Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рус. ж-ка 19 в.






Начало журналистике XIX века положил журнал «Вестник Европы», выходивший почти тридцать лет, с 1802 по 1830 год.. Однако после назначения его редактора Н.М.Карамзина в 1804 г. придворным историографом, он уходит из «Вестника», журнал теряет былую современность и злободневность: политические обзоры и публицистические статьи теперь появляются редко В начале двадцатых годов «Вестник Европы» был, по мнению В.Г, Белинского, «идеалом мертвенности, сухости, скуки и какой-то старческой заплесневелое» [21]. (Заметим, что через 38 лет после крушения первого «Вестника», растерявшего своих читателей, появился второй, более удачливый, о котором речь впереди).

Возникают такие ведомственные и частные газеты, как «Санкт-Петербургские коммерческие ведомости», «Северная пчела», «Северная почта», «Русский инвалид» и другие. На титуле «Северной почты» впервые появляется термин «газета». Это издание, выходившее дважды в неделю на четырех полосах тиражом до 5400 экземпляров, содействовало развитию отечественной промышленности, торговли и сельского хозяйства. Слившись в 1811 году с «Санкт-Петербургскими коммерческими ведомостями», «Северная почта» стала выходить под названием «Коммерческая газета».

В крупных городах России началось издание местных журналов: выходят «Восточные известия» в Астрахани, «Казанские известия», «Украинский вестник» в Харькове. Расширилась издательская деятельность Академии наук, университетов, литературных обществ. Стали выходить «Экономический журнал», «Статистический журнал», «Медико-физический журнал», «Военный журнал», «Московские за-писки», «Артиллерийский журнал» и др.

Отечественная война 1812 года существенно повлияла на характер журналистики первой четверти XIX века. В первом десятилетии века возникло 77 периодических изданий (преимущественно журналов) разного направления: либерального («Сын отечества» Н.И.Греча, выходивший с 1812 по 1820 гг.), консервативного («Русский вестник» С.Н.Глинки), буржуазного («Московский телеграф» Н.А.Полевого). Созданное в 1801 г. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств издает ряд альманахов и журналов. С благотворительными целями с 1813 г. стала выходить газета «Русский инвалид». Под идейным влиянием будущих декабристов находились журналы «Невский зритель» и «Соревнователь просвещения и благотворения». Незадолго до восстания декабристы начали выпускать журнал «Полярная звезда» (1823—1825) в Петербурге и альманах «Мнемозина» (1824-1825) в Москве [22].

Различный подход к социальной действительности, свойственный изданиям различной ориентации, можно проследить по отношению их к войне 1812 года. «Сын Отечества» считает ее освободительной, борьбой за национальную независимость Родины, показывая в зарисовках рядовых солдат, храбрых, выносливых, готовых пожертвовать собой за Отчизну. Иной взгляд у «Русского вестника» (1808—1820), издающегося писателем С.Н.Глинкой на средства московского военного губернатора Ф. В. Рас-топчина. «Вестник» рассматривал войну как защиту православной церкви, престола, помещиков, а к истинным «сынам отечества» причислял только царя и дворянство [23].

Но самое яркое издание тех лет — «Московский телеграф» (1825 — 1834 гг.), «телеграф идей», как его называли. Он издавался Н.А.Полевым, человеком купеческого звания, без систематического образования, который, по словам А. И. Герцена, «родился быть журналистом». А вот что пишет В. Г. Белинский о журнале и его издателе: «журнал с первой же книжки изумляет всех живостью, свежестью, новостью, разнообразием, вкусом, хорошим языком». Полевой же «каждую книжку его издавал с тщанием, обдуманно, не жалея ни труда, ни издержек. И при этом он владел тайной журнального дела, был одарен для него страшною способностью» [24].

Угадав, что Грамотный читатель интересовался уже не только литературой, но и политикой, хозяйством, торговлей, достижениями науки, Полевой решил сделать «Московский телеграф» массовым, энциклопедическим, привлекая к сотрудничеству известных ученых и писателей (в том числе А. С. Пушкина и А. Мицкевича). Он шел впереди читателя, воспитывал его вкус в отличие от других, кто или замыкался на узкий читательский круг, или шел навстречу широкому читателю, потакая его вкусам. Журнал был закрыт в 1834 г. из-за опубликованной рецензии Полевого на драму Н. В. Кукольника «Рука Всевышнего Отечество спасла»: рецензент высказывал мысль о том, что спасителем в 1612 г. был все-таки купец Минин.

Для журналистики 1830-х годов характерно сокращение числа общественно-литературных изданий, но в то же время возрастает объем специальной периодики — экономической и научно-технической. В эти годы в русскую журналистику и литературу впервые проникают денежные отношения: введение гонорара способствовало профессионализации труда литератора и журналиста.

Газеты все еще отстают в своем развитии от журналов. Из частных изданий наиболее интересной была «Литературная газета» А.А.Дельвига и О.М.Сомова, в редактировании которой участвовал и А.С.Пушкин. Всем частным газетам, кроме реакционной «Северной пчелы» Ф.В.Булгарина (начала выходить с 1825 г.), запрещалось касаться вопросов политики. «Неужто, кроме «Северной пчелы», никто не смеет у нас объявить, что в Мексике было землетрясение и что Камера депутатов закрыта до сентября?» — возмущался Пушкин в письме к П. А. Вяземскому 2 мая 1830 г.

В эти годы в провинции возникают новые газеты, которые носят официальный характер: в 1838 года в 42 губерниях стали выходить губернские «Ведомости», в последующие годы — во всех остальных регионах. Губернские «Ведомости» состояли из двух частей: официальной (постановления губернской администрации, награждения, кадровые перемещения, чинопроизводство, казенные объявления) и неофициальной (статьи по истории, географии, этнографии, произведения местных авторов, частные объяв-ления о купле-продаже). Наиболее интересными были «Ведомости», в которых сотрудничали политические ссыльные. Например, «Владимирские губернские ведомости», неофициальную часть которых редактировал в 1838—1839 гг. А. И. Герцен, сосланный во Владимир [25].

В 1830— 1840 гг. центральная фигура русской журналистики — В.Г.Белинский. Сначала он сотрудничает в московских изданиях — журналах «Телескоп» и «Московский наблюдатель», а также в газете «Молва», а в 1839 году переезжает в Петербург, где становится ведущим сотрудником и нео-фициальным редактором журналов «Отечественные записки» и «Современник». Два года как был убит на дуэли Пушкин, связанные с его именем журнал «Современник» и «Литературная газета» боролись с реакционным триумвиратом издателей: Н.И.Греч и Ф.В.Булгарин издавали журнал «Сын отечества» и газету «Северная пчела», а О.И.Сенковский — журнал «Библиотека для чтения».

Вторая половина XIX века — время окончательного формирования российской журналистики. Выхолят авторитетные журналы либеральной ориентации («Русская мысль», «Вестник Европы»), народническое «Русское богатство», монархический «Русский вестник», ежемесячники «Мир божий», «Жизнь», «Начало», иллюстрированные семейные журналы «Нива», «Родина», «Вокруг света». Это был период интенсивного развития публицистики, появления новых жанров, рубрик, форм творчества..

Одним из долговечных ежемесячных журналов был «Вестник Европы», выступающий за законность, свободу предпринимательства, за реформы. Постоянный крут читателей среди русской интеллигенции обеспечил ему ровный тираж на протяжении десятилетий (6 тысяч в 70-годах XIX века и 6400 подписчиков в 1905 году). Устойчивым был и состав.сотрудников, выражающих либеральное направление издания. Журнал выходил регулярно, имел хорошую полиграфию, славился аккуратностью в выплате гонораров — все это был не столь частым явлением. Он состоял из двух разделов: в первом помещались беллетристика и статьи научно-исторического содержания; второй отдел состоял из ряда обозрений (внутреннего, иностранного, литературного) и отдельных публицистических статей, библиографических заметок. Охват событий текущей жизни весьма внушителен: от мелочей провинциальной жизни до всемирной выставки в Париже.

Лидером развлекательной прессы был семейный еженедельник «Нива», выходивший с 1869 по 1918 годы, который стремился быть разносторонним по содержанию при малом объеме (три печатных листа). «Нива» имела литературный отдел (романы, повести, рассказы, очерки, стихотворения), отдел характеристик и биографий выдающихся современников и исторических лиц, отдел географических и этнографических очерков, научный отдел по археологии, астрономии, медицине и т.п. Тираж журнала с 9 тысяч экземпляров в первый год издания увеличился до 235 тысяч к началу XX века (для сравнения тираж наиболее читаемых толстых журналов — «Русской мысли» и «Вестника Европы» в 1900 году не превышал 14 тысяч экземпляров).

На рубеже двух столетий ведущим, преобладающим типом журналистики становится газетная печать: издается 125 газет общественно-политического содержания, кроме них выходили справочные, театральные, медицинские, церковные издания. По оперативности и объему информации газеты далеко обогнали журналы, хотя многие теоретические вопросы по-прежнему решались преимущественно в журналах. Всего же по официальным данным в 1894 году в России легально распространялось 785 периодических изданий. Почти половина из них — 342 — печаталась в Петербурге и Москве, остальные — в провинции. Большинство изданий выходило на русском языке, 79 газет — на латышском, 64 — на польском, 41 — на немецком, 11 — на эстонском, 5 — на грузинском, 5 — на армянском, 8 — на французском, 3 — на еврейском языке [26] Растут и тиражи газет, доходящие до сотен тысяч экземпляров.

Технический прогресс облегчал организацию изданий. Увеличивается производство бумаги, появляются мощные печатные машины, телеграф во много раз ускорил поступление информации. Фотография пришла на смену рисованным иллюстрациям. Укрепляется не только материальная база газет, создаются первые газетно-журнальные объединения. Крупные издания выходят не только утром, но и вечером; возникают и самостоятельные вечерние газеты. Появляются первые информационные телеграфные агентства, посреднических рекламные конторы. С созданием Русского телеграфного агентства (РТА) в 1865 году распространение оперативных новостей приобрело общегосударственный масштаб. Крупные органы информации: Русское, Международное и Северное снабжали информацией почти все провинциальные и многие столичные газеты. Заметим, что на Западе мощные информационные агентства появились раньше российских: французское «Гавас» — 1835 г. (в 1944 г. стало базой для создания нынешнего агентства Франс Пресс), американское «Ассошиэйтед Пресс — 1848 г., английское «Рейтер», созданное Полем Джулиусом Рейтером в 1851 г.

А газета становится выгодным коммерческим предприятием, что привлекает в прессу купцов, банкиров, людей, далеких от/ литературы. В некоторых изданиях увлекаются публикацией сплетен, пересудами, клеветой.

В то же время процветают лишь те газеты, которые издаются талантливыми, компетентными предпринимателями. В этом плане показательна история «Нового времени». Созданная в 1866 г., газета через четыре года потерпела катастрофу в связи с публикацией рецензии на русский перевод первого тома «Капитала» Карла Маркса. Редактор И.Сухомлинов был вынужден сложить с себя обязанности, а издатель Ф.Устрялов после второго предупреждения Главного управления по делам печати МВД 22 мая 1873 г. передал газету О. Нотовичу. Нотович обещал сбавить подписную плату, увеличить тираж до 15 тыс. экземпляров, т.е. сделать газету рентабельной. Но издание было на подозрении у Главного управления по делам печати и в марте 1874 г. получило третье предупреждение, выход «Нового времени» был приостановлен на полгода. Тогда Нотович передал право издания К. Трубникову. Однако доверие цензуры завоевать не удавалось: в 1875 г. дважды запрещалась розничная продажа номеров. В этих условиях Трубников продает право издания «Нового времени» фельетонисту «Санкт-Петербургских ведомостей» А. С. Суворину [27]. Став издателем в начале 1876 г. Алексей Сергеевич в тот же год сумел увеличить тираж газеты с трех тысяч до шестнадцати тысяч экземпляров. А вскоре «Новое время» становится одной из самых влиятельных и популярных российских газет.

Среди столичных изданий можно выделить группу газет либерального толка: «Санкт-Петербургские ведомости» и «Голос», издававшиеся в Петербурге, и «Русские ведомости», выходившие в Москве. «Санкт-Петербургские ведомости», поддерживающие реформы Александра II и высказывавшиеся за преобразования, после 1875 года перешли к банкиру Бай-макову и потеряли популярность. В московских «Русских ведомостях» публиковались Г.Успенский, А.Чехов, Мамин-Сибиряк, Плещеев и многие другие демократические публицисты. Среди новых газет быстро завоевывал популярность «Голос» А, А.Краевского. Опытный издатель, сделав ставку на массовость издания, за несколько лет (с 1865 по 1877 гг.) сумел поднять тираж с пяти тысяч до 20 тысяч подписчиков

Монархическая печать на рубеже XX столетия была представлена журналом «Русский вестник», газетами «Гражданин», «Свет» и др. Все ответственность за недостатки жизни она возлагала на интеллигенцию, земство, «инородцев», политику иностранных государств. «Русский вестник» М.Н.Каткова, например, защищал сословные права дворянства, осуждал женское образование, отвращающее женщину от семейного очага. Газету «Гражданин», издающуюся на субсидии правительства князем Мещерским, в течение года редактировал Ф.М.Достоевский.

6. История Отечествен. ж-ки: ж-ка 20 в.

Буржуазно-демократическая революция 1905 г. вызвала острый интерес нйсеке.нта к политическим темам и существенно изменила систему средств массовой информации. Царским Манифестом от 17 ок-тября 1905 г. было объявлено о свободе слова, разрешена политическая полемика в газетах (конечно, при этом запрещены были призывы к ниспровержению государственного строя насильственным путем, а также разжигание религиозной, национальной вражды). С гласностью стали возникать политические партии, из подполья вышли социал-демократические, эсеровские газеты, были созданы вновь газеты и журналы партий народных социалистов, «народной свободы», «17 октября», трудовиков, промышленников, кадетов и т.д. Это были новые типы изданий: газеты-манифесты, газеты-призывы, дискуссионные листки. Благодаря партийным, профсоюзным, молодежным, сатирическим газетам число периодических изданий с 1900 по 1906 год возросло с 1002 до 1797 [29].

Правда, уже через год в 1907 г. количество изданий было сокращено до 1542 — сказались меры пра-вительства по стабилизации общества, введение судебной ответственности за подстрекание к разрушению государственности. Экстремистские партийные издания были запрещены. В прессе начался разбор ошибок поведения во время революции: ряд интеллигентов Бердяев, Франк, Булгаков, Струве и др. выпустили сборник «покаянных» трудов «Вехи».

Тем не менее 1909—1913 годы были периодом цивилизованной гласности и расцвета российской прессы. В стране действовала Конституция, работал парламент, права цензуры ограничивались законом, Оппозиционные правительству партии имели право на издание легальных газет: большевистская фракция РСДРП в Госдуме издавала газеты «Звезда», «Невская звезда», «Рабочий», «Правда»; правое крыло ка-детской партии — газету «Речь», партия народных социалистов — журнал «Русское богатство» и т.д. К 1913 году система российской прессы рассчитывала почти 3 тысячи названий, а к 1918 — свыше 4 тысяч.

В то же время рост числа изданий объясняется во многом стремлением получить приличные доходы. Действительно, издание газеты в дореволюционной России приносили быстрые результаты. С.М.Проппер приобрел за 13 рублей право на создание «Биржевых новостей». Уже через пять лет на газетные доходы стал покупать дома и имения, он сделался гласным новгородской думы Петербурга и получил чин ком-мерческого советника [30]. Сын сельского писаря И. Д. Сытин пятнадцатилетним подростком работал у купца, продававшего лубочные картинки, в 30 лет купил литографическую машину, пригласил художников и сам стал делать бизнес. Через десять лет его мастерская имела уже 50 литографических машин. А вскоре типография Сытина печатала в год 180 учебников для народных школ — 60 процентов издававшихся в стране учебников. По совету А. П. Чехова предприниматель организовал издание газеты «Русское слово»: ее тираж в начале XX века составлял 13 200 экземпляров, а в 1916 г. уже 739 000 [31]. Главными авторами «Русского слова», ставшего общероссийской «фабрикой новостей», были репортер Владимир Гиляровский, фельетонист Влас Дорошевич, чьи зарисовки быта и нравов московской жизни увлекали публику дина-мизмом и остротой мысли. Военный публицист В. Немирович-Данченко стал основным информатором с театров русско-японского, русско-германского фронтов. Газета избегала политических оценок обще-ственной жизни, предпочитая писать о частной жизни конкретных людей, преимущественно малоимущих.

«Не подлежит сомнению, что издательская предприимчивость в области современной печати в настоящее время ничем не отличается от прочих видов коммерческих предприятий», — считал тогдашний министр внутренних дел М. Л. Горемыкин [32].

К 1917 г. Россия обладала мощной для своего времени прессой. Различные периодические издания выходили более чем в 180 городах. Годовой тираж московских газет превышал 450 миллионов экземпляров, в Петербурге выпускалось полторы сотни газет и более 400 журналов. По числу газет и журналов, по их тиражу, а также по структуре и организации печатного дела Россия не уступала старым газетным державам — Англии, Франции, Германии.

Февральская революция внесла коррективы в расстановку сил на информационном рынке. Откровенно черносотенные издания вроде «Земщины» были закрыты. Господствующее положение в буржуазной прессе получила кадетская печать. Более 150 газет издавали мелкобуржуазные партии: меньшевики, эсеры, тру-довики, анархисты в то время, как большевики внутри страны в феврале 1917 г. не издавали ни одной газеты [33]

Поступательное развитие прессы было остановлено Октябрем 1917 года. На третий день после пере-ворота — 27 октября 1917 г. — Совнарком принял Декрет о печати, которым немедленному закрытию подлежали газеты и журналы, призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению прави-тельству; сеющие смуту путем клеветнического извращения фактов; призывающие к деяниям уголовно наказуемого характера. Так как под эти формулировки можно было подвести любое неугодное власти резкое высказывание, любую критику действий правительства, то практически все издания были закрыты. В стране осталась лишь партийно-большевистская печать. Декретом было обещано, что «как только новый порядок упрочится, то для печати будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом...»[34]. Однако обещание так и не были реализовано.

В условиях авторитаризма и однопартийности были установлены жесткий контроль над печатным словом, журналистскими кадрами и непререкаемая иерархия: подчиненность редактора средства массовой информации партийному комитету, отделу пропаганды обкома или ЦК компартии. Особое внимание об-ращалось на низовую печать: так, в Ленинграде выходили 90 фабрично-заводских и 22 вузовские много-тиражки. В то же время пятимиллионный город издавал лишь три ежедневные газеты — «Ленинградскую правду», молодежную «Смену» и «Вечерний Ленинград», а также «Ленинские искры» (для пионеров, трижды в неделю). В шестидесятые годы к ним добавился еженедельник «Строительный рабочий». XX век — век электронной прессы. Но в городе многие годы работала лишь одна телестудия и одна радиостанция — Ленинградское радио. Правда, в отличие от телевидения широкое распространение получило местное радио — редакции радиовещания были организованы в каждом сельском районе, на каждом крупном предприятии.

Жизнь советских (российских) средств массовой информации, долгое время зажатых в тисках жесткой политической цензуры, стала меняться с началом политической гласности. На первом этапе ее развития (1985-1987 гг.) идейная или программная линия многих изданий была скорректирована, возросло значение внутриполитических тем, что привело к росту политизированных публикаций. Появился особый тип журналистики, который отличался нетерпимостью к существующим порядкам и активной поддержкой новых политических и экономических движений. В то же время организационные основы и структуры собственности средств массовой информации еще не были затронуты.

На втором этапе изменений (1988—1989 гг.) на улицах стали продаваться многочисленные полуофи-циальные газеты «Народный фронт», «Набат», «Позиция», «Демократическая Россия» и др. Как правило, подобные издания существовали недолго, но их возникновение позволило множеству запретных тем выйти из подполья. Этот относительно недолгий период стал своего рода «звездным часом» самиздатовской прессы.

Изменившиеся общественные условия и внедрение частных форм собственности в экономике вызвали к жизни новые периодические издания. В Ленинграде начали выпускаться газеты «Невское время» и «Час пик».

Газеты стали первыми очагами рыночной экономики, если не считать полукустарных кооперативов, возникших на заре перестройки. Они одни из первых получили свободу в ценообразовании, возможность распоряжаться большей частью прибыли, пользоваться альтернативными методами сбыта газетной про-дукции.

В 1990—1991 гг. (третий этап) появились первые арендные, совместные предприятия и акционерные общества. Одновременно и средства массовой информации стали юридическими лицами и начали вести хозяйственную деятельность; в штатах многих редакций возникли должности коммерческого директора, рекламного агента, маркетолога.

Но правовую основу издания газет, журналов, радиостанций, независимых телекомпаний, информа-ционных агентств заложил закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятый 27 декабря 1991 г., законодательно закрепивший недопустимость цензуры и установивший регистрационный (а не разрешительный) принцип организации средств массовой информации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.