Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, предмет, принципы и источники международного воздушного права






Международное воздушное право - это отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципом и норм, регулирующих отношения между государствами в целяхосуществления международных воздушных сообщений.

Правовой режим воздушного пространства определяется нормами, регулирующими как непосредственно международные пере­движения, так и международные сообщения, т.е. коммерческую деятельность гражданской авиации.

Международными воздушными передвижениями считаю и полеты через воздушное пространство более чем одного государ­ства, выполняемые в коммерческих целях.

Предметом международного воздушного права являются:

- отношения по поводу организации международной аэронавигации;

- отношения по поводу деятельности иностранных воздушно-транспортных предприятий в суверенном воздушном простран­стве государств, разрешающих такие полеты;

- полеты в международном воздушном пространстве;

- сотрудничество государств в использовании воздушного пространства;

- безопасность международных воздушных полетов и режим
воздушного пространства.

В своем развитии международное воздушное право прошло три периода.

Первый период (до Первой мировой войны) - формирова­ние теорий и взглядов воздушного права. Были выдвинуты две кон­цепции - теория открытого воздуха и теория суверенитета госу­дарств над воздушным пространством, над своей сухопутной и вод­ной территорией. Но ни одна из них не стала основной.

Второй период (с начала Первой мировой войны до 1944 г.) -для него характерны: 1) юридическое закрепление принципа полно­го и исключительного государственного суверенитета над воздуш­ным пространством; 2) превращение авиации в самостоятельный вид транспорта и быстрое развитие международных воздушных отношений.

Третий период (с 1944 г. по настоящее время) — харак­теризуется разработкой унифицированных на международной ос­нове летно-технических норм, позволяющих единообразно пони­мать и применять аэронавигационные правила; появлением новых разделов воздушного права: право международного воздушного транспорта, регулирование международных воздушных сообще­ний, право международной безопасности полетов и др. В резуль­тате формируется понятие международного воздушного права в широком смысле.

Воздушные сообщения между государствами регулируются на основе общепризнанных принципов и норм международного права:

1. Принцип полного и исключительного суверенитета госу­дарства на воздушном пространстве в пределах всей своей сухо­путной и водной территории. Каждое государство имеет право са­мостоятельно и в полном объеме устанавливать правовой режим использования части земной атмосферы, расположенной над тер­риторией этой страны. Устанавливается разрешительный порядок полетов в суверенном воздушном пространстве государства.

2. Принцип свободы полетов в международном воздушном
пространстве, расположенном за пределами Государственных гра­ниц. Летательные аппараты любой страны имеют право беспре­пятственного осуществления полетов в пределах этого простран­ства при условии строгого соблюдения установленных междуна­родным правом предписаний.

3. Принцип обеспечения безопасности международной граж­данской авиации в международном воздушном пространстве поле­тов национальных летательных аппаратов.

4. Возмещение ущерба, причиненного воздушными судами юридическим и физическим лицам иностранных государств».

Международно-правовое регулирование воздушного права началось с Парижской конвенции о воздушной навигации 1914 и, которая предусматривала: 1) отказ от теории свободы воздуха и признание исключительного и полного суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его сухопутной и ной территории; 2) право мирного пролета иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств.

В 1928 г. была принята Панамская конвенция о коммерческой авиации, в 1929 г. -Варшавская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, которая установила нормы об ответственности эксплуатанта воздушного судии за вред, причиненный пассажирам и грузам во время перевозки.

Важнейшим источником международного воздушного пра­ва является Чикагская конвенция 1944 г. о международной граж­данской авиации, дополненная поправками в 1954, 1961, 1962, 1971, 1973, 1974, 1977, 1980, 1984гг. К ней приняты 18 приложений. Конвенция подтвердила принцип суверенитета государства над его воздушным пространством, всесторонне урегулировала комплекс отношений в сфере воздухоплавания, регулярных и нерегулярных полетов, регистрацию и определение национальной принадлежно­сти воздушных судов, установила важнейшие международные стандарты и признание действительности рекомендуемой летной практики. Была учреждена Международная организация граждан­ской авиации (ИКАО).

К источникам международного воздушного права относятся Женевская конвенция о признании прав на воздушное судно (1948 г.), Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностран­ным воздушным судном третьим лицам на поверхности Земли (1952 г.), Монреальский протокол к ней (1978 г.), предусматривающий абсо­лютную ответственность собственников воздушных судов за ущерб, причиненный в результате их использования.

В качестве первоисточника используется международный обычай. Его применение имело место при формировании следующих принципов: суверенитета государства над его воздушным простран­ством; об обязательности оказания помощи воздушным судном дру­гому летательному аппарату или морскому судну, терпящему бедствие; о предоставлении самолетам, оказывающим помощь в экстраординарных ситуациях, права на несанкционированное вхож­дение (влет) в пределы иностранной воздушной территории и др.

Для реализации принципов и норм международного воздуш­ного права важное значение имеет национальное законодательство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.