Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности







Источник: Электронная система " Контроль в ЛПУ"
Автор: Кицул И.С. эксперт МЦФЭР, д.м.н., профессор, зав.каф. общественного здоровья и здравоохранения Иркутской медицинской академии последипломного образования

Правовая основа для реализации новых механизмов контроля в сфере охраны здоровья населения вообще и контроля качества и безопасности медицинской деятельности в частности регламентирована Федеральным законом от 21.11.11 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Основы).

Вопросу организации и планирования системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности вопросу полностью посвящена глава 12 Основ.

Формирование системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в соответствии со ст. 90 Основ, связано прежде всего с подготовкой системы внутренних документов организации, утверждаемых руководителем.

При разработке и утверждении документации следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1043 " Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2012 г. № 970 г. " Об утверждении Положения о государственном контроле за обращением медицинских изделий", а также п.п а), в), г), д), е), ж) п.3" Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 1152 г.

По каждой из групп документов, перечисленных в п.3 Постановления № 1152, предусматривается наличие приказов, положений, порядков действий и т.д, содержащих в себе конкретные мероприятия, их частоту и определенный круг ответственных лиц и т.д.

План в данном случае будет являться одним из механизмом практической реализации всех направлений по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

Ответственное лицо за организацию работы в сфере внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности:

· готовит проект Плана (или раздел общего плана) по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности;

· согласовывает данный План (или раздел общего плана) на заседании врачебной комиссии (или соответствующей подкомиссии) медицинской организации;

· в срок не позднее 01 декабря года, предшествующего планируемому проверяемому периоду, представляет проект Плана (или раздел общего плана) на рассмотрение и утверждение руководителю медицинской организации.

В содержательной части плана по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности указывается следующая обязательная информация:

· наименование планируемого к проверке структурного подразделения медицинской организации с указанием ФИО руководителя данного структурного подразделения;

· должность и ФИО должностного лица (иного работника), в случае, если планируется проверка работы конкретного должностного лица (иного работника);

· предмет внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, т.е. что конкретно планируется проверить;

· срок проведения внутреннего качества и безопасности медицинской деятельности;

· должность и ФИО ответственного лица за проведение данного внутреннего контрольного мероприятия.

После утверждения План (или раздел общего плана) по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности доводится до сведения руководителей всех структурных подразделений медицинской организации и иных заинтересованных работников.

 

14.09.2014 08: 00: 00 | Журнал " Здравоохранение"

Роль безопасности медицинской деятельности в обеспечении ее качества

Тема: Обеспечение качества медицинской помощи
Источник: Журнал " Здравоохранение" № 09 2014
Автор: Линденбратен А.Л., д-р мед. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ, первый зам. директора по научной работе, Гололобова Т.В., канд. мед. наук, ст. науч. сотр., ФГБУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья» РАМН

Вопросы безопасности медицинской помощи все больше привлекают внимание широкого круга специалистов. Внедрение в практику здравоохранения новых, все более сложных медицинских технологий, рост ятрогенных болезней, высокий уровень больничных инфекций, приводящих к осложнению заболеваний и наносящих большой как социальный, так и экономический ущерб, обусловливают актуальность этой проблемы.

Многие исследователи рассматривают безопасность как один из критериев качества медицинской помощи. Известный американский ученый А. Донабедиан еще в 1980 г. отмечал, что качественная помощь – это такая помощь, при которой максимизируются все составляющие благополучия пациента с учетом баланса возможной пользы и риска, характеризующего отдельные элементы помощи. В соответствии с определением ВОЗ важнейшим критерием качества медицинской помощи является степень снижения риска возможного возникновения болезни, прогрессирования существующего заболевания, развития осложнений вследствие заболевания, обследования и лечения с учетом оптимальности использования доступных медицинских ресурсов и технологий и удовлетворенности пациента оказанной медицинской помощью.

И не случайно эти вопросы нашли свое отражение в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – Закон № 323-ФЗ), где говорится (ст. 87) о контроле качества и безопасности медицинской деятельности, который осуществляется:

· соблюдением требований к медицинской деятельности, установленных законодательством РФ;

· определением показателей качества деятельности медицинских учреждений;

· соблюдением объема, сроков и условий оказания медицинской помощи.

При этом выделяются три формы контроля: государственный, ведомственный и внутренний. Следует обратить внимание, что речь идет уже не о медицинской помощи, а о медицинской деятельности, то есть понятии более широком, которое в том же Законе № 323-ФЗ (ст. 2) трактуется как «профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях».

Очевидно, это требует соответствующего разграничения и понятий «безопасность медицинской помощи» и «безопасность медицинской деятельности», а также их связи с качеством рассматриваемых объектов.

Понятие качества медицинской помощи сформулировано в Законе № 323-ФЗ (см. документ в ЭС " Экономика ЛПУ" - получить доступ> >) как совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Следовательно, речь в данном случае идет по существу о самом процессе оказания медицинской помощи, осуществляемом в рамках взаимодействия пациента с медицинским персоналом, которое, естественно, может быть связано с определенным риском для обеих сторон.

Исходя из этого, безопасность как одна из характеристик качества означает сведение до минимума риска возможных травм, инфекций, побочных эффектов лечения и других опасностей в процессе оказания медицинской помощи. При этом имеется в виду безопасность для пациентов, медицинских работников, посетителей больниц, родственников больных и всех окружающих.

Например, медицинские работники, как и пациенты, должны быть защищены от риска инфицирования через перелитую кровь или используемые инструменты. В этом случае снижения риска добиваются за счет соблюдения правил асептики и техники переливания крови. В ряде случаев технологические стандарты имеют законодательную силу. Это касается в первую очередь тех стандартов, применение которых связано с относительно высоким риском возникновения неблагоприятных побочных эффектов, например при осуществлении так называемых терапевтически агрессивных методик.

Но поскольку медицинская деятельность, помимо самого процесса оказания медицинской помощи, включает в себя массу самых разных организационных мероприятий, то следует, очевидно, говорить не только о качестве медицинской помощи (КМП), но и о качестве организации медицинской помощи (КОМП). При этом к качеству организации медицинской помощи могут быть отнесены такие характеристики, как доступность, экономичность, преемственность, безопасность и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.