Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 11. Софокл и его усовершенствования. «электра».






ын Софилла, афинянин, вместе с Эсхилом и Еврипидом образующий триаду знаменитейших античных трагиков. Род. около 495 г. до Р. Х. в афинском предместье Колоне, вблизи реки Кефиса. Место своего рождения, издавна прославленное святынями и алтарями Посейдона, Афины, Евменид, Деметры, Прометея, поэт воспел в одной из своих трагедий (" Эдип у Колона", ст. 668-719); здесь же отмечены и естественные красоты местности. К Колону легенды приурочивали последнее пристанище Эдипа и его чудесную кончину. Происходил С. из достаточной семьи, получил хорошее образование. После саламинской битвы (480) он участвовал в народном празднике как руководитель хора. В общественной деятельности поэт не обнаружил ни больших дарований, ни особенной ревности, хотя дважды был избираем на должность военачальника и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзную казну, - эллинотамия. По словам александрийского грамматика, афиняне выбрали С. в военачальники в 440 г. под впечатлением его трагедии " Антигона", постановка которой на сцену относится, таким образом, к 441 г. до Р. Х. С. отличался веселым, общительным характером, не чуждался радостей жизни, как видно из слов некоего Кефала в Платоновом " Государстве" (I, 3). Близкое знакомство поэта с историком Геродотом удостоверено достаточно. Главным занятием его было составление трагедий для афинского театра. Первая тетралогия С., поставленная на сцену в 27-28-летнем возрасте, доставила ему победу над стариком Эсхилом в 469 г. и открыла собой ряд триумфов, им одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками: ни один из поэтов древности не одержал так много побед над своими соперниками. Умер С. на 90-м году жизни, в 405 г. до Р. Х. Афины соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя.
Сообразно успехам, какими трагедия была обязана С., им сделаны новые приспособления в сценической постановке пьес. Так, он увеличил число актеров до трех, а число хоревтов с 12 до 15, сократив в то же время хоровые части трагедии, усовершенствовал декорации, маски, вообще бутафорскую сторону театра, внес перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, хотя не известно в точности, в чем эта перемена состояла. Наконец, он же ввел в употребление расписные декорации. «Очеловечивание действия» - внутренний конфликт героя. От С. дошло до нас семь трагедий, из которых по содержанию три принадлежат фиванскому циклу сказаний: " Эдип", " Эдип у Колона" " Антигона"; одна к Гераклову циклу - " Деянира", и три к троянскому: " Эант", наиболее ранняя из трагедий С., " Электра" и " Филоктет"

.Не сын, как у Эсхила, но дочь - главное действующее лицо в софокловой " Электре" она - постоянная свидетельница поругания над родным домом славного Агамемнона порочной матерью; она сама непрестанно подвергается обидам от матери и ее незаконного сожителя и соучастника в злодеянии, она для самой себя ждет насильственной смерти от рук, запятнанных кровью великого родителя. Всех этих мотивов вместе с любовью и благоговением к убитому отцу достаточно для того, чтобы Электра приняла твердое решение отмстить виновным; вмешательством божества ничего не изменяется и не прибавляется для внутреннего развития драмы. Клитемнестра у Эсхила - справедливо карающая Агамемнона за Ифигению, у С. сладострастная, наглая женщина, жестокая до беспощадности к родным детям, готовая насилием освободиться от них. Она поминутно оскорбляет дорогую память отца Электры, низводит ее на положение рабыни в родительском доме, поносит ее за спасение Ореста; она молится Аполлону о гибели сына, открыто торжествует при известии о его гибели, и только ждет Эгисфа, чтобы покончить с ненавистной дочерью, смущающей её совесть.

БИЛЕТ 12. НОВАТОРСТВО ЕВРЕПИДА РЕАЛИСТИЧНОСТЬ ОБРАЗОВ, ВЛИЯНИЕ СОФИСТОВ, КРИТИКА СТАРЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ. «ИППОЛИТ». Еврипид (около 485-406 до н.э.). Социальный кризис афинской рабовладельческой демократии и обусловленная им ломка традиционных понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве младшего современника Софокла-Еврипида.. В противоположность Софоклу Еврипид непринимал непосредственного участия в политической жизни государства, однако он живо интересовался общественными событиями. Его трагедии полны разнообразных политических высказываний и намеков на современность.

Большого успеха у современников Еврипид не имел. От Еврипида дошло до нас полностью 18 драм (всего он написал от

75 до 92) и большое количество отрывков. Драматург приблизил своих героев к действительности; он, по свидетельству Аристотеля, изображал людей такими, " каковы они есть". Персонажи его трагедий, оставаясь, как и у Эсхила и Софокла, героями мифов, наделялись мыслями, стремлениями, страстями современных поэту людей. В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных верований и боги оказываются более коварными, жестокими и мстительными, чем люди. По своим общественно-политическим взглядам был сторонником умеренной демократии, опорой которой он считал мелких землевладельцев. В некоторых его пьесах встречаются резкие выпады против политиков-демагогов: льстя народу, они добиваются власти, чтобы использовать ее в своих корыстных целях. В ряде трагедий Еврипид страстно изобличает тиранию: господство одного человека над другими людьми вопреки их воле ему представляется нарушением естественного гражданского порядка. Благородство, по Еврипиду, заключается в личных достоинствах и добродетели, а не в знатном происхождении и богатстве. Положительные персонажи Еврипида неоднократно высказывают мысль, что безудержное стремление к богатству может толкнуть человека на преступление. Заслуживает внимание отношение Еврипида к рабам. Он считает, что рабство-это несправедливость и насилие, что природа у людей одна и раб, если у него благородная душа, ничуть не хуже свободного. Еврипид часто откликается в своих трагедиях на события Пелопоннесской войны. Хотя он гордится военными успехами соотечествеников, но в целом относится к войне отрицательно. Он показывает, какие страдания несет война людям, прежде всего женщинам и детям. Война может быть оправдана только в том случае, если люди защищают независимость своей родины. Эти идеи выдвигают Еврипида в число самых прогрессивных мыслителей человечества. Еврипид стал первым известным нам драматургом, в чьих произведениях характеры героев не только раскрывались, но и получали свое развитие. При этом он не боялся изображать низкие человеческие страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того же человека. Аристотель назвал его трагичнейшим из всех греческих драматургов.

Трагедия (428 г.) близка по динамике и характеру к трагедии «Медея». Изображена молодая афинская царица, полюбившая своего пасынка. Так же, как и в Медее показан психологизм страдающей души, которая презирает себя за преступную страсть, но в то же время только и думает о любимом. Здесь также присутствует конфликт между долгом и страстью (Федра кончает самоубийством, обвиняя Ипполита в посягательстве на ее честь, страсть победила). Реалистически раскрываются тайники душевной жизни героинь. Отразил мысли и чувства своих современников.

БИЛЕТ 30 ТВОРЧЕСТВО ВЫДАЮЩИХСЯ АФИНСКИХ ДРАМАТУРГОВ – ТРОВЦОВ ТРАГЕДИИ (ЭСХИЛ, СОФОКЛ, ЭВРИПИД)

Эсхил из Элевсина. Он видел греко-персидские войны. 90 трагедий (7 СОХРАНИЛОСЬ, «Персы», «Орестея» - трилогия, «Прикованный Прометей»). Переосмысливает мифические сюжеты, наполняет рассказ идеями своего времени. Отображает в своих произведениях ТОРЖЕСТВО ПОЛИСНОГО ПОРЯДКА. Прославляет мужество и патриотизм греков. «Возвышает людей до мифических высот». ОТЕЦ ГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ.

СОФОКЛ из Афин. Вел активную жизнь, занимал жирные должность. Ходил на интеллигентный кружок Перикла. 120 трагедий. Дошло 7 («Царь Эдип», «Антигона»). ДОЖИЛ ДО СТАРОСТИ, ТАК И НЕ ПЕРЕЖИВ ПОРАЖЕНИЯ НА СЦЕНЕ. Не так резок, как Эсхил. ТЕМА НЕИЗБЕЖНОСТИ СУДЬБЫ, ПОДЧИНЕНИЯ БОГАМ -> переходит в тему «идеального человека».

ЭВРИПИД из Соломин. 90 трагедий, дошло 18 (17 полн). Изображал людей, какие они есть. Человек – раздираемая противоречиями душа. Тенденция к изображению наиб острых проблем, за что Аристотель назвал его «трагичнейшим из поэтов». Также его прозвали «Философ на суше». Хор теряет значение, наибольшую роль играет АКТЕР. «ЦИКЛОП», «ИППОЛИТ»

ВЫВОД: творчество этих людей во многом определило развитие всей Греции, они внесли большой вклад в Гр литературу. *Софокл уделал Эсхила, после чего тот сошел с ума. Также он всегда уделывал Эврипида.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.