Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские идеи Бернара Клервоского и Гуго Сен-Викторского (обзор).







 

22. «Рассуждение о методе» Рене Декарта как манифест европейского рационализма XVII в.

Рене Декарт (1596-1650). Разработчик рационализма. Воспитанник иезуитского коледжа, дающего серьезное образование. Был офицером французской армии. Родоначальник науки, философии и математики Нового времени. Работы: «Правило для руководства ума», «Трактат о свете», «Описание человеческого тела», «Рассуждения о методах». Выделил понятие рефлекса (нервы, мозг, мышцы).

Декарт предложил способ мышления, который приняла вся Европа – рационализм. Если у эмпиризма начало познания – опыт, то Декарт понимал, что это не так. Декарт считал, что начало познания – ум, но его сначала нужно развить, научить всему, в том числе математике (той, которая была у древних греков).

Человек (его ум, интеллект) располагает двумя способами познания:

1. Интуиция – ум и только он усматривает некое простое знание. Это прирожденные истины, но они не заданы физическими родителями (от них только тело). Эти знания – от Бога. Например: природа телесна, детерминирована, состоит в движении тел, движение неуничтожимо. Интуиция дает аксиомы. Два критерия аксиомы: ясность и очевидность.

2. Дедукция - знание об одной вещи через знание другой вещи, выводное знание – обоснование теорем в науке. Дедукция осуществляется средствами математики, так как она предполагает количественную определенность. Под математикой Декарт понимал, кроме арифметики и геометрии, астрономию, музыку, механику. То есть под математикой понимаются те науки, в которых есть количественные соотношения, и совершенно все равно, в чем отыскивается эта мера (числа, фигуры, звуки, звезды).

Три орудия познания:

1. Чувства – контакт с настоящим. Интеллект нужен для интерпретации чувств.

2. Память - контакт с прошлым.

3. Воображение – проектирование будущего.

Возникают сомнения в том, что дают чувства, в знаниях, полученных от других. Доказательство возможности достоверного знания: я сомневаюсь в достоверности своего знания, но я не сомневаюсь в том, что я сомневаюсь, что существует моё сомнение, моя мысль Þ существую я сам Þ существует мир вокруг меня. “Cogito ergo sum”. Способность к мышлению задана сверхприродой человека – Богом.

Кроме мышления у человека есть способность воли. Воля часто забегает вперед мышления и ошибается. Ошибки и заблуждения объясняются не кознями дьявола, а тем, что человек сначала действует, а потом думает.

Метод научного познания Декарта называется аналитическим или рационалистическим. Этот дедуктивный метод требует ясности и непротиворечивости операций самого мышления (что обеспечивается математикой), расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части и сначала изучения их в отдельности, а затем движения мысли от простого к сложному. Критерий истинности – в ясности и очевидности знания.


 

23. «Этика» Спинозы. Базовые определения и аксиомы (кн. 1, «О Боге»).

24. «Этика» Спинозы. Базовые определения и аксиомы (кн. 3, «Об аффектах»).

Бенедикт Спиноза (1635–167 7) превращает этику в натурфилософию (его основной труд «Этика» является учением о субстанции). Одним из основополагающих выступает в его произведениях тезис о рациональной сущности человека. Проблема индивидуального и общего в его этике приобретает ярко выраженную гносеологическую окраску, а добро и зло объясняются в контексте утилитаризма. Наиболее важными для понимания этики Спинозы и этической основы его философии стали положения о человеческом теле как об объекте души, о соотношении порядка идей и порядка вещей, о трех родах познания, суть которых в воображении, являющемся главной причиной ложности, о рассудке и интуитивном знании. Спиноза изображает человека предельно реалистично. Каждый из нас стремится не только сохранить свое бытие, но и расширить его путем увеличения своей власти, совершенствованию человека сопутствуют радостные чувства, а уменьшению совершенства – печаль и неудовольствие. Желание свидетельствует о деятельном начале человека. Спиноза считает, что ключ к пониманию человеческих поступков – в его природе, состоянии аффектов. Поэтому этика, в свою очередь, должна исходить из естественных законов поведения, из которых и следуют определенные действия с такой же необходимостью, с какой «из природы треугольника следует, что три угла его равны двум прямым». Главное основание добродетели, считает мыслитель, стремление к самосохранению. Осознание пользы при этом является движущей силой человеческого поведения. Добро тождественно пользе человека, а зло – тому, что препятствует пользе. В природе не существует ни добра, ни зла, все это – человеческие ситуации. Никакая вещь не может быть уничтожена без действия внешней причины, поэтому стремление человека к самосохранению – это преодоление пассивных состояний. Преодолевая их, человек освобождается от власти аффектов, живет по законам самосохранения. Сам путь перехода от пассивных аффектов к активным и является путем добродетели, нравственного совершенствования. То, что определяется пассивными состояниями, может также определяться разумом. Добродетель же находится в переходе от одного уровня детерминации к другому. В результате эгоизм, который движет поведением человека, становится моральным лишь тогда, когда он становится разумным эгоизмом. Спиноза полагал, что программа человеческого поведения состоит в рационально интуитивной любви к Богу. Разум по отношению к аффектам не является только репрессивным основанием. Он может достичь цели лишь тогда, когда заменяет чувства и сам выступает как аффект. Конечной целью человека является блаженство, состоящее в интеллектуальной любви к Богу. Спиноза стремится создать универсальную этику, субъектом которой является личность.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.