Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Онтология Плотина. Три верховных ипостаси умного космоса. Понятие эманации.






Поскольку разделение Античности и Средневековья проходит межевой чертой внутри философии неоплатонизма, к нему, точнее его основоположнику, Плотину, и следует адресоваться. Под именем неоплатонизма в историю философии вошло учение, родоначальником которого является Плотин (204/205–270). Родом он из Египта, принадлежал к миру эллинистической культуры. Биография Плотина известна, главным образом, благодаря жизнеописанию, составленному Порфирием, предваряющему «Эннеады». Плотин прибыл в Александрию в возрасте около 27 лет для занятий философией, одиннадцать лет провел, обучаясь у Аммония Саккоса. В 243 г. он, желая познакомиться с восточными учениями, присоединился к походу императора Гордиана III против Персии. Император был убит своими же солдатами, Плотин спасся бегством в Антиохию, после чего прибыл в Рим в 244 г. Там вокруг Плотина образуется круг друзей и учеников. Около 263 г. он начинает записывать некоторые из своих бесед. Последний период жизни Плотина связан с Кампанией, где тяжело больной Плотин находит прибежище в имении, оставшемся после смерти его друга Зефа. Умер Плотин в 270 г.

Мир, согласно Плотину, устроен иерархически. Его творение происходило по нисхождению, от высших форм к низшим. Соответственно и весь мир можно представить как ступени (уровни) нисходящей лестницы, каждая из которых менее совершенна чем предыдущая. Самым несовершенным является последний уровень творения – видимый мир. А самый совершенный уровень, источник, из которого все произошло, Плотин называет Сверхсущим Единым. Из него происходит Ум (соответствует платоновскому миру идей), порождающий Мировую Душу. В свою очередь Мировая Душа порождает весь видимый мир (Космос) и оживотворяет его.

Под человеком Плотин понимал душу, живущую в теле. Тело – материя, принадлежащая этому миру и являющаяся низшим уровнем творения, а душа – осколок Мировой Души и существует вечно. С телом же душа соединяется потому, что желает существовать отдельно, индивидуально. И в этой воле, согласно Плотину, состоит ее первый грех. Второй грех души заключается в том, что в заботе о теле душа забывает саму себя, свое происхождение и цель своего существования. Судьба души в том, чтобы достичь божественного, то есть Блага, вернуться на родину.

Добро и зло, приобретающие в случае человека форму добродетелей и пороков, имеют вторичную природу. Они обозначают причастность Благу и Злу. В человеке добро и зло смешаны. Он может лишь в относительной мере быть добрым (мера обладания добром) и злым (мера отсутствия добра).

По мнению Плотина, существуют четыре класса добродетелей, которые позволяют Душе очиститься и воссоединиться с Благом: практические, аскетические, теоретические, мистические. Это четыре пути возврата к Сверхсущему Единому: а) путь добродетели, б) путь платоновской любви, в) путь диалектики (философии) и путь «опрощения», «воссоединения с Единым» и «экстаза» (мистического союза).

На первой ступени человек регулирует, обуздывает чувственную и социальную (общественную) сторону своей жизни, подчиняет ее определенной мере, что достигается через практические (социальные, общественные) добродетели. Эти добродетели переплетены с чувственной стороной человека, и душа, занимаясь этими добродетелями, еще смотрит вниз, на тело. У Плотина, добродетели различны по качественному уровню. Низшими среди них являются практические (социальные) добродетели. Они лишь частично способствуют достижению главной цели соединения с божественным за счет того, что ослабляют зависимость души от тела. Их задача – упорядочивание желаний, достижение гармонии душевных сил.

Вторая ступень, на которой происходит радикальное освобождение души от тела, состоит в совлечении тела (хаплозис). Душа должна совлечься к телу при помощи аскетизма. Под аскетизмом понимается не телесное воздержание, а особые интеллектуальные практики, возделывание в себе особого отношения к собственному телу. Первая аскетическая добродетель – благоразумность. Следуя этой добродетели душа отвлекается от внешнего мира, от своих чувств и привязанностей к нему. Из этой добродетели возникает следующая – справедливость, благодаря которой формируется справедливое отношение души к себе, телу и миру. Оно состоит в том, что душа должна всецело обратиться к её наиболее совершенной части – уму, который бессмертен, и всецело отвергнуть мир и тело, поскольку они преходящи, смертны и несовершенны. Должно изгнать из души всех прочих кумиров, кроме разума. Помогает в этом такая добродетель как мужество (бесстрашие), ведь отделение души от тела по сути дела смерть для человека. Однако без этой смерти не может состояться бесстрастие – конечное отделение души от тела. На этой стадии душа обращается к самой себе, становится безгрешной. Последняя аскетическая добродетель – разумность, которая обращает душу к развитию её интеллектуальных способностей.

Третья ступень – соединение души с умом, которое происходит в результате того, что вся жизнь души сводится к философско-теоретической, созерцательной деятельности. Человек начинает отождествлять себя с содержанием своего сознания, а в конечном итоге с мышлением. Идентифицируя себя со своей разумной частью человек полностью погружается в духовную сферу. Одним это удается сделать прямо через занятия философией и науками, Другие используют окольные пути, опираясь на мнения, даже чувственные способности, искусство, практическую деятельность. Движущей силой соединения души и ума является любовь к искусству и к мудрости. На этой ступени душа становится умом, вся её деятельность сводится только к мышлению.

Последней ступенью является экстаз – выход ума из себя и его соединение со Сверхсущим Единым, возвращение к истинному отечеству, достижение беспредельного Покоя. Ум должен забыть сам о себе. Личность должна перестать быть предметом или даже фоном мышления и тогда человек сливается с божественным. Это ступень уподобления Богу, когда человек непосредственно созерцает Бога, сливается с ним, из множества единого становится единством многого, наполняется " небесной любовью". В этом состоянии человек созерцает себя пребывающим в свете, полным умопостигаемого света, даже самим светом.


 

15. Философская антропология Плотина. Понятия «я эмпирического» и «я истинного». Созерцание Единого как цель жизни.

Особый интерес вызывает указание Плотином на личность человека и его понимание личности — столь важного, во многом определяющего нашу жизнь понятия, и в то же время столь темного, не поддающегося рациональному определению. К сожалению, как и в золотые века христианства, мы не находим основополагающих трудов или работ, посвященных теме личности и в наше время, когда вера все больше оскудевает, и библейское представление о человеке встречается все реже. Конечно, хотелось бы оценить взгляд, который имели на этот вопрос наши предки, чтобы сравнить его с мнением современников. Но отсутствие этих взглядов или их чуждость говорят о том, что православный богослов совершенно с другой стороны, со стороны естественной для него, походит к рассмотрению этого вопроса. Учение о человеке вообще связано напрямую и с учением о личности, потому что православный богослов берет за основу евангельскую Богооткровенную истину, истину о Боге воплотившемся, Боге живом и личностном. И к пониманию человеческой личности мы можем прийти только с помощью Откровения, свидетельствующего нам о Личности Божественной. А рациональные логические схемы могут только помочь нам перевести Откровение на доступный для нас язык, как-то оформить его. А само понятие личности никак не может быть выражено с помощью рациональных определений. «Человеческая личность не может быть выражена понятиями. Она ускользает от всякого рационального определения и даже не поддается описанию, так как все свойства, которыми мы пытались бы ее охарактеризовать, можно найти и у других индивидов. «Личное» может восприниматься в жизни только непосредственной интуицией или передаваться каким-нибудь произведением искусства»[2]. Рациональная наука в определении личности оперирует общими характеристиками, которые присущи всем людям, и свойственны человеческой природе вообще. Это смешение, когда «личность смешивается с природой и теряет свою истинную свободу»[3]. Раскрытие и реализация человеческой личности происходит не в процессе нашего самоутверждения, а наоборот, в процессе отречения от нашей индивидуальности, от того, что нас ограничивает.

Но так как эллинская философия всегда гналась за рационализмом, все мысли помещались в определенные логические схемы, и этим путем шли практически все древние греческие авторы. Не избежал его и наш мыслитель. Плотин был, хоть и систематизатором, в каком-то роде, но последователем тех же традиций и учеником своей эпохи. В этой краткой статье, мне хотелось бы хоть на малую долю, по мере своей возможности показать, что представлял собой человек для Плотина.

Человек, как индивид, как личность, определяет свое существование в этом мире, так же в его индивидуальности кроется, как говорит В.П. Лега, и причина его падения. «Причину подобного состояния Плотин видит собственно в человеке. Дело в том, что человек забыл свое божественное происхождение и свое призвание; как ребенок, оторванный от дома и живущий много лет на расстоянии, забывает и отца и себя, так и душа человека не видит больше божественности в своей природе. Но причина зла находится не столько в человеке, сколько в его самостоятельности, в его свободной воле»[4]. Человек захотел обособиться от божественного начала, и в направлении нового вектора он дошел до крайних пределов, теперь вся его деятельность и забота направлены на материальное начало, а божественное происхождение забыто. Путь возвращения к истинной жизни человека лежит через самосознание и самопознание. Человеческая личность это не только его характерное отличие от животных и растений, это противоположность эгоистическому началу в человеке. «Действительно, личность — это положительное начало самостоятельности, присущее человеку как существу духовному; личность — это сущностная характеристика человека, она отличает его от животных, растений и косной материи. Но, с другой стороны, личность является основой и другой характеристики человека, отрицательной — его эгоизма. Поэтому анализ того, что такое личность, поможет показать и причину бедственного положения человека, и способ избавления его от этого положения»[5].

Плотин разделяет людей на три категории. Первые – совершенно привязанны к земному, материальному. Другие – направляют свое внимание на прекрасное, иногда, отрешаясь от материального, но все же они не способны видеть высшее, так как остаются погруженными в чувственный мир. Третий вид – это «божественные люди», они направлены к высшему и стараются там утвердиться, то есть вернуться к истинному существованию. Эти три категории людей непосредственно связаны с тремя уровнями «Я», с помощью которых он решает вопрос об изменении бедственного человеческого положения, на жизнь с божеством. Как выше уже было сказано, бедственное положение человека связано с его индивидуальным выбором, от этого следует, что свобода выбора человека неразрывно связана с его личностью, и поэтому исследование личности и сущности человека остается первоочередной задачей у Плотина. Хотя эти два понятия противоположны друг другу, потому что сущность – это родовое понятие, то, что связывает всех людей воедино, а личность – это то, что отличает нас друг от друга, но в то же время эти два понятия неразрывно связаны [6]. Также важным в понимании трех категорий людей и связанных с ними трех уровней нашего «Я», согласно Плотину являются мировые ипостаси, которые находятся не только в каждом из нас, но имеют существование отдельно от нас. Это проблема «объективизма и эгоцентризма» в философии Плотина. И поскольку, средний уровень «Я» подвижен и колеблется от низшего «Я» к высшему, то это послужило разделению людей на три категории.


 

16. Византийские определения философии в «Философских главах» преп. Иоанна Дамаскина.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.