Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика работы. Актуальность исследования






 

Актуальность исследования. Чтобы осуществить полномасштабную модернизацию в России, необходимо отказаться от коммуникативных стратегий прошлого и овладеть новыми. В современном российском обществе соседствуют различные типы информационных отношений и коммуникативных стратегий. Значительную часть занимают пока субъект-объектные отношения, когда информирующие стремятся управлять поведением аудитории. В этом случае часто используются манипулятивные коммуникативные стратегии. В процессе модернизации общества на смену субъект-объектным отношениям в массовом информационном процессе приходят субъект-субъектные. Это отношения равноправного сотрудничества, партнерства, совместного обсуждения проблем, дающие возможность каждому участнику социальных действий проявлять инициативу, предлагать свое решение острых вопросов, способствовать коллективной выработке моделей поведения1.

Одним из важных факторов развития конвентивных, диалоговых коммуникационных стратегий в нашей стране и во всем мире стала гражданская журналистика (civic journalism)2.

Под гражданской журналистикой мы понимаем направление профессиональной журналистики, которое ставит целью развитие общественных инициатив и содействие росту гражданского потенциала личности, способствует формированию местного сообщества на демократических принципах, создавая для граждан возможности решать местные проблемы в рамках медийных проектов3.

Общественные инициативы мы понимаем как форму реализации гражданского общества на локальном уровне через индивидуальную или коллективную активность, в том числе в протестной форме, в виде мнения или действия с целью улучшения социальной действительности. Субъектами общественных инициатив являются объединения и граждане,

активность которых не относится к выполнению служебных задач и обязанностей4.

Общественные инициативы возникают в результате личной мотивации и вместе с тем зависят от политических, правовых, материальных, культурных, информационных условий и наличия поддерживающих структур. Для успешной реализации общественных инициатив должна быть создана атмосфера их легитимности, одобрения. Необходимы совершенствование законодательства и обобщение опыта для сотрудничества субъектов общественных инициатив с органами власти и местного самоуправления.

Политика местного самоуправления по отношению к общественным инициативам определяется тем, что оно пока остается продолжением структур власти на низовом уровне. Зависимость общественных инициатив от местного самоуправления разрушает начала равноправного партнерства между обществом и властью, которые появились в пореформенные годы, и воссоздает атмосферу патернализма, характерную для вертикали власти. Обозначенная тенденция влияет на СМИ, которые оценивают общественные инициативы по критериям, установленным властью.

В профессиональной парадигме современных журналистов, редакторов, издателей ценности гражданского общества не являются приоритетными, что отражается на информационной политике СМИ. Журналисты не оценивают явления социальной действительности с точки зрения развития общественных инициатив, самоорганизации граждан, роста гражданского потенциала личности. Поэтому выбор повестки дня в СМИ часто исключает те факты и явления, которые объективно являются общественными инициативами или несут их зачатки. Кроме того, журналисты не владеют в должной мере современными приемами развития общественных инициатив.

Редакционные коллективы переживают трудный период, вызванный взаимосвязанными явлениями: падением тиражей газет, уменьшением аудитории, снижением поступлений от рекламы и классифайдов, кадровыми проблемами. С прагматической точки зрения деятельность местного СМИ на принципах гражданской журналистики с целью развития общественных инициатив, гражданского потенциала личности и местного сообщества не обещает выгоды – она не принесет редакции «быстрых» денег. Но с точки зрения интересов демократического поступательного движения социума местные СМИ должны обратить свои предпочтения в первую очередь к общественной сфере.

Идея реализации общественных инициатив на принципах гражданской журналистики нуждается в дальнейшей научной разработке. Сформировавшись к началу 1990-х гг. как направление профессиональной журналистики, гражданская журналистика с середины нулевых годов начинает обозначать также информационную и коммуникативную деятельность в Интернете. В новом пространстве эта деятельность часто характеризуется отсутствием гражданственности, производит информационный шум. Перед наукой стоит задача раскрыть потенциал классической гражданской журналистики, который может быть использован профессиональными журналистами и медиа-активистами в Интернете.

Таким образом, актуальность изучения общественных инициатив в медиапространстве гражданской журналистики обусловлена в первую очередь интересами демократического становления общества на локальном уровне, необходимостью модернизации местных СМИ как части медиасистемы страны. Актуальность усиливается тем, что один из результатов научного исследования – разработанная и опробованная новая модель информационной кампании – может быть использована отдельной редакцией для последовательного развития общественных инициатив и обучения журналистов.

Нуждается в серьезном научном исследовании и мировой опыт развития гражданской журналистики. В США, других странах ведутся обстоятельные дискуссии о путях развития гражданской журналистики5. В США к 2005 г. в этой области было выполнено около 70 эмпирических исследований. Феномен американской гражданской журналистики в России известен по переведенной на русский язык книге Э. Миллера «Шарлотский проект. Как гражданам взять демократию в свои руки»6.

Степень научной разработанности темы. В России сфера гражданской журналистики широко не распространена. В обзорах международной практики, которые в разные годы представили Т. Хаас из США7 и А. Романо из Австралии8, российский опыт не отмечен.

Отечественными авторами тема исследуется фрагментарно. Исключение составляют работы некоторых аналитиков. Среди них следует назвать монографию И. М. Дзялошинского «Журналистика соучастия: как сделать СМИ полезными людям»9. И. Д. Фомичева разрабатывает относящуюся к нашей теме проблематику партиципарной коммуникации. Результаты ее исследований представлены в монографиях и в учебном пособии «Социология СМИ»10.

Некоторые технологии поддержки общественных инициатив излагают организаторы и участники проектов таких общественных объединений, как Институт развития прессы-Сибирь11, Интерньюс в партнерстве с НП «Социальные инвестиции»12, Агентство социальной информации13.

Тема развития общественных инициатив в сфере гражданской журналистики недостаточно полно осмыслена в отечественной науке. Особенно необходима разработка практических методов, учитывающих особенности современных СМИ.

 

Цели и задачи исследования. Цель исследования: выявить теоретические основы и редакционные практики развития общественных инициатив в системе медиапространства гражданской журналистики, обобщить позитивный опыт для активизации деятельности местных СМИ в этом направлении.

Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- определить содержание понятия «общественные инициативы», выявить особенности общественных инициатив, характерные для России на локальном уровне;

- рассмотреть теоретические предпосылки и факторы формирования гражданской журналистики как профессионального направления, ориентированного на развитие общественных инициатив;

- изучить деятельность по развитию общественных инициатив в гражданской журналистике на примере США, где опыт был впервые концептуализирован и развит;

- проанализировать этапы теоретического осмысления гражданской журналистики в России;

- проанализировать процесс развития общественных инициатив средствами гражданской журналистики в России;

- исследовать профессиональную позицию по отношению к общественным инициативам, сложившуюся у журналистов местной прессы Северо-Запада России;

- представить новую модель информационной кампании, целью которой является развитие общественных инициатив, разработанную автором на принципах гражданской журналистики.

 

Объект исследования: местная пресса Северо-Запада России.

Предмет исследования: общественные инициативы в медиапространстве гражданской журналистики: содержание, формы, значимость для местного сообщества.

Теоретическая база исследования. Теоретической основой исследования послужили работы, посвященные различным аспектам гражданского общества, авторами которых являются зарубежные и российские ученые и методологи: А. А. Аузан, А. Арато, В. А. Гуторов, В. В. Витюк, Ю. М. Резник, З. Т. Голенкова, В. Волков, Д. Волков, Е. В. Белокурова, Д. Шмидт, В. М. Межуев, В. Н. Руденкин, В. В. Рябев, С. Салменниеми, С. В. Шачин, А. Токвиль, Ю. Хабермас, Л. Д. Гудков, Б. В. Дубин и Н. А. Зоркая.

Специфика социальной локальности, региональной политики, местного самоуправления и общественных инициатив в местном сообществе изучены такими авторами, как Е. С. Шомина, М. В. Ноженко и Е. В. Белокурова, М. И. Либоракина, А. Сыродеева, С. Л. Чижков, М. А. Бажинов, Т.А. Макогон.

Содержание понятий политического и гражданского участия, политической культуры, общественных инициатив осмыслены благодаря трудам Г. Алмонда и С. Вербы, Р. Г. Апресяна, Д. В. Гончарова, М. Р. Холмской, А. Ю. Сунгурова, Л. М. Семенюк, Ю. Петрушиной, А. В. Окатова, А. С. Карпова, Д. В. Афиногенова.

Теории прессы в обществе, историю исследования аудитории помогли освоить Н. Богомолова, Л. М. Землянова, М. Маклюэн, Д. Макуэйл, М. М. Назаров, У. Липпман, Ю. Хаберма с, Ф. Сиберт, У. Шрамм и Т. Питерсон, Д. Брайан и С. Томпсон.

Возможности и обязанности СМИ, вытекающие из концепции демократии участия и делиберативной демократии, формулируют Д. Фишкин, Р. Харвуд, Д. Янкелович, Р. Патнэм, К. Пейтман, К. Норденстренг, Д. Кин, Э. Ламбет, Т. Хаас.

При анализе истории, концептуальных особенностей, технологий гражданской журналистики США автор опирался на работы американских исследователей. В первый период теоретическое обоснование новому направлению дали Д. Розен, Д. Мэррит, А. Чарити, Д. Кэрри, Д. Шаффер. Д. Баттен. Позже были выполнены десятки эмпирических исследований, среди которых наиболее известны работы Л. Фридланда, Ф. Мейера, Д. Перри. Ценны труды Д. Розенберри и Т. Хааса, которые рассматривают динамику развития направления в исторической перспективе и связывают гражданскую журналистику (civic journalism) с журналистикой, которую практикуют граждане (citizen journalism). А. Романо (Австралия) и Л. Ахва (Финляндия) рассматривают американскую гражданскую журналистику как основу для подобной практики в других странах. В общей проблематике внимание гражданской журналистике уделяют Б. Ковач, Т. Розенстил, Д. Николс, Р. Макчесни, Д. Кован, Д. Вестфал, М. Шадсон, М. Журковиц, К. Ширки.

При изучении российских особенностей гражданской журналистики основными были труды по журналистике соучастия И. М. Дзялошинского, и по партиципарной коммуникации И.Д. Фомичевой. Идеи общественного диалога изучены по работам Е. П. Прохорова, М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской, Т. И. Фроловой. Журналистика открытого общества рассматривается в контексте идей Я. Н. Засурского, Е. Л. Вартановой, исследованиях К. А. Журенкова. Представления о СМИ как факторе формирования гражданского общества сложились на основе взглядов, изложенных А. И. Верховской, Г.В.Чевозеровой.

 

Эмпирическая база исследования. Эмпирической базой исследования являются:

1. Местные газеты за январь 2009 – март 2011 гг. Северо-Запада России: «Новая Кондопога» (г. Кондопога, Карелия), «Вечерний Северодвинск» (г. Северодвинск Архангельской обл.), «НИВА» (г. Кандалакша Мурманской обл.), «Тридевятый регион» (г. Калининград). Все газеты выходят как еженедельники, исследованы по 110 номеров каждого издания.

2. Материалы информационных кампаний, реализованные в местных СМИ Северо-Запада в 2002-2010 гг. (Приложение 1.)

3. Материалы интернет-дискуссии в январе 2009 – марте 2010 гг. о реконструкции масс-медиа в США – около 100 материалов, из которых 20 являются основными, определяющими хронологию и характер дискуссии. (Приложение 2.)

4. Личные интервью, полученные в апреле 2010 г. от теоретиков и практиков гражданской журналистики в США Д. Шаффер, Д. Розенберри, К. Ринесмита. (Приложение 3.)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.