало на себе давление со стороны американских информационных агентств – «Юнайтед Пресс Интернэйшнл» и «Ассошиэйтед Пресс». Финансовый кризис 30-х годов не обошел стороной и «Рейтер»: объем передаваемых агентством слов сократился. Осложнились отношения «Рейтер» с британским «Форин оффис», что привело к отставке Джонса в 1941 г.

Межвоенный период оказался напряженным и для английской прессы. Процесс монополизации в области газетно-журнального дела активизировался в Англии после первой мировой войны. По мнению английского специалиста в области средств информации Р. Вильямса, «в меняющейся экономике, регулируемой новым массовым рекламным каналом, газеты также меняют положение независимого частного предприятия на статус члена капиталистического объединения нового типа»[163]. В 1921 г. 116 из 130 провинциальных ежедневных газет не были собственностью монополий, в 1929 г. только 69 из 113 считали себя немонополизированными[164].

Монополизация газетно-журнального рынка Англии сопровождалась ожесточенной конкуренцией. Ротермир и братья Берри состязались в борьбе за провинциальную прессу; уничтожить друг друга им не удалось, и они вынуждены были разделить сферы влияния. Позиции одного из братьев Берри – Кэмроза – укрепились, когда в 1927 г. он стал владельцем «Дейли Телеграф». Объем продажи газеты, когда-то обладавшей гигантским тиражом, сократился до 84 тыс. экземпляров. Но после «вливания» такого издания, как «Морнинг Пост», аудитория «Дейли Телеграф» возросла до 100 тыс. читателей, а к 1939 г. продавали уже 750 тыс. экземпляров газеты[165]. В руках Кэмроза оказался концерн «Амальгамейтед пресс» и газета «Файненшл Таймс».

Империя Кэмсли (брата Кэмроза) включила в себя воскресные издания (среди них – «Санди Таймс»), а также провинциальные газеты.

Ротермир – владелец «Дейли Мейл» – в 1928 г. основал компанию «Нортклиф Ньюспейперс Лтд.», что позволило ему создать сеть провинциальных вечерних изданий.

Концерн «Одамс» приобрел лондонскую газету «Пипл» и лейбористскую «Дейли Геральд» (соответственно в 1925 и 1929 гг.), которые в поисках своей «ниши» на читательском рынке состязались с лордом Бивербруком – хозяином «Дейли Экспресс»[166].

После смерти Нортклифа новый владелец «Таймс» решил реорганизовать свое газетное предприятие, которое приобрело форму треста, чтобы собственность не попала в чужие руки.

Ротермир, братья Берри, Бивербрук на долгие годы станут теми людьми, которые определят специфику газетно-журнального рынка Великобритании. Не случайно Ротермир с 1934 г. занимал пост президента Ассоциации газетных предпринимателей.

Развитие журнальной периодики Великобритании в 20–30-е годы XIX столетия не отличалось стабильностью. Постепенно уходили со сцены когда-то любимые английскими читателями ежемесячники, их место занимали новые издания. В 1925 г. вышел ежемесячный «Модерн Вумэн» («Современная женщина»), за ним последовали «Вумэн энд Хоум» («Женщина и дом»), «Май Хоум» («Мой дом»), «Вумэн энд Бьюти» («Женщина и красота»), «Эври Вумэн» («Для всех женщин»), большинство из этих изданий перестали выходить во время войны или были тогда же приостановлены. Среди журналов типа «мэгэзин» выделялся «Кантри Мэн» («Сельский житель»), созданный Дж.У. Роберсоном в 1927 г. Это издание карманного формата сжато и лаконично освещало события, происходившие в провинции. «Кантри Мэн» пользовался популярностью, которую, по мнению историков журналистики, можно было сравнить с известностью «Ридерз Дайджест»[167].

Воплотить в жизнь концепцию Генри Люса (создателя известного американского журнала «Тайм») попытался в Англии Тибор Корда в «Ньюс Ревью» («Обозрение новостей», 1936), а затем и концерн «Одамс», приступивший к изданию «Ньюс Ревью». В 1938 г. появился национальный иллюстрированный еженедельник «Пикчер Пост» («Иллюстрированная почта» – его издателем был Эдвард Халтон). Первый номер «Пикчер Пост» разошелся в количестве 750 тыс. экземпляров. Принципиально новым явлением в истории стало возникновение «Радио Таймс» (1923) и «Лиснер» («Слушатель», 1929), тесно связавших судьбу с английским радиовещанием. Оба ежеквартальных журнала издавались Би-Би-Си.

Первая половина XX в. ознаменовалась выходом в свет значительного числа литературной, музыкальной, детской и научной периодики: «Мьюзик энд Леттерз» («Музыка и литература», 1920), «Джиогрэфикал Мэгэзин» («Географический журнал», 1935), «Уорлд Ревью» («Всемирное обозрение», 1936), «Джон О'Лондон'з Уикли» (1919), «Эврибоди» («Для всех», 1927), «Чилдренз Ньюспейпер» («Газета для детей», 1919). Не всем дорогостоящим изданиям удалось выстоять: исчезли «Критериев» после сравнительно короткого времени его существования в 20–30-е годы, «Лондон Меркури» («Лондонский вестник», 1919), «Реалист» (1929), «Лайф энд Леттерз» и многие другие[168].

Отчетливо проявившееся в XIX в. социально-политическое размежевание английской печати приобрело новую остроту в 20-е годы XX столетия. После организационного оформления коммунистической партии в Великобритании одно за одним появляются связанные с ней издания. Первым центральным органом партии, носившим просветительский, теоретический характер, была газета «Коммьюнист» («Коммунист», 1920–1923), ее сменил еженедельник «Уоркерс Уикли» (1923–1927), преемницей которого стала газета «Уоркерс Лайф» («Рабочая газета», 1927–1928). В 1921 г. был основан ежемесячный журнал «Лейбор Мансли». В 1929 г. начала выходить еженедельная «Санди Уоркер» («Воскресный рабочий»), а в 1930 – ежедневная «Дейли Уоркер» («Ежедневный рабочий»), пользовавшаяся большой популярностью у своих читателей. В 1935 г. Лига коммунистической молодежи основала в Англии газету «Чэллендж» («Вызов»). Тираж коммунистических изданий значительно возрос накануне второй мировой войны.

В 1939 г. «Дейли Уоркер» продавала 50 тыс. экземпляров ежедневно, что составляло около четверти тиража «Таймс».

Политическое противостояние различных лагерей английской прессы усиливалось по мере нарастания военной опасности. Военные амбиции Гитлера поддерживал Ротермир (что снискало ему репутацию политически безответственного человека). Несмотря на то, что в Англии не удалось создать единый фронт (как, например, это произошло во Франции, где Народный фронт стал мощной антифашистской силой), антивоенное движение также стало немаловажным фактором общественной жизни. Оно затронуло широкие слои населения, его представляли различные партии и политические группировки, с ним были связаны и различные периодические издания. Антивоенные выступления были постоянными на страницах «Дейли Уоркер», «Коммьюнист Ревью» («Коммунистическое обозрение», 1921) – теоретического органа компартии, «Модерн Куотерли» (1938) – научного марксистского журнала.

Демократические ценности мировой и национальной культуры отстаивал журнал «Лондон Афродайт» («Лондонская Афродита», 1928), созданный Дж. Линдсеем и П.Р. Стефенсоном. В 30-е гг. был открыт Клуб левой книги, занимавшийся издательской деятельностью. Интеллигенция объединялась вокруг журнала «Сторм» («Буря», 1933) и ежемесячника «Лефт Ревью» («Левое обозрение», 1934) – органа британской секции Международного объединения революционных писателей. В 30-е годы возникает Общество друзей СССР, издававшее журнал «Раша Тудей» («Россия сегодня»).

Многие представители творческой интеллигенции приняли участие в войне в Испании (1930–1936), которая для некоторых из них закончилась трагически: Ральф Фокс (1901–1937), один из основателей «Лефт Ревью», погиб под Мадридом (книга Р. Фокса «Роман и народ» вышли посмертно), критик-марксист Кристофер Колдуэлл (1909–1937) также погиб в Испании, там же оборвалась жизнь Джона Корнфорда (1915–1936), издававшего журналы «Кембридж Лефт» («Кембриджский левый») и «Стьюдент Вангард» («Студенческий авангард»).

В 1936 г. в Испанию выезжает в качестве корреспондента нескольких английских изданий Ким Филби (с 1934 г. – сотрудник советской разведки). Через некоторое время Филби становится официальным и единственным корреспондентом «Таймс» в лагере генерала Франко, которому импонировала журналистская деятельность Филби.

Английская пресса ощутила на себе все тяготы военного времени. Одной из ее первых задач было сохранение издательской базы, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств деятельность печати сохраняла максимально возможную стабильность. Уже в сентябре 1940 г. были серьезно повреждены здания «Ивнинг Стандард» («Вечернее знамя»), «Дейли Геральд», «Таймс», «Дейли Скеч» («Ежедневный очерк»); в декабре эта же участь постигла «Дейли Телеграф». В мае 1941 г. пострадала «Морнинг Адвертайзер» («Утренние объявления»), «Дейли Ныос», «Ныос оф де Уорлд», «Уорлд'с Пресс Ньюс» («Новости мировой прессы»), «Дейли Геральд». Погибла библиотека газет XVIII и XIX вв. Появилась практика выпускать издания, лишившиеся помещения или оборудования, в редакциях своих соседей, например «Мидленд Дейли Телеграф» («Ежедневный Телеграф Мидленда», Ковентри) выходила в офисе «Бирмингем Газетт» («Бирмингемская газета»).

Вторая мировая война велась на многих фронтах и во многих регионах мира, что потребовало огромной мобильности журналистского корпуса. Английские корреспонденты освещали события в Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Франции, Северной Африке, Бирме, на Дальнем Востоке. Несмотря на увеличение массы информации, получаемой прессой, многие газеты и журналы вынуждены были уменьшить свой объем, издание некоторых (это касалось преимущественно журналов) было приостановлено.

В годы войны в Англии выходила пресса эмиграции – тех, кто боролся с фашистским режимом. В типографии «Таймс» печаталась американская военная газета «Старз энд Страйпз» («Звезды и полосы»)[169].

В 1941 г. отдел информации МИД СССР в Лондоне начал издавать ежедневную газету «Совьет Уор Ньюс» («Советские военные новости») и еженедельник под таким же названием. По аналогии в СССР с 1942 г. министерство информации Великобритании выпускало еженедельник «Британский союзник». Обмен изданиями прекратился в годы «холодной войны».

Во время второй мировой войны в отношении печати был принят ряд новых ограничительных мер: в частности была введена система так называемой добровольной цензуры. Ее цель «заключалась в том, чтобы не пропустить в открытую печать материалы, которые могли бы выдать врагу информацию, ценную с точки зрения ведения войны. Система эта предполагала контроль над фактами, а не над мнениями», но одновременно в Закон об охране государства «были введены два новых параграфа, направленных как раз против свободы выражения мнений. Они позволяли министру внутренних дел запретить любое издание по своему личному усмотрению»[170].

21 января 1941 г. без предъявления обвинений была закрыта «Дейли Уоркер», а также небольшое издание «Уик» («Неделя»), распространявшееся только по подписке. Запрет был снят 7 сентября 1942 г. Серьезное предупреждение было сделано газете «Дейли Миррор», напечатавшей карикатуру, способную, по мнению официальных лиц, вызвать пораженческие настроения. Реакция прессы была неоднозначной. «Дейли Геральд» заявила: «В сто раз благоразумнее разрешить газете писать глупости, чем предпринять акцию, которая может подорвать веру общественности в независимость»[171].

Таким образом, английская пресса за время войны не понесла существенных потерь. С 1937 до 1947 г. несколько сократилась численность национальных и провинциальных воскресных газет, зато возрос их тираж. Количество национальных ежедневных изданий осталось неизменным, но их тиражи увеличились. Стало меньше провинциальных утренних изданий, но они начали выходить большими тиражами. Та же тенденция проявилась и в сфере еженедельной прессы, что говорит о динамике процесса ее концентрации. В конце 40-х и в 50-е годы пресса в Англии была в основном поделена между ведущими пресс-концернами.

Одной из самых могущественных являлась группа «Дейли Миррор Ньюспейперс» (ею владел родственник Ротермира Сесиль Кинг). Основными изданиями группы являлись «Дейли Миррор» и «Санди Пикториал». Кроме газет и журналов в Англии, Сесилю Кингу принадлежали газеты в Африке. Он вкладывал средства в прессу Австралии, а также в коммерческое телевидение Англии и Австралии. С 1959 г. С. Кингу принадлежал концерн «Амальгамейтед Пресс». «Одамс Пресс Групп» (А. Дункан) владела, кроме «Дейли Геральд», множеством газет и журналов в Англии, Африке и Австралии. «Рой Томсон Ньюспейперс» (бывшая «Кэмсли Ньюспейперс») стала обладателем «Санди Таймс» и «Санди График». «Ассошиэйтед Ньюспейперс» Ротермира не только контролировала лондонские газеты («Дейли Мейл», «Дейли Скетч», «Ивнинг Ньюс» и «Санди Диспатч»), провинциальную прессу и зарубежные издания, но и вкладывала капитал в производство газетной бумаги, железорудные месторождения, в коммерческое телевидение. Среди магнатов газетно-журнального бизнеса в 50-е годы в Англии выделялись также Джон Эллерман («Иллюстрейтед Ньюспейперс»), Гарольд Дрейтон («Юнайтед Ньюспейперс»), лорд Каудрей («Вестминстер Пресс Провиншл Ньюспейперс»), Гарольд Хармсворт («Хармсворт Ньюспейперс Лтд.»)[172].

Монополизация прессы в 50-е годы нашего столетия не могла не волновать английскую общественность, однако обсуждение этой проблемы не внесло каких-либо изменений в развитие английской журналистики.

В 50-е гг. укрепляются связи власти и владельцев газетно-журнального рынка Англии. Эта тенденция проявилась еще в годы второй мировой войны, когда и лорд Кэмроз и лорд Бивербрук занимали важные государственные посты.

По мнению Г. Герда, в середине XX в. положение английской прессы было исключительно стабильно, что во многом объяснялось ростом рекламы и постоянной ориентацией на разнообразные группы, составлявшие читательскую аудиторию. Журналист приспособился к новым ритмам жизни, отказался от помпезного стиля. Стала более живой подача материалов на первой полосе, увеличился объем международной информации, стал интереснее иллюстративный материал. В 50-е годы еще не был утрачен возросший во время войны интерес к серьезной журналистике (свидетельство тому – успех журнала «Спектейтор» в послевоенное время, когда издание не только увеличило объем продажи внутри страны, но и получило известность за границей)[173].

Но тем не менее на рубеже 50–60-x годов XX столетия специфику английской прессы определяли издания, лидировавшие в то время среди качественных и массовых газет. Продолжал оставаться исключительно высоким престиж «Таймс», хотя газета не стремилась расширить круг своих читателей и ее тираж колебался в пределах 200–240 тыс. экземпляров. В 1959 г. приобрела общенациональный характер «Манчестер Гардиан», отныне именовавшаяся просто «Гардиан» (150 тыс. экземпляров). Наиболее многотиражной из качественных газет являлась «Дейли Телеграф энд Морнинг Пост» (1 млн. экземпляров). Выжив в долгой конкурентной борьбе, заявила о себе как о серьезном и информированном издании выходившая с 1888 г. «Файненшл Таймс» («Финансовое время»).

Среди массовых газет первое место по тиражу занимала «Дейли Миррор» (4700 тыс. экземпляров), за ней следовали «Дейли Экспресс» (4 млн.), «Дейли Мейл» (2 млн.) и «Дейли Скетч» (1 млн. экземпляров). Скандальную «Ньюс оф де Уорлд» по воскресеньям читали 16 млн. человек. Характер серьезного издания удалось сохранить старейшей английской газете «Обсервер». Вне конкуренции в середине 50-х годов оставался юмористический журнал «Панч» (год его выхода в свет – 1842)[174].

После войны финансовые трудности испытывала коммунистическая пресса. Если в конце войны тираж «Дейли Уоркер» составлял 102 тыс. экземпляров, то к середине 50-х годов он снизился до 83422 экземпляров[175]. «Дейли Уоркер» продолжала оставаться единственной ежедневной газетой компартии. В 1957 г. начал выходить теоретический ежемесячный журнал «Марксизм Тудей» («Марксизм сегодня»), о проблемах коммунистического движения писал еженедельник «Уорлд Ньюс» («Мировые новости»). Журналы «Чэллендж», «Вумэн Тудей», «Бритиш-Совьет Френдшип» («Британо-Советская дружба»), «Лейбор Рисерч» («Трудовые исследования»), «Эдьюкейшен Тудей энд Туморроу» («Образование сегодня и завтра») также были связаны с деятельностью английских коммунистов, но предназначались для широкого круга читателей.

Широкое распространение в Англии получила профсоюзная печать, представленная в основном журналами, циркулярами и бюллетенями. Среди пацифистских изданий наибольшим тиражом издавался еженедельник «Пис Ньюс» («Новости мира») – 30 тыс. экземпляров.

Довоенные изменения, произошедшие в «Рейтер», смена руководства помогли агентству, в конце концов, пережить, по мнению Дональда Рида, «хорошую войну»[176]. Если новости в Великобритании подвергались достаточно суровой цензуре, то несколько большей свободой пользовалась информация, передаваемая за границу. Примечательно, что Германия очень внимательно следила за сообщениями «Рейтер», не без основания считая их частью британской пропагандистской машины.

В «географии» информации «Рейтер» существенное место занимал Советский Союз, куда был направлен репортер агентства Гарольд Кинг (в мае 1943 г. он получил лично подписанное Сталиным заявление о роспуске Коминтерна). Тщательно велась агентством подготовка к освещению высадки союзников в Нормандии. Эта акция получила оперативную и разностороннюю информационную поддержку[177].

Дональд Рид придерживался версии, что Гитлер застрелился в своем бункере, потому что услышал сообщение «Рейтер» о переговорах Гиммлера с союзниками. Рид добавляет, что Гитлер «всегда доверял точности новостей " Рейтер"». Корреспондентов «Рейтер» подстерегали многочисленные опасности: так, в Токио в 1940 г. при загадочных обстоятельствах был убит сотрудник агентства Джимми Кокс[178].

Во время войны и в первые послевоенные годы произошла серьезная реорганизация финансовой структуры агентства «Рейтер», которое в 1941 г. было превращено в трест. Половина акций «Рейтер» была продана Ассоциации газетных предпринимателей, в которую входили владельцы всех лондонских буржуазных газет, что одновременно укрепило связи агентства с монополиями прессы и упрочило финансовую базу. В 1945 г. общий штат сотрудников «Рейтер» (в том числе и находящихся за рубежом) составил 2000 человек. К 1950 г. крупные бюро агентства действовали в 23 странах мира, а небольшие – еще в 19. В 40–50-е годы «Рейтер» получало около полумиллиона слов различных сообщений[179]. Позиции «Рейтер» укрепились в Азии, особенно Юго-Восточной, в Африке, на Ближнем Востоке. Правда, если прибыль, получаемая «Рейтер» из Европы, за первое военное пятилетие увеличилась в четыре раза, из стран Дальнего Востока – почти в 11 раз, то резко сократились его доходы (примерно в 4, 5 раза) из Индии, после провозглашения в этой стране независимости[180].

Координация деятельности «Рейтер» и «Пресс ассошиэйшн», раздел сфер их влияния способствовали тому, что пресса (и английская и зарубежная) получала огромный поток разнообразной информации.

В годы войны исключительно возросла роль радиовещания. В международном «радиоконцерте» (а к лету 1939 г. 25 стран вели иновещание на иностранных языках) голос Би-Би-Си был весьма ощутим. В 1940 г. она вещала на 34 языках и передавала ежедневно 78 информационных бюллетеней. Особое внимание уделялось пропагандистским программам, нацеленным на Германию и Италию[181]. Примечательно, что всю английскую пропаганду в годы второй мировой войны координировал Брюс Локкарт, которого Уинстон Черчилль назначил на пост генерального директора по ведению политической войны. В 1918 г. в России за участие в антисоветском заговоре он был заочно приговорен к расстрелу, несколько лет сотрудничал в «Ивнинг Стандард», написал несколько книг и скончался в возрасте 86 лет.

Численность языков английского иновещания постоянно возрастала: к концу 1941 г. Би-Би-Си говорила с миром на 39 языках; объем вещания составлял около 440 часов в неделю (причем использовались не только «классические» языки, но и диалекты, например марокканский диалект арабского языка). Для ретрансляции своих сообщений Би-Би-Си использовала и местные передатчики. Эфир предоставлялся и для оккупированных стран. В 1941 г. была проведена замечательная радиокампания Би-Би-Си, которая начиналась с передачи азбукой Морзе начальной буквы английского слова Victory (победа) и первых аккордов Пятой симфонии Бетховена. Кампания оказала большую моральную поддержку жителям тех европейских стран, в которые вошли германские войска.

К концу 1942 г. число языков вещания достигло 43; объем вещания к концу войны составил 100 часов в день. Би-Би-Си передавала уже 248 бюллетеней новостей. Первые пять послевоенных лет Би-Би-Си занимала ведущие позиции в мире: ее объем вещания в неделю был 714 часов, тогда как США ограничивались 520 часами. Но к началу 60-х годов Англия уступила первенство Соединенным Штатам и Советскому Союзу, однако по количеству слушателей сохраняла устойчивые позиции[182]. До 1954 г., когда власти разрешили в Великобритании коммерческое телевидение, субсидируемое частными компаниями, Би-Би-Си была монополистом в сфере набирающего силу телевещания.

Таким образом, английская пресса на рубеже 60-х годов двадцатого столетия продолжала занимать ведущее место в формирующейся системе средств массовой информации Великобритании, да и во всем мире: «Потребление газет на душу населения в Англии почти в два раза выше, чем в США, в три раза выше, чем во Франции. Во всех странах Юго-Восточной Азии ежедневно распространяется меньше экземпляров газет, чем ежедневный тираж одной газеты в Лондоне. По данным ООН, в среднем на 1000 человек населения земного шара в 1956 г. распространялось ежедневно только 88 экземпляров газет.В то же время в Англии на 1000 человек приходилось 611 экземпляров» [183]. «Галактика Гутенберга» – тот мир, который сформировался под воздействием появления книгопечатания, – достигла апогея своего развития. В будущем ей предстояло сосуществовать со средствами массовой информации, в большей или меньшей степени проявившими свое могущество: радиовещание и телевидение уже начали менять информационную картину планеты.

 

3. Пресса в системе современной английской журналистики (60–90-е годы XX в.)

 

В 60-е годы XX в. многое изменилось в исторических судьбах Великобритании. Эта страна (ее население тогда составляло 2% всего человечества) перестала быть могущественной колониальной империей, которой когда-то принадлежала четверть суши нашей планеты, где проживала треть населения Земли. В начале 60-х годов в Содружество (ранее Британское Содружество Наций) кроме Великобритании входили Австралийский Союз, Новая Зеландия, Канада, Индия, Пакистан, Цейлон, Гана, Малайская Федерация, Нигерия, Сьерра-Леоне, Танганьика, Кипр и колонии. В начале 90-х Содружество включало в себя 50 бывших колоний Великобритании, ставших независимыми и обладавших разным статусом государств. Под контролем Великобритании оставались 14 колониальных территорий с населением около 6 млн. человек. Во второй половине 90-х годов в Содружестве насчитывалось 53 бывших доминионов и колоний[184].

В 60-е годы Британия занимала третье место в мире по производству промышленных товаров, в области транспортного машиностроения она уступала только США. Большинство работающих англичан были заняты в промышленности и в сфере обслуживания. К 90-м годам серьезно изменилась структура капиталовложений страны. Увеличились инвестиции в передовые наукоемкие отрасли (страна занимает одно из ведущих мест в мире по затратам на научные исследования и разработки). В это же время на лидирующие позиции в мире вышло и английское сельское хозяйство, хотя в нем работает очень незначительная часть населения – 2, 1%.

В 60–90-х годах XX в. во главе правительства попеременно оказывались консерваторы и лейбористы (например, Гарольд Вильсон находился у власти с 1964 до 1970 г., а затем с 1974 до 1976 г., а Маргарет Тэтчер – с 1979 до 1990 г.)

В 1988 г. в результате слияния либеральной и социалистической партии образовалась партия либерал-демократов, а после раскола коммунистической партии Великобритании в 1991 г. возникла партия левых демократов, с 1988 г. существует коммунистическая партия Британии. В стране в 90-х годах было официально зарегистрировано 309 тред-юнионов.

Одним из наиболее серьезных в рассматриваемый период стал возникший в 1969 г. политический и социальный кризис в Северной Ирландии – Ольстере. Большой резонанс в мире получил вооруженный конфликт Великобритании и Аргентины 1982 г. «Приливы» и «отливы» британской экономики сказывались на социально-политической ситуации в стране, которая пережила ряд крупных забастовок. Неоднозначно проходит для Великобритании и процесс евроинтеграции (с 1973 г. она – член ЕС).

Тем не менее стране удалось справиться с наметившимся в конце 80-х годов замедлением роста экономики. В 1994 г. снизился уровень инфляции. В начале 90-х годов на 25% увеличился доход среднестатистической семьи. В Великобритании медицинское обслуживание и образование бесплатны, но наряду с ними действует и частный сектор[185].

Изменения, произошедшие в стране, существенно повлияли и на развитие прессы Великобритании, тем более что ее печать, радио и телевидение заняли существенное место в мировых средствах массовой информации.

В 60-х годах Великобритания занимала первое место на Западе по распространению газет: «Англичане покупают в два раза больше газет, чем американцы, в три раза больше, чем французы. Почти половина населения Англии регулярно покупает газету»[186].

На тысячу англичан в 60-е годы приходилось ежедневно 514 экземпляров газет, общий ежедневный тираж которых достигал 27 млн. В Великобритании и Северной Ирландии выходило 120 ежедневных и 15 воскресных газет, 1268 ежедневников, 4687 журналов и более тысячи других изданий. В стране насчитывалось 10 утренних, 2 вечерние и 8 воскресных национальных газет, выходящих в Лондоне и распространявшихся по всей стране. Общий тираж провинциальных газет составлял 7 млн. экземпляров ежедневно.

Среди монополий прессы на первый план в 60-е годы выдвинулись группа лорда Ротермира «Ассошиэйтед Ньюспейперс Лтд.», «Бивербрук Ньюспейперс Лтд.», группа лорда Сесиля Кинга «Интернейшенл Паблишинг Корпорейшен», «Томсон Организейшн Лтд.», компания «Ньюс оф Уорлд Организейшн Лтд.».

Проблема монополизации английской прессы в начале 60-х годов изучалась королевской комиссией по вопросам печати. Было выявлено, что три концерна обладали 67% всех газет Англии, кроме воскресных; они же владели 87% воскресных газет. Четыре концерна контролировали две трети тиражей газет и все тиражи массовых журналов страны: «Общая сумма капиталов этой четверки – Бивербрука, Кинга, Ротермира и Томсона – превысила капиталы всех остальных газетно-журнальных издательств, вместе взятых»[187]. Рой Томсон – выходец из Канады, бывший торговец радиоприемниками, в 30-е годы начал скупать газеты и в своей стране и за рубежом. В 1953 г. он приобретает шотландскую газету «Скотсмен» («Шотландец»), а в конце 50-х годов пытается включиться в дальнейший дележ газетно-журнального рынка Англии. Однако ему не удалось обойти С. Кинга, ставшего в 1961 г. владельцем крупнейшей на Западе журнальной империи. Томсон укрепляет свои позиции в сфере средств информации в Азии и Африке, а затем в Англии начинает издавать журнал «Фэмили Серкл» («Круг семьи»). В начале 60-х годов в поле зрения Томсона попадает газета «Таймс», которая в это время испытывала трудности: тираж в 250 тыс. экземпляров не позволял ей ощущать себя достаточно стабильно. Финансовое положение Томсона в это время было достаточно прочным, и его капиталы служили серьезной гарантией возможного процветания газеты, считавшейся «английской национальной институцией». В 1966 г. «Таймс» после долгих дебатов перешла в руки Томсона. К концу 60-х годов тираж этой независимой, но близкой к консерваторам газеты составлял 401 тыс. экземпляров, объем – 18–20 страниц. Для королевы и членов кабинета готовилось специальное издание на особой бумаге.

Объектом ожесточенной конкуренции стала в 1968 г. газета «Ньюс оф де Уорлд», тираж которой – свыше 6 млн. экземпляров – был самым высоким из тиражей английских газет. В борьбе за «Ньюс оф де Уорлд» столкнулись интересы представителей нового поколения английских владельцев прессы, которое в полной мере заявит о себе позднее и как бы «персонифицирует» многие тенденции развития журналистики, как в самой Англии, так и за ее пределами. Это австралийский магнат Руперт Мэрдок и Роберт Максвелл (в прошлом Людвиг Хох), ставший гражданином Англии после второй мировой войны. В 1968 г. Мэрдок получает существенную часть акций «Ньюс оф де Уорлд», а через некоторое время становится представителем компании, сменив на этом посту сэра Уильяма Карра. В 1969 г. Мэрдок покупает у концерна ИПК убыточную ежедневную газету «Сан» («Солнце»), заменившую в 1964 г. лейбористскую «Дейли Геральд».

Изменения происходят и в самой ИПК, главным предприятием которой в 60-х годах была массовая ежедневная газета «Дейли Миррор». Глава ИПК Сесиль Кинг в 1968 г. вступил в конфликт с премьер-министром Гарольдом Вильсоном, после чего вынужден был уйти в отставку: «Непрочность положения Кинга – продолжателя дела магната прессы Нортклифа – показалось для многих непосвященных невероятным и загадочным сюрпризом. Однако за этим вырисовывалась и непрочность финансовых позиций самого концерна. Несмотря на гигантские размеры его разросшегося владения, Кинг начал к тому времени обнаруживать свою неспособность учитывать все последствия дорогостоящих сделок»[188]. Фактически произошло слияние ИПК и концерна «Рид Корпорейшн» – гиганта бумажно-целлюлозного производства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.