Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признание






Непосредственно с международной правосубъектностью государств связан вопрос об их признании. В данном случае признание – это односторонний акт государства, которым оно подтверждает (признает) факт возникновения нового субъекта международного права и выражает намерение установить с ним правоотношения, характер и объем которых зависят от вида и формы признания. Здесь важно отметить, что в международном праве не существует обязанности признания. Это всегда акт политического решения, волеизъявления со стороны конкретного государства.

Вопрос о признании возникает каждый раз, когда на мировой арене появляется новое государство, которое может быть образовано в результате:

социальной революции (РСФСР, 1917 г.);

достижения независимости колонией (страны Африки, 60-е годы ХХ века);

объединения двух или нескольких государств в одно (СССР, 1922 г.);

разделение государства (КНДР и Южная Корея, Судана);

 

выделения одного государства из другого (из Грузии - Южная Осетия).

Возникающие на основе акта признания правоотношения существуют независимо от установления между признающим и признаваемым субъектом дипломатических, консульских или иных отношений, так как они вытекают из разных норм международного права. Правовой институт признания до сих пор не кодифицирован и базируется в основном на нормах обычного международного права, хотя Комиссия международного права ООН еще в 1949 г. включила этот вопрос в список тем, подлежащих первоочередной кодификации. Причина этого заключается в противоречивости практики признания, которое довольно часто производиться не на основе норм права, а по соображениям политического характера.

Противоречивость практики признания выражается также и в том, что существуют две противоположные по содержанию теории признания: декларативная и конститутивная.

В соответствии с декларативной теорией признания международная правосубъектность государства возникает с момента его возникновения и не зависит от желания других государств. Признающие государства лишь декларируют (подтверждают) фактическое положение вещей. Другими словами, непризнание не может лишить новое государство его правосубъектности и «ликвидировать» факт его существования.

Конститутивная теория базируется на противоположном постулате. В соответствии с ней возникновение государства не равнозначно появлению нового субъекта международного права. Для этого необходимо получение признания такого государства со стороны других стран. Признающее государство, таким образом, способно по своему усмотрению конституировать (учреждать) соответствующий правовой статус и компетенцию другого государства. На практике это означает, что правовой вопрос о правосубъектности решается не правовыми средствами и ставится в зависимость от политического решения. Именно это обстоятельство позволяет многим юристам-международникам говорить о несоответствии конститутивной теории современному международному праву и, в частности, его принципам суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела государств.

Тем не менее, несмотря на то, что от признания не зависит возникновение правосубъектности государства, оно является актом большого политического и юридического значения, так как позволяет признанному государству не на словах, а на деле реализовывать свою правосубъектность. Ведь не секрет, что непризнание новых государств со стороны ведущих государств мира способно сегодня значительно подорвать их эффективное функционирование в качестве субъектов международного права.

В практике государств признание осуществляется в различных объемах. В зависимости от этого различают две основные формы признания: полное и частичное.

Признание de jure– полное и окончательное официальное признание. Оно представляет собой выражение готовности государства рассматривать новое образование как самостоятельное, независимое и суверенное государство и развивать с ним отношения. Признание, de jure, по общему правилу, сопровождается установлением дипломатических отношений и заключением между признающим и признаваемым государством различных Международно-правовых соглашений. Признание de facto – частичное признание, также представляет собой разновидность официального признания. Однако оно носит неполный характер. И поэтому, хотя между признающим и признаваемым государством в этом случае могут заключаться различного рода международные договоры, отношения между ними не достигают уровня обмена официальными представительствами. Признание de facto выбирается в случаях, когда признающие страны не уверены в прочности и жизнеспособности нового субъекта международного права и ожидают дальнейшего развития событий.

Фактическое признание является неофициальным. Оно осуществляется в форме эпизодических или разовых (ad hoc – для данного случая) контактов по различным вопросам между властями признающего и признаваемого государств при официальном непризнании первым второго (рабочие отношения между членами международной организации или участниками международной конференции; культурные, спортивные связи; защита интересов граждан и т.п.).

В зависимости от способа выражения государством своего желания признать новое образование на международной арене различают явно выраженное и молчаливое (подразумеваемое) признание. Первое осуществляется при помощи принятия компетентным органом признающего государства нормативного (указа) или иного официального документа (ноты, заявления), которыми оформляется соответствующее намерение и указывается объем признания. Молчаливое признание выражается в совершении определенных действий, свидетельствующих о намерении одного государства признать другое. К их числу, в частности, можно отнести установление дипломатических отношений, заключение двустороннего договора или продолжение отношений с новым правительством, пришедшим к власти неконституционным путем. Вместе с тем о молчаливом признании не говорят сами по себе, в частности, факты участия не признающих друг друга субъектов международного права в одном и том же многостороннем договоре, в международной организации или на международной конференции.

Признание государства как субъекта международного права одновременно означает и признание его правительства. Вместе с тем в международной практике может возникнуть вопрос о признании нового правительства в уже существующем государстве. Обычно это происходит в том случае, когда правительство приходит к власти неконституционным путем. Признание нового правительства уже признанного государства – свободный акт, посредством которого признающие страны констатируют, что данное лицо или группа лиц в состоянии управлять государством и заявляют о своем желании поддерживать с ними или с ними официальные отношения. При этом, как показывает практика, при принятии решения о признании важное значение имеет наличие следующих обстоятельств: 1) деятельность нового правительства поддерживается народом и соответствует его воле; 2) правительство осуществляет эффективную власть на территории государства; 3) правительством установлен демократический политический режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека; 4) смена власти произошла без помощи пришедшему к власти правительству извне.

Помимо государств и правительств, проблема признания может возникнуть также в отношении: органов национально-освободительных движений (Организация освобождения Палестины); воюющей стороны или органа сопротивления. Признание указанных субъектов распространяет на них действие норм и принципов международного права и, в частности, такой его отрасли, как международное гуманитарное право, а также облегчает процесс получения ими помощи от государств и международных организаций.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.